Укрытие Запретного (Сетру-ль-Аврат)
Глава 1. В Коране об укрытии женщин
Каждый совершеннолетний и дееспособный мусульманин обязан (Фард) укрывать запретные для постороннего взора части своего тела (АВРАТ). О необходимости их укрытия было указано мужчинам и женщинам в суре «Ахзаб» (Сонмы), ниспосланной в третьем году Переселения (Хиджры):
«O пpopoк, cкaжи твoим жeнaм, дoчepям и жeнщинaм вepyющиx, пycть oни cближaют нa ceбe cвoи пoкpывaлa. Этo лyчшe, чeм иx yзнaют; и нe иcпытaют oни ocкopблeния. Aллax пpoщaющ, милocepд!» (33: 59).
И в суре «Нур» (Свет), ниспосланной в пятом году хиджры:
«Cкaжи вepyющим, пycкaй oни пoтyпляют cвoи взopы и бepeгyт cвoи члeны; этo — чищe для ниx. Пoиcтинe, Aллax cвeдyщ в тoм, чтo oни дeлaют! И cкaжи [жeнщинaм] вepyющим: пycть oни пoтyпляют cвoи взopы, и oxpaняют cвoи члeны, и пycть нe пoкaзывaют cвoиx yкpaшeний, paзвe тoлькo тo, чтo виднo из ниx, пycть нaбpacывaют cвoи пoкpывaлa нa paзpeзы нa гpyди, пycть нe пoкaзывaют cвoиx yкpaшeний, paзвe тoлькo cвoим мyжьям, или cвoим oтцaм, или oтцaм cвoиx мyжeй, или cвoим cынoвьям, или cынoвьям cвoиx мyжeй, или cвoим бpaтьям, или cынoвьям cвoиx бpaтьeв, или cвoим жeнщинaм, или тeм, чeм oвлaдeли иx дecницы, или cлyгaм из мyжчин, кoтopыe нe oблaдaют жeлaниeм, или дeтям, кoтopыe нe пocтигли нaгoты жeнщин; и пycть нe бьют cвoими нoгaми, тaк чтoбы yзнaвaли, кaкиe oни cкpывaют yкpaшeния. Oбpaтитecь вce к Aллaxy, o вepyющиe, — мoжeт быть, вы oкaжeтecь cчacтливыми!»(24: 30-31).
Глава 2. Об укрытии аврата при исполнении молитвы
По мазхабам Ханафи и Шафии запретными для обозрения посторонними людьми у мужчин являются части тела от пупка до колен. С той лишь разницей, что у шафиитов в число запретного входит пупок (граница запрета начинается от верха пупка и до колен), а у ханафитов в число запретного для обозрения входит колено (граница запрета начинается от низа пупка до низа коленной чашечки).
При исполнении молитвы, укрытие мужчинами остальных частей тела (руки, головы), а также облачение в длинную одежду (Джубба) с носками, является для них сунной. Оставлять же сунну является действием нежелательным (Макрух).
Для свободных мусульманских женщин в число запретного для обозрения (Аврат) другими людьми входят все части их тела, кроме лица и кистей рук. В число аврат входят и волосы (в том числе и косы, свисающие сзади, и ступни ног). Есть ученые, которые считают, что ступни ног и наружная часть запястья не являются авратом, но и они склоняются к тому, что не закрывать их нежелательно – макрух.
Если у мужчины или женщины при исполнении ими молитвы откроется одна четвертая часть аврата на протяжении одного рукна, то молитва будет нарушена. Если откроется меньшая часть, то такая молитва будет считаться нежелательной – макрух. К примеру, не будет действительно молитва женщины, если у нее откроется четвертая часть аврата ноги.
По мазхабу Шафии все части тела женщины, кроме лица и кистей рук, всегда считаются авратом.
В книге «Рэдд-уль-мухтар…» Имам Ибн-и Абидин (да будет милостив к нему Аллах) пишет: «Закрывать аврат является фардом и в молитве, и в другое время. Совершать (мужчинам) молитву в шелковой одежде и в одежде, приобретенной недозволенным способом, Весьма Нежелательно (ТахриманМакрух). Если мужчине нечего одеть, кроме шелковой одежды, то тогда он будет обязан молиться в такой одежде, даже если совершает молитву один. Мусульманину, имеющему чистую одежду, не дозволяется исполнять молитву в раздетом виде, даже если это он делает один и в темноте.
