Предисловие
Нашествие монгольских войск на мусульманские земли было подобно страшному и внезапному урагану, принесшему много бед и разрушений. Города, оказавшие сопротивление врагу, были разграблены, сожжены и сравнены с землёй, а жители беспощадно убиты, толпами угнаны в плен.
Не прошло и полувека с начала монгольского завоевания, как многие из монголов стали склоняться к мусульманству и к мусульманам, с которыми они воевали. Более того, они стали сыновьями Ислама и защитниками религии, в отличие от остальных, хранивших верность прежним своим обычаям и соблюдавших неукоснительно общепризнанные Ордой законы, установленные Чингисханом, который завещал их своим сыновьям и последователям. Мусульмане-монголы, занимавшие важные должностные посты в государстве, способствовали устранению последствий всеобщего хаоса войны. Они стали восстанавливать из руин Бухару, Самарканд, Хорезм, Хоженд и другие города и поселения.
История гласит, что среди принявших ислам монголов впоследствии появились справедливые правители, ханы, богобоязненные ученые. Одним из видных и уважаемых ханов, способствовавших принятию монголами ислама и ставших защитниками мусульман, был Беркехан (Баркатхан) ибн Джучи ибн Чингисхан, могущественный правитель Золотой Орды. Он господствовал от севера Туркестана до реки Волги в России. Позднее их ряды пополнил и султан Мухаммад Узбек, бывший правителем огромного пояса земель на территории современной России от Приволжья до Крыма и дальше, тоже один из потомков хана Джучи ибн Чингисхана.
Ещё одним монгольским ханом, принявшим Ислам, стал и великий султан Тарамширан, правитель над всем Мавераннахром[1] и Туркестаном, потомок Джагатая ибн Чингисхана, хотя сам Джагатай был ярым врагом мусульман, который угнетал их и беспощадно разрушал их города и земли. По милости Всевышнего Аллаха, Тарамширан стал праведным мусульманином, который по своей справедливости и скромности был подобен Умару ибн Абдалазизу и Хулафау ар-Рашидину.
Также Илхания[2] персов, иракцев и Шама переходили в Ислам, и они были из потомков Хулагу ибн Тули. Хулагу был первым врагом Ислама, который разрушил Багдад и уничтожил Аббасидский Халифат в Багдаде и потряс народы и города. По милости Всевышнего, именно из его рода был человек, который принял Ислам, уверовав в Единого Аллаха и в Пророка Мухаммада как Посланника (мир ему и благословение). Это, во-первых, а во-вторых, как могли разбитые мусульмане сделать так, чтобы победители уверовали в их религию Ислам? Обычно в истории человечества происходит наоборот: побеждённые следуют за победителями, а осуждённый следует за религией правящего. Как говорится, народ в религии их правителей. А после нашествия монголов, наоборот, мусульмане смогли добиться, чтоб великая монгольская империя стала мусульманским государством.
Туркестан
Туркестан — «страна тюрков» — исторический регион Центральной Азии, населённый народами тюркского происхождения. Ранее было распространено также персидское название региона — Туран[3]. С Туркестаном граничит Сибирь и Монголия к северу, Афганистан, Кашмир, Тибет — к югу, Китай к востоку, Иран и Каспий — к западу.
Исторически регион состоит из двух основных частей:
1) Восточный Туркестан — сегодня подчиняется Китаю, населённый тюркскими народами на западе Китая, и определяется среди них названием —Синьцзян -Уйгурский автономный район (СУАР). Важнейшими городами восточного Туркестана являются четыре: Урумчи (старое китайское название Дихуа), Кашгар, Яркенд, Хотан.
2) Западный Туркестан — играет большую роль в истории Ислама, и делится он на 5 республик – территории современного Узбекистана, Туркмении, Киргизии, Таджикистана и Казахстана. А что касается городов Западного Туркестана, их много.
Один из них является:
Бухара[4], о которой Саалаби говорит: «Место, куда прибывает слава, Кааба царя, место, куда собирались личности эпохи, место, откуда появились просвещённые, место, куда отправляются достойные люди эпохи».
Расцвет города начался, когда Бухара была выбрана столицей государства Саманидов при Исмаиле Самани (892—907).
С приходом арабов в VI-VII веке в Бухаре распространился ислам. Первым, кто завоевал Бухару, был наместник Муавии в Хорасане Убайдуллах ибн Зияд в 54/674 году. После этого жители города отвернулись от религии. И туда направился Саид, сын Усмана бин Аффана (да будет доволен ими Аллах). После него, в третий раз, когда они опять отвернулись от религии, направился туда и завоевал город Кутайба ибн Муслим аль-Бахили[5] 86/705 году. Там обосновались арабы, чтобы жители больше не отвергали религию, и с этого времени Бухара стала самой могучей крепостью из крепостей ислама.
Бухара славилась своими известными всему миру учёными, писателями и превосходными людьми, один из которых являлся Имам аль-Бухари (810 – 870/194 − 256 гг.х.)
Мухаммад бин Исмаил бин Ибрахим бин аль-Мугира аль-Бухари аль-Джуфи, автор авторитетного и достоверного сборника хадисов «Джами ас-Сахих» или «Сахих аль-Бухари»[6], которая стала второй достоверной книгой после Корана. Относят его имя к аль-Джу’фи. Джу’фиюны являются жителями Йемена. Прадед имама Бухари Мугират бин Бардизбах принял ислам из рук жителей Йемена, поэтому его приписали к племени Джу’фиюн по его религии.
Имам Бухари родился в пятницу 11 числа месяца шавваль в 194/810 году и закончил свой жизненный путь в субботу, в ночь праздника разговения после наступления времени вечерней молитвы в 256/870-71 года, в возрасте 62 лет в маленьком селе Хартанг, в 30-ти км. от Самарканда.
Бухару прославили также и великие исламские врачи, наиболее известным их которых был Ибн Сина. Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина — родился 370/980 году в Бухаре.[7] В основном интересовался медициной, философией, астрономией, химией, геологией, логикой, поэзией. Самой известной его книгой по медицине была «Китаб ал-Канун фи-т-тибб» «Книга врачебной науки»[8], подобно тому же, как была известна его книга по философии «Китаб аль-Шифа» («Книга исцеления»). Он прекрасно разбирался в логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике. Абу Али Сина скончался в месяц Рамадан 428 (18 июня 1037) года в возрасте 58 лет.
