В сердцах мусульман Пресветлая Медина занимает особое место, потому что в этом благословенном городе похоронен ПророкМухаммад, мир Ему, — самое лучшее и самое любимое создание Аллах1а Всевышнего. Многие мусульмане стремятся посетить могилу Посланника Аллах1а, мир Ему, находящуюся в мечети Пророка, мир Ему.Но кроме мечети Пророка Мухаммада, мир Ему, в Медине есть много других мечетей и памятных мест.
Мечеть «Куба`»
Мечеть «Кoба`» находится в районе с одноименным названием. В этом месте много источников с прохладной водой, растет много финиковых пальм, овощей и фруктов. Когда Пророк Мухаммад, мир Ему, приехал в Коба` и несколько дней гостил у племени Бани ‘Амру Ибн ‘Авф, то построил эту мечеть. Имам Ат-Тирмизий передал, что саваб (вознаграждение) засовершение Намаза в мечети «Коба`» похож на савабза совершение сунны-‘Умра. Имам Бухарий и Ан-Наса`и передали, что каждую субботу Пророк Мухаммад, мир Ему, приходил в мечеть «Коба`».На протяжении истории мечеть неоднократно обновлялась и перестраивалась. Первую реконструкцию мечети произвел третий Халиф ‘Усман Ибн ‘Аффан. Следующая реконструкция мечети былапри Халифе ‘Умаре Ибн ‘Абдуль-‘Азизе в 91-93 гг. хиджры. Им же был возведен минарет мечети. Далее ремонтные работы производились при Джамалуддине Аль-`Асфахани в 555 г.х., Ан-Насыре Ибн Калявунев 733 г.х. и Аль-`Ашрафе Барсабае в 840 г.х.. В 877 г.х. минарет мечети обрушился, и Катабаем был построен новый в 881 г.х. Султан Махмуд Хан Аль-‘Усмани в 1240 г.х. также обновил мечеть«Коба`».
Мечеть «Джуму‘а»
Во время Великого Переселения Пророка Мухаммада, мир Ему, первый Джуму‘а–Намаз совершали на месте, где впоследствии была построена мечеть, которую и назвали мечетю «Джуму‘а». В этом районе жило племя Бану Салем Ибн ‘Авф. Мечеть «Коба`» и мечеть «Джуму‘а» разделяет расстояние 500 метров. Между мечетью Пророка Мухаммада, мир Ему, и мечетью «Джуму‘а» 2500 метров. Реконструкцию мечети производил султан Баязид Аль-‘Усман в 9 веке хиджры.
Мечеть «Аль-Кыблатайн»
Мечеть с необычным названием «Аль-Кыблатайн» находится на холме Бани Сальма на севере Медины, рядом с долиной Аль-‘Акык. Эта мечеть была построена при жизни Пророка Мухаммада, мир Ему.С ней связана следующая история. Посланник Аллах1а,мир Ему, и Его сподвижники однажды совершали вэтой мечети Намаз. Они молились, повернувшись лицом к Ка‘бе. Затем Пророк Мухаммад, мир Ему, получил Откровение о том, что необходимо совершать Намаз лицом в сторону мечети «Аль-`Акса», которая находится в Иерусалиме. И все последовали за Ним. И только через 17 месяцев верующие снова стали совершать Намаз, повернувшись лицом к Ка‘бе. Поэтому в этой мечети две Кыблы и она называется «Аль-Кыблатайн» (т.е. «мечеть 2-х Кыбл»). Реконструкцию мечети производили Шахин Аль-Джамалий в 893 г.х. и султан Сулейман Аль-`Усмани в 950 г.х.
Мечеть «Аль-Фатх»
(«Аль-`Ахзаб» и «Аль-`А‘ля») Эта мечеть находится на горе Сала‘, которая сейчас называется Аби Джида. Она находится на юго-западе местности Хандак, где растет много пальм и фруктов. Реконструкцию мечети производили ‘Умар Ибн ‘Абд Аль-‘Азиз в 93 г.х. и Хусейн Ибн Аль-Хайджа в 575 г.х. Рядом с этой мечетью расположены еще 4 мечети: Мечеть Сальмана Аль-Фариси, мечеть ‘Али Ибн Абу Талиба, мечеть Абу Бакра Ас-Сыддыка и мечеть на горе Сала‘. Все эти мечети также называются мечети “Аль-Фатх”.
