Автор:
Книга:
Источник:
В «Сахихе» Муслима приводится хадис: «Между человеком и многобожием (ширком), неверием (куфром) — оставление намаза».
В «Сахихе» Муслима приводится хадис:
بَيْنَ الرَّجُلِ وَبَيْنَ الشِّرْكِ وَالكُفْرِ تَرْكَ الصَّلاَةِ
«Между человеком и многобожием (ширком), неверием (куфром) — оставление намаза»
Шейхуль-Ислам Мухйиддин ан-Навави (631-676 гг. по хиждре/1233-1277 гг.) в комментарии к этому хадису сказал:
وأما تاركُ الصلاةِ فإن كان مُنكرًا لوُجُوبها فهو كافرٌ بإجماع المسلمين , خارجٌ مِن ملةِ الإسلامِ إلا أن يكونَ قَرِيبَ عهدٍ بالإسلام , ولم يخالطْ المسلمين مدةً يبلُغه فيها وجوبُ الصلاةِ عليه , وإن كان ترْكه تكاسُلًا مع اعتقادِه وجوبَها كما هو حالُ كثيرٍ من الناسِ فقد اختلفَ العلماءُ فيه , فذهَب مالكٌ والشافعيُّ رحِمهما الله والجماهيرُ مِن السلفِ والخلفِ إلى أنه لا يكفُر بل يفسُق ويُستتاب فإن تابَ وإلا قتلناه حدًا كالزانيِّ المُحصَن , ولكنه يُقتَل بالسيفِ وذهَب جماعةٌ مِن السلفِ إلى أنه يكفُر وهو مَرويٌّ عن عليِّ بنِ أبي طالبٍ كرَّم اللهُ وجْهَه وهو إحدى الروايتينِ عن أحمدَ بنِ حنبلٍ رحِمه الله . وبه قال عبدُ اللهِ بنُ المباركِ وإسحاقُ بنُ راهويهِ . وهو وجهٌ لبعضِ أصحابِ الشافعي رِضوان الله عليه وذهَب أبو حنيفةَ وجماعةٌ من أهلِ الكوفةِ والمزنيُّ صاحبُ الشافعيِّ رحِمهما الله أنه لا يكفُر , ولا يُقتَل , بل يعزَّر ويُحبَس حتى يصلِّيَ واحتجَّ مَن قال بكفْرِه بظاهرِ الحديثِ الثاني المذكورِ , وبالقياسِ على كلمةِ التوحيدِ
«Тот, кто оставляет намаз, если отвергает обязательность намаза, — кяфир, по единогласному мнению мусульман, [он] вышел из религии Ислам. Исключение [делается], если он недавно принял Ислам и не провел вместе с мусульманами время, достаточное для доведения до него обязательности намаза.
Но если он оставил намаз из лени, веря при этом в его важность, – что так происходит со многими (в 7-м веке по хиджре) – то ученые разошлись [во мнении] о нем.
Имам Малик, имам аш-Шафии – рахимахумаллах – и большинство (джумхур) саляфов и халяфов сказали, что он будет не кяфиром, но фасиком (грешником). И нужно, чтобы он покаялся. Или покается, или мы убьем его в наказание (хадд) (т.е. не по причине куфра) как женатого человека, который совершил прелюбодеяние. И его надо убить мечом.
Часть саляфов сказала, что он будет кяфиром. Это было передано от Али ибн Аби Талиба, карамаллаху ваджхах, и это один из риваятов от Ахмада ибн Ханбаля, рахимахуллах. Таково же мнение Абдуллаха ибн аль-Мубарака, Исхака ибн Рахавейх, и это мнение некоторых сподвижников имама аш-Шафии, ридвануллаху алейхи.
Абу Ханифа, некоторые куфийцы, аль-Музани (сподвижник аш-Шафии, рахимахумаллах) сказали, что он не будет кяфиром и не надо его убивать. Его надо наказать таъзиром и заключить в тюрьму, пока он не совершит намаз.
В доказательство мнения о такфире [сторонники этого мнения] привели явный смысл второго упомянутого хадиса и сравнение (кыяс) со словами таухида».
Далее имам ан-Навави говорит:
واحتجَّ مَن قال لا يُقتَل بحديثٍ » لا يَحِلُّ دمُ امرئ مسلمٍ إلا بإحدى ثلاثٍ » وليس فيه الصلاة . واحتجَّ الجمهورُ على أنه لا يكفُر بقوله تعالى : { إِنَّ اللَّهَ لاَ يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاء } وبقوله صلى الله عليه وسلم : » من قال لا إله إلا الله دخَل الجنة » » ومن ماتَ وهو يعلَم أن لا إلهَ إلا الله دخَل الجنة » » ولا يَلْقى اللهَ تعالى عبدٌ بهما غيرَ شاكٍّ فيُحْجَبَ عن الجنة » . » حرَّم الله على النارِ من قال لا إلهَ إلا الله » وغيرِ ذلك .
