Имам Ибн Хумам, известный специалист по ханафитскому праву, писал:
Фитр-милостыня обязательна для каждого свободного мусульманина. (Комментарий к «Фатх-уль-Кадир». – 2:285)
Доказательство
Все теологи основывают свое мнение на следующих хадисах:
1) Как сообщал Ибн Умар (да будет доволен им Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязал каждого мусульманина – будь он рабом или свободным, мужчиной или женщиной, молодым или старым, – выплачивать 1 саа фиников или ячменя. Он велел производить выплату до совершения выхода на праздничную молитву. (Бухари. Сахих. – 1:409)
2) По словам Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал фитр-милостыню обязательной. Она очищает постящегося от недостойных поступков и речей и является источником пропитания для бедных. При выплате фитр до праздничной молитвы, уплаченное считается принятой милостыней. Если же выплата производится после молитвы, это лишь обычная милостыня. (Абу Дауд. Сунан. – Стр. 263)
Есть немало иных повествований, говорящих о том же.
Условия, делающие выплату фитр обязательной
1) Ислам: согласно всем четырем мазхабам, фитр выплачивают только мусульмане. (Комментарий к «Фатх-уль-Кадир». – 2:286)
2) Свобода (не быть в рабстве): все теологи соглашаются с тем, что раб не обязан выплачивать фитр. (Там же)
3) Наличие нисаба (определенного достатка) для фитр. Правило основано на хадисе:
Милостыня обязательна лишь для обеспеченных. (Ахмад. Муснад. – 10:7)
Если человек обладает нисабом, он обязан выплачивать фитр, если нет, то нет. Установление нисаба свойственно лишь для ханафитского мазхаба. В маликитском, шафиитском и ханбалитском мазхабах выплачивать фитр обязаны те, у кого есть излишки на ночь и праздничный день для самого себя и иждивенцев. (Мавахиб-уль-Джалиль. – 3:257; Мугни аль-Мухтадж. – 1:594; Аль-Мугни. – 4:301)
Установление нисаба основано на том факте, что фитр-милостыню часто называют «фитр-закятом». Например, именно так она названа в сообщении Ибн Умара в «Сахих» Бухари, повествовании Абу Сагида Худри в «Сахих» Муслима. Соответственно, полагают, что для фитр тоже имеется свой нисаб.
В ханафитском мазхабе имеется три нисаба, каждый из которых приводит к разным правилам:
1) Нисаб, делающий обязательным закят: иметь в собственности средства стоимостью 612,36 г серебра. Здесь важно, чтобы эти средства имели потенциал для увеличения. Например, потенциалом для увеличения обладают животные (верблюды, коровы, овцы), поскольку воспроизводятся и потому способны на увеличение своей численности. Есть также активы, которые имеют потенциал для роста, хоть и не растут, как животные, сами по себе. То есть с помощью данных активов возможно получение прибыли. Соответственно, сюда относят золото, серебро, деньги.
2) Обладание любым имуществом за пределами своих потребностей в размере 612,36 г серебра. Такой нисаб приводит к следующему:
– фитр-милостыня становится обязательной;
– нельзя быть получателем закята;
– обязательным становится жертвоприношение;
– человек обязан материально обеспечивать свою семью.
Для этого вида нисаба необязательно, чтобы имущество имело возможность воспроизводства или было товаром для продажи. Необязательно также, чтобы человек обладал им в течение целого лунного года (в отличие от первого вида нисаба). Если человек обладает вторым видом нисаба, он еще не обязан уплачивать закят, но зато должен выплатить фитр.
3) Обладание пропитанием на один день. Некоторые говорят, что речь здесь идет о 153,09 г серебра. Наличие такого достатка приводит к следующему:
– нельзя попрошайничать;
– можно получать закят.
Обладатели третьего вида нисаба (наименьшего из трех) не обязаны уплачивать фитр, на них нет обязанности жертвоприношения в дни хаджа. (Ашраф-уль-хидая. – 3:161)
Иными словами, согласно ханафитскому мазхабу, фитр-милостыня обязательна для тех, кто имеет активы любого рода, превышающие базовые потребности, как минимум, на 612,36 г серебра.
Кто должен платить
Согласно всем четырем мазхабам, при выполнении приведенных выше условий фитр платят за самого себя и своих малолетних иждивенцев.