К городам Западного Туркестана относится и город Бекинд – из него родом известный хадисовед, учитель Имама Бухари, Мухаммад ибн Салам аль-Бекинди, который жил в 160-225 гг. хиджры. Оттуда же был и выдающийся хадисовед своего времени Ахмад бин Али аль-Бекинди, который умер в 412/1021 году, а также хадисовед Мухаммад бин Ахмад аль-Бекинди, который умер в 482 г. хиджры.
Здесь невозможно оценить степень расцвета знаний, учебных заведений, исламских учёных и науки хадисоведения, который наблюдался тогда в Бухаре.
Самарканд[9] – его завоевал Саид, сын праведного Халифа Усмана ибн Аффана (да будет доволен ими Аллах). В этой битве пал шахидом и двоюродный брат нашего Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), Кусам ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах), в 56 году по хиджре. Из Самарканда появились многочисленные учёные, самыми известными из которых являются:
Абуллайс Наср ибн Мухаммад аль-Самарканди, который умер в 373/983 году, являлся одним из знаменитых учёных-Ханафитов и суфийским аскетом, автором известных трудов, книг «Тафсир ал-Куръанул карим», «Бустанул Арифин», и «Танбихул Гафилин», которые рассказывают о тасаввуфе, «Хазанатул Фикхи» – о юриспруденции, «ан-Навазилу минал Фатава», «ар-Рисалату фи Усули ддин», а также многих других книг, авторитетных и сегодня.
Хадисовед Мухаммад ибн Ади ибн Фазл Самарканди, (Абу Салих), который жил в Египте, умер в 444/1052 году.
Шамсуддин Самарканди, писатель и философ, у него есть известная книга «Адабу Самарканди», он умер в 690/1291 году.
Мухаммад ибн Али ибн Умар Самарканди, его прозвище Нажиб ад-дин, был известен в медицине, ему принадлежит книга «Нажибийату фи ттибби», которая рассказывает об известных древних лекарствах, большинство его книг посвящены медицине, видам болезней и анотомии, умер он в 619/1222.
Алауддин Самарканди, известный факих, вместе с ним стала известна и его дочь Фатимат, они вместе давали заключение (фетва) и над заключением ставилась печать Фатимы и её отца. Автор книги «Тухфат ал-фукахаъ».
Мухаммад ибн Абдул-хамид аль-Асманди Самарканди, факих и теолог, стал знаменитым в Багдаде, писал книги о акиде (о вероубеждении), о тафсире (комментариях к Корану) и о фикхе (юриспруденции). Умер он в 552/1157 году.
Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад ал-Матуриди аль-Ханафи, имам науки вероубеждения (акида). Родился в 870 г. в городе Матуриде близ Самарканда. Его учителями называют Абу Бакра Ахмада ибн Исхака, Абу Насра Ахмада ибн аль-Аббаса (известного под именем аль-Факих аль-Самарканди), Насра бин Йахья аль-Бальхи и Мухаммада ибн Мукатиля ар-Рази. Впоследствии аль-Матуриди сам преподавал фикх и калам. Умер он в 333/944 году.[10]
К городам западного Туркестана относится и город Хаваризм (Хорезм)[11] – столица древнего царства, который находится к северо-западу Туркестана (Средняя Азия). С конца III века столицей Хорезма был город Кят, а в конце X века столица переносится в город Ургенч (Джуржания), который находится в конечном пункте реки Амударьи. Изменение русла Амударьи разрушило действующую столицу Ургенч, и в 1598 году Хива стала главным городом государства[12]. Оно стало огромной державой, которая граничит на востоке с Китаем, на западе с Ираком, на юге с Афганистаном и на севере с Индией и с великими землями Туркестана и Ирана.
Хорезмийцы играли важную роль в Исламе. Они отправляли призывников Аллаха в область Хазар (Кизвин), который находится к северу от Каспийского моря и к волжским Булгарам. Когда русские войска напали под командованием Стратослава на северные города хазаров, хазары попросили помощи у хорезмийцев. Они поставили хазарам условие, что если они примут ислам, то помогут им, после их соглашения хорезмийцы освободили их от русской военной угрозы. Это произошло в 365/965 годах. После этого султан Хорезма Маъмун ибн Мухаммад отправил призывников из Ургенча распространять ислам к северу от Хазарского моря.
Стараниями хорезмийцев ислам распространился среди булгар, которые жили у реки Волги, до такой степени, что эта огромная река оказалась под властью булгар — мусульман. Власть их продолжалось от 4/10 века до 7/13 века.
Во-первых, это произошло по милости Аллаха, а затем благодаря учёным суфиям, которые жили и проповедовали в Хорезме. Хорезм также был городом высокой учёности древности, из него вышло много выдающихся учёных, и самыми известными из них являются:
Абу Райхан Мухаммад Ибн Ахмад аль-Бируни[13] – великий учёный из Хорезма, его также называли «чудом времени», он является автором многочисленных трудов по истории, филологии, астрономии, математике, медицине, фармакологии и др. Учителем аль-Бируни был выдающийся математик и астроном Ибн Ирак. Аль-Бируни участвовал в походах Махмуда Гезневи в Индию, где прожил несколько лет. Умирал в полном сознании и, попрощавшись со всеми друзьями, спросил последнего: «Что ты толковал мне однажды о методах счёта неправедных прибылей?» «Как Вы можете думать об этом в таком состоянии?» — изумленно воскликнул тот. «Эх ты! — сказал Бируни еле слышно. — Я думаю, что покинуть сей мир, зная ответ на этот вопрос, лучше, чем уйти из него невеждой…»
Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми – учёный в области многих наук, основатель алгебры и алмукабалы, астроном и географ, имя которого переименовали как «Алгоризми». Ал-Хорезми известен, прежде всего, своей книгой «Китаб ал-мухтасар фи хисаб ал-джабр вал-мукабала», от названия которой произошло слово «алгебра». Он описал специальный циркуль для определения времени намаза. Также Аль-Хорезми в 834 году отделил алгебру от геометрии.
Родился он в Хорезме в 164/783 году. Значительный период своей жизни провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Маъмуне (813—833) библиотеку «Дома мудрости». Умер Аль-Хорезми в Багдаде в 236/850 году.
