В сражении при Ярмуке участвовало небольшое количество мусульман, по разным источникам, их количество составляло от 36 до 40 тысяч человек. И эти воины противостояли огромной римской армии, численность которой достигала четверти миллиона солдат, собранных со всех подконтрольных Риму территорий и убеждаемых своими предводителями в том, что эта решающая битва будет окончательной.
В Хашимитском королевстве Иордании находится город Ирбит, расположенный примерно в 80 км от столицы государства Аммана. К северу от него до границы с Сирией, в районе Аща, или же Ярмук в 15 году по хиджре и произошло знаменитое одноимённое сражение.
Эта битва, в которой мусульмане сражались во главе с Халидом ибн Валидом (да будет доволен им Аллах), оказала решающее влияние на дальнейший ход событий. Историки того времени писали, что подобных сражений не было ни до, ни после.
Поэтому Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) собрал всех воинов со всех арабских племён, принявших Ислам. Не осталось ни одного мусульманина, не участвовавшего в том бою, кроме имевших серьёзную причину для того, чтобы оставаться на своих военных или административных постах.
Таким образом, перед Абу Бакром (да будет доволен им Аллах) стояла нелёгкая задача, с подобной которой никогда ранее не приходилось сталкиваться: собрать в один кулак силу и мощь всей уммы против этого сильнейшего врага.
В этом бою участвовала вся умма. Ни у кого не могло быть оправдания для отсутствия. Никто не мог сказать: «Это не моё дело, пусть сражаются другие».
Поистине, сражались все сподвижники Пророка (мир ему и благословение), невзирая на положение и обстоятельства. Ведь умма нуждалась в поддержке и силе, в учёных, богатырях, в тех, кто жертвовал жизнью и имуществом на пути Аллаха. Даже совсем юные сподвижники и сыновья сподвижников вышли на поле этой битвы, имевшей столь важное значение, чтобы свидетельствовать об этом в Судный день перед Аллахом.
Вся умма целиком встала на защиту.
Это была война одной уммы против всех остальных, то есть война имана против куфра.
Всеобъемлющая, ожесточённая, страшная война, со всем тем, что она несёт с собой.
Подготовка к битве при Ярмуке была очень быстрой.
Наряду с Халидом ибн Валидом в ней участвовали и другие великие полководцы, такие как Абу Убайда, Шурахбиль ибн Хасан, Язид ибн Абу Суфьян, Амр ибн Ас, Зирар ибн Азвар и многие другие.
Армия разделилась на полки и отряды, и каждый из них подчинялся своему командиру, а тот, в свою очередь – вышестоящему. Таким образом, была выстроена вертикаль подчинения вплоть до главнокомандующего, Халида ибн Валида (да будет доволен им Аллах).
Полем сражения при Ярмуке сегодня – была юго-западная часть сирийской территории и северо-западная – иорданской, с севера, востока и запада окружающие реку Ярмук.
Отсюда можно окинуть взглядом место битвы при Ярмуке, раскинувшееся на широком пространстве: примерно на 40-50 км от северной части Румта в Иордании до района Нух, и столько же в направлении с востока на запад. Это очень большая площадь.
Каждый из нас наверняка задастся вопросом: как же можно контролировать боевые действия на такой огромной территории?
Римские силы расположились вплотную к Джулану на юго-востоке, на широком месте, где конница могла совершать манёвры.
Вблизи Таль-Джуму‘а, расположенного между Навой и Силем, на южной стороне которого римские войска держались до последнего.
Мусульмане собрали свои силы на равнине Вакус, недалеко от реки Ярмук. Здесь, на открытой с севера и востока местности, можно было свободно маневрировать, а это облегчало достижение главной цели.
Д.п.: Сейчас мы в районе Ашра, относящегося к Сахмиль икфаратским землям. Эта северная сторона Ирбита, местность, протянувшаяся к реке Ярмук. Сегодня она является границей между Хашимитским Королевством Иорданией и Арабской республикой Сирией.
