Если молящийся начал сомневаться относительно числа совершенных ракаатов, то ему необходимо исследовать это сомнение[1], если ему не удастся найти наиболее вероятное число, то следует продолжать молитву, на основе того числа ракаатов, относительно которого он уверен[2].
Аш-Шафии по этому поводу сказал, что нет необходимости делать исследование, а следует сразу же прибегнуть к числу, относительно которого есть уверенность. В доказательство своей позиции он приводит хадис пророка саллялЛаху алейхи ва саллям:
«Если кто-либо во время молитвы забыл число совершенных ракаатов и не знает, совершил он один или два, то пусть выберет один, если не знает два или три, то пусть выберет два, если не знает три или четыре, то пусть выберет три, в любом случае пусть в конце молитвы совершит два дополнительных земных поклона», ат-Тирмизи сказал: «Это достоверный хадис».
В другом хадисе сказано: «Если кто-либо из вас сомневается относительно числа совершенных ракаатов, то пусть прибегнет к уверенности» приводится только у Муслима.
Мы же (Ханафиты) отдаем предпочтение хадису: «Если кто-либо из вас во время молитвы засомневался относительно числа совершенных ракаатов, то пусть он ищет истину» приводится в обоих достоверных сборниках, а, следовательно, более предпочтителен.
Примечание:
[1] То есть постараться вспомнить, либо число ракаатов, либо какой-либо отличительный признак в молитве, по которому он сможет восстановить число совершенных ракаатов – п.п.
[2] Т.е. взять минимум, например, если сомнение между 2-мя и 3-мя ракагатами, то за основу следует взять 2 ракаата – п.п.
Источник: «Аль-Интисар уа ат-тарджих лил-мазхаб ас-сахих»
Приложение
Если вы не можете понять – сколько ракаатов молитвы вы сделали, то остановитесь на меньшем числе ракаатов, в которых у вас есть сомнение, а после молитвы совершите саджда-сахв. Например, если вы сомневаетесь, прочитали вы три или четыре ракаата, возьмите за основу число три, совершите четвертый ракаат, и в конце совершите саджда сахв (Аль-Хидая, том 1, стр. 76, Раддуль Мухтар, том 2, стр. 94).