Автор:

Имам Мухйиддин ан-Навави

Книга:

Шарх Cахих Муслим

Источник:

al-fatava.com

 

В «Сахихе» Муслима приводится хадис: «Между человеком и многобожием (ширком), неверием (куфром) — оставление намаза».

 

 

В «Сахихе» Муслима приводится хадис:

بَيْنَ الرَّجُلِ وَبَيْنَ الشِّرْكِ وَالكُفْرِ تَرْكَ الصَّلاَةِ

«Между человеком и многобожием (ширком), неверием (куфром) — оставление намаза»

 

Шейхуль-Ислам Мухйиддин ан-Навави (631-676 гг. по хиждре/1233-1277 гг.) в комментарии к этому хадису сказал:

وأما تاركُ الصلاةِ فإن كان مُنكرًا لوُجُوبها فهو كافرٌ بإجماع المسلمين , خارجٌ مِن ملةِ الإسلامِ إلا أن يكونَ قَرِيبَ عهدٍ بالإسلام , ولم يخالطْ المسلمين مدةً يبلُغه فيها وجوبُ الصلاةِ عليه , وإن كان ترْكه تكاسُلًا مع اعتقادِه وجوبَها كما هو حالُ كثيرٍ من الناسِ فقد اختلفَ العلماءُ فيه , فذهَب مالكٌ والشافعيُّ رحِمهما الله والجماهيرُ مِن السلفِ والخلفِ إلى أنه لا يكفُر بل يفسُق ويُستتاب فإن تابَ وإلا قتلناه حدًا كالزانيِّ المُحصَن , ولكنه يُقتَل بالسيفِ وذهَب جماعةٌ مِن السلفِ إلى أنه يكفُر وهو مَرويٌّ عن عليِّ بنِ أبي طالبٍ كرَّم اللهُ وجْهَه وهو إحدى الروايتينِ عن أحمدَ بنِ حنبلٍ رحِمه الله . وبه قال عبدُ اللهِ بنُ المباركِ وإسحاقُ بنُ راهويهِ . وهو وجهٌ لبعضِ أصحابِ الشافعي رِضوان الله عليه وذهَب أبو حنيفةَ وجماعةٌ من أهلِ الكوفةِ والمزنيُّ صاحبُ الشافعيِّ رحِمهما الله أنه لا يكفُر , ولا يُقتَل , بل يعزَّر ويُحبَس حتى يصلِّيَ واحتجَّ مَن قال بكفْرِه بظاهرِ الحديثِ الثاني المذكورِ , وبالقياسِ على كلمةِ التوحيدِ

«Тот, кто оставляет намаз, если отвергает обязательность намаза, — кяфир, по единогласному мнению мусульман, [он] вышел из религии Ислам. Исключение [делается], если он недавно принял Ислам и не провел вместе с мусульманами время, достаточное для доведения до него обязательности намаза.

Но если он оставил намаз из лени, веря при этом в его важность, – что так происходит со многими (в 7-м веке по хиджре) – то ученые разошлись [во мнении] о нем.

Имам Малик, имам аш-Шафии – рахимахумаллах – и большинство (джумхур) саляфов и халяфов сказали, что он будет не кяфиром, но фасиком (грешником). И нужно, чтобы он покаялся. Или покается, или мы убьем его в наказание (хадд) (т.е. не по причине куфра) как женатого человека, который совершил прелюбодеяние. И его надо убить мечом.

Часть саляфов сказала, что он будет кяфиром. Это было передано от Али ибн Аби Талиба, карамаллаху ваджхах, и это один из риваятов от Ахмада ибн Ханбаля, рахимахуллах. Таково же мнение Абдуллаха ибн аль-Мубарака, Исхака ибн Рахавейх, и это мнение некоторых сподвижников имама аш-Шафии, ридвануллаху алейхи.

