Вопрос: Допустимо ли есть акулье мясо? Разве можно есть мясо хищных животных?
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Все четыре основных суннитских мазхаба едины во мнении, что употребление всех видов рыбы, без сомнения, является дозволенным ввиду явного упоминания об этом в Коране и хадисах.
Допустимость употребления любого вида рыбы без необходимости проведения мусульманского метода убоя проявляется в специальном разрешении данном нам Аллахом Всевышним, Всемудрым и Всезнающим. Рыба была исключена из основного правила недопустимости употребления в пищу мертвых животных [мертвечины], и ее можно употреблять даже, если сама она является хищницей.
Аллах Всевышний говорит:
«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам…» (сура Аль-Маида, аят 96)
Этот аят, в соответствии с пониманием ханафитских муджтахидов, относится только к рыбе и не касается других животных.
К тому же, наш господин Абдуллах ибн Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Два вида мертвечины и два вида крови были дозволены в пищу. Два вида мертвечины — это рыба и саранча, а два вида крови — это печень и селезенка» (Сунан Абу Дауд, Муснад Ахмад, 2/97 и Сунан Ибн Маджа, №3314).
Наш господин Джабир ибн Абдуллах (да будет Аллах доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и даст ему мир) послал войска на морское побережье и назначил Абу Убайду ибн аль-Джарра (да будет Аллах доволен им) командиром, и их было 300 (мужчин). Мы вышли и преодолели некоторое расстояние пути, пока еда предназначенная для путешествия и припасы не начали подходить к концу. Так Абу Убайда приказал, чтобы вся пища войск была собрана вместе, и она была собрана. Наша провизия представляла собой финики, и Абу Убайда давал нам нашу ежедневную долю от них понемногу, пока доля не снизилась до такой степени, что мы не получили ничего, кроме как по одному финику каждый. Я (Джабир) спросил: «Как же вы выжили с одним фиником?» Он сказал: «Мы осознали ценность и этого, когда припасы вообще истощились». Джабир добавил: «Затем мы достигли (берега) моря, где нашли рыбу похожую на небольшую гору. Народ (т.е. войска) ел от него в течение 18 ночей (т.е. дней). Тогда Абу Убайда приказал, чтобы два ее ребра были закреплены на земле (в виде арки) так, что запряженная верблюдица проходила под ними. Так она проходила под ними не касаясь их» (Сахих аль-Бухари, №4102, Китаб аль-Магази).
В другой версии этого повествования, Наш господин Джабир (да будет доволен им Аллах) говорит: «Мы отправились в армии аль-Хабт и Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) был командующим войсками. Мы были поражены жестоким голодом, и море выбросило мертвую рыбу, подобного которой мы никогда не видели, и ее называли аль-Анбар. Мы ели от нее в течение половины месяца. Абу Убайда взял (и закрепил) одну из ее костей и наездник прошел под нею (не касаясь ее). Абу Убайда сказал (нам): «Ешьте (от этой рыбы)». Когда мы прибыли в Медину, мы сообщили Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о том, что случилось, и он сказал: «Ешь, ибо это пища которую Аллах вывел для вас, и накормите нас, если у вас осталось что-то из нее». Таким образом, некоторые из них дали ему (этой рыбы), и он поел». (Сахих аль-Бухари, №: 4104)
Вышеприведенное повествование ясно показывает, что рыба анбар, которую море выбросило для потребления сподвижников (да будет Аллах доволен ими всеми) была огромная и гигантская. Наш господин Джабир (да будет Аллах доволен им) сравнивал ее с небольшой горой и наш господин Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) сделал арку из ее ребер так, что верблюжий всадник прошел под нею, не касаясь своей головой ребер. В другом повествовании упоминается, что Абу Убайда (да будет Аллах доволен им) выбрал самого высокого человека из них, чтобы проехать на верблюде, для того чтобы показать масштабность рыбы. Таким образом, можно сказать (а Аллах знает лучше), что эта рыба могла быть одним из видов кита или акулы.
В заключение, все факихы четырех суннитских школ мусульманского права сошлись на том, что все виды рыб являются халялем для употребления в пищу. Это также включает в себя акул, поскольку они также считаются принадлежащими семейству рыб.
И Аллах знает лучше
Муфтий Мухаммад ибн Адам
Даруль-Ифта (Лестер, Великобритания)