О Малом Омовений — Тахара по Ханафитскому Мазхабу
Что подразумевается под омовением? В Шариате существуют два разных понятия, между которыми мусульманин должен знать разницу: гасль (омовение) и масх (протирание). Омовение означает, что после попадания воды на какой-либо орган тела, с этого органа должны стекать капли воды (как минимум, 2 капли). Таким образом подчёркивается, сколько воды должно попасть на ту или иную часть тела, чтобы она считалась «омытой».
ТАХАРА(«очищение») — в широком понимании может быть как духовным, когда мусульманин очищает покаянием свою душу от греха, так и физическим, когда человек очищает свое тело от нечистот (см.: Наджаса; Истинджа; Истибра).
Тахара — раздел мусульманского права (фикх), в котором излагаются правила соблюдения физической чистоты тела. Чистота в Исламе является одним из важнейших условий религиозного служения. Без соблюдения правил чистоты тела и одежды нельзя совершать молитвы, обходить Каабу (9:108). Пророк Мухаммад мир ему и благословение Аллаха сказал: «Чистота — это половина веры» (Муслим. Тахара. 1).
В большинстве случаев тахарат. производится водой. Вода бывает 2 видов:
1. Абсолютно чистая (мутлак), не смешанная с другими веществами (воды природных источников, морей, рек, грунтовые и дождевые). Разделяется на следующие категории:
— одновременно и чистая и очищающая, т. е. пригодная и для питья и для тахарата;
— чистая, но крайне нежелательная (макрух) для использования из-за того, что ее пили домашние или дикие животные;
— чистая, но непригодная для тахарата — это вода, уже использовавшаяся для омовения (ее использование допускается в шафиитском и маликитском мазхабах);
— нечистая, т. е. вода, в емкость с которой попала какая-либо нечистота или скверна (наджаса).
2. Вода, которая смешалась с другими веществами (мукаййад) и изменила свой цвет, запах или вкус; считается чистой, ее можно пить и использовать для приготовления пищи, но для тахарата и омовения она непригодна.
Порядок совершения Малого Омовения — Тахара
Малое омовение вуду состоит из обязательных частей и желательных. Обязательным условиями малого омовения является умывание: лица; рук, включая локти; ¼ поверхности головы, и ступней ног, включая щиколотки. Для действительности малого омовения достаточно совершить каждое действие единожды.
1- Намерение и «басмалла». Прежде, чем приступить к ритуальному омовению, желательно выразить намерение. Мысленно намерение можно выразить следующим образом: «Я намереваюсь совершить малое омовение», после чего произнести «аузу билляхи минаш-шайтани рроджим, бисмилляхи рахмани рахим », и приступить к действиям.
2- Кисти. Омовение начинается с кистей рук. Сунной является омыть каждую кисть не более, и не менее трех раз. Начинать омовение следует с правой руки.
3- Рот. Следующим действием является полоскание ротовой полости. Совершить это следует трижды. При набирании воды в рот используется правая рука.
4- Нос. Вслед за ротовой полостью промывается нос. Для этого необходимо набрать воду в правую руку, и вобрать в себя воду носом, после чего, с помощью левой руки высморкнуть воду обратно. Совершить это следует трижды.
5- Лицо. Вслед за носом трижды умывается лицо. Границами лица в длину являются верхняя линия волос на голове и кончик подбородка. В ширину границами лица являются мочки ушей. При наличии густой бороды доводить воду до кожи лица под бородой необязательно. Если борода редкая, донести воду до кожи становится обязательным.
6- Руки. Следующим действием является омовение рук. Руки умываются по локти включительно. Для этого желательно омыть руки выше локтей, чтобы быть уверенным в выполнении данного требования. Омовение начинается с правой руки и совершается трижды.
7- Масх головы. Вслед за омовением рук совершается протирание головы. Желательно также протереть шею и уши. В целях экономии воды, все три действия можно совершить следующим образом влажными ладонями протирается голова от начала лба по направлению к шее. Указательные и большие пальцы при этом не соприкасаются с головой. По завершению протирания головы, указательными и большими пальцами протираются уши, после чего внешней стороной кистей протирается шея. Шея протирается частично, а не целиком.
