Большой алим ханафитов ибн Абидин приводит в своем Радд аль-Мухтар (1/167):
صحَّ عنه أنه قال : إذا صحَّ الحديثُ فهو مذهبي . وقد حكى ذلك ابنُ عبدِ البرِّ عن أبي حنيفة وغيرِه من الأئمة . ا هـ . ونقَله أيضًا الإمامُ الشَّعْراني عن الأئمةِ الأربعةِ . ولا يخفى أن ذلك لمن كان أهلاً للنَّظَر في النصوصِ ومعرفةِ محكمها مِن منسوخها ، فإذا نظَر أهلُ المذهبِ في الدليلِ وعمِلوا به صحَّ نِسْبتُه إلى المذهبِ لكونه صادرًا بإذنِ صاحبِ المذهبِ ، إذ لا شكَّ أنه لو علِم ضعْفَ دليلِه رجَع عنه واتّبعَ الدليلَ الأقوى
Достоверно, что (Абу Ханифа) сказал: «Когда хадис достоверный — это мой мазхаб». Передал это ибн Абдуль Барр от Абу Ханифы и других из числа имамов. Также передал аш-Ша’рани от 4-х имамов. И не секрет (т.е. само собой разумеется), что это (эти слова) для тех, кто является из числа тех кто рассматривает (имеет право рассматривать) нусусы (шариатские тексты) и знает (чем отличается) мухкам (ясные утвержденные) от мансуха (отмененного). Когда Ахлу Мазхаб рассмотрит доводы и будет поступать в соответствии с ним, то будет правильно относить его (положение) к мазхабу, потому что это с дозволения Имама Мазхаба.
Шамсуддин Аз Захаби в книге «Сияру Алямин Нубаля» (673-748 х/1274-1348 м) в главе об Ад Дараки:
الدارَكي عبد العزيز بن عبد الله بن محمد
قال ابنُ خَلِّكان:كان يُتَّهم بالاعتزال، وكان رُبَّما يَختار في الفتوى، فيقال له في ذلك، فيقول:ويْحَكُم! حدَّث فلانٌ عن فلانٍ، عن رسولِ الله — صلى الله عليه وسلم — بكذا وكذا، والأخذُ بالحديث أولى مِن الأخذِ بقولِ الشافعيِّ وأبي حنيفةَ.
قلتُ:هذا جيدٌ، لكن بشرطِ أن يكونَ قد قال بذلك الحديثِ إمامٌ مِن نُظراءِ الإماميْن مثلُ مالكٍ، أو سفيانَ، أو الأوْزاعيِّ، وبأن يكونَ الحديثُ ثابتاً سالماً مِن علةٍ، وبأن لا يكونَ حجةُ أبي حنيفةَ والشافعيِّ حديثاً صحيحاً مُعارضاً للآخَر.
أما مَن أخَذ بحديثٍ صحيحٍ وقد تنكَّبه سائرُ أئمةِ الاجتهاد، فلا، كخبرِ: فَإِنْ شَرِبَ فِي الرَّابِعَةِ فَاقْتُلُوهُ ، وكحديثِ لَعَنَ اللهُ السَّارِقَ، يَسْرِقُ البَيْضَةَ، فَتُقْطَعُ يَدُهُ
«293 – Ад Дараки Абдуль Азиз бин Абдиллах бин Мухаммад
…Сказал Ибну Халликан: Он был обвинен в иътизале (мнениях муътазилитов). Иногда он выбирал фатвы (против мнения Имамов). Сделали ему замечание, на что он ответил: «Горе вам! Передал такой-то от такого, а он от Посланника Аллаха, салля Ллаху аляйхи ва саллям, так то и так то. И брать хадис лучше, чем брать мнения Шафии и Абу Ханифы».
(Я Захаби) скажу: Это красиво, но с условиями:
1. Делал амаль/действие в соответствии с этим хадисом (какой-то) имам, который на уровне этих двух Имамов (Шафии и Абу Ханифа), как Малик, Суфьян или Авзаи.