Имам Хаскафи писал, что при выполнении указанных условий мусульманин должен заплатить фитр за себя и своих малолетних детей, не обладающих нисабом. То же правило применимо к людям, страдающим от слабоумия. (Дурр-уль-Мухтар. – Стр. 140)
Если дети не достигли половозрелости, но при этом обладают нисабом, их опекун имеет право выплатить фитр из их имущества. (Фатава Хиндия. – 1:211)
Муж не обязан выплачивать фитр за жену и взрослых детей. Причина в том, что фитр человек обязан выплачивать лишь за тех, кто находится под его полной опекой и материальным обеспечением. В случае малолетних детей оба условия выполняются, поэтому фитр за них выплачивать обязательно. В случае же жены эти условия не выполняются: у мужа имеется лишь ограниченная опека в рамках брачных прав, и он обязан обеспечивать жену лишь в отношении ее обычных трат, одежды, еды и жилья. Полной опеки нет и в случае половозрелых детей. Они считаются взрослыми. К тому же отец не обязан их обеспечивать. Поэтому ни за половозрелых детей, ни за жену мужчина фитр выплачивать не обязан. Но при этом у него есть такое право: если хочет, он может это сделать. (Комментарий к «Фатх-уль-Кадир». – 2:289–290)
Женщина, обладающая нисабом, обязана выплатить фитр за себя, замужем она или нет. (Имдад-уль-фатава. – 2:110)
Половозрелые дети, обладающие нисабом, также обязаны выплатить за себя фитр.
Стоит отметить, что мужчина не обязан выплачивать фитр за родителей, малолетних братьев–сестер и своих родственников. Но если он выплатит фитр за них, это разрешается. (Аль-фикх-уль-ислами ва адиллятуху. – 2:903)
Подводя итог, можно сказать, что все мужчины и женщины обязаны выплачивать фитр при выполнении указанных ранее условий.
Что отдавать
Ислам – образ жизни, который можно практиковать в любую эпоху и в любом месте. Многие предписания основаны на простых принципах: календарь – на новолуниях, молитва – на положении солнца в небе, пост – на рассвете и закате, наказание прелюбодея – на побивании камнями. Оценка материальной благотворительности зачастую тоже основана на стоимости простых и доступных товаров – зерновых.
Абу Сагид Худри (да будет доволен им Аллах) говорил:
Во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) мы раздавали фитр-закят за каждого малолетнего и взрослого, свободного и порабощенного в размере 1 саа пищи, сыра, ячменя, фиников или изюма. (Муслим. Сахих. – 2:106)
Как рассказывал Ибн Умар (да будет доволен им Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел раздавать 1 саа фиников или ячменя. Ибн Умар говорил, что впоследствии сподвижники отдавали половину саа пшеницы вместо фиников и ячменя. (Бухари. Сахих. – 1:411)
Шейх Башар Бакри Арраби в предисловии к ханафитской книге «Любаб» писал, что 1 саа соответствует 3,2 кг. На это указывают и иные книги и комментарии. А половина саа – это 1,632 кг. (Любаб фиш-шарх-иль-китаб. – Стр. 169)
Основываясь на приведенных хадисах, имам Касани писал, что выплату нужно производить по одному из следующих вариантов:
– 1 саа ячменя,
– 1 саа фиников,
– половина саа пшеницы,
– 1 саа изюма. (Бадаи-ус-санаи. – 2:540)
Имам Ибн Хумам писал, что все, кроме пшеницы, раздается в размере 1 саа, а пшеница – в размере половины саа. Он говорил, что этой точки зрения придерживались Муавия, Таус, Сагиб ибн Мусаиб, Ибн Зубейр, Сагид ибн Джубейр и др. (Комментарий к «Фатх-уль-Кадир». – 2:228)
Указанные продукты можно отдавать как таковые, или же можно раздать их стоимость в денежном эквиваленте. Впрочем, согласно имаму Мухаммаду Шейбани, равняться нужно только на стоимость пшеницы, а не ячменя и фиников. (Радд-уль-Мухтар. – 3:322)
Теологи указывают, что смысл фитр – в обогащении бедных и удовлетворения их нужды. Это можно легко осуществить деньгами и другими товарами. Поэтому можно раздавать любые товары, имеющие ценность не менее 1,6 кг пшеницы. (Аль-фикх-уль-ислами ва адиллятуху. – 2:909–910 ; Бадаи-ус-санаи. – 2:543)
Иными словами, можно отдать либо указанные продукты в указанном количестве, либо иную ценность (деньги) стоимостью не менее 1,6 кг пшеницы.
При расчете стоимости пшеницы нужно опираться на цены местности, в которой проживают эти люди.