8- Ступни. Заключительным действием является омовение ступней. Ступни омываются трижды, включая щиколотки. Омовение начинается с правой ступни.
Совершив омовение можно произнести следующее дуа: Ашхаду алля иляха илля Лляху вахда-ху ля шарикя ля-ху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху! (Свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его посланник).
или
Аллахумма-дж’аль-ни мин ат-таввабина ва-дж’аль-ни мин аль-мутатаххирина! (О Аллах, причисли меня к кающимся и причисли меня к очищающимся!).
Пример совершения Омовения смотреть на картинках закрепленные ниже
Фарды Омовения
Обязательные действия малого омовения (фард):.
1. Мытьё лица. Омываемые зоны: от линии волос лба до низа подбородка, захватывая область между мочками ушей.
2. Мытьё предплечий, включая локти.
3. Протирание ¼ части волосяного покрова головы.
4. Мытьё обеих ног, до щиколоток включительно.
Условия действительности малого омовения
1. Вода должна попасть на все участки тела без исключения (عُمُوم البَشَرَةِ بِالَماءِ الطَّهُور).
2. Не должно быть хайда, нифаса и того, что нарушает малое омовение (عَدَمُ الحَيْضِ وَالنِفَاسِ وَالحَدَث).
3. Отсутствие преграды для попадания воды на кожу (например, воск или жир).
Суннаты Омовения
Желательные действия малого омовения (суннат):
1. Произнесение намерения.
2. Произнесение «Бисмиль-ляхиль азым валь хамду лилляхи раббиль алямин».
3. Мытьё кистей рук до запястий в начале омовения.
4. Провести сиваком по зубам до полоскания рта, разрешается провести указательным пальцем. Если забыли во время омовения совершить действия сиваком, то сделать это перед намазом, а также при пожелтении зубов, плохом запахе изо рта и перед чтением Корана – это является одобряемым (мустахаб).
5. Полоскание рта и носа по 3 раза. Каждый раз набирать свежую воду.
6. Расчёсывание густой бороды мокрыми пальцами после мытья лица. Расчёсывание начинать снизу из-под подбородка.
7. Руки и ноги необходимо мыть, растопыривая пальцы, чтобы вода попала между ними. Мыть между ними является обязательным (фардом). Мизинцем левой руки проводят между пальцами ног, начиная с нижней части мизинца правой ноги и заканчивая нижней частью мизинца левой ноги.
8. Мытьё каждой названной части тела по 3 раза.
9. Протирание всего волосяного покрова головы 1 раз.
10. Протирание ушей. Внутреннюю часть протирают указательным пальцем, а внешнюю часть – большим пальцем.
11. Протирание руками омываемых частей тела.
12. Омовение совершать без перерыва.
13. Соблюдение порядка омовения.
14. Любое действие при омовении начинать с правой стороны.
15. Мытьё ног начинать с пальцев, а протирание головы – спереди.
16. Протирание задней стороны шеи.
Мустахаб действия Омовения
Одобряемые действия омовения (мустахаб):
1. При омовении сидеть на возвышенном месте, защищаясь от брызг.
2. Сидеть по направлению к Кыбле.
3. Не прибегать к чужой помощи.
4. Без причины не разговаривать во время омовения.
5. Совмещать намерения языка и сердца.
6. Произносить «Бисмилляхир-рахманир-рахим» при мытье каждой омываемой части тела.
7. Чтение молитв, приводимых в хадисах.
8. Протирание слуховых отверстий ушей мизинцем.
9. Набирать воду в рот и нос правой рукой, а высмаркивать левой рукой.
10. Произнесение свидетельства лицом к Кыбле после омовения.
11. После омовения произнести молитву: Аллахум-маджални минат-таввабина ваджални миналь-мутатаххирин.
Макрух действия Омовения
Порицаемые действия во время омовения (макрух):
1. Сильно ударять руками с водой по лицу, лицо надо мыть бережно.
2. Перерасход воды (исраф).