Мечеть «Аль –Мусолля» («Аль-Гамама»)
Южнее мечети Пророка Мухаммада, мир Ему,находится мечеть «Аль-Мусолля». Говорят, что если в этой мечети читать Ду‘а` (Мольбу), то можно надеяться, что оно будет принято. Эта мечеть получила название «Аль-Гамама» («Облако») потому, что была построена на месте, где ходил Пророк Мухаммад, мир Ему, когда Его прикрывало облако. Реконструкцию мечети производили: Халиф ‘Умар Ибн ‘Абд Аль-‘Азиз в 91-95 гг. х., султан ‘Изеддин в 748 г.х. и султан ‘Абдуль-Хамид в 14 в.х. Мечеть ‘Али Ибн Абу Талиба Эта мечеть находится севернее мечети «Аль-Фатх», на расстоянии 350-ти метров от мечети Пророка Мухаммада, мир Ему. Ее построил Халиф ‘Умар Ибн ‘Абд Аль-‘Азиз в 91-93 гг.х. Реконструкцию производил Зейнуддин Дойгам Аль-Мансурий в 881 г.х.
Мечеть Абу Бакра Ас-Сыддыка
Эта мечеть находится севернее мечети «Аль-Мусолля». Ее также построил Халиф ‘Умар Ибн ‘Абд Аль-‘Азиз. Реконструкцию производил султан Махмуд Аль-‘Усмани в 1254 г.х.
Другие памятные места Медины: Дом Абу Айюба Аль-`Ансарий
Это первый дом, в который зашел Пророк Мухаммад, мир Ему, когда совершил хиджру. Он находится южнее Мечети Пророка Мухаммада, мир Ему. При расширении мечети Пророка этот дом вошел в территорию Мечети.
Двор «Аль-`Агуат»
В этом месте жили сподвижники Пророка Мухаммада, мир Ему, которые убирали в мечети Пророка. Сейчас это место является территорией Мечети Пророка, мир Ему.
Колодец «Буда‘aх»
Он расположен западнее колодца «Ха`». В этот район есть два входа: с улицы Схими и с улицы Маджиди. Сейчас это территория Мечети Пророка Мухаммада, мир Ему.
Колодец «`Арис» («Аль-Хатм»)
Этот колодец находится южнее мечети «Куба».Почему этот колодец носит название «Хатм»?. Пророк Мухаммад, мир Ему, носил кольцо с печатью. Когда Он умер, кольцо перешло к Халифу Абу Бакру, затем -Халифу ‘Умару, затем — Халифу ‘Усману. Однажды Халиф ‘Усман сидел возле колодца «`Арис» и уронил в него кольцо. Кольцо искали три дня и не нашли. Поэтому колодец и получил название «Хатм»(«Печать»). Шейх Сафиюддин Ибн Абу Бакр Ибн Ахмад Ас-Салями построил ступени в этот колодец в 714 г.х. Этот колодец был разрушен ваххабитами,чтобы верующие для получения благословения не посещали его. На месте колодца построена улица.
Колодец «Аль-Гарс»
Этот колодец находится восточнее мечети «Коба`». Много раз Пророк Мухаммад, мир Ему, пил воду из этого колодца. Поэтому он носит название «Колодец Пророка». Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: «Когда я умру, обмойте меня водой из моего колодца 7 раз». В Медине также есть мечети ‘Умара Ибн Аль- Хаттаба, Аш-Шаджра, Ас-Сукъя, Абу Зарра, а также такие колодцы, как, например, «Ха`», «`Арума»,«Аль-`Ахн», «Аль-Басса».
15. Место, где строилась мечеть, было выбрано верблюдом и сперва принадлежало двум сиротам
Когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) переселился в Медину (совершил хиджру), каждый ее житель хотел, чтобы Посланник Аллаха остановился именно у него. Однако Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пропустите мою верблюдицу, ибо она идёт по божественному велению». Через какое-то время верблюд опустился на землю в том месте, где находилось стойло, принадлежащее двум сиротам. Именно в этом месте позднее будет построена мечеть, но поскольку у самого места были владельцы, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) захотел купить его. Двое мальчиков, владевших этой землей, отказались: «Нет, мы подарим его тебе, Посланник Аллаха!» Однако Пророк не принял такой дар и заплатил им десять динаров. [Хадис об этом передал аль-Бухари № 3906].