Ибн Нуджейм Мисри говорил:
Товары оцениваются в том городе, где они находятся. (Аль-Бахр-ур-раик. – 2:400)
Когда отдавать фитр
Обязательной уплата фитр становится на рассвете праздничного дня (1-го шавваля). (Бадаи-ус-санаи. – 2:544)
При этом рекомендуется уплатить фитр до посещения места проведения праздничного намаза. (Комментарий к «Фатх-уль-Кадир». – 2:305)
Дозволенной является уплата и до праздничного дня. Ибн Умар говорил:
Люди раздавали фитр за день-два до праздника. (Бухари. Сахих. – 1:411)
В нынешние времена лучше уплачивать фитр заранее, за много дней до конечного срока. Сама идея фитр в том, чтобы принести беднякам пользу в праздничный день. Уплата фитр в мечети (молельне) непосредственно до праздничного намаза, как это сейчас принято на Западе, нивелирует цель фитр. Поэтому в идеале стоит отдавать фитр заранее, чтобы милостыня успела в срок дойти до адресатов. (Китаб-уль-фатава. – 3:362)
Если кто-то не заплатил фитр до праздничного намаза, он может совершить оплату и после него, однако такая задержка порицается. (Нур-уль-идах. – Стр. 162)
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
Если платите фитр до намаза, эта милостыня считается принятой, если после – обычной. (Абу Дауд. Сунан. – Стр. 263)
Среди теологов есть разные мнения по поводу того, насколько заранее можно платить фитр. Предпочтительным мнением является то, что уплата разрешена даже до рамадана. Впрочем, лучше всего производить оплату во время рамадана, как о том говорят все теологи. (Китаб-уль-фатава. – 3:363)
Кто получает фитр
Теологи единогласно считают, что фитр получают те же категории лиц, что и в случае закята. Основой данного правила служит следующий аят:
Пожертвования – лишь для бедных, нищих и сборщиков, а также для завоевания сердец исламом, освобождения рабов, должников, для расходов на пути Аллаха и путников. Таково предписание Аллаха. А Аллах – Знающий, Мудрый. (Коран, 9:60)
В аяте перечисляются восемь категорий лиц:
1) Бедняки – люди, у которых нет излишка над собственными нуждами в размере 612,36 г серебра.
2) Нищие – те, у кого, согласно мнению некоторых теологов, положение еще хуже, чем у бедняков. Отличие от первой категории носит технический характер, у обеих категорий нет излишка в любой форме в размере нисаба над собственными нуждами.
3) Сборщики закята – те, кого исламское правительство назначило ответственными за сбор закята. В нынешние время эта категория не применяется.
4) Те, чьи сердца завоевываются, – способ выплаты закята в первые годы ислама. Закят тогда могли давать:
– тем неверующим, которые, как думали, после получения пожертвования примут ислам;
– руководителям неверующих для спасения верующих от их зла;
– только что принявшим ислам для поднятия их духа.
Ханафитские теологи полагают, что 4-я категория лиц более не применима. (Комментарий к «Фатх-уль-Кадир». – 2:265)
5) Освобождение рабов – для выкупа рабов с целью их освобождения. В нынешние времена не применяется.
6) Должники – человек, который, несмотря на наличие у него определенных активов, находится по уши в долгах, превышающих стоимость его активов.
7) Находящиеся на пути Аллаха. Согласно большинству теологов, здесь подразумеваются лишь те, кто участвует в джихаде (священной войне).
8) Путники – те люди, которые в дороге попали в отчаянное положение и не имеют доступа к личным средствам. В настоящее время денежные переводы по всему миру проводятся в считанные минуты. Те, кто может их получить, не имеют права на закят и фитр.
Таким образом, в настоящий момент закят и фитр могут получать только бедные, нищие, должники, участники джихада и путники.
Муфтий Фараз ибн Адам
Источник: ilmgate.org
askimam.ru
ВАЖНОСТЬ САДАКАТ-УЛЬ-ФИТР ✔
«Фитр» означает разговение или воздержание от поста. Поэтому Ид (праздник) после поста месяца Рамадан называется Ид-уль-Фитр, так как это день радости после завершения поста. В этот счастливый день в качестве знака благодарности необходимо раздать определенное количество милостыни, называемой садакат-уль-фитр.
Передается хазратом Ибн Аббасом (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сделал милостыню Фитр обязательной в качестве очищения постов от бесполезных разговоров и пустых бесед, а также в качестве еды для бедных (Абу Дауд). Поэтому раздать садакат-уль-фитр для очищения поста является ваджиб. Другой целью раздачи садакат-уль-фитр в этот счастливый день является помощь бедным и нуждающимся, чтобы они могли возрадоваться вместе с обладающими достатком.