3. Мыть каждую моющуюся часть тела больше или меньше трёх раз.
4. Употребление малого количества воды. Т.е. использовать воду так, чтобы капли не стекали с омываемых частей.
5. Без причины разговаривать во время омовения.
6. Прибегать к помощи других.
7. Совершать омовение в грязном месте или мечети.
8. Три раза протирать голову.
9. Протирать уши, заново смочив руки водой после протирания головы.
Нарушение малого омовения
1. Всё, что выходит из половых органов и заднего прохода.
2. Рвота.
3. Кровь изо рта, если она окрасила слюну в красный цвет (если в жёлтый, то не нарушает).
4. Сон.
5. Изменение сознании (обморок, помутнение рассудка, опьянение алкоголем или наркотиками ит.д.).
6. Выделение крови, сукровицы или гноя из любой части тела.
7. Смех во время намаза.
Истинджа
Слово «истинджа» в арабском языке означает устранение экскрементов смыванием или протиранием. А в терминологии факихов это полное устранение наджасы водой и прочим. И, хотя протирание камнем, например, не устраняет наджасу полностью, Шариат сделал для нас облегчение, приравняв устранение её камнем к устранению её водой. Передали от сподвижников, среди которых Али (да будет доволен им Аллах), Муавия (да будет доволен им Аллах), сын Умара (да будет доволен им Аллах) и Хузайфа Ямани (да будет доволен им Аллах), что они делали истинджа сперва камушками, а потом водой. Сын Умара (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мы так делали и нашли это лечением и чистотой».
Хукм решение истинджа
1. Сунна муаккада (усиленная) для мужчин и для женщин.
Является сунной очищаться после выхода наджасы из переднего или заднего прохода, если она не запачкала ничего за границами места выхода.
2. Ваджиб.
Если она запачкала на размер дирхама. По площади – для жидкой наджасы, по весу – для твёрдой. Дирхам равен по весу примерно 5 г. Площадь же можно определить следующим образом: если человек расправит ладонь и нальёт в неё такой объём воды, который соберётся в углублении в центре ладони и будет равен дирхаму, то устранять её водой – ваджиб. В этом случае протирания камнем и т. п. недостаточно (и устранение наджасы в данном случае не будет называться истинджа).
3. Фард.
Если размер наджасы больше дирхама, то устранение её – фард. И обязательно (фард) помыть место выхода наджасы при совершении полного омовения после полового акта, хайда (менструации) или нифаса (послеродовых кровотечений), даже если наджасы на месте выхода мало.
Является сунной совершать истинджа камнем, пригодным для очищения, не слишком шершавым и не слишком гладким, или подобными вещами. Также для этого могут использоваться и другие предметы: чистые, устраняющие наджасу, не ценные и не требующие уважительного отношения, такие, как, например, салфетки или туалетная бумага. Однако очищение водой более желательно. А лучше всего использовать воду в сочетании с камнем: сначала протереть, затем вымыть. И сочетать их – это отдельная сунна, по достоверному мнению. Но можно ограничиться и чем-то одним. И ограничиться водой лучше, чем ограничиться камнем.
Если вышли только кал или моча, то можно ограничиться чем-то одним, а если вышла кровь, гной, мазью (жидкость, которая выходит после возбуждения) или вадью (жидкость, которая выходит после мочи или после поднимания тяжёлого груза), то нужно использовать только воду.
Сунной является очищение места, а количество (троекратность) – это мустахаб, а не сунна муаккада. Также желательно протереть три раза, даже если для очищения понадобится меньшее количество.
Способ совершения истинджа
Сначала следует провести камнем по направлению спереди назад. Во второй раз следует сделать наоборот, то есть провести от задней части к передней. И в третий раз – спереди назад, если мошонка у мужчины опущена низко, чтобы не испачкать её. Если же она не опущена низко, то следует начать протирание сзади наперёд.
А женщине следует протирать спереди назад из опасения испачкать половые органы.
Затем следует ополоснуть руку водой, а потом, поливая водой, протереть место двумя пальцами, внутренней их частью, а при необходимости – тремя пальцами.
