«Хвала тому, Кто своего раба в одну ночь перенес из Мечети Харам к мечети аль-Акса, окрестности которой Мы благословили. Чтобы показать ему некоторые из Наших знамений. Поистине, Он – Слышащий, Видящий» (сура «Исра», аят 1)
«Исра» означает перенесение ночью, а «мирадж» – вознесение ввысь. То, что наш Пророк (ﷺ), будучи в Мекке, пережил это важное событие, много значит для нас. Это путешествие состоялось потому, что Всевышний Аллах захотел показать своему рабу и посланнику Мухаммаду (ﷺ) некоторые из своих знамений.
Это было время, когда возрастало психологическое давление на нашего Пророка (ﷺ) со стороны мекканских мушриков, а он вместе со своей семьей и немногочисленными мусульманами старался выдержать их давление и издевательства. Это был для него горестный год, когда он потерял свою любимую жену благословенную Хатиджу и своего дядю Абу Талиба. Желая вознаградить нашего Пророка (ﷺ) за его терпение и стойкость, Всевышний Аллах посредством Джабраиля (а.с.) перенес его из Заповедной мечети в Мекке в мечеть аль-Акса в Иерусалиме. И это событие получило название «Исра». После этого наш Пророк (ﷺ) пережил еще одно чудесное событие, которое называется мираджем, вознесением.
Нет сомнения в том, что во время этого путешествия наш Пророк (ﷺ) увидел многие знамения Господа. По его собственному выражению, он был вознесен на небо, поднялся на такую высоту, где был слышен скрежет пишущих ручек. Сообщается, что он достиг такого места, такого уровня, где был осведомлен о том, что и как предопределено для всего сущего. (Муслим “Иман”, 263). Об этой близости в Коране говорится следующим образом:
«Потом он приблизился и спустился. Он находился от него на расстоянии двух луков или даже ближе» (сура «Наджм», 53:8-9).
Во время мираджа наш Пророк (ﷺ) приветствовал и восхвалил Всевышнего Аллаха. И Он ответил ему с пожеланием мира и благополучия. «Аттахият», который мы читаем в намазе во время сидения, является напоминанием об этой встрече. Во время этого путешествия наш Пророк (ﷺ) был удостоен чести увидеть Сады Пристанища, где обитают души мучеников за веру и благочестивых людей, а также ангелы. Ему было сообщено о том счастье и блаженстве, которое ждет заслуживших Рай, и о горьком конце тех, кто заслужил отправление в Ад.
В мирадже Расулюллах (ﷺ) получил повеление о пятикратном намазе, последние два аята суры “Бакара” и благую весть для его уммы о прощении грехов тем, которые не поддадутся ширку.
Когда утром Пророк (ﷺ) вышел к Заповедной мечети и сообщил курайшитам об этом событии, некоторые из них от удивления и неверия взмахивали руками, кто-то хватался руками за голову. Это известие показалось до того невероятным, что даже некоторые из уверовавших отреклись от веры. Несколько человек побежали к хазрати Абу Бакру и объяснили ему ситуацию. Досточтимый Абу Бакр сказал им в ответ: “Если Расулюллах говорит об этом, значит, это несомненно правда”. Так он показал непоколебимость своей веры. По этой причине ему было дано прозвище “Сыддик” (верный).
После того, как в мирадже Пророк (ﷺ) миновал Сидератуль-Мунтаха (Лотос крайнего предела), ему были представлены некоторые знамения Аллаха. В кораническом аяте об этом сказано так: «Он увидел величайшие из знамений своего Господа»(Сура «Наджм», 53:18). Здесь Всевышний Аллах передал ему откровения, которые пожелал передать.
Мирадж означает, что наш Пророк (ﷺ) удостоился того, чего не удостаивался никто из смертных. Также это событие было наполнено радостными вестями о будущем Ислама. Чудо вознесения совпало с самым трудным периодом в жизни Мухаммада (с.а.в.) и подарило искру надежды мусульманам, которые вели ожесточенную борьбу за веру ради довольства Аллаха. Совсем не случайно сразу после мираджа совершились договоренности в Аль-Акабе и хиджрат, переселение мусульман из Мекки в Медину.
Во время мираджа наш Пророк (ﷺ) приблизился к Аллаху до той последней точки, докуда только можно было добраться, оставаясь человеком. И Аллах обратился к нему с приветствием.
Исрой и мираджем Всевышний Аллах показал Пророку (ﷺ) величайшие и самые грандиозные аяты-знамения, свидетельствующие о Его существовании и могуществе. Рай и Ад, семь небес, Курси и Арш – таковы эти знамения.
Это ночное перемещение и вознесение на небеса привело к очищению рядов мусульман, поскольку открыто проявили себя не только обладатели крепкого имана, но и те, чьи сердца были поражены недугом.
Каждому из своих пророков Всевышний Аллах давал возможность, в зависимости от их степени, увидеть некоторые знамения на земле и на небе, снимал с их взоров все материальные завесы. И когда с глаз снимались эти мешающие увидеть истину экраны, пророки могли увидеть те сокровенные истины, к которым им предстояло призывать людей.
Источник: Islam-Today