واحتجُّوا على قتْله بقوله تعالى : { فَإِن تَابُواْ وَأَقَامُواْ الصَّلاَةَ وَآتَوُاْ الزَّكَاةَ فَخَلُّواْ سَبِيلَهُمْ } وقوله صلى الله عليه وسلم : » أُمِرْتُ أن أقاتلَ الناسَ حتى يقولوا لا إله إلا الله ويُقِيموا الصلاةَ ويُؤتُوا الزكاةَ فإذا فعَلوا ذلك عصَموا منِّي دماءَهم وأموالَهم » وتأوَّلوا قولَه صلى الله عليه وسلم : » بَيْنَ العبدِ وبين الكفرِ تركُ الصلاة ِ» على معنى أنه يستحقُّ بتركِ الصلاةِ عُقُوبةَ الكافرِ وهي القتْلُ , أو أنه محمولٌ على المستحِلِّ , أو على أنه قد ي يَؤُولُ به إلى الكفْرِ , أو أن فعْلَه فعْلُ الكفار . والله أعْلمُ
«А те, кто сказал, что не надо убивать его, привели в доказательство хадис:
«Не дозволено проливать кровь мусульманина, за исключением трех случаев…» — и в этом хадисе не [упоминается] намаз.
Большинство (джумхур) привело в доказательство того, что он не будет кяфиром, аят Всевышнего: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает» (4:116).
Еще они привели в качестве доказательства слова Пророка : «Кто скажет: «Ля иляха илляЛлах», — войдет в Рай»; «Кто умрет, зная, что нет божества, кроме Аллаха, войдет в Рай»; «Если раб встретит Всевышнего Аллаха с двумя свидетельствами, без сомнения, не будет он отстранен от Рая»; «Аллах запретил огню того, кто сказал: «Ля иляха илляЛлах»», — и другие хадисы.
А насчет того, что надо его убить, привели аят Всевышнего Аллаха: «Если же они раскаются и станут совершать намаз и выплачивать закят, то отпустите их…» (9:5).
Еще привели слова Пророка : «Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не скажут: «Ля иляха илляЛлах», — пока не будут совершать намаз и выплачивать закат; когда же они сделают это, то тем самым защитят от меня свою кровь и имущество».
А хадис «Между человеком и многобожием (ширком), неверием (куфром) — оставление намаза» объяснили следующим образом: «Оставляющий намаз заслужит наказания кяфира, и это наказание — смерть. Или хадис надо понимать так, что [тот], кто считает это (оставление намаза) дозволенным, дойдет этим до куфра или его поступок — поступок кяфира. Аллаху ведомо лучше»1.
- 1.Мухйиддин ан-Навави, «Сахиху Муслим би Шархи-н-Навави», 2/70. Египет: 1347/1929.
Сказал алляма Абу Умар Ибн Абдиль Барр (368-463 х/978-1071 м) в книге «Ат Тамхид» о человеке который принимает, что намаз это фарз, но не совершает его из за лени:
إلا أنهم اختلفوا في تاركِ الصلاةِ وهو مقِرٌ بها, فكفَّره منهم من ذكَرنا قولَه في بابِ زيْدِ بنِ أَسْلَمَ عن بُسْرِ بْنِ مِحْجَنٍ, وأبى الجمهورُ أن يكفِّروه إلا بالجَحْدِ والإنكارِ الذي هو ضِدُّ التصديقِ والإقرارِ
«Они (ученые) разошлись о человеке, который подтверждает его (обязательность) но не совершает его.
Некоторые такому человеку сделали такфир. Из них можно указать тех, мнение, которых я перечислил в главе «Зайд бин Аслам от Бушр бин Михджан».
Но джумхур/большинство отказались от такфира кроме, как такфир того, кто отвергает и отрицает важность (т.е. не выносили такфир, тому, кто оставил намаз, но вместе с этим верит в его важность). Отвергание и отрицание являются противоположностью подтверждения и признания».
Источник: Ибн Абдиль Барр: Ат Тамхид: 9/251
Даруль Хадисиль Хасанийя: 1387/ 1967
http://al-fatava.com/forums/index.php?showtopic=161