Профессор, доктор шариатских наук, специалист Кувейтской Энциклопедии исламского права Ахмад Хаджи аль-Курди,отмечает, что 60% населения мусульманского мира практикуют ханафитский мазхаб в своей повседневной практике ислама. В 90-е годы прошлого года называли еще больше число – 83%. Почему ханафитский мазхаб столь широко распространился среди мусульманских народов? Ведь никто не заставлял народы силой следовать именно этому мазхабу?
— Ханафитский фикх начал формироваться в городе Куфа (Ирак), который в 17 году по Хиджре основал второй праведный халиф Умар ибн Аль-Хаттаб. Он заселил город арабами, наделенными совершенными знаниями (афсахуль-араб) арабского языка. Отправил к ним самого знающего сподвижника Абдуллаха ибн Масгуда. Как произнес по этому поводу сам Умар ибн Аль-Хаттаб в своей проповеди перед жителями Куфы: «Не жалея себя я отдаю вам Абдуллаха ибн Масгуда, для того чтобы он научил вас знаниям фикха и Корана». И как передают поздние источники — из его уст выучили Коран 4 тысячи куфийцев.
— В Куфе поселились 1,5 тысячи сподвижников, среди которых четвертый праведный халиф Али ибн Абу Талиб и известный сподвижник Абдулла ибн Масгуд. Именно здесь родился Абу Ханифа и обучался религии.
— Ученик Абу Ханифа – Абу Юсуф во времена правления Аббасидов был избран на должность первого в истории Халифата верховного судьи. Он был самым знающим в области фикха и хадисов – изречений пророка в то время. Это послужило причиной повсеместного внедрения мнений ханафисткого мазхаба в халифате.
— Учение Абу Ханифы брало вверх своей основательностью, логическими суждениями, ответами на те вопросы, с которыми сталкивалось общество, но не находило на них ответа. И никто из ученых не спорит, что такой раздел Фикха как «Муаммалят», то есть, «Взаимоотношения» в том контексте, в котором его изложили ханафитские ученые – является сильно аргументированным и наиболее раскрытым.
— Методология Абу Ханифы, которую он разработал, позволяет его учению не терять актуальность во все времена. Даже в современном мире большинство ученых – это ханафиты, которые ежегодно издают тысячи фетв.
— Особенность Абу Ханифы заключалось в том, что он никогда не торопился с принятием хадисов – изречений пророка(ﷺ). Он ставил для их принятия такие условия, которые другие имамы не требовали, например, знание передатчиком арабского языка в совершенстве. Опираясь на свой иджтихад Абу Ханифа умел выходить из тех ситуаций, в которых не видели выхода другие ученые.
— Менталитет иракцев был склонен к тому, чтобы пытливо задавать вопросы, так как между представителями различных мировоззренческих учений, которые были широко распространены, проводились диспуты – и это было обыденным явлением того времени. Это привело к появлению «аль-Фикха аль-Ифтирадый», поиска ответа на вопросы, которые не имели места быть, но могли бы свершиться в будущем.
Султан Ахметов
Источник: info-islam.ru
Богословско-правовая школа Имама Агзама Абу Ханифы начала формироваться в восьмом веке. Знания в исламе в то время передавались из уст в уста. Ученые вкладывали знания в своих учеников, ученики в своих, но все знания к нам пришли по определённой цепочке от сподвижников пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего.
Школа Имама Агзама Абу Ханифы основана на знаниях, полученных непосредственно от Пророка Мухаммада, через цепь великих ученых. Как же выглядит эта цепочка? И к какому сподвижнику она в конце концоы приходит. Цепь передатчиков знаний по основам вероучения и религиозного права в мазхабе Ханафи выгляит таким образом:
Имам Агзам Абу Ханифа (ум. 150/767), затем идет его учитель Хаммад ибн Абу Сулайман (ум. 120/738), он соответственно брал знания у Ибрахим Ан-нахаи (ум. 96/715), он брал знания у Алкама ибн Кайса (ум. 62/681), а уже он черпал знания у великого сподвижника — Абдаллах ибн Масуда (ум. 32/651 г).
Знания об этой цепочке переданы нам ханафитскими учёными, которые заполняют её после Абу Ханифы.
Источник: info-islam.ru