И мужчине следует чуть-чуть приподнять средний палец в начале истинджа, затем приподнять безымянный и не ограничиваться одним пальцем. Женщина же вначале приподнимает безымянный и средний пальцы вместе из опасения получить наслаждение. Если она будет совершать истинджа одним пальцем, то есть опасность нарушить себе полное омовение.
Следует усердствовать в очищении до прекращения неприятного запаха от места выхода и пальцев, которыми совершали очищение, а также расслабить анус, чтобы по возможности очистить задний проход, но только если совершающий истинджа не держит пост. Постящемуся же не следует чрезмерно усердствовать в истинджа из опасения нарушить пост. После завершения истинджа водой следует вторично вымыть руку, а постящемуся – вытереть между ягодиц, чтобы вода не попала в задний проход при сокращении мышц ануса. Тому, кто пост не держит, также желательно вытереться, чтобы защитить одежду от попадания на неё использованной воды.
О дозволенных и нежелательных действиях при истинджа
Алламат Нух сказал: «Не разрешается открывать аврат (части тела, которые по Шариату необходимо скрывать от посторонних глаз) для истинджа перед кем-либо, а если человек откроет, то становится нечестивцем (фасиком), потому что открывать аврат является запретным, а совершающий запретное становится нечестивцем.
Если наджаса запачкала тело за пределами места выхода на размер, превышающий размер дирхама, то намаз с ней недействителен, если есть возможность её устранить (водой или другой жидкостью), а если нет такой возможности, то можно совершать намаз, и тогда перечитывать его уже не нужно. Если же она была на размер дирхама и если была возможность её устранить, то хукм такого намаза – макрух тахриман, и такой намаз обязательно надо перечитать.
Чем нежелательно совершать истинджа
Нежелательно совершать истинджа:
1. Костями, а также помётом. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не совершайте истинджа помётом или костями, поскольку это пища ваших братьев джиннов» (привёл Насаи в книге «Сунану Кубра»). И решение запрета совершения истинджа этим – макрух тахриман.
2. Пищей людей или животных, поскольку это расточительно и это запретил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
3. Обожжённым кирпичом. Он плохо очищает, и совершение им истинджа может нанести вред.
4. Мелкими камнями. Ими нельзя устранить наджасу, можно только испачкать руку.
5. Углём. Он пачкает.
6. Стеклом.
7. Известью. Очищение этими двумя веществами может нанести вред человеку.
8. Ценными предметами, то есть всем, что имеет цену, кроме воды. Например, тканью, шёлком, хлопком.
9. Правой рукой, если нет уважительной причины очищаться с её помощью. Ведь Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «После того как совершите мочеиспускание, не прикасайтесь к половому органу правой рукой…». У этого две причины: во-первых, достоинство правой руки выше; во-вторых, с её помощью человек ест. И, если он совершит ею истинджа, а потом вспомнит об этом во время еды, это может вызвать в нём отвращение.
Истибра
Истибра – это достижение уверенности в чистоте места выхода наджасы от её следов. Мужчине обязательно совершать истибра, пока не будут устранены следы мочи и не останется сомнений в их устранении. Если часто возникает сомнение (васвас), то не надо обращать на это внимания, хватает побрызгать мокрыми пальцами на половой орган и, когда появится сомнение после этого, то считать, что это капли его брызг, пока точно не будет известно, что это капля от мочи. Истибра можно совершать так, как мужчина привык: либо пройдя какое-то количество шагов, либо покашляв, либо немного полежав на левом боку, либо слегка сжав половой член, либо другим способом. Приступать к совершению малого омовения не разрешается до тех пор, пока не будет уверенности, что вышли все капли мочи до последней, поскольку выход капли мочи после завершения малого омовения приведёт к его нарушению. Женщине же совершение истибра не требуется.
Адабы справления нужды
1. Входить в туалет с левой ноги, с покрытой головой.
2. Прибегать к защите Всевышнего Аллаха от шайтана до того, как войти, и до того, как открыть аврат, произнеся:
بِسْمِ اللَّهِ «اللَّهُمَّ إنِّي أَعُوذُ بِك مِنْ الْخُبْثِ وَالْخَبَائِثِ»
(«Прибегаю к защите Аллаха от джиннов мужского и женского пола»).
