Сообщается, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил:

إنما الأعمال بالنية وفي رواية بالنيات وإنما لكل امرىء ما نوى

«Я слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: “Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям”.

— В другой версии сказано:

«по намерениям» — и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести) 

Передали Ахмад 1/43, аль-Бухари 1, Муслим 1907, Абу Дауд 2201, ат-Тирмизи 1647, ан-Насаи 1/59-60, Ибн Маджах 4227, аль-Байхакъи 1/41.

 

Со слов Абу Амамы аль-Бахили сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:

إِنَّ اللَّهَ لا يَقْبَلُ مِنْ الْعَمَلِ إِلاَّ مَا كَانَ لَهُ خَالِصًا وَابْتُغِيَ بِهِ وَجْهُهُ

«Поистине Аллах принимает те дела, которые совершаются искренне и только ради Него».

Достоверный хадис. Передал ан-Насаи (6/26, хадис 3140).

 

Со слов Абу Хурайры передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:

من تعلم علما مما يبتغى به وجه الله عز وجل لا يتعلمه إلا ليصيب به عرضا من الدنيا لم يجد عرف الجنة يوم القيامة يعني ريحها

«Стремившийся к приобретению знания, которого (следует искать) только ради лика Всемогущего и Великого Аллаха, только для того, чтобы благодаря (этому знанию) добиться осуществления какой-либо из мирских целей, в День воскресения не ощутит благоухания Рая»

Привел Абу Дауд в «Сунан» (3664), Ибн Маджах 252.
Навави в «Маджму'» (1/23) назвал цепочку хадиса достоверной.

 

Со слов Хузайфы передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

لَا تَعَلَّمُوا الْعِلْمَ لِتُبَاهُوا بِهِ الْعُلَمَاءَ ، أَوْ لِتُمَارُوا بِهِ السُّفَهَاءَ ، أَوْ لِتَصْرِفُوا وُجُوهَ النَّاسِ إِلَيْكُمْ ، فَمَنْ فَعَلَ ذَلِكَ فَهُوَ فِي النَّارِ

«He приобретайте знание, чтобы соперничать с учеными, спорить с глупцами и предпочитать одно общество другому. А кто сделает это – тот в огне Ада!»

Передал Ибн Маджа в «Сунан» (№ 259)

Со слов Джабира подобный хадис передали Ибн Хиббан в «Сахих», № 77 и Хаким в «Мустадрак», № 297

Также слов Каъба б. Малика передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:

من طلب العلم ليجاري به العلماء أو ليماري به السفهاء أو يصرف به وجوه الناس إليه أدخله الله النار

«Кто познавал знание, чтобы соревноваться им с учеными или спорить с невеждами, или обратить взоры людей на себя, того Аллах введет в Ад»
Вывел ат-Тирмизи в «Сунан», (2654)

 

Слова ученых

Имам аш-Шафи’и говорил: «Я опасаюсь, что тот, кто приобретал знание без правильного намерения, не извлечёт из него пользу». См. «аль-Мадхаль» 1/325.

Имам Ахмад сказал: «Ничто не сравнится со знанием, если намерение изучающего его правильное». Его спросили: «А каким образом его намерение будет правильным, о Абу ‘Абдуллаха?» Он ответил: «Его намерением должно быть — избавление от невежества себя, а затем и других». См. «аль-Макъсад аль-аршад» 3/44.

Ибн ас-Салях, да помилует его Аллах, говорил: «Кто пожелает приступить к изучению хадисов либо к извлечению пользы из какой-либо части наук о хадисах, тот прежде должен исправить свою мотивацию и своё чистосердечие, очистить своё сердце от мирских устремлений и их мусора, а также уберечь себя от вредоносности любви к власти и связанным с ней безрассудством». См. «’Улюм аль-хадис», 213.

Сказал Ибн аль-Джаузи сказал: «Иблис обманул людей, обладающих знанием и использующих его, подойдя к ним с другой стороны. Он внушил им, что гордиться своим знанием, питать зависть к подобным себе людям и совершать свои дела напоказ, чтобы добиться главенствующего положения, уместно. Иногда он показывает им, что таковое является их неотъемлемым правом, а иногда возбуждает в них любовь к этому, и они не перестают этого делать, хотя и знают, что ошибаются. Избежать этого сможет тот, кому удастся непрестанно размышлять о таких грехах, как высокомерие, зависть, показуха, и кто осознает, что знание не избавляет от зла подобных качеств, приобретенных человеком, а, наоборот, еще более увеличивает наказание за них, поскольку знание лишь станет еще большим доводом против него. А кто будет изучать жизнеописания предшественников из числа ученых, использовавших свое знание, тот увидит свою ничтожность и оставит высокомерие». См. «Тальбис иблис» стр. 108.