2. Хадис должен быть надежным и без какой-то проблемы (илля)
3. Чтобы не было у Абу Ханифы и Шафии достоверного хадиса, который противоречит другому.
А если кто-то берет достоверный хадис в, то время когда Имамы иджтихада не поступали в соответствии с этим хадисом, то этого (делать) нельзя. Как эти два хадиса:
«Если будет пить в четвертый раз, то убейте его» и «Пусть проклянет Аллах вора. Ворует яйцо и в итоге ему отрубают руку»» (Сияру Алямин Нубаля: 16/404-405)
Сказал великий ученый усуля Абу Исхак Аш Шатыби (ум. 790 х/1388 м) в книге «Аль Иътисам»:
والرابع : أن كلَّ راسخٍ لا يَبتدع أبداً ، وإنما يَقعُ الابتداعُ ممن لم يتمكّنْ مِن العلم الذي ابتدعَ فيه ، حسبما دلَّ عليه الحديثُ ويأتي تقريرُه بحول الله ، فإنما يُؤتى الناسُ من قِبَلِ جُهَّالهم الذين يُحسبون أنهم علماءُ ، وإذا كان كذلك فاجتهادُ من اجتهدَ منهيٌ عنه إذ لم يَستكملْ شروطَ الاجتهاد ، فهو على أصل العموميّة ، ولمَّا كان العامي حراماً عليه النَّظَرُ في الأدلة والاستنباطُ ، كان المُخضرَمُ الذي بقي عليه كثيرٌ من الجهلات مثلُه في تحريم الاستنباط والنظرِ المعمولِ به ، فإذا أقدمَ على محرَّم عليه كان آثماً بإطلاق
وبهذه الأوجهِ الأخيرةِ ظهَر وجهُ تأثيمه وتبيَّن الفرقُ بينه وبين المجتهدِ المخطىءِ في اجتهاده
«Никакой Расих (углубленный в науках) никогда не введет бидъа. Выдумывание бидъата бывает у тех, кто не владеет наукой, в которой выдумал бидъа, как на это указывает хадис и придет его решение с помощью Аллаха.
Люди вовлекутся (в бидъаты, исходящие) со стороны джахилей, которые считаются учеными. Так как положение таково, что иджтихад того, кто делает иджтихад (не являясь муджтахидом) является запретным/недозволенным. Потому что у него нет полных условий иджтихада и он является простым человеком.
Если простому человеку не дозволено назар (подробный просмотр доводов с целью выведения хукма) и истинбат (выведение хукма из них), то мухадрам (человек который некоторое время жил в джахилии) у которого остались много остатков джахилии, таков же (как и простой человек) в запретности истинбата и назара в соответствии с которым делается амаль/действие.
И когда (кто то) пытается сделать вещь которая ему запрещена, то (он) станет грешником в абсолютном смысле. Этими вещами выяснилась причина его греха и стало понятным отличие[1] между ним и муджтахидом который ошибся в иджтихаде». (Аль Иътисам: 1/246)
Думаю достаточно. Как мы знаем, разночтения в мазхабах существовали всегда и берут они свое начало еще со времен сподвижников. И в этом в принципе нет проблем, важно чтобы сердца у нас были едины. Так мы знаем, что в своем итжтихаде имам Абу Ханифа чаще опирался на мнения Ибн Мас’уда и Али ибн аби Талиба, в свою очередь имам Малик опирался на фетвы ибн Умара и Зайда б. Сабита. И это ответ тем, кто всячески отрицают «таклид» (нет, не слепое следование) в Исламе.