3. Сесть, опираясь на левую сторону, поскольку это облегчает выход наджасы из тела человека.
4. Не разговаривать без нужды.
5. Сидеть, расширив ноги.
6. Опускать голову, стыдясь тем, чем он испытан.
Нежелательные действия при справлении нужды
Является макрухом тахриман:
1. Поворачиваться лицом к кибле.
2. Поворачиваться спиной к кибле. И то и другое – макрух даже в помещении. Нежелательно направлять маленького ребёнка по малой нужде в сторону киблы.
3. Поворачиваться лицом к солнцу, если видишь его.
4. Поворачиваться лицом к луне.
5. Поворачиваться против ветра. В этом случае есть опасность испачкаться.
6. Справлять малую и большую нужду в воду. Справлять нужду в малое количество стоячей воды – харам. А в большое количество – макрух тахриман. А в проточную воду – макрух танзихан. Передают от ибн Хаджара: «Нежелательно справлять малую и большую нужду в воду ночью вообще из-за возможности вреда от джиннов, потому что сказано: «Вода ночью является прибежищем джиннов». Следует сделать исключение тому, кто находится в море на корабле, ему не является нежелательным справлять малую и большую нужду в воду из-за необходимости. Подобно этому уборные в Дамаске и в других городах – вода там постоянно течёт, и не дошёл ни от одного салафу салих (праведные предки) запрет справлять нужду там».
7. Справлять нужду в тени, где обычно сидят люди. Или в солнечном месте зимой.
8. Справлять нужду в нору. Сказано: «Норы – это дома джиннов». Передано, что Саад сын Ибадата Хазраджи справил малую нужду в нору в местности Хавра, и убил его джинн.
9. Справлять нужду на дороге.
10. Справлять нужду под плодовыми деревьями, поскольку это приведёт к загрязнению плодов наджасой.
11. Мочиться стоя без крайней необходимости. Посещать туалет в той одежде, в которой человек совершает намаз, чтобы обезопасить её от загрязнения.
12. Входить в туалет, имея при себе что-то, на чём написаны имена Аллаха или аяты Корана.
13. Совершать зикр вслух, говорить «Альхамдулиллях», если чихнул, говорить «Ярхамукаллах» чихнувшему, отвечать на салям, отвечать на азан – всё это можно сделать про себя; смотреть на свой аврат. Али (да будет доволен им Аллах) сказал : «Кто много смотрит на свой половой орган, будет испытан забывчивостью». Если смотреть на то, что выходит из переднего и заднего прохода, – поистине этот поступок вызывает забывчивость.
14. Плеваться, потому что это делает жёлтыми зубы; сморкаться, потому что это наполнит нос плохим запахом; кашлять; много вертеться по сторонам, потому что это – место шайтанов, из-за этого не надо делать то, в чём нет нужды, поднимать глаза к небу, долго сидеть в туалете.
Выходить из туалета следует с правой ноги, а после этого произнести:
الذي أذهب عني الاذى و عافاني لله. الحمد
(«Хвала Аллаху, Который избавил меня от вреда и исцелил меня»).
Смысл этого выражения: «Мы благодарим Аллаха за то, что Он очистил нас от излишков, которые, оставшись в нас, навредили бы нашему здоровью. И Он исцелил нас, оставив в нас полезные вещества из пищи, без которых наше тело погибло бы».
В Книге «Татархания» сказано: «Если у больного мужчины нет жены, но у него есть сын или брат, и мужчина не в состоянии сам совершить омовение, то ему делает омовение сын или брат, а истинджа отпадает от него. Если у больной женщины нет мужа, но у неё есть дочь или сестра, и она не в состоянии сама совершить омовение, то ей делает омовение дочь или сестра, а истинджа отпадает от неё. Это объяснение относится и к человеку, у которого парализовало обе руки, потому что он относится к больному».