Имам Замахшари Махмуд ибн Умар аз-Замахшари аль-Хорезми – известный мусульманский толкователь Корана, ханафитский правовед, знаток калама, литератор. Его также называли Джаруллахом, он является автором известной книги толкования Корана «аль-Кашшаф», написанной в Мекке на протяжении двух лет. (467/1075-538/1143).
Испиджаб – крупнейший, центральный город Западного Туркестана. Он стал центром и опорной базой ислама, откуда мусульманская религия распространялась в другие ближайшие округа. Испиджаб прославился выявлением борцов за веру Аллаха, которые защищали свой город от иноверцев, а также многими учёными. В наши дни Испиджаб превратился в село и носит название Сайрам[14]. Его знаменитыми гражданами являются:
Абул Хасан Али ибн Мансур – чтец Корана и учитель Испиджаба. Знаменитый историк Якут аль-Хамави в своей книге «Мугжам-ал-Булдан» пишет об этом человеке: «Из Исфиджаба-Сайрама вышло много величайших, всесторонне развитых учёных и прославленных мудрецов. Один из них — Абул Хасан Али аль-Байзави». Он оставил этот мир в 380 году по Хиджре (988 г.).
Исмаил ибн Хаммад ал-Жавхари – Имам лексикологии и автор книги «ас-Сихах». Умер в 393 году хиджры.
Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Тархан аль-Фараби[15] – философ, математик, теоретик музыки. Он знал множество языков: арабский, персидский, турецкий, греческий, санскритский, язык индейского племени, у него есть более 100 сочинений, большинство из них по философии, логике, музыке, политике и воспитании.
Продолжать образование философ отправился в Багдад, столицу и культурный центр Арабского халифата. Именно здесь работала знаменитая школа переводчиков, в которой значительную роль играл аль-Фараби. Он переводил и комментировал произведения Аристотеля (отсюда его почётное прозвище «Второй учитель»).
В 941 году он перебирается в Шам, где находит покровителя — Халебского правителя Сайф ад-Давла. И вместе с этим он был аскетом, в сутки ему хватало 4 дирхема, а остальные он раздавал нуждающимся и бедным. В начале своей жизни он был судьей, затем он оставил судейство, чтобы увлечься наукой мудрости. Умер в 339 году хиджры. (873—950).
Великие учёные ислама раскритиковали тот путь, по которому пошли некоторые философы, так как они отрицали мучение в могиле, даже некоторые отрицали день воскрешения, некоторые начали путать то, о чём говорил Аристотель, Платон, и то, что говорил Ислам. И это привело к тому, что многие учёные Ислама отрицали этих философов, но вместе с этим они, без сомнения, верили в единого Аллаха, и что Ислам это религия, и в Пророка Мухаммада как посланника (да благословит его Аллах и приветствует), хотя в некоторых рассуждениях у них была явная ложь.
Шаш (Чач) – название области и города, сегодня он известен под названием Ташкент, который является столицей Узбекистана, находится на восточном берегу реки Сырдарьи.
В своей известной книге «Мугжам аль-Булдан» Якут аль-Хамави пишет: «Шаш – город, который находится за реками (Амударьей и Сырдарьей). Из него вышли много учёных, передатчиков, красноречителей, жители этой области являются шафиитами, хотя большая часть населения Мавераннахра являются Ханафитами. Шафиитский мазхаб среди них распространил учёный Абубакр Мухаммад ибн Исмаил ал-Хуфал аш-Шаши».
Знаменитостями Шаша являются:
Аль-Имам Абубакр Мухаммад ибн Али ибн Исмаил аль-Хуфали аш-Шаши. Некоторое время работал слесарем, потом приобрёл знание и стал выдающимся учёным, он являлся распространителем Шафиитского мазхаба в этом регионе. У него есть такие книги как «Усулул — фикх», «Махасину Шариат», разъяснение трактата имама Шафии, «Адабуль — Кузат». Он умер в 365 году по хиджре.
Фахр аль-Ислам Абубакр Мухаммад ибн Ахмад ибн Хусайн аш-Шаши аль-Хуфал. Он правил над главными учёными Шафиитского мазхаба в Ираке. Написал книги: «Хулятуль Улама фи маърифати мазахибиль фукахаъ», «аль-Муъ тамад», «аш-Шафи шарху китаб аш-Шамил» – эта книга, которая была написана его шейхом Сабагом, он растолковал на 20 томов. Умер в Багдаде в 507 году по хиджре.
Ахмад ибн Мухаммад ибн Ахмад аш-Шаши (ибн Фахр аль-Ислам), он отдавал заключения (Фетва) ещё при жизни отца. Умер в 529 году по хиджре.
Мухаммад ибн Али ибн Хамид аш-Шаши – был Шафиитским шейхом в своём веке. Умер в 485 году по хиджре.
Тирмиз (Термес) – «мать городов», как пишет Якут аль-Хамави в своей книге «Мугжам аль-Булдан», расположен на левом берегу реки Амударьи и является одним из древнейших городов Центральной Азии. Сегодня город находится в Узбекистане на границе с Афганистаном.
Первым, кто его завоевал, был сподвижник Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Хакам ибн Амру аль-Гафари в 46 году по хиджре, потом был разорван договор, и был восстановлен Мусой ибн Абдуллахом ибн Хазимом в 70 году по хиджре. Этот человек сделал Тирмиз независимым от Омеядских халифов и присоединил к Халифату, после отвоевания города у Мусы ибн Абдуллаха ибн Хазима известным полководцем аль-Муфаззал ибн аль-Мухаллаб ибн Аби Сафрат в 85 году по хиджре.
Его описывал в своем сборнике «ар-Рихла» ибн Баттута так: «Термес – город большой и красивый, живут жители города достаточной жизнью (в 8 веке по хиджре)». В Термесе были много известных людей, таких как ахль-Байт (родственники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)), они были известны как «Султан ас-Садат», их могилы известны там.
Человеком, который на века прославил Тирмиз, был Аль-Имам Абу Иса Мухаммад ибн Иса ибн Саврат ас-Сулами ат-Тирмизи. При упоминании Аллаха он часто плакал, в результате чего в последние годы своей жизни ослеп. Тем не менее, ат-Тирмизи не прекратил свои поездки в поисках хадисов и закончил «Сунан», будучи незрячим. Он дожил до времени многих Имамов хадисоведов и обучался у них, а также взял науку от них. Его учителями были аль-Имам Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари и Имам Муслим из Найсабура. Однажды аль-Бухари сказал ему: «Я извлек выгоду из общения с тобой больше, чем ты извлек выгоду при обучении у меня».