14. В мечети находится одно из самых лучших мест на Земле
Рауда – один из райских садовВ середине мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха) расположено одно из самых лучших мест на свете – «Рауда». Это слово переводится как «райский сад». О нём сообщается в достоверном хадисе:
«Между моей могилой и минбаром расположена Рауда – один из райских садов» [Этот хадис передали аль-Бухари, № 1196, и Муслим, № 1391].
Существует несколько комментариев к хадису о Рауде:
1 – Слова: «…один из райских садов» означают, что в этом месте поклоняющийся ощущает спокойствие и счастье от снисходящей милости Аллаха.
2 – Поклонение в этом месте приводит к Раю в будущей жизни.
3 – В Последней жизни это место станет одним из мест в Раю.
Рауда – это самое почетное место в мечети Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его окружают с востока комната матери правоверных Айши, да будет доволен ею Аллах, с запада минбар Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с юга стена мечети с михрабом и с севера переход для движения от края дома Айши.
Миллионы мусульман устремляются к этому благословенному месту, чтобы совершить в нём молитвы, стремясь к Лику Аллаха и надеясь на великую награду. Сообщается, что Ибн Касим сказал: «Лучшим местом в Пророческой мечети для совершения желательных молитв является Рауда, а для предписанных – первый ряд».
13. Пальмовый пень являлся первым минбаром мечети
После того как была выстроена мечеть, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) начал проводить в ней проповеди (хутбы). В первое время функцию минбара выполнял пальмовый пень, на который Пророк поднимался во время проповедей. Об этом сообщается в хадисе, который приводит имам аль-Бухари: Джабир ибн Абдуллах сказал:
«Раньше мечеть опиралась на пальмовые опоры, и когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил хутбы, он вставал на один из ее пней. Затем ему сделали большой минбар. Однажды он поднялся на него, и мы услышали голос, похожий на голос жеребой верблюдицы. Он продолжался, пока Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не подошёл к пальмовому пню и не положил руку на него, и лишь тогда он затих».
В другой версии говорится, что пень плакал, словно маленький ребенок, тоскуя по Пророку (мир ему и благословение Аллаха).
12. Мечеть Пророка основана на богобоязненности
Мечеть Пророка основана на богобоязненностиО том, что мечеть Пророка воздвигнута на фундаменте богобоязненности, сказал Всевышний Аллах в Коране: «Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней(Сура 9, «Покаяние», аят 108).
Хотя этот аят был ниспослан по поводу мечети «Куба», он также касается и мечети Пророка. Доказательством этому служит хадис, переданный в сборнике «Сахих Муслим», в котором говорится, что Абу Саляма ибн Абдуррахман сказал: «Однажды возле меня прошел Абдуррахман ибн Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах), и я спросил его: «Что ты слышал от своего отца о мечети, которая основана на богобоязненности?» Он ответил: «Мой отец рассказал: «Я зашел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в один из домов его жен, и спросил: «О Посланник Аллаха, какая из двух мечетей была основана на богобоязненности?» Тогда Пророк взял в руку мелкие камни, с силой бросил их на землю и сказал: «Ею является вот эта ваша мечеть, мечеть Медины!» Тогда Абу Саляма сказал: «Я свидетельствую, что слышал, как твой отец рассказал эту (историю) именно таким образом» («Сахих Муслим», № 1398).
11. Молитва в Пророческой мечети подобна 1000 молитв в других мечетях
Награда за совершение молитвы в этой великой мечети увеличивается во много раз. Ни одна мечеть не имеет такого достоинства, за исключением Заповедной мечети в Мекке, которая превосходит ее в сто раз. Как приводит в своем сборнике имам Муслим, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Молитва в мечети Пророка лучше, чем тысяча молитв, совершенных в других мечетях, кроме мечети Каабы» («Сахих аль-Бухари, № 1190, «Сахих Муслим», № 1394).
Тот, кто посетит мечеть Пророка, пусть воспользуется такой золотой возможностью и совершит в ней как можно больше молитв.