Нежелательно совершать истинджа водой Зам-зам, но можно искупаться. Желательно нести Зам-зам с собой в другие города. Тирмизи передал, что Айша (да будет доволен им Аллах) брала её с собой и рассказала, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) также брал её с собой.
Что нарушает Омовение :
1. То, что выходит из двух отверстий(1), даже если что-то выходит в малом количестве(2). При этом не обязательно, чтобы это были моча или кал, омовение нарушится и в том случае, если вышли камни или червь.
Исключение делается для выхода воздуха из переднего отверстия — он не нарушает вуду. Воздух, который выходит из заднего прохода, нарушает вуду, но по Шариату является чистым сам по себе и не может загрязнить одежду.
2. Роды, не сопровождающиеся выходом крови.
Согласно мнению имамов Абу Юсуфа и Мухаммада, женщине, которая родила ребенка без выделения крови, нужно совершить только вуду. Однако фетва в ханафитском мазхабе строится на мнении имама Абу Ханифы, согласно которому гусль для такой женщины обязателен из предосторожности (аналогичную фетву по данному вопрос дал шейх Садр Шахид).
3. Выход/истечение наджасы из тела человека(3).
В данном случае под выходом наджасы следует понимать выход наджасы (например, крови или гноя) за пределы своего источника (например, раны). Омовение нарушается тогда, когда наджаса (например, кровь) достигает участка, мыть который обязательно или желательно во время вуду или гусля. Например, доводить воду глубоко в нос(4) является суннатом в вуду, поэтому, если кровь дойдет до твердой части носа, но не достигнет мягкой его части, вуду уже становится фардом. Однако если кровь появится в глазах и не выйдет за пределы глаза, вуду не нарушается, так как мыть глаза не обязательно и не желательно.
4. Рвота едой или водой(5), сгустком крови или желчью при условии, что рвоты настолько много, что человеку трудно было бы удержать ее во рту(6) или говорить, удерживая во рту рвоту.
Если человека рвет несколько раз небольшими порциями, то вуду нарушается в том случае, если его рвет по одной и той же причине несколько раз подряд и в сумме количество рвоты заполнило бы рот. Это мнение имама Мухаммада, на котором строится фетва в ханафитском мазхабе. По мнению имама Абу Юсуфа, омовение нарушается лишь в том случае, если человека вырвало несколько раз в одном и том же месте и в сумме его рвота заполнила бы рот.
Жидкость, которая выходит изо рта спящего человека, является чистой. Но имам Абу Юсуф высказал мнение, что, если жидкость имеет неприятный запах и цвет, она является наджасой.
5. Кровотечение во рту при условии, что крови столько же или больше, чем слюны.
Если цвет слюны оранжевый или желтый, то вуду не нарушается, так как слюны больше, чем крови. Если цвет слюны с красным оттенком, вуду нарушается, так как крови столько же, сколько слюны. Если цвет темно-красный, вуду нарушается, так как преобладает кровь.
6. Сон, так как во сне человек не контролирует себя. За исключением ситуации, когда человек спит сидя, плотно прижав ягодицы к полу. Если человек слегка задремал(7), его вуду не нарушается.
7. Если человек спал сидя, но до того, как проснулся, оторвался от пола (даже если он не упал), его вуду нарушается.
8. Обморок (إغماء).
9. Сумасшествие (جنون).
10. Алкогольное опьянение (سكر).
11. Громкий смех во время молитвы при условии, что человек смеется настолько громко, что его слышат находящиеся рядом. Если человек засмеялся тихо, так что слышал самого себя, его намаз нарушается, но вуду действительно. Если человек улыбнулся во время намаза (даже если были видны зубы), ни намаз, ни вуду не нарушаются. Громкий смех нарушает вуду и намаз только в том случае, если молящийся является совершеннолетним по Шариату (بالغ), находится в состоянии бодрствования и совершает молитву, в которой есть руку и суджуд(8).
Вуду нарушается независимо от того, что совершил человек, который захохотал в намазе, — гусль, вуду или таяммум. Вуду нарушается также в том случае, если человек намеренно расхохотался после последнего ташаххуда до совершения саляма, хотя молитва при этом является действительной.