В хадисе Тирмизи передается, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) послал глашатая, чтобы объявить по всей Мекке: «Внимание, милостыня фитр — ваджиб для каждого мусульманина, мужчины или женщины, свободного или раба, молодого или старого — два мудда пшеницы или эквивалент этого, или один саа пищевых культур».
Раздать определенное количество денег, ячменя, фиников и т.д. в день Ид-уль-Фитр является ваджиб. Такая раздача милостыни в этот знаменательный день называется садакат-уль-фитр. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) приказал раздавать садакат-уль-фитр в тот же год (2-ой год после хиджры), когда был сделан обязательным пост в месяц Рамадан. Причинами для раздачи садакат-уль-фитр являются следующие:
1. Раздача садакат-уль-фитр для принятия поста.
2. Благодарность Аллаху Та’аля за дарование нам достаточной силы, чтобы поститься в Рамадан.
3. Очищение поста и получение всех благ от поста.
4. Празднование завершения поста.
5. Демонстрация величия дня Ид.
6. Поспособствовать тому, чтобы бедные тоже почувствовали праздничную атмосферу.
Садакат-уль-фитр — это обязательная милостыня, которую необходимо уплатить в Ид-уль-Фитр. Если это не будет сделано, она останется долгом, независимо от того, сколько времени пройдет после Ид.
Правила садакат-уль-фитр
Садакат-уль-фитр (или фитра) — ваджиб для всех мусульман: мужчин, женщин и детей, — которые в день Ид-уль-Фитр обладают нисабом закята.
Фитра становится ваджиб с рассветом дня Фитр. Поэтому, если кто-то умрет до рассвета дня Ид, фитра не будет выплачиваться из его наследства, так как фитра не будет ваджиб для него.
Если ребенок родится до рассвета, то фитра за него уплачивается. Если ребенок родился после рассвета (в день Ид), фитра за него не является ваджиб.
Отец должен заплатить фитру за всех своих несовершеннолетних детей, т.е. тех, которые не достигли половой зрелости.
Не является обязательным для мужа платить фитру за свою жену. Если она обладает нисабом, она должна раздать фитру сама.
Если у несовершеннолетнего имеется имущество, равное нисабу, фитра за него может быть выплачена из его имущества.
Фитру лучше раздать до праздничного намаза. Не разрешается задерживать раздачу фитры до следующих дней (после дня Ид). Однако если она не была роздана в день Ид или ранее, обязательство сохраняется и фитру необходимо раздать.
Разрешается раздать фитру заранее, в любое время в течение месяца Рамадан. Фитру можно раздать даже до Рамадана. Садакат-уль-фитр — ваджиб для всех тех, кто постился, равно как и для тех, кто по той или иной причине не постился.
Фитру можно отдать только бедным, т.е. тем, кто может принимать закят.
Фитра не может быть использована ни для какой другой благотворительной цели, кроме как на раздачу бедным. Поэтому, если деньги от фитры собираются и затем используются в каких-то иных благотворительных целях, обязательство фитры с тех, кто ее оплатил подобным образом, не снимается.
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Пост задерживается между небом и землей до тех пор, пока не отдана фитра».
Хадис Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) иллюстрирует важность фитры и ее прямого отношения к принятию нашего поста. Пост представляется для принятия Аллахом Та’аля только тогда, когда обязательство фитры исполнено правильным образом. Поэтому мусульманам следует очень добросовестно отнестись к раздаче фитры. Если сборщики фитры неправильным образом используют или распределят фитру, обязанность фитры с заплативших им таким образом фитру снята не будет.
Перевод: AskImam.ru
Примечание
Размер садакат-уль-фитра (закят уль-фитра) составляет 0,5 саа (около 1,75 кг) пшеницы или муки, или 1 саа (около 3,5 кг) ячменя или фиников (или эквивалентная сумма в денежном выражении – примерно, сто рублей на наши деньги, но пусть каждый в своей местности уточнит цену на эти продукты, и по ним выплачивает).
В 2015 году, согласно решению Совета улемов ДУМЕР, размеры обязательной милостыни садакат-уль-фитр составляют:
— 100 рублей для людей со скромным достатком (минимум столько же и фидия-садака);
— 300 рублей для людей со средним достатком;
— от 500 рублей для состоятельных мусульман.
По решению ДУМКБР, минимальный размер садакат-уль-фитр (по республике) составляет 50 рублей (уточняйте у своего муфтията). И Фидия-садака (кто по старости или по хронической болезни не держал пост), также минимум 50 рублей.
