Вопрос:
Если мусульманин нарушает какие-то законы не мусульманского государства (в котором живет или куда приезжает), к примеру, нарушает правила уличного движения (к примеру, езда на красный свет) будет ли это грехом? Мне сказали, что когда мы получаем визу (на право въезда в другое государство) или имеем документы своей страны, мы как бы заключаем договор и должны соблюдать ее законы (если они, конечно, не противоречат шариату).
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Правила дорожного движения или иные административные законы страны создаются с целью безопасности людей, пользующихся дорогами и транспортом. Согласно шариату, мы должны заботиться о безопасности других людей:
Обратите внимание на следующий хадис:
عَنْ عَمْرِو بْنِ يَحْيَى الْمَازِنِيِّ، عَنْ أَبِيهِ؛ أَنَّ رَسُولَ اللهِ صلى الله عليه وسلم قَالَ: لاَ ضَرَرَ وَلاَ ضِرَارَ
Амар ибн Яхья аль-Мазини передает от своего отца, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нельзя причинять вред (другому) или допускать, чтобы (тебе) был причинен вред». (Муватта имама Малика, 2758) (1).
Человек, находящийся на территории какого-то государства (даже не мусульманского) должен подчиняться его законам, которые не противоречат шариату (2).
Когда человек получает вид на жительство (постоянный или временный) или иные документы в государстве, он как бы обязуется соблюдать законы этой страны. Шариат предписывает нам соблюдать наши договоры – нарушение договоров противоречит тем качествам, которые должен иметь честный мусульманин.
Рассмотрим следующий хадис:
عَلَى الْمَرْءِ الْمُسْلِمِ السَّمْعُ وَالطَّاعَةُ فِيمَا أَحَبَّ وَكَرِهَ، إِلَّا أَنْ يُؤْمَرَ بِمَعْصِيَةٍ، فَإِنْ أُمِرَ بِمَعْصِيَةٍ، فَلَا سَمْعَ وَلَا طَاعَةَ
«Мусульманин обязан слушать и повиноваться (приказам своего правителя) в любых вещах, нравятся ему они или не нравятся, пока он не приказывает совершить грех. Если он приказывает ослушаться Аллаха, его нельзя слушать и повиноваться ему». (Муслим, 1839)
Если человек нарушает правила общественной безопасности страны (как законы дорожного движения), он является виновным в небрежности, если же он нарушает иные законы, он также будет виновен в совершении греха.
Примечание
(1) Аап ке масаиль аур анка халь, т. 8, с. 165, Мактаба Люданвийя.
(2) Ахсануль Фатава, т. 8, c. 217, Х.М. Саид Компани;
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُولِي الْأَمْرِ مِنْكُمْ فَإِنْ تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللَّهِ وَالرَّسُولِ إِنْ كُنْتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ ذَلِكَ خَيْرٌ وَأَحْسَنُ تَأْوِيلًا
و قال ابن خويزمنداد: و أما طاعة السلطان تجب فيما كان لله فيه طاعة، و لا تجب فيما كان لله فيه معصية
(الجامع لأحكام القرآن، ج ٣، ص ٢٢٩، دار الحديث)؛
مطلب تجب طاعة الإمام فيما ليس بمعصية
قال في الظهيرية: وهو تأويل ما روي عن أبي يوسف ومحمد فإنهما فعلا ذلك لأن هارون أمرهما أن يكبرا بتكبير جده ففعلا ذلك امتثالا له لا مذهبا واعتقادا قال في المعراج لأن طاعة الإمام فيما ليس بمعصية واجبة اه
(رد المحتار علي الدر المختار، ج ٢، ص ١٧٢، ايج ايم سعيد كمبني)؛
وتجب طاعة الإمام عادلا كان أو جائرا إذا لم يخالف الشرع
(رد المحتار علي الدر المختار، ج ٤، ص ٢٦٣)؛
مطلب في وجوب طاعة الإمام (قوله: افترض عليه إجابته) والأصل فيه قوله تعالى {وأولي الأمر منكم} وقال — صلى الله عليه وسلم — «اسمعوا وأطيعوا ولو أمر عليكم عبد حبشي أجدع» وروي «مجدع» وعن ابن عمر أنه — عليه الصلاة والسلام — قال «عليكم بالسمع والطاعة لكل من يؤمر عليكم ما لم يأمركم بمنكر» ففي المنكر لا سمع ولا طاعة
(رد المحتار علي الدر المختار، ج ٤، ص ٢٦٥)
[3]
الأصل فى الشريعة الأسلمية أنه لأيجوز لأحد أن يفعل فعلا يضر بآخر فان اضر بفعله أحدا فالاصل انه ضامن (بحوث فى قضايا فقهية معاصرة ج1 ص289 مكتبة دار العلوم)
А Аллах знает лучше.
Исмаил Давуджи, студент Даруль Ифта, Замбия
Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи
Источник: daruliftaa.net
Перевод: annisa-today.ru