Здесь, на земле этих государств, встретились четыре мусульманские армии, пришедшие для присоединения стран Шама.
Здесь они стояли некоторое время, ожидая поддержки от Халида ибн Валида (да будет доволен им Аллах), который должен был подойти со стороны Ирака.
Сражение продолжалось шесть дней, и всё это время мусульмане отбивали нападения врага. Когда под давлением римлян войско Халида ибн Валида начало отступать, он сам возглавил кавалерийский отряд и с целью обмануть врага совершал молниеносные манёвры, оказываясь в самых разных местах сражения. К концу четвёртого дня потери римлян превысили потери мусульман.
А на пятый день их натиск ослаб, и они предложили на три дня заключить перемирие, но Халид отверг это предложение.
Чуть выше крайней границы Иордании до реки Ярмук находилось захваченное врагами место под названием Джолан, а между ними – небольшой холм, известный как «холм Халида ибн Валида (да будет доволен им Аллах)».
На этом месте тогда располагалась группа лучников, чтобы не пропустить бежавших с поля боя римлян. Это было решающее сражение, вошедшее в историю.
В этой битве армия мусульман во главе с Халидом ибн Валидом (да будет доволен им Аллах), состоящая из 36 тысяч человек, противостояла огромной армии Рима, возглавляемой Хаманом и насчитывавшей более 240 тысяч солдат.
Несколько дней подряд продолжался неравный бой, и в результате Халиду ибн Валиду удалось одержать сокрушительную победу, разгромив все стянутые туда римские подразделения.
На шестой день боя Халид предпринял мощную быструю атаку, использовав все силы, имевшиеся в его распоряжении. В результате римляне понесли колоссальные потери.
Битва началась позади возвышенности Джолан, в местечке Сахма, а завершилась рядом с территорией Иордана, в долине Ярмука, вблизи холма Халида ибн Валида (да будет доволен им Аллах). Завершил бой Зирар ибн Азвар со своим подразделением, располагавшимся между холмами. Они догоняли убегавших римлян и добивали их.
Во время этой битвы как мужчины, так и женщины совершали великие подвиги. «Их кровь смешалась с этой землёй и очистила её от римской оккупации».
Из исторических хроник известно, что число погибших римлян достигло 120 тысяч. Солдаты были скованы цепями, чтобы не могли разбежаться.
Из-за того, что они были связаны друг с другом, один упавший воин тянул за собой десятки других. При этом они видели стойкость и мужество мусульман на пути истины. Это произошло южнее, в районе аль-Вакус.
Кровь шахидов на поле Ярмука была пролита не зря. После этой битвы геополитический расклад в регионе кардинально изменился. Одним из главных последствий явился развал римского колониализма в странах Шама и в Египте. Кроме того, одержанная победа создала затруднения персам, желавшим ослабления исламского государства, и привела к падению их морального духа. Всего через несколько лет это привело к разрушению их государства.
Намерения святых сподвижников и те усердия, которые они приложили для победы в этом месте, свидетельствуют, что день битвы при Ярмуке был одним из божественных дней, то есть из тех дней, которые оказались благодатными для этой земли, превратив её впоследствии в землю Ислама, которую Аллах передаёт мусульманам из поколения в поколение.
Это место, где пали, по свидетельству историков, 120 000 человек из римлян.
Сражение при Ярмуке было решающим и имело огромное историческое значение.
В сражении при Ярмуке сражалась тысяча сподвижников Пророка (мир ему и благословение), среди которых наш господин Абу Убайда, Ка‘ка ибн Амр, Сухайль ибн Амр, Му‘аз ибн Джабаль, Абдула ибн Мас‘уд, Зубайр ибн Авам, Асма, дочь Абу Бакра, и её сын Абдула ибн Зубайр, Амр ибн Ас (да будет доволен им Аллах). Ещё Язид ибн Абу Суфьян и сам Абу Суфьян, и множество других. К тому же, среди них было 100 сподвижников, участвовавших в битве при Бадре.