Как сказано в книге «Энциклопедия норм и правил Ислама», намерение можно сделать и в момент выделения средств для фитра, можно и в момент передачи. Но необходимо учесть, что при передаче фитра в руки бедного человека, лучше не говорить о том, что это фитр-садака. Также, нельзя давать фитр-садака своей супруге, близким и дальним родственникам, то есть, родителям, детям и внукам.
Фитр-садака можно дать как одному, так и нескольким людям. Множество людей могут дать свою фитр-садака как одному бедняку, так и нескольким. Однако, согласно одному мнению, одну фитр-садака нельзя делить между несколькими людьми. Можно объединить фитры, которые выплачивают несколько людей, и распределить между нуждающимися. Но наряду с тем, лучше всего передавать фитр-садака по-одному, так как этот подход более приемлем с точки зрения справедливости.
Да смилуется над нами Всевышний Аллах, даст дожить до конца Рамадана, примет наши поклонения, и сделает из числа тех, кто получит книгу своих деяний с правой стороны, и увидит Аллаха в Раю. Аллахумма аамиинь. Уассалам
Подготовил: Хадис аль-Ханафи
Закя́т аль-фитр (араб. زكاة الفطر — милостыня разговения) — милостыня, которая должна быть выплачена нуждающимся мусульманам до наступления праздника Ураза-байрам.
Закя́т аль-фитр (араб. زكاة الفطر — милостыня разговения) — милостыня, которая должна быть выплачена нуждающимся мусульманам до наступления праздника Ураза-байрам.
Выплата закят аль-фитра является обязательным деянием (ваджиб) для всех мусульман, которые имют состояние большее, чем для обеспечения себя, своей семьи и прислуги, питанием и одеждой на праздничный день и ночь. Глава семьи выплачивает милостыню за всех членов своей семьи, которые находятся на его попечении. Если ребёнок родился после захода солнца последнего дня месяца рамадан, то закят аль-фитр за него не выплачивается. Кроме того закят аль-фитр обязан выплатить и неверный за тех мусульман, кто которых он обязан обеспечить пропитанием (отец, дети, рабы и т. д.)[1].
Закят аль-фитр может быть выплачен уполномоченному лицу в мечети, либо лично нуждающемся. Размер милостыни составляет 1 саа сыпучих веществ, распространённых в той области, где она выплачивается. Так, например, в Европе рекомендуется выплачивать пшеницей и ячменем, в Юго-Восточной Азии — рисом, на Ближнем Востоке — финиками. Саа (араб. صاع) — это мера объёма, равная объёму сыпучего вещества помещающегося в 4 двойных ладони, по весу, считается, равная 3,300 г (в ханафитском мазхабе), либо 2,176 г (в остальных суннитских мазхабах). В ханафитском мазхабе выплачивается половина саа, то есть 1,650 г.
Закят аль-Фитр лучше всего выплатить в виде продуктов, как это делали во времена пророка Мухаммеда. Выплата милостыни денежным эквивалентом разрешена в ханафитском мазхабе. Нежелательно (макрух) откладывать раздачу милостыни на время после совершения праздничного намаза. Закят-уль-фитр получают те же восемь категорий людей, которые получают и закят с имущества.
Целью выплаты закят аль-фитра является искупление (кафарра) возможных ошибок и упущения, сделанные в течение месяца поста, а также помощь бедным и нуждающимся в праздновании праздник Ураза-байрам (Ид аль-фитр) вместе с другими мусульманами.
Хадисы
Ибн Умар рассказывал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) возложил выплату одного са`а фиников или одного са`а ячменя в качестве закята аль-фитр на каждого мусульманина, молодого и старого, мужчину и женщину, свободного и раба».
Ибн ‘Аббас рассказывал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязывал выплачивать закят аль-Фитр, как очищение для постящегося человека от пустых разговоров и как пропитание для неимущих. Кто бы ни уплатил его до праздничной молитвы — это приемлемый закят, а кто выплатил его после молитвы, в таком случае он рассматривается только как милостыня».
Ибн ‘Умар рассказывал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Отдавайте закят аль-фитр за тех, кого вы обязаны содержать».
Со слов Ибн ‘Аббаса сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Давайте закят аль-Фитр в виде одного са’а еды».
Абу Са‘ид аль-Худри сказал: «Мы выплачивали закят аль-фитр одним са’а еды, или одним са’а ячменя, или фиников, или творога, или изюма».
Абу Са’ида сказал: «При жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) мы выплачивали закят аль-фитр одним са‘а продуктов питания, а питались мы в то время ячменем, изюмом, сушеным творогом и финиками».
Ибн ‘Умар сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел выплачивать закят аль-фитр перед выходом на праздничную молитву».
http://ru.wikipedia.org/