Глава 3. Об укрытии аврата вне молитвы
Женщины вне молитвы и когда они находятся одни, обязаны укрывать часть тела от пояса до колен. Это для них Фард! Укрывать спину и живот для них является обязанностью близкой к фарду, то есть Ваджиб. Укрывание остальных частей тела, находясь вне молитвы и в отсутствии других людей, является для них желательной обязанностью. Если женщина находится одна дома, то ей можно не закрывать голову. В присутствии мужчин из разряда махрам (их 18 человек), ей лучше накинуть на голову легкий платок. Женщине дозволяется открывать свой аврат в отсутствии других людей, но опять-таки только по уважительной причине и в укромном месте (например, в туалете, в душе, или в другом укромном уголке, или по причине «извинительного состояния» и т.д.).
В книге «Китабу-ль-Фыкх аля-ль-мазахиб-иль-арба’а» [i] говорится:
«Части тела, которые необходимо (Фард) укрывать в молитве мужчинам и женщинам, и запретные для обозрения (Харам) мужчинам у мужчин и близким родственникам из числа мужчин (махрам) у женщин не являются одинаковыми во всех четырех мазхабах. Однако, ученые трех мазхабов (богословско-правовых школ) единодушны в том, что женщинам Запрещено (Харам) показывать посторонним мужчинам и женщинам не мусульманкам все части тела, кроме лица и кистей рук. Только ученые мазхаба Шафии считают, что в необходимых случаях для предупреждения смуты (Фитна), и лицо женщины и ее руки становятся запретными (Аврат) для показа посторонним мужчинам».
Несмотря на то, что женщинам дозволено открывать лицо и кисти рук, это вовсе Не Значит, что мужчинам (если конечно они верят в Единого Создателя и боятся нарушить Его Предписания), дозволено смотреть на эти части тел посторонних женщин с вожделением (вне зависимости от того, мусульманки они или нет). Ведь сказано в Благородном Коране:
«O cыны Aдaмa! Пycть caтaнa нe иcкycит вac, кaк oн извeл вaшиx poдитeлeй из paя, coвлeкши c ниx oдeждy, чтoбы пoкaзaть им иx мepзocть. Beдь он видит вac — oн и eгo coнм — oттyдa, oткyдa вы иx нe видитe. Пoиcтинe, Mы cдeлaли шaйтaнoв пoкpoвитeлями тex, кoтopыe нe вepyют!» (7: 27).
Мужчинам нежелательно (Макрух) без особой надобности (даже без возникновения страсти) разглядывать и дозволенные для обозрения части тел посторонних женщин (лицо, руки), а также изображения других частей их тел, а также аврат уже говорящих детей, не запрещенных для обозрения.
Аврат’ом еще не заговоривших детей по Шариату считаются только половые органы и ягодицы. Эти части тела всех людей называются тяжелым авратом (Гализ).
В книге «Фатава-уль-Хайриййа»[ii] говорится: «Отец не должен отпускать сына (красивого лицом) в путешествие, на учебу, на совершение хаджа без бороды. (То есть, или его должен сопровождать кто-либо из родственников, или, по крайней мере, лицо сына должно быть скрыто бородой). Отец обязан охранять такого сына так же, как и дочь. На улице при каждой женщине находятся два шайтана, а (красивого) юношу постоянно сопровождают восемнадцать шайтанов. Завлечь и обмануть всех, кто бросает страстные взгляды на то, что не дозволено (на женщину и прекрасного юношу), — вот главная задача этих искусителей. Дети обязаны выполнять приказания родителей, если эти приказания не противоречат шариату. Быть послушными родителям, — для детей – Фард! В то же время, отец не может заставить насильно находиться при себе своего (совершеннолетнего) сына».
В книге «Меджма-уль-анхур»[iii] приводится хадис:
«В глаза тех, кто со страстью смотрел на лица посторонних женщин, в Судный День зальют расплавленный свинец».
В книге «Рияд-ун-Насихин»[iv] приводятся слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые он высказал во время хаджа «Веда»:
«Глаза того, кто с вожделением смотрел на постороннюю женщину будут наполнены огнем, и он будет брошен в Ад. Руки того, кто обменялся рукопожатием с чужой женщиной, будут связаны на затылке, и он будет брошен в Ад. Кто без необходимости страстно говорил с посторонней женщиной, будет за каждое слово находиться Аду тысячу лет».
