К сожалению, в наши дни есть «ученые», которые говорят, что во время омовения дозволяется делать масх (протирание) на платок , чалму и перчатки. Конечно же подобные мнения не нужно принимать во внимание , но наша обязанность разъяснить этот вопрос для несведущих братьев и сестер.
В книге «Мультака» говорится:
«Не разрешено (لا يجوز) совершать масих о чалму, тюбетейку, платок и рукавицы».
Теперь приведем дополнительно несколько далилей для спасения от невежетсва:
الاختيار لتعليل المختار — (1 / 2)
ولا يجوز المسح على العمامة والقلنسوة والبرقع والقفازين
Ихтияр (1,2)
«Не разрешено (لا يجوز) совершать масх на чалму, тюбетейку, платок и рукавицы»
Эти строки — самые авторитетные в мазхабе Ханафи:
البحر الرائق — (1 / 193)
وَلَا يَجُوزُ الْمَسْحُ عَلَى الْعِمَامَةِ وَالْقَلَنْسُوَةِ وَالْبُرْقُعِ وَالْقُفَّازَيْنِ ) لِأَنَّهُ لَا حَرَجَ فِي نَزْعِ هَذِهِ الْأَشْيَاءِ وَالرُّخْصَةُ إنَّمَا هِيَ لِرَفْعِ الْحَرَجِ
«Не разрешено (لا يجوز) совершать масх на чалму, тюбетейку, платок и рукавицы».
Как-то спросили у Джабир бин Абдуллаха о масхе на чалму, на что он ответил:
«Нет, пока вода не попадет на волосы, масх не будет действителен» (Бахру-Раик 1/193).
Для действительности масха необходимо, чтоб вода попала на волосы:
الجوهرة النيرة — (1 /я108
وَلَا يَجُوزُ الْمَسْحُ عَلَى الْعِمَامَةِ وَالْقَلَنْسُوَةِ وَالْبُرْقُعِ وَالْقُفَّازَيْنِ ) لِأَنَّهُ لَا حَرَجَ فِي نَزْعِ هَذِهِ الْأَشْيَاءِ وَالرُّخْصَةُ إنَّمَا هِيَ لِرَفْعِ الْحَرَجِ
«Не разрешено (لا يجوز) совершать масх на чалму, тюбетейку, платок и перчатки, поскольку нет никаких трудностей в том, чтоб снять эти вещи. А разрешение на масх дается для предотвращения трудностей (Джавхатуль-Ниира, 1/108).
Там, где есть трудности, наша религия дает некоторые послабления. Ученые хорошо уточнили эти послабления и объяснили ограничения. Прочитав следующий риваят, мы сможем понять это лучше:
فقه العبادات — حنفي — (1 / 45)
ملاحظة : لا يجوز المسح على العمامة والقلنسوة والقفازين قياسا على الخفين لأن المسح على الخفين ثبت على
خلاف القياس وما ثبت على خلاف القياس فغيره عليه لا يقاس
Высказывание: Если сделать кыяс (сравнить) протирание на хуффы (кожаные носки), то протирание на чалму ,тюбетейку, перчатки не разрешено, так как протирание кожаной обуви установлено из Сунны (Фикхуль-Ибадати Ханафи 1/45).
Как сказано здесь, хукм масха на хуффы установлен хадисом (сунной), поэтому здесь не допускается кыяс. Если попытаться объяснить это, то мы поймем причину облегчения (в вопросе протирания обуви): если например, на какой либо другой орган будет что-то одето, то масх не разрешен, поскольку снять платок или перчатки легче. Если же какой-то орган будет ранен или сломан, то повязку или гипс можно протереть мокрой рукой. Это разрешение Шариата.
العناية شرح الهداية — (1
/ قَالَ مُحَمَّدٌ : أَخْبَرَنَا مَالِكٌ ، قَالَ حَدَّثَنَا نَافِعٌ ، قَالَ رَأَيْت صَفِيَّةَ بِنْتَ أَبِي عُبَيْدٍ تَتَوَضَّأُ وَتَنْزِعُ خِمَارَهَا ثُمَّ تَمْسَحُ بِرَأْسِهَا ،)
قَالَ نَافِعٌ : وَأَنَا يَوْمَئِذٍ صَغِيرٌ ، قَالَ مُحَمَّدٌ : بِهَذَا نَأْخُذُ لَا نَمْسَحُ عَلَى خِمَارٍ وَلَا عَلَى عِمَامَةٍ ،
Имам Мухаммад передает :
«Малик нам рассказал, что им рассказал Нафи:
«Я видел дочь Абу Узейда, Сафию, когда она брала омовение — я тогда еще был маленький, она сняла платок и сделала масих на голову».
Имам Мухаммад сказал: «Берем это (сообщение) как хукм на то, что нельзя делать протирание на платок и чалму» (Иная: 1/253).
Также приведем другой пример:
بدائع الصنائع — (1 / 5
وَلَا يَجُوزُ الْمَسْحُ على الْعِمَامَةِ وَالْقَلَنْسُوَةِ لِأَنَّهُمَا يَمْنَعَانِ إصَابَةَ الْمَاءِ الشَّعْرَ وَلَا يَجُوزُ مَسْحُ الْمَرْأَةِ على خِمَارِهَا لِمَا رُوِيَ عن عَائِشَةَ رضي اللَّهُ عنها أنها أَدْخَلَتْ يَدَهَا تَحْتَ الْخِمَارِ وَمَسَحَتْ بِرَأْسِهَا وَقَالَتْ بهذا أَمَرَنِي رسول اللَّهِ إلَّا إذَا كان الْخِمَارُ رَقِيقًا يُنْفِذُ الْمَاءَ إلَى شَعْرِهَا فَيَجُوزُ لِوُجُودِ الْإِصَابَةِ
Совершать протирание не разрешено на чалму и тюбетейку, так как они препятствуют попаданию воды на волосы. Также женщине не разрешено совершать масх на платок и подобный головной убор, так как об Аише (رضى الله عنها) передается следующий риваят:
«Она засунула руку под платок и сделала масх, затем сказала: «Мне так велел Посланник Аллаха ( صلى الله عليه و سلام ).
Однако, если платок очень тонкий (как марля), и вода проникает на волосы, то в этом случае разрешено (Бадаи-Санаи: 1/5).
Действие нашей матери Аиши — очень важный довод в фикхе.
Если же говорить об открывании головы женщины , то конечно же место (омовения) должно быть защищено от мужских глаз, так как это особенность тасаттура (сокрытия женщин).
Перевод: Айша Хумейра