10. Получение знаний в Пророческой мечети подобно сражению на пути Аллаха
Получение знаний в Пророческой мечетиМусульманин, который изучает какие-либо шариатские науки либо преподает их другим, занимает степень сражающегося за Веру Аллаха. Об этом нам сообщил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказав:
«Кто пришел в эту мою мечеть только лишь с целью научиться благому или обучить ему других, тот подобен сражающемуся на пути Аллаха. А кто пришел с иной целью, тот сравним с человеком, который смотрит на чужие вещи» [«ат-Таргиб ва ат-тархиб», 1/84, аль-Албани назвал этот хадис достоверным].
9. Один из худших грешников тот, кто произнес ложную клятву у минбара в Пророческой мечети
Любой раб или рабыня, ложно поклявшиеся возле этого минбара, хотя бы о свежем сиваке, пусть приготовятся занять своё место в АдуЧеловек, который даст ложную клятву возле минбара в этой мечети, берет на себя великий грех и заслуживает сурового наказания. Об этом сообщается в достоверном хадисе, переданном со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Любой раб или рабыня, ложно поклявшиеся возле этого минбара, хотя бы о свежем сиваке, пусть приготовятся занять своё место в Аду» («Муснад Имама Ахмада», 2/329, №518).
8. Мечеть Пророка – первое сооружение на Аравийском полуострове, где появилось электричество
Мечеть Пророка – первое сооружение на Аравийском полуострове, где появилось электричествоВо времена османского правления, в 1910 году в мечети Пророка было проведено электричество. Именно она стала первым сооружением на Аравийском полуострове, где появился электрический свет, и лишь через десять лет после этого осветилась Заповедная мечеть в Мекке. (Источник: «Тарих аль-масджид аль-харам», Хусейн Басаляма)
7. В библиотеке при мечети хранятся редчайшие исламские книги
В библиотеке при мечети хранятся редчайшие исламские книгиПосетители Пророческой мечети наверняка видели на первом этаже множество дверей, ведущих в библиотечные комнаты. Библиотека при мечети существовала с давних времён, а одно из первых упоминаний о ней приходится на 1256 год, когда в Пророческой мечети произошел пожар, и в огне погибли многие ценные книги и экземпляры Корана. Восстановившись после пожара, библиотека заработала вновь и продолжила пополняться редкими книгами. Вот и в нынешнее время в ней помимо прочего находится отдел, где хранятся рукописи и древние фолианты. А ещё в ней есть огромное отделение с книгами по Таухиду, другое – с книгами по законам Ислама, третье – с книгами по истории, сире и так далее.
6. Ежедневно в мечеть доставляют воду зам-зам из Мекки
Ежедневно в мечеть доставляют воду зам-зам из МеккиКаждый день в Пророческую мечеть привозят 120 тонн воды зам-зам из Мекки. Здесь её разливают по резервуарам, а затем наполняют пластмассовые емкости, расставляя их внутри мечети. В период хаджа объем привозимой воды зам-зам становится еще больше и достигает 250 тонн. Но нужно помнить, что на территории вокруг мечети уже не зам-зам, а течет обычная вода.
5. За всю историю Ислама мечеть расширялась девять раз
За всю историю Ислама мечеть расширялась 9 разПервое расширение произошло ещё при жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), после сражения при Хайбаре. Когда увеличилось число мусульман в Медине, а молящиеся уже не помещались в ней, Пророк решил увеличить ее территорию. Она стала больше на 20 метров в ширину и 15 в длину.
В эпоху аббасидов мечеть была разрушена пожаром, обрушились некоторые потолки, огонь охватил все помещения. Уже через год началось восстановление. Позднее случился второй пожар, который тоже нанес мечети колоссальный ущерб. Реконструировал мечеть султан Кайтбей.
В нынешнее время площадь мечети вместе с территорией вокруг неё, предназначенной для молитв, составляет 400 500 кв.м. Можно представить, что эта территория равна площади почти 56-ти футбольных полей! А совсем недавно началось десятое по счету расширение мечети Пророка. Этот проект должен принести существенное увеличение территории мечети.
