Вопрос: Ассаламу алейкум. У меня вопрос по покупке и употреблению пиццы с сыром в харам-точке питания. Мой племянник пошел в Претории в «Romans Pizza» (не имеющую халяль-сертификата) и купил там пиццы с сыром. Его отец сказал ему, что купленная пицца – харам, объяснил, что там все пиццы готовят зачастую на одной посуде и пр., и потому пиццы в обычных точках питания, не прошедших халяль-сертификации, – харам. В ответ племянник сказал, что это чрезмерная скрупулезность. Как ему объяснить, что нельзя есть в нехаляльных точках питания? Ведь формально все ингредиенты у пиццы с сыром получают по франшизе, снабжающей также и халяльные точки питания.

И вот еще что интересует: возьмем, к примеру, KFC, Chicken Licken, Steers, Jimmy’s Prawns, Jimmy’s Keller Fish – имею в виду тех из них, у которых есть халяль-сертификат, – хотя сертификат есть, но владельцы – немусульмане, можно ли там кушать?

И еще: если у точки питания с халяль-сертификатом владелец – мусульманин, а работники (в том числе на кухне) – нет, можно ли там кушать, покупать приготовленную еду? (ЮАР)

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

1) В точках питаниях, которые не имеют халяль-сертификата, и у которых при этом владельцами не являются мусульмане, происходит загрязнение недозволенными ингредиентами тех пицц, у которых все ингредиенты являются дозволенными. Этот факт установлен. Было немало случаев, когда в пиццах с сыром находили кусочки мяса. Даже если кусочки мяса не будут там обнаружены, то где гарантия, что для ее приготовления не использовались те же самые ножи, емкости и посуда, которые были ранее использованы для мясных пицц?

Даже сырную пиццу в таких точках питания покупать не следует, поскольку она в этом случае носит сомнительный характер, а пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

دع ما يريبك إلى ما لا يريبك

Оставьте сомнительное в пользу того, в чем нет сомнения. (Тирмизи. Сунан. – № 2518, передал Хасан)

Отец исполнил свой долг, разъяснив сыну суть вопроса. Если сын не прислушается, то на свою же беду, к сожалению.

2) Хотя может иметься опасение загрязнения продуктов при их приготовлении в помещении, однако поставляемые ингредиенты, которые сами по себе являются дозволенными и должным образом упакованы, – соусы, сыр, основа для пиццы, – и потому в отношении которых нет опасения загрязнения, будут считаться халялем.

Соответственно, если дозволенные и хорошо упакованные ингредиенты отправляются во франшизы, которыми владеют мусульмане, и которые сертифицированы надежными халяль-комитетами, то нет греха в том, чтобы считать такие франшизные точки (сертифицированные, с владельцем-мусульманином) халяльными и употреблять их еду.

3) Если говорить о ресторанах, где владельцы – мусульмане, а работники – нет, здесь все зависит от уровня вашего доверия владельцу или сертифицировавшему его халяль-комитету. Если вы уверены, что владелец строго следует халяль-стандартам, и работники используют исключительно халяль-ингредиенты, то вы можете употреблять там еду. Если есть сомнение, то воздержитесь от этого.

И Аллах знает лучше

Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Источник: askimam.ru