Все шестеро имамов (Имам Бухари, Муслим, Тирмизи, Абу Давуд, Насаи, Ибну Мажах), относятся к числу тех шейхов, от которых взяли науку все люди.
У Имама Тирмизи есть много сочинений, самым авторитетным из которых является: «ал-Жами ас-Сахих», более известный как «Сунану Тирмизи», книга «аш-Шамаил» о достоинствах Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), книга «аль-Илал» про хадис и многие другие. Умер ат-Тирмизи 13 числа месяца раджаб в 279/892 г. в возрасте 70 лет.
Также известным учёным Термеса является и Мухаммад ибн Али ат-Тирмизи, известный как аль-Хаким ат-Тирмизи, и многие другие.
Фергана – область и город. На сегодняшний день Фергана находится в Узбекистане. В Коканде[16] есть могила известного Имама Абдуллаха ибн Али-Зайнул Абидин ибн Имама Хусейна, внука Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), умершего в 113 году хиджры. Также в Фергане на территории Андижанской области в селе Ках находится и могила известного полководца Кутайбы ибн Муслима, который умер в 96 г. Хиджры. Существует и другая версия смерти Кутайбы, согласно которой его могила находится на территории Туркестанского района Казахстана в кишлаке Карнак.
Учёными, прославившими своей деятельностью целую Ферганскую долину, являются:
Абул-Вафаъ Мухаммад ибн Мухаммад ибн Касим аль-Ахсикаси, был Имамом лугата (языковедом), умер в 520 г. Также его брат известный исламский учёный Ахмад ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Касим, был писателем и поэтом, хоть и были родом из Ахсикаси, жили в Мерве.
Нух ибн Наср ибн Мухаммад аль-Фергани аль-Ахсикаси прибыл в Хамадан в 415 году, от него передавали хадис, он был известен в Ираке, Хорасане и в Шаме.
Город Хожанд был известен своими фруктами, виноградными лозами, и культурой. «Это город фруктов», говорил о нём Якут аль-Хамави, и не было в области куска земли красивее неё и богаче фруктами. Он расположен на берегу реки Сырдарьи. Из этого города был родом были:
Абу Имран Муса ибн Абдуллах аль-муаддиб аль-Хоженди, он изучал хадисоведение у аль-Базари и у других. Он был писателем и обладателем мудрости.
Ахмад ибн Касир аль-Фергани аль-мухандис, астроном и математик, также известый как Альфраганус на Западе. Он работал в Байт-аль-хикма – «Доме мудрости» в Багдаде. Участвовал в измерении длины градуса земного меридиана. Позже он переехал в Каир, где ок. 856 года составил трактат об астролябии. В 861 году восстановил нилометр на острове Равдат[17] близ Каира.
Ахмад ибн Абдуллах аль-Фергани, известен историческими сочинениями умер в 398г. хиджры.
Али ибн Аби Бакр аль-Фергани аль-Маргинани, законодатель и толкователь, умер в 593г. хиджры.
Сахиб аль-Мунтахаб аль-Хусами («Друг избранного меча») — в усулу фикх, т.е., основах мусульманского права, Хусам ад-Дин Мухаммад ибн Мухаммад аль-Ахсикаси, умер в 644 г. хиджры.
Насаф (Карши)[18] – большой и густонаселённый город вместе с пригородными сёлами, находится между Амударьёй и Самаркандом, он построен сам по себе. Сегодня он расположен к югу от Бухары по дороге к Балху (север Афганистана), находится на территории Узбекистана. Город был вчистую разрушен монголами и снова восстановлен под названием «Кирш», что на монгольском означает «крепость», потому что Хан Гебек, потомок Джагатая, сына Чингизхана построил там крепость и новый город.
Знаменитыми жителями Насафа являются:
Абул Баракат Абдуллах ибн Ахмад ан-Насафи, который написал книгу «Мадарик ат-Танзил» о комментариях священного Корана, и «аль-Манар»– об основах мусульманского права, «Кашфул Асрар», «аль-Вафи фил Фуруъ» и др. Умер он в 710/1310 гг.
Абул Фазл Бурхану Ддин Мухаммад ан-Насафи (600/687 х, 1203/1289 г), теолог и Ханафитский факих, жил в Багдаде. Его книга «аль-Вазих» – краткое изложение комментариев к книге Фахра Ррази «ат-Тафсир аль-Кабир», и «аль-Фусул» о науке диалектики, а также «аль-Кавадих аль-Жадалият», «Шарх аль-Асмаил Хусна» и многие другие.
Аль-Хафиз Абдул-азиз ибн Мухаммад ибн Ассим ан-Насафи[19] ан-Нахшаби – посвятил жизнь путешествиям по городам в поисках науки хадиса, потом вернулся на свою родину и умер в 452/1060г.
Абул Аббас Жаъфар ибн Мухаммад аль-Мустагфири ан-Насафи (350/432 г.х. — 961/1041г), хатыб и Имам города Насафа, историк, хадисовед, факих, автор книги «аш-Шамаилу ва Ддалаилу ва марифати Ссахабатил аваили», у него есть книга и о хадисе «аль-Мусалсалат», а по истории– «Тариху Насаф» и «Тарих Каш», также он писал книгу о медицине Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и он считается одним из первых, кто писал самостоятельно книги в адрес «ат-Ттыбб ан-Набави».
Абу Исхак Ибрахим ибн Мугкил ибн аль-Хажжаж ан-Насафи, умер 294/906 г., известный хадисовед, писал о хадисе и тафсире.
Хусайн ибн Хизри ан-Насафи, Ханафитский факих, управлял судейством в Бухаре и её окрестностях. Умер там же в 424/1033 г. У него есть несколько сочинений: «аль-Фаваид» и «аль-Фатава», и оба они по фикху.
В республике Туркменистан – город Марва (известен как Марва Шахижан), Шахижан в переводе с персидского «султан», т.е., «Душа султана», указывая на то, что Мерва – султан и душа всех городов. Там есть и другой город под этим же названием, он находится на севере Афганистана и он меньше, чем Шахижан, и находится он на реке Руз, эта река Мургаб.