В другом хадисе сказано:
«Смотреть с вожделением на соседку или на жен своих друзей в десять раз более грешно, чем смотреть на постороннюю женщину. А страстные взгляды на замужних женщин в тысячу раз грешнее, чем взгляды на девушек. В такой же степени греховны и прелюбодеяния с ними».
Мухаддисы Байхаки и Абу Дауд передают хадис от Абу Умамы (да будет доволен ими Аллах): «Если кто-либо увидит постороннюю девушку, но сразу же отвернет от нее свой взгляд, боясь наказания Аллаха, того Аллах одарит получением удовольствия от исполняемых поклонений».[1]
Отсюда следует, что первый взгляд богобоязненного человека будет прощен.
В другом хадисе сказано:
«Не увидят огня Ада глаза того, кто в джихаде, совершаемом ради Аллаха, высматривал врага; кто плакал из-за боязни наказания Аллахом и не смотрел на недозволенное».
Девочки от семи до десяти лет, имеющие красивую внешность и обретшие женские формы; все девочки подростки, достигшие совершеннолетия по определенным признакам (появление менструальнных кровотечений), а также все девушки, достигшие 15-ти летнего возраста (вне зависимости от наличия или отсутствия кровотечений), находятся в положении женщин. Таким девочкам и девушкам Запрещено (Харам): показываться посторонним мужчинам с непокрытой головой; открытыми плечами, ногами; в плотно облегающей одежде; говорить с ними мягким, завораживающим голосом (кокетничать).
При вынужденном общении с посторонними мужчинами (например, при торговых взаимоотношениях), женщины должны говорить с ними строго, не выходя при этом за допустимые рамки и не становясь причиной раздора (Фитны). При разговоре с мужчинами, — глядеть в сторону или опустить голову.
Женщинам Строго Запрещено (Харам) появляться на улице с не укрытыми волосами, с голыми руками или ногами, с голой шеей, с декольте. Без крайней необходимости, им запрещено (Харам) громко разговаривать при посторонних мужчинах (чтобы те не слышали их голоса). Тем более Харам исполнять при них песни, и даже записывать свои голоса на кассеты, пластинки, фильмы. Более того, является грехом читать вслух при посторонних мужчинах даже аяты Благородного Корана.
Запрещено (Харам) женщинам, девушкам одевать тонкие, плотные блузки, платья; навешивать на себя для всеобщего обозрения (не прикрытые накидкой) украшения в виде колье, браслетов, сережек и т.п. Запрещено женщинам показываться на улицах с мужскими стрижками и в мужских брюках, даже в очень свободных. Брюки являются мужской одеждой. В книге «Тергиб-ус-салят»[v] приводится хадис:
«Были прокляты одетые (но в то же время) голые; женщины в мужской одежде; разнаряженные мужчины».
Нельзя носить плотно облегающие тело брюки также и мужчинам. Им также запрещено выпячивать в таких брюках, джинсах свои ягодицы. Единственно, когда можно женщинам надевать какие-либо панталоны, шальвары, это когда поверх надевается длиннополая одежда, под которой они не видны.
Укрытие частей тела, недозволенных для обозрения другими (Аврат), в молитве и вне ее, является фардом. Если человек при молитве увидит свой аврат, то это не нарушит намаза, но это не желательно (Макрух). Если же у мусульманина нет одежды, то он совершает молитву сидя. Лучше сесть, вытянув ноги, руками прикрыть переднюю часть аврата, и молиться путем образного совершения поясного и земного поклонов, наклоном головы и корпуса. Отсюда видно, что укрытие аврата, является более необходимым (Фард), нежели исполнение отдельных фардов намаза.
Если мусульманин не имеет одежды, необходимой для укрытия аврата перед молитвой, то он обязан попросить ее у других. Если ему пообещают дать одежду, то он должен ждать до конца истечения времени молитвы, и исполнять без одежды только в самый последний момент. Кстати, также необходимо поступать и в случае отсутствия воды для омовения. Если воду кто-то обещал дать, то также надо ждать до последнего момента, и только после этого совершать Таяммум.
Если мусульманин имеет средства, то предписания Шариата вменяют ему в обязанность (Фард) приобретение одежды, необходимой для укрытия аврата.
Глава 4. О четырех возможных взглядах мусульман друг на друга
Имам Ибн-и Абидин в книге «Рэдд-уль-мухтар…» пишет о четырех возможных взглядах мусульман друг на друга:
1) Взгляд мужчины на женщину. 2) Взгляд женщины на мужчину.
