Вопрос:
Я бы хотел узнать, может ли женщина поставить условием брачного договора, что она бы хотела учиться (изучать религиозные науки) в определенном месте определенное количество лет (скажем, 6) и что в случае невыполнения она предпочтет развод. Также в течение всего этого времени она не хочет иметь детей. Что бы вы посоветовали такой женщине, которая выходит замуж и для которой важнее всего учеба? Брат, который хочет на ней жениться, тоже намерен учиться долгое время (но при этом он не определяет минимум или максимум лет).
Во Имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – на том
Условия, оговариваемые в брачном договоре, либо связаны с правом жены на развод, либо являются просто условиями, которые проговариваются (договоренности).
Постараемся, ИншаАллах, пролить свет на оба вида условий и на то, как они влияют на брак (его действительность).
Условия с правом жены на развод
В основном, есть три вида условий, установленных брачным договором (без упоминания развода):
А) Условия, подчеркивающие те права супругов, которые они и так обязаны выполнять просто потому, что к этому обязывает договор никяха, например, то, что жена будет получать материальное обеспечение, одежду и кров, что муж будет заботиться о жене должным образом (ма’руф) и, аналогично этому, что жена будет послушной мужу во всем дозволенном, что касается их брака и т. д.
Хукм этих условий (существует иджма на этот счет) — что оба супруга обязаны выполнять их, даже если эти условия не прописаны в договоре. Если муж не поступает в соответствии с этими условиями, то жена имеет право требовать развод по Закону1 [в шариатском суде или у имама].
Б) Условия, противоречащие идее брака согласно Шариату. Другими словами, противоречащие условиям, названным в пункте А. Например, такие, что жена не получит махр, что муж не будет материально обеспечивать жену, или что муж не будет иметь права на интимную близость с женой, или что он должен будет развестись с первой женой и т. д.
Решение (хукм) Шариата на этот счет, что они недействительны, а брак действителен. Они не имеют никакого влияния на действительность брака, и ни один из супругов не обязан их выполнять.
Имам аль-Бухари, рахимахуллах, уделил отдельную главу в своем «Сахихе» недозволенности таких условий под заглавием «Глава, рассматривающая условия, не дозволенные при брачном контракте».
Затем он привел следующий хадис.
Саййидуна Абу Хурайра передает от Посланника Аллаха (ﷺ) :
«Не дозволено женщине просить развода для ее [исламской] сестры (т. е. жены её будущего мужа) с целью лишь самой получить от него всё, ведь она получит лишь то, что ей предначертано (уготовано)»2.
Он также приводит высказывание Саййидуны Ибн Мас’уда :
«Женщине, выходящей замуж, не следует ставить условие, что её сестре [по вере] будет дан развод».
С) Третья категория условий контракта – это условия, не относящиеся ни к первой, ни ко второй категории, так как они не подкрепляют признанные права супругов, с одной стороны, и не противоречат им, с другой. Это те условия, в которых есть определенная выгода (обычно) для жены, такие, как условие не жениться ещё раз или то, что муж не заставит её покидать родной город и т. д.
Что касается выполнения этой группы условий, существует разные мнения факихов на этот счёт.
По мнению имама Ахмада Ибн Ханбаля, рахимахуллах, эти условия обязательны к выполнению, и, если муж каким-либо образом пренебрегает ими, жена имеет право просить аннулирования брака3.
Однако, согласно остальным трём школам исламского права (Ханафи, Малики, Шафи’и), выполнить условия, подобные этим, – религиозная обязанность мужа, но не связывающая его юридически, так как это не то, к чему может обязать его суд, и жена не может просить об аннулировании брака4.
Приведём доводы, подкрепляющие это мнение:
Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Любое условие, которого нет в книге Аллаха, недействительно»5.
Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Все условия, о которых договариваются мусульмане, должны соблюдаться, кроме условий, запрещающих то, что разрешено, и разрешающих то, что запретно».
Говорят, что брать вторую жену является законным для мужа и оговаривать условие, которое не даёт ему воспользоваться этим правом, не является дозволенным.
Однако речь идет о моральной обязанности мужа исполнить свое обещание, так как Всевышний Аллах сказал (смысл):
«И будьте верны своим обязательствам. Ведь Аллах спросит у человека, нарушившего обещание или договор, об этом и накажет его за это нарушение»6.