Этот город описывает в своей книге «Мугжам аль-Булдан» Якут аль-Хамави: «в нём есть крепость «Кихиндиз», вокруг города есть ограждение и рынки, в этом городе протекают две маленькие речки, которые разделяют улицы, и есть поливные земли. Говорят, они оставили орошение земель в 616 году по хиджре, до того, как татары разрушили город, жителей этого города хвалят за красоту их поведения, я был удивлён множеством общественных библиотек. В нем есть десять вакфных (посвящённые для благотворительных целей) книгохранилищ. Я больше не видел нигде в мире подобной этой библиотеки, в которой хранилось так много книг, они были легкодоступными, мой дом находился недалеко от неё, я свободно посещал её и многое приобретал из этих библиотек для моей книги «Мугжам аль-Булдан», и для других моих трудов».
Самые известные люди, которые вышли из Мерва:
Аль-Имам аль-Мужахид аль-Мухаддис Абдуллах ибн аль-Мубарак, Абу АбдуРрахман, аль-Ханзали родился и жил в Марве. Его отец был турок, глава торговцев из сыновьей Ханзала и приписан к ним по родственному происхождению, а его мать была турчанкой из Хорезма.
Родился он в 118/736 г, обучался у учёных своего города, потом отправился в поисках знаний и стал доводом и доверенностью в хадисоведении, юриспруденции, в арабском языке, в истории газаватов. Он чередовал каждый год свое участие в газавате и совершение хаджа. Он погружался в глубины науки, одновременно зарабатывал средства в прибыльном бизнесе, обеспечивал своих учеников и тех, кто вместе с ним поехал в хадж и на газават. Он был имамом аскетов, мирскому не было места в его сердце, оно было лишь в его кармане как минимальная необходимость. Он брал только дозволенное и раздавал только дозволенное на пути Аллаха. Умер ибну Мубарак после возвращения из газавата на римлян, в селении Бахит на реке Фурат в 181/797 г, оставив славную память о себе, которая не потухнет, пока будет существовать этот мир и большое научное богатство, и множество учеников, которые используют его знания и его нрав, и воспитание, и которые распространяют его достоинство на Востоке и на Западе.
Ибн Мубарак был из числа храбрых наездников, которые воевали на пути Аллаха, и сколько раз Всевышний дарил победы мусульманам благодаря ему! Он был первым, кто написал книгу о священном газавате, кто собрал все аяты из Корана и из изречений Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) о газавате, а также некоторые слова сподвижников, также он был первым, кто написал книгу об аскетизме. Пусть Аллах будет доволен Ибну Мубараком!
Из Мерва был также Имам ахлу-сунны, аль-Имам Ахмад ибн Мухаммад ибн Ханбал ибн Хилал аш-Шайбани аль-Марвази, в котором он родился в 164 году по хиджре. Его дед был наместником в городе Сархас (Серахс — который тоже на сегодняшний день находится в Туркменистане), так же, как и его отец, был руководителем маленького военного отряда. Потом переселился в Багдад. Его отец умер, когда он был маленьким, он вырос бедным сиротой, но целомудренным душой. Он сильно интересовался наукой хадиса, он учился этому у Хашима ибн Башира ибн Аби Хазима аль-Васити четыре года и стал имамом Ахмадом, выдающимся учёным своего времени. После этого он часто переезжал из города в город, чтобы учиться у величайших учёных. Один из них – имам Шафии, который встретился ему в первый раз в Хижазе в 187 году и от которого перенял науку, став ему истинным другом и приятелем. Имам Ахмад не переставал восхвалять имама Шафии и делать ему дуа. Имам Ахмад выучил несколько тысяч хадисов, сочинил книгу «аль-Муснад», в котором содержится тридцать тысяч хадисов, есть у него и другая книга «ан-Насих валь Мансух», книги по тафсиру и по истории, одна из которых – «Фазаилу Ссахаба», книга по хадису «Илал аль-Хадис», также книга по аскетизму.
Он был имамом ахлу-сунны непоколебимым во времена смут, когда подтверждали сотворение Корана при правлении Муътасима, который сажал в тюрьму и мучал учёных, он держался стойко своего первоначального знания и убеждения и никогда не изменял им. Потом смута стихла и пришёл к власти Мутаваккил, который проявлял свою симпатию к имаму Ахмаду, отправил ему большое богатство, а он отверг и отказался принять что-либо от наместников халифов, т.к. считал, что от этого ему больше смут, чем от мучений в тюрьме.
Умер Имам Ахмад в 241 году по хиджре, после того, как он распространил науку о хадисе и поднял знамя сунны. Багдад и её окрестности всколыхнула весть о его смерти, собрались тысячные толпы людей на его похороны, чтобы проститься с ним и оплакать его. В этот уважительный памятный день приняли ислам примерно 20 тысяч иудеев и христиан, показав этим, какой огромной от Имама была польза не только при его жизни, но и после смерти.
Аль-Имаму Раббани аз-Загьид Фузайл ибн Ияз ибн Масъуд ат-Тамими, был из окрестностей Мерва. Родился в 105 году. В ранней молодости занимался разбоем между городами Абюрд и Сархас. Однажды услышал чтение такого аята:
«أَلَمْ يَأنِ لِلَّذِينَ ءَامَنُوا اَنْ تَخْشَعَ قُلُوبُهُمْ لِذِكْرِ اللهِ»
«Разве не настало время для тех, которые уверовали, чтобы смягчились и смирились их сердца при поминании Аллаха и Священного Корана?…»[20] И в этот же момент он покаялся и стал большим арифуном и учёным, глубоко богобоязненным человеком, который соблюдал все нормы шариата, употреблял в пищу только то, что заработал своими руками, для этого он даже завёл небольшой город, где сам выращивал овощи.
Он написал хадис в Куфе и проживал в Мекке и благодаря Аллаху, стал известен как «Абид аль-Харамайни». Умер в Мекке в 187 году по хиджре. Он слушал хадисы от Жаъфара Ссадика, от Ата ибн Саиба, от Хумайд ат-Тавила, от Суфяну Саври. Рассказали про его хорошие качества такие ученые как Суфян ибн Уяйнат, Яхья ал-Каттани, Абдуллах ибн Мубарак, Имам аш-Шафии, ал-Хумайди, и аль-Каънаби, они подтвердили слухи о его предпочтении бедности, благочестивости и аскетичности.