3) Взгляд мужчины на мужчину. 4) Взгляд женщины на женщину.
Каждый из этих взглядов в свою очередь может быть направлен на четыре различных объекта. К примеру, взгляд мужчины может быть направлен: а) на постороннюю женщину; б) на свою жену или на свою наложницу; в) на женщин из числа близких родственниц; г) на пленниц других людей.
Ученые четырех мазхабов (богословско-правовых школ) едины во мнении о том, что мужчинам запрещено (Харам) смотреть на все части тел посторонних женщин, кроме их лиц и кистей рук. Если же взгляд мужчин на лица женщин (девочек, девушек) возбуждает в них страсть, то в этих случаях им также запрещено смотреть и на их лица. Даже и в том случае, когда мужчина является кастратом.[2] Ввиду этого, когда появляется опасность совершения такого греха, девушки обязаны закрывать свои лица.
Запрещенным для обозрения мужчинами части тел (Аврат) других мужчин является участок тела между их пупком и коленом. На все остальные части тел других мужчин им смотреть дозволено, но за исключением случая, когда этот взгляд вызывает постыдную страсть.
Мужчинам дозволено смотреть на все части тел своих жен, даже и тогда, когда такой взгляд вызывает чувственное влечение.
Как было уже отмечено выше, Аврат’ом мужчин является участок их тел между пупком и коленом. Причем, в мазхабе Ханафи коленная чашечка является авратом, а пупок — нет. По мазхабу Шафии – напротив, пупок является авратом а колено – нет. По мазхабу Малики не являются авратом ни пупок, ни колено, а только участок тела между ними (от пупка до колен). В книге «Мизан-уль-кубра»[vi] говорится, что по некоторым риваятам (сообщениям) ученых мазхабов Ханбали и Малики, авратом у мужчин являются только половой орган и ягодицы (Сав’атэйн).
Шариат дозволяет дотрагиваться руками до той части тела, на которые дозволено смотреть. В хадисе сказано: «Целовать ногу матери, это все равно, что целовать двери Рая». Но это дозволение не распространяется на лица и руки посторонних молодых женщин и девушек. Несмотря на дозволенность обозрения их лиц и рук, тем не менее не дозволено ни дотрагиваться до них, ни обмениваться рукопожатием, даже если эти действия не возбуждают страсть. Мужчине дозволено путешествовать (например, совершать хадж) или оставаться наедине с женщинами, которые для него запретны для женитьбы навсегда (Махрам).[3] Если же они ему запретны не навсегда, а лишь до возникновения определенной ситуации, то согласно мнению Тарафейн,[4] оставаться наедине – харам.
Имам Ибн-и Абидин разъясняет, что если мужчина будет оставаться наедине даже с несколькими посторонними женщинами, то все равно, это будет считаться недозволенным уединением. В книге «Эшбах»[vii] говорится, что очень пожилые посторонние друг другу мужчина и женщина (старики), могут вместе путешествовать и оставаться наедине.
Несмотря на то, что мужчине не запрещено оставаться наедине с одной из женщин 18 категорий махрам, все же ему весьма нежелательно это делать со своей молочной сестрой, молодой тещей или невесткой. Особенно, если могут возникнуть сплетни.
Не будет считаться недозволенным уединением, если мужчина оказался наедине с посторонней женщиной в пассажирском транспорте, в магазине, в мечети и в другом общественном месте, куда доступ открыт для всех постоянно.
Мужчине не дозволено разговаривать с посторонней молодой женщиной, если он не вынужден это делать в силу сложившихся обстоятельств.
По фетве имама Абу Йусуфа[5] (да будет милостив к нему Аллах), в случае крайней необходимости женщинам дозволяется открывать некоторые части тела, не причисленых к разряду «тяжелых запретов» — аврат-и гализа. Это касается пленниц, а также одиноких или других свободных женщин, вынужденных зарабатывать свой хлеб насущный в особых условиях (например: в пекарне, в прачечной). Женщинам на подобных работах дозволено открывать руки и ноги по необходимости. В таких случаях с мужчин снимается запрет на обозрение их рук или ног, если им этого просто не избежать из-за надобности контроля или разъяснения по работе, и, конечно же, если такие взгляды не побуждают в мужчине греховную страсть.