Семейство Абу Суфьяна также приняло участие в сражении при Ярмуке, в том числе и сам Абу Суфьян, и его сын Язид, являвшийся одним из полководцев, а также другой его сын, Му‘авия.
Абу Суфьян, потеряв в этом бою второй глаз, полностью ослеп, так как первый он потерял ещё в сражении при Хунайне. С ним была и его жена Хинд, дочь Утбы, которая в день сражения при Ухуде была самой ярой подстрекательницей многобожников против мусульман.
Хинд бинт Утба, которая подстрекала свой народ против Посланника Аллаха (мир ему и благословение) в день Ухуда, в этот раз побуждала мусульман расходовать своё имущество, проливать кровь и жертвовать жизнью ради процветания Ислама.
Она даже повторяла своему народу те же самые стихи, которые читала в день Ухуда, воодушевляя их на войну против Пророка (мир ему и благословение). Но теперь эти слова предназначались для поддержки Ислама и поднятия морального духа мусульман.
Абу Суфьян принял Ислам накануне завоевания Мекки благодаря Аббасу ибн Абдульмуталибу.
Аббас относился к Абу Суфьяну с большим уважением, хотя тот был правителем многобожников в то время.
Именно он является тем человеком, который открыл перед Абу Суфьяном дверь в Ислам.
Он повёл его с собой и показал мусульманское войско, готовое завоевать Мекку. Перед Абу Суфьяном предстала армия, подобной которой он никогда раньше не видел.
Кроме того, Аббас знал особенности характера Абу Суфьяна и понимал, какими ключами можно открыть его сердце; знал, что тот любит хвастать и гордиться, и потому попросил Пророка (мир ему и благословение) сделать для Абу Суфьяна что-нибудь, подходящее ему. И когда войска вошли в Мекку, Пророк (мир ему и благословение) объявил:
«Тот, кто войдёт в мечеть (аль-харам) – в безопасности,
Тот, кто войдёт к себе домой и закроет за собой дверь – в безопасности,
Тот, кто войдёт в дом Абу Суфьяна – в безопасности».
Позже Абу Суфьян участвовал в сражении у Таифа, а в битве при Ярмуке был одним из ораторов, воодушевлявших мусульман.
Он погиб в священной Медине в 32 году по хиджре и был похоронен на кладбище аль-Баки.
Из выдающих полководцев Ярмука следует отметить и Язида ибн Абу Суфьяна, который принял Ислам в день завоевания Мекки, в 8 году по хиджре, и затем участвовал с Посланником Аллаха (мир ему и благословение) в сражении при Хунайне. А в правление Абу Бакра Язид был назначен полководцем одной из четырёх армий, отправленных на освобождение стран Шама от власти римлян. С ними было 7 000 воинов.
Шурахбиль ибн Хасан, Язид ибн Абу Суфьян, Халид ибн Валид и Абу Убайда ибн Джарах – это полководцы, назначенные Абу Бакром Сиддыком (да будет доволен им Аллах) для того, чтобы распространять Ислам в других странах, расширять и защищать новое исламское государство, которому всё ещё угрожали соседи.
В Ярмуке Язид ибн Абу Суфьян со своим войском сражался под руководством Халида ибн Валида. Затем его армия участвовала в присоединении стран Шама. Позже он направился к западному берегу и завоевал Сайду, Ваджбиль и Бейрут. Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) назначил его эмиром Шама; там он и жил до тех пор, пока не скончался в Дамаске от чумы Амвас, распространившейся в 18 году по хиджре.
Когда умер Язид ибн Абу Суфьян, Умар ибн Хаттаб назначил правителем его брата, Му‘авию ибн Абу Суфьяна, да будет Аллах доволен ими всеми.