Исхак ибн Рахувайх ал-Ханзали аль-Марвази — учёный и аскет из Хорасана, являлся одним из имамов — хадисоведов, из ахли Мерва, где родился в 161/778 г. Он полностью отдавался науке хадиса. От него переняли знания большие известные Имамы: Ахмад ибн Ханбал, ал-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, уже этого достаточно, чтобы гордиться. Он остановился в Найсабуре (Нишапур) после того, как обошел многие города, и умер там же в 238/853 году.
Аль-Имам аз-Захид аль-Абид Абу Наср Бишр ибн ал-Харис аль-Марвази, который был известен как аль-Хафи, родился в Мерве в 150/767 году. Говорят, что его прадедушка стал мусульманином благодаря Али ибн Абу Талиба ( да будет доволен им Аллах). Он много путешествовал, собирая хадисы, затем проживал в Багдаде, где встретил свою кончину в 227/841 году. Он говорил: «Нет отвратительней учёного, который требует говорить про него, что он находится у дверей правителя!» (т.е.,учёного, ищущего с заискиванием благоволения правителей). Также он сказал: «Не почувствует приятность ахирата тот, кто жаждет стать известным среди людей». Имам Ахмад сказал про него: «Нет в этой умме человека равного ему». Нам достаточно свидетельства Имама Ахмада ибн Ханбала.
Также был известным человеком в Мерве:
Абу бакр АбдуРрахман ибн Ахмад ал-Хуфали аль-Марвази, более известный как Хуффали ас-Сагир аш-Шаши. Он поехал в Ирак и в Египет и скончался там в 417/1027 году, похоронили его возле гробницы Имама Шафии. Он являлся известным Шафиитским Имамом.
Абдуллах ибн Усман ибн Жабалат, по родословной он из местности Узди, а родился, вырос и проживал в Мерве. Родился в 145/762 году, был человеком, знающим хадисы наизусть, был кадием в Жузжане, потом подал в отставку, умер в Мерве в 221/836 г.
Для подробного повествования о Мерве и учёных, которые своими трудами ещё больше прославили этот и так знаменитый город, требуются огромные тома, но для общего знакомства достаточно и того, что мы изложили в данной статье.
Из Мервских сел известно село Багшур, откуда родом имам аль-Багави по прозвищу «Мухйи Ссуннат» т.е., оживитель Сунны, а его настоящее имя Хусайн ибн Масъуд ибн Мухаммад аль-Фара (436-510/1044-1117), известный Шафиитский факих. Написал книги: «ат-Тахзиб» по Шафиитскому фикху, «Масабиху Ссуннат», «аль-Жамъу байна Сахихайни», о науке хадисе. Умер в городе Марва Рузе (Север Афганистана). Ему принадлежат известные комментарии, которые напечатаны по краям «Тафсирул Хазина».
Из этого же селения был и Мухаддис, довернный хафиз Абдуллах ибн Мухаммад Мурзибани ал-Багави, который родился в 213/828 г. В свое время он был мухаддисом в Ираке. У него есть такие книги, как «Мугжаму Ссахабат», книга о науке хадиса «ал-Жугдият», книга комментариев к Корану. Умер он после долгой жизни в Багдаде в 317/ 929 году. ( в 104 года).
Из Багшура был Шейх аль-Харамайни,доверенный мухаддис, хафиз Али ибн Абдул-азиз аль-Багави. После того, как он приобрёл знание у себя на родине, поехал в Мекку, где стал видным учёным и превосходил многих в своём деле. У него есть книга «Сборник хадисов». Умер он в Мекке в 286/899 году.
В истории ислама одним из авторитетных городов является и город Насаъ. На сегодняшний день этот город входит в Туркменистан. Из этого города был родом Имам ан-Насаи Ахмад ибн Шуайб, совершенный хафиз. Он автор книги «Сунан», который считается одним из шести достоверных и базовых книг по хадис, ему же принадлежат книги «Сунанул Кубра», «Зугафау вал матрукуна», «Хасаису Али», «Муснаду Али», также «Хасаису Фатимат» и многие другие. Имам Насаи родился в городе Насаъ в 215 году хиджры, 830 году по григорианскому стилю. Он поехал во многие города за приобретением знаний. Потом он поехал в Египет и остался там жить. Когда он был на пути в хадж, он поехал сначала в Байт-аль-Макдис. Когда узнали о его прибытии народы Шама, они начали его преследовать и возмущаться: «Почему ты не написал книгу о достоинствах Муавии?!!» Ан-Насаи воздержался от ответа, а они начали его упрекать и так сильно избивать, что по дороге в Мекку он умер. Некоторые говорят, что он доехал в Мекку и умер там. Это были 303/915 годы.
Из Насаи был также хафиз Хасан ибн Суфьян аш-Шайбани Насаи. Он был в свое время мухаддисом Хорасана, первым установил приоритет фикха и литературы. Родился он в городе Насаъ в 213/828 году, а умер в маленьком селении недалеко от города Насаъ в 303/916 году.
Хумайд ибн Занжавихи ал-Уздийи ан-Насаи побывал во многих городах. От него хадисы рассказали многие Имамы хадиса: Имам Бухари, Имам Муслим, Абу Давуд, ан-Насаи, Абу Заргат, Абу Хатим, а также Абдуллах сын Имама Ахмада, кроме них и многие другие хадисоведы. Он автор книг «ат-Таргиб» и «ал-Амвал».
Сархас (Серахс) – один из городов Хорасана. Сегодня город находится в Туркменистане. Город славится большим количеством учёных, одним из известных среди них является: «Шамс аль-Аиммат» Мухаммад ибн Ахмад ибн Сахл ас-Сархаси. У него есть книга «Мабсут» по Ханафитскому мазхабу, а также книга «Шарх аль-Жамигул Кабир». Из-за фетвы его посадили в тюрьму в Фергане. Когда к нему приходили студенты, он им через маленькое окошко надиктовал свою пятнадцатитомную книгу «Мабсут» и двухтомную книгу Шайбани «Шарх Сияр аль-Кабир». После освобождения поехал в Маргинан, где и умер в 482/1090 году.
Из Сархаса был: Абул Фараж Абдуррахман ибн Ахмад аз-Заз ас-Сархаси, Шафиитский факих. Он автор книги «ал-Имлаъ фил Фикхи». Умер в городе Мерва в 494/1100 году.