Посланник Аллаха сказал, что невыполнение обещаний — это признак лицемера.
Таким образом, человек совершает грех, не выполняя эти условия (третьей группы), но это не влияет на действительность брака.
Условия, связанные с правом жены развести себя
Часто в договоре условия прописываются таким образом, что если муж не выполняет их, то жена имеет право развести себя сама. Это (передача жене права на развод) в терминологии фикха называется тафвид.
И есть три ситуации:
А) Когда тафвид произошел после того, как был заключен брак. Это, без всякого сомнения, может быть сделано. Однако здесь не идёт речь о каких-то условиях, так как брак уже заключен.
Когда муж передает жене право на развод, это право действительно только в конкретном месте [и времени] (в данном маджлисе). Если она не воспользовалась им, то оно пропадает.
Однако если муж дал это право на определенный период, например, 5 лет или постоянно, то она имеет это право на протяжении этого периода.
Б) Когда тафвид происходит во время заключения брака, когда жена ставит условия и требует передачи ей права на развод в случае, если условия не выполняются.
Это тоже допустимый и действительный вид тафвида, но только в том случае, если предложение вступить в брак вместе с требованием о тафвиде исходило от женщины, а мужчина лишь принимает его. Если происходит обратное (предложение исходит от мужчины), то это не считается7.
В этом случае, если брак с условиями тафвида заключается по инициативе женщины, то тафвид она получает автоматически, если условия нарушены.
В)Тафвид имеет место до заключения брака. Другими словами, женщина выдвигает определенные условия, и в случае заключения брака и дальнейшем невыполнении этих условий, она имеет право на саморазвод.
Это также является дозволенным, но только при одном условии – муж связывает тафвид с никяхом, то есть он имеет в виду: «Если я женюсь на тебе и не смогу выполнить такое-то и такое-то условие, то у тебя будет право развестись самой»8.
В этом случае, если они вступают в брак и муж не может выполнить условия, то жена имеет право развести себя сама.
Стоит здесь отметить, что, хотя право давать развод изначально принадлежит мужу, он может передать его жене, с условиями или без. С тех пор, как муж передал жене это право, его нельзя взять обратно, разве что она сама вернет его ему.
В свете сказанного вот ответ на ваш вопрос:
Если вы наделите правом развода свою жену, связывая это право с вашим браком, то у неё будет это право, с условиями или без. Если вы свяжете это право с определенными условиями, то у неё будет это право, только если эти условия не выполняются.
Однако, если вы не передадите ей право на развод, а условия просто будут упомянуты, то условие не иметь детей нарушает условия первой группы, и будет считаться недействительным.
Причина этого в том, что право мужа на близость с женой, не предохраняясь, — это установление Шариата. Таким образом, вы не обязаны соблюдать это условие.
В том, что касается учёбы, установленное право мужа в том, что жена остаётся с ним и не покидает пределов дома без его разрешения. Если она делает условием то, что вы должны ехать с ней, это условие не относится ко второй группе и, таким образом, согласно ханафитскому мазхабу, вы должны выполнить его.
Следует помнить о том, что брак, не обремененный условиям, — самый лучший брак. И лучшие способы организации отношений – это взаимопонимание и проявление характера, манер и нрава лучшего из созданных, ставшего примером для всего человечества [Пророка (ﷺ) ].
А Аллах знает об этом лучше.
1.См.: Фатхуль Барии 9/217, Умдатуль Кари, 14/106 и Радд-уль-Мухтар, 2/45.
2.»Сахих» аль-Бухари, 4857.
3.Ибн Кудама, аль Мугни, 7/71.
4.Для Ханафи: Радд аль-Мухтар, 3\203; для Шафи’и: Аль-Маджму’; для Малики: Бидайат аль-Муджтахид: 2/59.
5.«Сахих» аль-Бухари.
6.Сура «Аль-Исра», аят 34.
7.Ибн Абидин, «Радд аль-Мухтар» 2/285 и «Бахр ар-Ра’ик», 3/318.
8.Радд аль-Мухтар, 2/681, Баб ат-Та’лик.