Абу Ханифа, некоторые куфийцы, аль-Музани (сподвижник аш-Шафии, рахимахумаллах) сказали, что он не будет кяфиром и не надо его убивать. Его надо наказать таъзиром и заключить в тюрьму, пока он не совершит намаз.

В доказательство мнения о такфире [сторонники этого мнения] привели явный смысл второго упомянутого хадиса и сравнение (кыяс) со словами таухида».
Далее имам ан-Навави говорит:

واحتجَّ مَن قال لا يُقتَل بحديثٍ » لا يَحِلُّ دمُ امرئ مسلمٍ إلا بإحدى ثلاثٍ » وليس فيه الصلاة . واحتجَّ الجمهورُ على أنه لا يكفُر بقوله تعالى : { إِنَّ اللَّهَ لاَ يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاء } وبقوله صلى الله عليه وسلم : » من قال لا إله إلا الله دخَل الجنة » » ومن ماتَ وهو يعلَم أن لا إلهَ إلا الله دخَل الجنة » » ولا يَلْقى اللهَ تعالى عبدٌ بهما غيرَ شاكٍّ فيُحْجَبَ عن الجنة » . » حرَّم الله على النارِ من قال لا إلهَ إلا الله » وغيرِ ذلك . ‏

‏واحتجُّوا على قتْله بقوله تعالى : { فَإِن تَابُواْ وَأَقَامُواْ الصَّلاَةَ وَآتَوُاْ الزَّكَاةَ فَخَلُّواْ سَبِيلَهُمْ } وقوله صلى الله عليه وسلم : » أُمِرْتُ أن أقاتلَ الناسَ حتى يقولوا لا إله إلا الله ويُقِيموا الصلاةَ ويُؤتُوا الزكاةَ فإذا فعَلوا ذلك عصَموا منِّي دماءَهم وأموالَهم » وتأوَّلوا قولَه صلى الله عليه وسلم : » بَيْنَ العبدِ وبين الكفرِ تركُ الصلاة ِ» على معنى أنه يستحقُّ بتركِ الصلاةِ عُقُوبةَ الكافرِ وهي القتْلُ , أو أنه محمولٌ على المستحِلِّ , أو على أنه قد ي يَؤُولُ به إلى الكفْرِ , أو أن فعْلَه فعْلُ الكفار . والله أعْلمُ

«А те, кто сказал, что не надо убивать его, привели в доказательство хадис:

«Не дозволено проливать кровь мусульманина, за исключением трех случаев…» —  и в этом хадисе не [упоминается] намаз.

Большинство (джумхур) привело в доказательство того, что он не будет кяфиром, аят Всевышнего: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает» (4:116).

Еще они привели в качестве доказательства слова Пророка : «Кто скажет: «Ля иляха илляЛлах», — войдет в Рай»; «Кто умрет, зная, что нет божества, кроме Аллаха, войдет в Рай»; «Если раб встретит Всевышнего Аллаха с двумя свидетельствами, без сомнения, не будет он отстранен от Рая»; «Аллах запретил огню того, кто сказал: «Ля иляха илляЛлах»», — и другие хадисы.

А насчет того, что надо его убить, привели аят Всевышнего Аллаха: «Если же они раскаются и станут совершать намаз и выплачивать закят, то отпустите их…» (9:5).

Еще привели слова Пророка : «Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не скажут: «Ля иляха илляЛлах», — пока не будут совершать намаз и выплачивать закат; когда же они сделают это, то тем самым защитят от меня свою кровь и имущество».

А хадис «Между человеком и многобожием (ширком), неверием (куфром) — оставление намаза» объяснили следующим образом: «Оставляющий намаз заслужит наказания кяфира, и это наказание — смерть. Или хадис надо понимать так, что [тот], кто считает это (оставление намаза) дозволенным, дойдет этим до куфра или его поступок — поступок кяфира. Аллаху ведомо лучше»1.

  • 1.Мухйиддин ан-Навави, «Сахиху Муслим би Шархи-н-Навави», 2/70. Египет: 1347/1929.