Автор: Шейх Фараз Раббани
Вопрос: Объясните, пожалуйста, изречение о греховных мыслях, которые не записываются в качестве греха, и о благих намерениях, которые вознаграждаются как благой поступок?
Ответ: Ибн Аббас сказал, что Пророк передал слова Всевышнего о том, что «воистину, Аллах записывает все плохие и добрые поступки», и затем объяснил эти слова:
«Таким образом, если кто-то вознамерится совершить добрый поступок, но не совершит его, Аллах воздаст ему как за совершенный хороший поступок. Если же человек вознамерится и затем совершит хороший поступок в действительности, Аллах воздаст ему как за совершение от десяти до семисот хороших поступков и даже больше. Когда же человек вознамерится поступить плохо, но не сделает этого, Аллах воздаст ему как за одно совершенное благое дело. Если же человек вознамерится совершить плохой поступок и совершит его, то Аллах запишет это ему как один плохой поступок». [Бухари, 6010 и Муслим, 187]
Имам Зайнуддин ибн Нуджайм в книге «Аль-Ашбах ва аль-Надхаир» объясняет:
«Мы не будем наказаны лишь за греховные мысли, возникшие в душе, если не выскажем их вслух и не станем поступать согласно им. Об этом говорится в хадисе [Сахих], переданном Муслимом. Суммируя мнения ученых по этому вопросу, можно выделить пять уровней греховных и благих мыслей, возникающих в душе человека:
1.Мимолетная мысль (хаджис), приходящая на ум;
2.Мысль (хатир), представляющая собой определенную идею, возникшую в душе;
3.Нашептывания души (хадис аль-нафс) подразумевают неопределенное намерение сделать что-либо или воздержаться от этого;
4.Намерение (хамм) представляет собой склонность совершить какой-либо поступок;
5.Решение (азм) предпринять что-либо.
Учёные согласились, что мимолетные мысли не являются наказуемыми, поскольку они не зависят от действий человека. Что же касается мыслей и нашептываний души, несмотря на то, что человек в силах избегать их, отрицая их сразу же, как только они возникают, они также не учитываются в соответствии с достоверным хадисом, связанным с этим вопросом.
Если же говорить о намерении, то, как объясняется в достоверном хадисе, намерение совершить добрый поступок записывается как один совершенный хороший поступок, тогда как [только лишь] намерение совершить плохой поступок не записывается.
Решение же поступить плохо, по мнению учёных, учитывается. В книге «Аль-Баззазийя» говорится: «Если кто-то вознамерился совершить грех – это не считается грехом до тех пор, пока человек не принимает решение поступить плохо. Если же кто-то решает поступить плохо, он грешит, но не совершает греха действием» [Ибн Нуджайм, Аль-Ашбах ва аль-Надхаир].
Комментируя хадис, переданный Ибн Аббасом, Ибн Хаджар аль-Аскаляни, рахимахуллах, в книге «Фатх аль-Бари» пишет, что таково было мнение Бакиллани и что Кади Йяд заявлял, что так считало большинство первых мусульман и учёных.
Только Аллах даёт нам успех.