Также из Сархаса был: аль-Имам Захир ибн Ахмад ибн Иса ас-Сархаси, факих, мухаддис. Он умер, когда ему было 96 лет, в 389/999 году.
И был оттуда же: Ибну Таййиб, Абуль-Аббас Ахмад ибн Мухаммад ибн Марван ибн Таййиб ас-Сархаси. Он был философом, прекрасно разбирался в истории и в политике. Родился и вырос в Сархасе, был во многих городах. Ученик философа аль-Кинди, и стал талантливым в этом направлении. Он был учителем Аббасидского халифа аль-Муътадида, до тех пор, пока завистники и сплетники не доходили до него. Он автор многих книг: «ас-Сиясат», «ал-Масалику вал Мамалик», есть две книги о музыке, а также книга «Мадхалу ила синагати ннужум», книга по математике и арифметике «аль-Арисматики» и «Фазаилул Багдад ва Ахбариха», и многие другие. Умер он в 286/899 году, оставив после себя богатое научное наследие.
Из Сархаса был и Абдуллах ибн Саид ас-Сархаси, известный как человек, знающий наизусть хадисы. От него передают хадисы в своих сборниках Имам Бухари, и Имам Муслим. Ему одного этого достаточно для восхваления. Умер он 241/855 году.
Байхак – один из городов Хорасана. Сегодня город находится в Туркменистане. Из этого города был: Имам Абу-бакр Ахмад ибн Хусайн ал-Байхаки. Он обучался в Нишапуре у крупнейшего учёного Мухаддиса аль-Хакима ан-Найсабури, которому тогда было около восьмидесяти лет. Лишь самые способные становились учениками аль-Хакима, и юный аль-Байхаки стал одним из его лучших учеников. Он путешествовал по Ираку, побывал и во многих других местах мира, автор более тысячи книг, среди которых наиболее авторитетными являются: «Сунан аль-Байхаки», «Далаил ан-Нубувват», «Манакибу аш-Шафиии», «ал-Багсу ва Ннушур». Он собрал в десяти томах изложения Шафии. Про него Имам аль-Харамайни Джувайни сказал: «Любой факих-шафиит обязан Имаму Шафии, кроме аль-Байхаки, который, напротив, сам оказал услугу Имаму Шафии, написав книги, которые поддерживают шафиитский мазхаб и утверждают его подлинность» [21]. Он умер в 384-458 /994-1006) году.
Имам аз-Захаби про него сказал: «Если бы аль-Байхаки захотел создать для себя мазхаб, в котором он бы делал иджтихад, он был бы способен на это благодаря своим знаниям и осведомлённости в разнотолках».
Также Байхак подарил мусульманской умме таких ученых как:
Али ибн аль-Хасан ибн Фатимат ал-Байхаки, ученик Абубакра Ахмада ибн Хусайн аль-Байхаки, о котором мы ранее говорили. Когда ему по причине отрезали пальцы рук, он писал ясно читаемую книгу пальцами ног. Был судьей в Хусружерде. Здесь же он умер в 536/1141 году.
Исмаил ибн Хусайн аль-Байхаки — автор многих книг фикха Ханафитского толка. Некоторые из них: «аш-Шамаил», «ал-Кифаят». Он умер в 402/1011 году.
Абу Джагфар Ахмад ибн Али аль-Байхаки. Он был учёным чтецом и языковедом. У него есть такие книги как: «ал-Мухиту би Лугатил Куръан», и «Таж аль-Масадир». Умер он в 533/1138 году.
Абул Фазл, Мухаммад ибн аль-Хусайн аль-Байхаки. Автор сочинения Тарих аль-Байхак. В течение 19 лет он служил в дипломатической канцелярии (диван ар-рисалат) при Махмуде аль-Газневи. Умер в 470/1077 году.
Шахристан – один из городов Хорасана. На сегодняшний день Шахристан делится на три части, две из которых находится в Иране, а третья — в Туркменистане.
Уроженцем города был Мухаммад ибн Абдулкарим ибн Ахмад аш-Шахристани, 469-549/1076-1154. В начале он жил в Хорезме и там прославился, потом переехал в Багдад, где преподавал в знаменитом университете «ан-Низамиййа». Он автор многих книг: «аль-Милал ва ан-Нихал», «Талхис аль-Аксам ли Мазахиби аль-Анам», «Гаят аль-Марам фи илм аль-Калам». У него есть также книга про Акиду (вероубеждение), про науку «Усул».
Мухаммадапанди Инабасов
[1] «Когда эта область была завоевана арабами VII—VIII веков, она стала называться Мавераннахром… Мавераннахр – это область, восточным пределом которой является Фергана, западным – Хорезм, северным – Ташкент, южным – Балх и Самарканд, позднее этим термином стали обозначать регион между Амударьёй и Сырдарьёй».
[2] Ильханиды– потомки Хулагу, сына Толуя, сына Чингис-хана. Ильхан –титул правителей государства Хулагуидов.
[3] Со времен Ахеменидов (древнее государство 648—330 до н. э. в Азии, созданное персидской династией Ахеменидов, с правления Ахеменидов возникло название «Персия»), название «Иран» закрепилось за государствами западно-иранских народов, создавших мощные централизованные империи. Страна восточно-иранских народов — Туран — была политически раздроблена на отдельные государства, такие как Согд, Бактрия, Хорезм. Позднее саки, кушаны и др. завоевали Согд, Бактрию и Хорезм и всё междуречье Амударьи и Сырдарьи стало обобщённо называться Тураном, а после завоевания Турана Туркским Каганатом название изменили на Туркестан. В IV веке кушанов сменила новая династия эфталитов — хайталов — выходцев из Бадахшана. В середине VI века они упорно сопротивлялись Сасанидской империи, угрожавшей им с запада, и Тюркскому каганату, нападавшим на Туран с востока. В 561—563 годах тюрки заключили с сасанидским Ираном союз против эфталитов. В 564 г. войска шаха Хосрова Ануширвана заняли стратегически важную область — Тохаристан. В 565 году в битве у Нахшаба тюрки одержали победу, и Согд был присоединён к каганату. В 567 году под Бухарой произошла крупнейшая в истории региона битва между войском эфталитов и тюркской ордой. Битва длилась восемь дней и была самым кровопролитным сражением в истории Средней Азии. Закончилось сражение полным поражением эфталитов.