ИншааАллах, приведем пример из жизни имама Малика из книги имама аз-Захаби Сияр Алям ан-Нубаля (11/177) и подкрепим его высказванием имама Ахмада б. Ханбаля. Приводит аз-Захаби:
إسماعيل بن بنت السدي قال كنت في مجلس مالك فسئل عن فريضة فأجاب بقول زيد فقلت ما قال فيها علي وابن مسعود رضي الله عنهما فأومأ إلى حجبة فلما هموا بي عدوت وأعجزتهم فقالوا ما نصنع بكتبه ومحبرته فقال اطلبوه برفق فجاؤوا إلي فجئت معهم فقال مالك من اين انت قلت من الكوفة قال فأين خلفت الادب فقلت انما ذاكرتك لاستفيد فقال ان عليا وعبد الله لا ينكر فضلهما وأهل بلدنا على قول زيد بن ثابت واذا كنت بين قوم فلا تبدأهم بما لا يعرفون فيبدأك منهم ما تكره
Рассказывает Исма’ил Ибн Бинт ас-Судди.
Однажды я находился в маджлисе Малика. Я задал ему вопрос о наследстве, на что он ответил, приведя мнение Зайда [Ибн Сабита]. Я спросил его: “А что про это говорят ‘Али и Ибн Мас’уд, радый Аллаху ‘анхума?”
Имам Малик подал знак охранникам мечети, которые вошли после меня, однако я оказался проворнее их и убежал, оставив свои принадлежности. Охранники спросили: “Что нам делать с его пером и книгами, которые он оставил?” Имам Малик сказал: “Найдите его и попросите придти сюда. Будьте мягки с ним.”
После того, как я вернулся, Малик спросил меня: “Откуда ты?”
— Из Куфы, — ответил я.
— А где же ты оставил свой адаб?
— Я всего лишь задал вопрос, желая извлечь пользу.
Малик сказал: “Никто не отрицает достоинства ‘Али и ‘Абдуллаха [Ибн Мас’уда], но люди нашей земли придерживаются мнения Зайда Ибн Сабита. Когда ты находишься среди людей, и ты приходишь с чем-либо, что им не известно, они ответят тебе тем, что не понравится уже тебе.”
Имам Ахмад:
واعلم أن الدين إنما هو التقليد والتقليد لأصحاب رسول الله صلى الله عليه وسلم
Знай, что поистине религия — это таклид. Таклид за сподвижниками посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم)
(Табакат аль-Ханабиля, Кади Абу Я’ля)
قال حدثنا هارون بن علي المقري قال حدثنا محمد بن عبدالرحمن الصيرفي قال قلت لأحمد بن حنبل إذا اختلف أصحاب رسول الله صلى الله عليه وسلم في مسئلة هل يجوز نلا أن ننظر في أقوالهم لنعلم مع من الصواب منهم فنتبعه فقال لي لا يجوز النظر بين أصحاب رسول الله صلى الله عليه وسلم فقلت كيف الوجه في ذلك قال تقلد أيهم أحببت
( ابن عبد البر جامع بيان العلم وفضله )Передается, что Мухаммада б. Абдуррахмана ас-Сайрафи сказал: Я сказал Ахмаду б. Ханбалю, когда разногласят сподвижнии посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم ) в каком то деле, то доспустимо ли нам смотреть на их слова для того чтобы узнать с кем же из них правда и следовать за этим. Он сказал нам: Не позволительно рассматривать (досл. смотреть) между сподвижниками посланника Аллаха (عليه وسلم). Я сказал: Как поступить в таком случае? Он сказал: Следуй (юкаллиду) за тем из них за кем пожелаешь (ахбабта).
(Ибн Абдуль Барр, Джами Баян аль-Ильм)
Шейх Нух Ха Мим Келлер: ‘Призыв в наши дни следовать Корану и Сунне и при этом не следовать мазхабу очень привлекательный слоган, но в действительности за этим призывом — огромный шаг назад. Это призыв оставить века подробнейшего, тщательного, кропотливого труда исламских ученых по обнаружению, расшифровке и изложению указаний Корана и Сунны; наитончайшего мастерства, вовлекающего разные спектры знания и разные науки; усилия муджтахидов, мухаддисов, муфассиров и других специалистов Шариата.