В книгах «Ни’мат-уль-Ислям»[viii] и «Бахр-уль-фатава»[ix] свояченица (сестра жены) и невестка (жена брата или дяди) также причислены к разряду посторонних женщин. Мужчине запрещено (харам) смотреть на их волосы, головы, плечи, бедра. Когда эти женщины (в составе семьи) идут в гости к родственникам мужчинам, или наоборот, — эти родственники мужчины (в составе семьи) приходят к ним в гости, не дозволяется им сидеть вместе с мужчинами и наслаждаться шутливой беседой в одном кругу.
Когда женщины оказываются в местах, где принято мужчинам и женщинам сидеть вместе и где религиозным предписаниям не уделяют должного внимания, они могут посидеть короткое время вместе с остальными за общим столом, одевшись по правилам Шариата. Шариат допускает некоторые отступления от общих правил с целью предотвращения ссор — фитны (и распространения предвзятого мнения о религиозных предписаниях). В таких случаях, когда рядом по воле Аллаха оказались мужчины не махрам, женщина должна избегать шутливого тона и стараться не привлекать к себе внимания. Естественно, что надо следить за тем, чтобы такие встречи не происходили часто и не длились долго. И особое внимание надо обращать на то, чтобы посторонние мужчины и женщины не оказывались в положении «Халвет» (уединение недозволенное). Благочестивым мусульманам (Салих), стремящимся к неуклонному исполнению предписаний Шариата, не следует участвовать в таких совместных вечеринках.[6]
Запретные для обозрения части тел (Аврат) женщин для других женщин, таковы же, как и Аврат мужчин для других мужчин. Женщине также запрещено смотреть на дозволенные для обозрения места у мужчин, как запрещено и мужчинам, если это вызывает греховную страсть.
Что касается аврата женщин по отношению к не мусульманкам (Гайри-ль-муслим) и к женщинам – отступницам (и к дяде, если он такой же отступник — Муртад), то тут вывод ученых трех мазхабов один: все они для женщин – мусульманок находятся в категории «посторонних» мужчин. Они не имеют такого права, чтобы мусульманки могли бы показывать им части своих тел.
Части тела человека, запрещенные для обозрения другими людьми, остаются таковыми и в случае их отделения от тела человека, и в случае его смерти. Не дозволено смотреть на отделившиеся от женского тела ногти, волосы с головы или других мест.
Запрещено (Харам) смотреть на аврат женщин через стекло, или какие-либо очки, а также через воду или когда женщина находится в воде.
Запрещено писать, рисовать, фотографировать, снимать на пленку, записывать на ленту и т.п. изображения, звуки, голоса, вызывающие греховные страсти.
Итак! Смотреть на женщину, одетую в просторную, не облегающую тело одежду, которая полностью укрывает ее аврат, — дозволено. Но, только тогда, когда такой взгляд не вызван греховной страстью и не побуждает ее.
Мужчинам запрещено смотреть и без вожделения, на женщин, одетых в плотно облегающую одежду, из-за которой видны ее формы (части тел из категории «тяжелых запретов» – Аврат-уль-Гализа). Более того, запрещено смотреть с вожделением и на менее запретные части их тел, когда эти места обтянуты плотно облегающей одеждой.
Мужчинам запрещено (Харам) смотреть на нижнее женское белье, когда это возбуждает их, вызывает греховные мысли.
Женщинам запрещено не только выходить с открытым авратом на улицу, но и входить без сопровождения в места, где находятся посторонние мужчины, и нет ни одного мужчины – махрам. Еще больший грех получит человек, если войдет в мечеть с открытым авратом.[7]
Места, где собираются люди с открытым авратом, или где совершаются грехи, называются «Маджлис-уль-Фыск». В книге «Фатава-уль-Беззазиййа» говорится, что без особой надобности мусульманам нельзя посещать места Маджлис-уль-фыск (то есть те места, где собираются нечестивые мусульмане — Фасык). АльхамдулиЛьляhи Раббиль-алемин!
(Из сборника по фикху мазхаба Ханафи «Мухтасар Ильмихал» Мухаммада аль-Коккози. Книга Первая)
[1] Похожий хадис приведен у Табарани и Хакима от Ибни Мас’уда (да будет доволен ими Аллах).
[2] Оскопление мужчин запрещено по Шариату. Кастрирование животных дозволяется лишь с целью увеличения их веса.