Когда, спустя четыре года, Умар погиб, Усман ибн Аффан (да будет доволен ими Аллах) оставил за господином Му‘авией должность эмира Шама.
Так продолжалось и во время правления господина Али ибн Абу Талиба и его сына Хасана (да будет доволен ими Аллах) до тех пор, пока в год Джама‘а Хасан ибн Али не отказался от правления халифатом и не передал всю власть Му‘авии.
Му‘авия принял Ислам в 8 году по хиджре и участвовал в сражениях, последовавших после открытия Мекки.
Так как он был грамотным человеком, то стал одним из записывающих вахью (откровение).
Он родился за пять лет до получения пророчества и принял Ислам в том году, когда была завоевана Мекка, а по мнению некоторых источников, ещё раньше. Его считают из числа мусульман, которых Алла одарил честью стать сподвижниками Пророка (мир ему и благословение).
И Пророк (мир ему и благословение) доверил ему записывать вахью, а ведь для этой цели выбирались только надёжные люди.
После того, как на него была возложена ответственность за Шам и руководство его армией, Му‘авия многого достиг, овладел Триполи и другими набережными городами.
Он был первым мусульманским правителем, заложившим основу военно-морских сил, благодаря чему ему удалось овладеть островом Кубрус, ранее служившим главной базой римских войск в странах Шама и Египте.
И после конфликта, произошедшего между ним и Али (да будет доволен им Аллах), и сосредоточения всей власти в руках Му‘авии в 41 году по хиджре, расширение исламского государства за счёт присоединения новых земель продолжалось. В том же веке границы халифата достигли центральной Азии и севера Африки.
Придя к власти, Му‘авия ибн Абу Суфьян (да будет доволен им Аллах) страстно желал распространить Ислам в странах Африки, поэтому именно на его правление пришлось так много завоеваний на африканском континенте.
Му‘авия отправил армию и к границам Константинополя. В её составе было и некоторое количество сподвижников, среди них – Абу Айюб аль-Ансари (да будет доволен им Аллах), который погиб у стен города и там же был похоронен.
Константинополь был столицей восточно-римской империи.
Он действительно дошёл туда и погиб в тот момент, когда после длительной осады и множества атак, мусульмане почти сломили сопротивление защитников византийской столицы и были близки к полной победе. Абу Айюб аль-Ансари был похоронен там же, в городе, который сегодня носит имя Стамбул…
Поистине, Му‘авия превратил Дамаск в столицу исламского государства, построив в нём во время своего правления множество административных зданий.
Он прослыл практичным и проницательным правителем, особенно в момент усиления политической борьбы.
Во время пребывания у власти Му‘авия вызывал у людей почтительный страх. Кроме того, его отличала необыкновенная способность к диалогу с самыми разными людьми.
У арабов даже есть поговорка про «волосок Му‘авии».
Он сам говорил: «Если с каким-либо человеком меня связывает нить, толщиной хотя бы с волосок, я никогда её не рву. Если он натягивает нить, то я её отпускаю, а если он отпускает, то я натягиваю».
Поэтому его дипломатию и назвали «волоском Му‘авии».
Му‘авия Ибн Абу Суфьян скончался в Дамаске в 60 году по хиджре и был похоронен на кладбище «Баб-у-сагир».
В южной части Дамаска расположено кладбище «Баб-у-сагир». На его северной стороне можно увидеть могилу нашего господина Му‘авии ибн Абу Суфьяна (да будет доволен им Аллах).
Му‘авия ибн Абу Суфьян (да будет доволен им Аллах) явился основоположником династии Омейядов и основателем огромного государства, протянувшегося от Китая и Индии до южных областей Франции.
Поистине, за короткое время Ислам смог превратить разжигателя конфликта в пламенного защитника веры, под руководством которого были выиграны сражения, кардинально изменившие геополитическую картину в регионе и во всём мире.