12. Соприкосновение половых органов мужчины и женщины без преграды, сопровождающееся половым возбуждением.
Что не нарушает малое омовение :
Что не нарушает вуду:
1. Кровь, которая не вышла за пределы своего источника (например, границы раны).
По мнению имама Абу Юсуфа, такая кровь при соприкосновении с ней не загрязняет твердые предметы, например, одежду и тело(10). Если такая кровь смешается с малым количеством жидкого вещества, оно становится нечистым(11), например, если вату, смоченную такой кровью, бросить в малое количество воды, эта вода станет нечистой.
2. Отделение от тела человека кусочка кожи или плоти без крови (например, мазоль).
3. Выход червя из раны, уха или носа, если на этом черве нет наджасы, такой, как кровь или гной.
4. Прикосновение к половым органам. При этом не имеет значения, как и кто прикоснулся(12).
5. Прикосновение к коже женщины, которая не является махрамом для человека, без преграды. Передается от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха целовал своих жен и затем совершал молитву, не обновляя вуду.
6. Рвота, которая не заполнила рот.
7. Отхаркивание слизи, даже если этой слизи много.
8. Если человек спит, плотно прижав ягодицы к полу, но при этом покачивается.
9. Сон, в то время как ягодицы плотно прижаты к полу, даже если человек опирается на предмет (например, подушку, столб или стену), без которого он упал бы.
10. Сон молящегося в положении руку или суджуда при условии, что человек совершает руку и суджуд в соответствии с сунной(13).
***
1. Переднего и заднего.
2. Вуду нарушается сразу, как только вещество (например, моча) появляется на отверстии, из которого оно выходит, при этом не ставится условием, чтобы оно вышло за границы этого отверстия.
3. Помимо заднего прохода и половых органов.
4. До твердой его части.
5. Даже если пища или выпитая жидкость не успели изменить свои качества.
6. Согласно самому сильному мнению.
7. Так, что слышал голоса людей вокруг.
8. Если человек совершает погребальный намаз или саджда тилява, его вуду не нарушается, но погребальный намаз или саджда становятся недействительными.
9. Данное мнение высказали имамы Абу Ханифа и Абу Юсуф, однако имам Мухаммад высказал мнение, что такое соприкосновение не нарушает вуду.
10. На этом мнении строится фетва в ханафитском мазхабе.
11. Это мнение имама Мухаммада, и на нем строится фетва в ханафитском мазхабе.
12. Этого мнения придерживались такие великие сподвижники, как Умар, Али, Ибн Масуд, Ибн Аббас, Зейд ибн Сабит, табиины Хасан аль-Басри, Саид ибн Мусаййеб и Суфьян ас-Саури.
13. То же касается саджда тилява и саджда шукр.
Источники: azan.kz / assalam.ru / muslim.kz / darulfikr.ru
»Сказали ханафиты: Омовение частей тела более 3х раз, является макрухом тахриман, если это(последующее мытье) делается сцелью омовения для ибадата. Если человек моет более 3х раз, с целью охладится в жару или тщательно помыть какую то часть тела, то это макрух танзихан.»
«Абдуррахман аль Джазари. «Фикх по 4 мазхабам»
«Сказали Ханафиты: Расточительство личной воды(дома, купленной итд), является макрухом. Расточительство воды выделенной в мечети для омовения, Харам.»
Маликиты, Шафииты и Ханбалиты придерживаются того же мнения.
«Абдуррахман аль Джазари. «Фикх по 4 мазхабам»
«Совершать вуду без перерывов-это сунна. То есть, не доводя до высыхания одной части тела, мыть следующую. В книгах по фикху это называется «мувалат» или «вила». Но быстрое высыхание вследствие жаркой погоды не влияет на мувалат. По мнению некоторых факихов, смысл мувалата заключается не в быстром омовении. По их мнению, во время совершения вуду нельзя отвлекаться и заниматься посторонними делами. Ханафиты и шафииты считают мувалат сунной, тогда как маликиты и ханбалиты – фардом.»-(Ибн Абидин, 1/113; ибн Рушд, 1/17.)