[3] Махрам для мужчин — Близкие родственницы, брак с которыми им запрещен. Их 18 женщин: 1) мать, мать матери, мать отца; 2) дочь, дочь сына, дочь дочери; 3) сестра; 4) дочь сестры; 5) дочь брата; 6) сестра матери; 7) сестра отца. (+7) Эти же семь женщин, с которыми мужчина имеет молочное родство. (+4) Следующие четверо женщин становятся махрам в результате брака самого мужчины, а так же его сына и отца, и только на время брака: 15) Свекровь, 16) Дочь жены, 17) Невестка, 18) Жена отца. [Сура 4 – «Ниса», айат 23].
[4] Тарафейн – Термин, указывающий на согласованное мнение Имама А’зама Абу Ханифа и его ученика Мухаммада аш-Шайбани (да будет милостив к ним Аллах) в решении какого-либо вопроса в мазхабе ханафи.
[5] Абу Йусуф (Йакуб б. Ибрахим аль-Ансари; 113-182/731-798). Ученик Имама А’зама Абу Ханифа (да будет милостив к ним Аллах), достигший уровня иджтихада. Автор всемирно известной книги «Китаб-уль-Харадж».
[6] Нельзя вести бесполезные споры с несведущими в религии людьми. Стремление доказать кому-либо преимущества религии, не должно стать причиной разногласий между родственниками. Призывать к спасению, конечно же, нужно, но делать это надо тактично, доброжелательно, начиная с самых основ. Помощь друзьям и родственникам будет гораздо эффективнее, если они будут видеть, как мы сами следуем предписаниям Шариата. Наша личная искренняя духовная практика принесут иншаАллах гораздо больше пользы, чем постоянные назидания. Говорить с такими людьми о мирских делах, которые их так волнуют, надо уважительно. Главное, при общении с ними стараться избежать харама. Необходимо помнить, что если благое намерение приобщить кого-либо к вере в Единого Создателя, приведет к скандалу, раздору (фитне), то из-за неверного способа призыва можно вместо благости получить грех. Сказано Пророком (мир ему и благословение Аллаха): «Фитна спит. А кто ее разбудит, да будет проклят Аллахом». [«Фейзу’ль-Кадир», т. 4, стр. 41].
[7] Если возникнет необходимость пропуска в мечеть (являющейся для не мусульман памятником культуры), женщин других вероисповеданий (туристок), то им надо выдавать платки и сарафаны (которые можно без труда завязать тесемками на поясе), чтобы они укрыли свой аврат. Это делается из-за почтения к дому Аллаха, и для того, чтобы защитить мусульман от греховных взглядов.
[i] «Китаб-уль-Фыкх алель-Мазахиб-иль-Арба’а» — Произведение по фикху 4-х мазхабов, составленное группой ученых Египта под руководством Абдуррахмана аль-Джезири (ум. в 1391-ом г.х).
[ii] «Фатава-уль-Хайриййа» — Книга имама Хайруддина ар-Рэмли (993-1081/1585-1670), крупного факиха мазхаба Ханафи. Учитель имама Алауддина аль-Хаскафи, автора книги «Дурр-уль-мухтар».
[iii] «Меджма-уль-анхур» — Абдуррахман б. Мухаммад (ум. в 1078/1668).
[iv] «Рийад-ун-Насихин» — книга на перс. яз. Индийского ученого по фикху Мухаммада Рэбхами. (Сведения о датах рождения и смерти отсутствуют. Известно лишь, что имам ушел из жизни во второй половине девятого века Хиджры. Указанная книга написана им в 835/1432 г. в результате исследований 444-х произведений по фикху, о чем указано автором в предисловии. Книга издана в 1981 г. в Стамбуле.
[v] «Тергиб-ус-салят» — Мухаммад б. Ахмад Захид (ум. в 632/1234). Индийский ученый, факих мазхаба Ханафи.
[vi] «Мизан-уль-кубра» — книга по фикху 4-х мазхабов ученого по хадисам и фикху Абд-ул-Ваххаба аш-Ша’рани (ум. в 973/1565).
[vii] «Эшбах» — Ибн-и Нуджайм (Зейнуль’абидин б. Ибрахим ибни Нуджайм аль-Мисри; ум. в 970/1562 в Египте). Египетский ученый. Факих мазхаба Ханафи.
[viii] «Ни’мат-уль-Ислям» — Книга имама Мухаммада Зихни (1262-1332/1914), автора книги «Аль-Мункизу Аниддалал».
[ix] «Бахр-уль-фатава» – Книга имама Кады-заде (Мухаммад Ариф; ум. в 1173/1759).