Тем не менее, «туранизация» тюрков началась в самом конце X в., после раздела государства Саманидов, объединившего Иран и Туран под одной короной, между тюркскими династиями Газневидов, захвативших Иран, и Караханидов, оккупировавших Туран. В целях легитимации своей власти над Тураном, караханидские правители возвели свой род к Афрасиабу, легендарному шаху Турана, и стали называться «домом Афрасиаба».
[4] Бухара (в пер. с согд. яз. βuxārak — «удачная местность»), по одной версии, слово «Бухара» означает монастырь , по другой — обитель знания, один из древнейших городов Центральной Азии, областной центр Бухарской области Республики Узбекистан.
[5] Кутайба ибн Муслим (668-715), наместник Хорасана в эпоху правления арабских халифов из династии Омейядов. Кутайба ибн Муслим был из арабского племени бахилитов, участвовал в завоевательных войнах Арабского халифата. Благодаря своим организаторским способностям и военному искусству был назначен наместником Хорасана в 704 году. Он был главным организатором и исполнителем завоевательных походов арабов в Среднюю Азию. В отличие от своих предшественников он добился фантастических успехов в покорении Мавeраннахра. В 708 году был завоеван Кеш, в 709 году была захвачена Бухара, в 712 году Хорезм и Самарканд, в 713 году — Чач — Ташкент. В 714 году его войска захватили Ферганскую долину. В 715 году умер халиф Валид I. Кутайба ибн Муслим отказался подчиняться новому халифу Сулейману, за что был схвачен и казнён своими приближенными.
[6] «Аль-джамигуль муснад ас-сахих аль-мухтасар мин умур расули-Ллах ва сунанихи ва аййамихи».
[7] в селе Афшана (государство Саманидов) близ Бухары — умер в г. Хамадан (Аббасидский халифат), 1037 г.). Похоронили выдающегося ученого Ибн Сину у стен крепости города Хамадан. А через 8 месяцев его прах был перевезён в Исфахан и погребён в мавзолее Аль ад-Даула. Отец Абу Али Хусейна — Абдаллах был родом из города Балха, который в настоящее время находится на территории современного Афганистана.
[8] «Канон» состоит из пяти книг, каждая из них посвящена одной теме. Эта книга пользовалась большим авторитетом не только на Востоке, но и в Европе вплоть до XVII в.
[9] Самарканд был основан около VII века до н. э., в качестве столицы царства Согд на юго-востоке в живописной долине реки Зарафшан. Во время правления Темура Самарканд был столицей его государства.
[10] Похоронен на кладбище Чокардиза в Самарканде.
[11] Название страны Хорезм впервые встречается в сохранившихся источниках с VIII-VII веков до нашей эры. Существуют различные интерпретации названия Хорезм. По одной этимологии «кормящая земля», а по другой — «низкая земля». По словам ал-Бируни, около VIII-VII вв. до н. э. Хорезм вступил в новую эру своей истории, когда хорезмийцы начали вести летоисчисление по годам правления царей. В этот период Хорезм становится мощным государством с заметной централизацией, о чём свидетельствуют построенные в VIII-VI вв. до н. э. грандиозные ирригационные сооружения.
[12] Историки говорят, что в 1598 году Амударья отступила от прежней столицы Ургенч. Амударья, протекая по территории ханства, впадала в Каспийское море по старому руслу, известному как Узбой, снабжая жителей водой, а также обеспечивая водный путь в Европу. В течение веков река радикально меняла свое русло несколько раз. Последний поворот Амударьи в конце 16 века погубил Ургенч. На расстоянии 150 км от современной Хивы, недалеко от населенного пункта Куня-Ургенч (территория Туркменистана), что означает «старый Ургенч», находятся руины древней столицы.
[13] Родился 4 сентября 973/362 года в тогдашней столице Хорезма, в городе Кят — умер 9 декабря 1048/440 года, в Газни, (совр. Афганистан).
[14] «Сайрам — название белого города (Ал-Мединат ал-Байзаъ), который называется Испиджаб. Город под названием Сайрам, расположенный в междуречье Аксу и Сайрамсу, дожил до настоящего времени и нет сомнения в том, что городище на его территории соответствует средневековому Испиджабу, расположенный на территории сегодняшнего Южного Казахстана.
[15] Считается, что Фараби родился в местности Фараб (совр. Отрар, Южный Казахстан), там, где река Арысь впадает в Сырдарью.
[16] Коканд — город в составе Ферганской области Узбекистана. Город Коканд расположен в восточной части Узбекистана на юго-западе Ферганской долины в 228 км к юго-востоку от Ташкента, 115 км к западу от Андижана, и 88 км к западу от города Ферганы.
[17] Рода, Руда (араб. الروضة — ар-Равда — «Сад») — остров на Ниле, расположен на территории Каира. Рода административно относится к району Аль-Маниал. На острове сохранились старейшие в стране мусульманские постройки.
На южной оконечности острова расположен Ниломер, по которому имеются данные наблюдений с 621 года нашей эры, считается, что это самый длинный в мире ряд систематических измерений.
[18] Во время правления чагатайского хана Гебек-хана (1318 – 1325 гг.) новый административный центр области формируется к юго-востоку от Шуллюктепа – Насафа, который получил название Карши. По мнению исследователей, термин “карши” означает “замок”, “дворец”, а название города отражает строительную деятельность Гебек-хана, который воздвигнул здесь резиденцию – дворец.
[19] В 710 г. город был завоёван арабами. Начиная с VIII в. арабские историки и географы вместо названия Нахшаб используют термин Насаф. Первое упоминание этого термина в арабских источниках (ат-Табари) относится к 701 – 702 гг. Слово “Насаф” было образовано арабами из местного названия “Нахшаб”. Насаф в XI – начале XIII вв. располагался на берегу Кашкадарьи (на месте Шуллюктепа, всего лишь в нескольких километрах к северо-западу от современного Карши).
[20] Сура «аль-Хадид», аят 16.
[21] Шайхул Ислам Тукаюддин Субуки говорит в своем письме «ан-Назар аль-Мусиб фи гиткил кариб»: «в детстве я слышал от Шафиитских Шейхов, что «каждый факих-шафиит обязан Имаму Шафии, кроме аль-Байхаки, который, напротив, сам оказал услугу Имаму Шафии.
У народа который не знает свое прошлое нет будущего