Так в чём же проявляется скупость человека? Скупость человек проявляет тогда, когда он отказывается тратить то, чем наделил его Всевышний на пути к благу и на пути к довольству Аллаха. Он удерживает деньги, боясь, что завтра окажется нуждающимся сам, или же смотрит с презрением на тех, кого Аллах не наделил теми благами, которые были дарованы ему. Он думает, что тому человеку следовало стараться так же, как старался он, думает «я работал, проявил усердие, получил и больше и т.д.». Такой человек думает, что если бы другой не сидел сложа руки, то тоже получил столько же, сколько и он сам, а может быть и больше.
Но вместе с этим он не задумывается, что Всевышний Аллах облегчил ему пути для того, чтобы приобрести имущество, которое он ему предписал и как бы ни старался тот человек, которому Аллах не предписал, он, конечно же, не получит этого имущества. Также он забывает аят, где Всевышний говорит (смысл): «Тому, кто проявит скупость, тому Всевышний Аллах облегчит путь к плохому», а чтобы пути человека посредством имущества облегчались к плохому, он сначала должен приобрести это имущество и, если у человека нет богобоязненности, он не будет смотреть, каким образом он это имущество приобретает: дозволенным или запретным.
Имам аль-Газали в «ИхьяУлюмад-Дин» пишет: «Чем тысяча золотых монет, посредством которых человек приближается к огню Ада, для человека лучше одна серебряная монета, посредством которой он получает довольство Всевышнего Аллаха», этого нельзя забывать.
Это история Са’лабата, когда-то очень набожного сахаба, который так много времени проводил в мечети, что его называли голубем мечети. В одном из преданий говорится, что после совершения коллективной молитвы он вставал сразу же после того, как давали салам, и уходил домой. И однажды Пророк (мир ему и благословение) спросил его: «Как твоё состояние, о Са’лабат, почему ты уходишь и не ждёшь, пока прочтут азскары, и пока асхабы не встанут?» Он отвечает: «Моё состояние… как ты видишь, о Посланник Аллаха…». Са’лабат не сказал ему «Альхамдулилях, хвала Всевышнему», он сказал «моё состояние, как ты видишь…» И тут Са’лабат говорит: «О Пророк (мир ему и благословление), я настолько беден, что у меня всего лишь одна рубашка, а дома нет полноценной одежды, чтобы жена могла как положено закрыть аврат, для того чтобы совершить намаз, и я, чтобы она не упустила самое дорогое время для намаза, в котором воздаяние намного больше,– первые полчаса после азана, спешу домой отдать эту накидку жене, чтобы она могла совершить намаз». После того, как она делала намаз, он возвращался в мечеть, и всё время находился в поклонении до следующего намаза. Настолько беден был этот человек. И он просит Пророка (мир ему и благословение): «О Посланник Аллаха, попроси Всевышнего Аллаха наделить меня имуществом», на что Пророк (мир ему и благословение) ему отвечает: «Малое, в котором ты восполняешь благодарение Всевышнему Аллаху, намного лучше для тебя, чем многое, в котором ты этого не делаешь». Но Са’лабат не остановился и ещё попросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сделать дуа, чтобы Аллах дал ему имущество, и вновь Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ему отвечает: «О Са’лабат, не будешь ли ты согласен быть подобно пророку, клянусь Тем, в Чьей воле находится моя душа, если я захочу, чтобы рядом со мной шли горы золота и серебра, они пойдут, но я отказываюсь от этого и не прошу этого у Аллаха». И этого не хватило Са’лабату, и он в третий раз обращается к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) всё же попросить для него имущества: «Если Аллах даст мне имущество, я исполню любой долг, который есть в этом имуществе перед Аллахом, я буду помогать неимущим, буду расходовать на пути Ислама, попроси Аллаха…», и тогда Пророк (мир ему и благословение) поднимает руки к небу и говорит: «О Всевышний Аллах, одари Са’лабата имуществом».
Проходит некоторое время, имущество Са’лабата быстро увеличивается. Его стадо овец увеличилось так, что ему уже не хватило окрестностей Медины. Человек, который раньше не выходил из мечети, уже не смог приходить в мечеть, кроме как на утренний и на вечерний намазы, скоро его стадо так увеличилось, что ему пришлось уйти из Медины, и тогда он стал приходить только на пятничную молитву. Далее он начал пропускать и пятничную молитву, его стада настолько увеличились, что ему пришлось уйти далеко от Медины, и вскоре он уже не мог приходить и на пятничную молитву. Са’лабат выходил на дорогу, встречал людей, которые шли с пятничной молитвы, чтобы спросить, какие новости в Медине.
Вскоре Всевышний Аллах ниспосылает аят Пророку (мир ему и благословление) о сборе закята. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) отправляет двоих сподвижников к пастухам: к Са’лабату и ещё к одному. И когда эти люди пришли к Са’лабату и сказали, что Пророк (мир ему и благословение) отправил их взять из стада закят, чтобы раздать бедным и неимущим, Са’лабат ответил: «Какой закят? Это же – джизья, это – налог, это – обдирательство! Пророк (мир ему и благословление) забирает это себе, вы пока идите, соберите у других, а потом приходите на обратном пути, а я подумаю».
Сподвижники пошли ко второму пастуху, рассказали ему, и он, узнав, что их отправил Пророк (мир ему и благословение) отобрал самое лучшее из своего стада, чтобы отдать им. Увидев это, послы сказали: «Аллах не возложил на тебя, чтобы ты отдавал лучшее, отдай среднее, то, что есть», но пастух сказал: «Нет, это – на пути Аллаха, я отдам лучшее». На обратном пути сподвижники вновь пришли к Са’лабату, но он опять отказался платить и отправил их обратно.
Сподвижники вернулись к Пророку (мир ему и благословение) и сказали, что Са’лабат отказался выплачивать закят, на что Пророк (мир ему и благословение) три раза повторил: «Горе тебе, Са’лабат», а за того пастуха, который отдал лучшее, Пророк (мир ему и благословение) сделал дуа, чтобы Аллах одарил его ещё больше. И тогда ниспосылается аят Корана (смысл): «Они говорят, что если Всевышний Аллах воздаст нам из имущества, мы обязательно будем раздавать садака и тратить на благие деяния и будем из числа благочестивых, а потом, когда Аллах дал им это, они проявили скупость и отвернулись». Этот аят был ниспослан о нём. Услышав об этом, родственники Са’лабата, пошли к нему и рассказали о ниспосланном аяте, и тогда Са’лабат пришёл с закятом к Пророку (мир ему и благословение) и попросил принять его закят, но Пророк (мир ему и благословение) не взял у него, он сказал: «О Са’лабат, Аллах мне запретил брать у тебя закят». Тогда Са’лабат взял горсть песка и насыпал на свою голову (алимы пишут, что он делал это для того, чтобы показать людям, что он сожалеет), но в действительности он не сожалел, потому что он был записан среди лицемеров. Когда АбуБакр (да будет доволен им Аллах) стал халифом, Са’лабат заново принёс закят, но АбуБакр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если Пророк (мир ему и благословение) не взял, то я тоже не возьму».
Са’лабат приходил также и к халифу Умару (да будет доволен им Аллах) и халифу Усману (да будет доволен им Аллах), но они также не приняли у него закят. Вот такая история о человеке, которого называли голубем мечети, и конец жизни которого оказался таким.