4. Купол над мечетью был воздвигнут лишь в тринадцатом веке
Купол над мечетью был воздвигнут лишь в 13 векеКупол над Пророческой мечетью был построен лишь в тринадцатом веке правителем по имени Калаун аль-Мансур. Сперва купол имел четырехугольную форму снизу и восьмиугольную сверху, был изготовлен из дерева и обтянут плотной тканью. Однако многие мусульмане выразили свое несогласие с таким поступком, поскольку в Исламе он является новшеством, чуждым для религии. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Кто бы ни внес нововведение в это наше дело (Ислам), которое не относится к нему, оно будет отвергнуто» [Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим].
3. Посетив мечеть Пророка, дозволено встать у комнаты с его могилой и произнести приветствие для него, а также для Абу Бакра и Умара
Посещение мечети Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) является желательным действием (сунной), поскольку эта мечеть входит в число трёх мест на Земле, к которым можно приезжать с намерением поклониться в них. Пророк (мир ему и благословение Аллаха):
«Не следует отправляться в путь, кроме как к трем мечетям: Заповедной мечети, моей мечети и мечети аль-Акса» [Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим].
Дозволено приветствать Пророка, а также для Абу Бакра и УмараЕсли человек посетил мечеть Пророка, то желательно подойти к комнате с его могилой и поприветствовать Посланника Аллаха (мир и благословение Аллаха) и его двух сподвижников. Место, где они захоронены, называется Комнатой Аиши. Подойдя к этому месту, желательно произнести приветствие следующими словами:
«Ас-саляму алейка йя расуляЛлах».
После этого желательно задержаться на некоторое время и обратиться к Аллаху с мольбами за Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
Затем нужно пройти несколько шагов и произнести приветствия для Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими Аллах), только вместо слов «РасуляЛллах» сказать: «Аба Бакр», а затем «Умар».
2. Тело Пророка пытались выкрасть четыре раза
Оказывается, за 1400-летнюю историю Ислама, недоброжелатели четырежды пытались выкрасть тело Пророка (мир ему и благословение Аллаха) из его могилы.
Первый раз попытка выкрасть тело была предпринята исмаилитским правителем аль-Убейди. Он задумал перевести тело Посланника Аллаха в Египет. Но Аллах защитил Своего Пророка: грабителей, которые по приказу аль-Убейди направлялись в Медину, настиг сильный ветер, и они были вынуждены возвратиться, так ничего и не добившись. [Источник: «Вафа аль-вафа», 2/653].
После этого тот же аль-Убейди снова попытался выкрасть тело. На этот раз он приказал прорыть туннель и добраться до могилы Пророка. Но люди заметили свет в Комнате Аиши, схватили преступников и казнили их. [Источник: «Вафа аль-вафа»].
Затем один из христианских королей направил двух крестоносцев за телом Пророка. Тогда правитель мусульман Нуруддин Занки увидел во сне Посланника Аллаха, сказавшего: «Спаси меня», указывая на двух людей со светлыми волосами. Правитель отправился в Медину и вскоре нашел этих двоих, которые действительно прибыли в город, чтобы выкрасть тело Пророка (мир ему и благословение Аллаха). [Источник: «Вафа аль-вафа, 2/648]».
В четвертый раз тело Пророка (мир ему и благословение Аллаха) хотели выкрасть христиане из Шама. Но мусульмане раскрыли их коварные планы. Грабителей перехватили, а затем казнили. [Источник: «Рихля Ибн Джубейр», 31-32].
Таким образом, ни одна попытка навредить Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) не прошла успешно, во всех случаях грабители были обнаружены и остановлены. Как сказано в Коране: «О Посланник!.. Аллах защитит тебя от людского [зла]» (сура 5, «Трапеза», аят 67).
1. Пророк, а также Абу Бакр и Умар не захоронены в мечети
Пророк, а также Абу Бакр и Умар не захоронены в мечетиКак сказано выше, три человека (Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, Абу Бакр и Умар, да будет доволен ими Аллах) были похоронены в комнате Аишы, которая с самого начала находилась отдельно от мечети. Действительно, после того как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) умер, сподвижники похоронили его в маленькой комнатке, принадлежавшей его жене Аише, рядом с мечетью. Мечеть была отделена от этой комнаты стеной с дверью.
Через много лет (а точнее – в 88 году по хиджре), во время правления аль-Валида ибн Абдуль-Малика эмир Медины Умар ибн Абдуль-Азиз значительно расширил территорию мечети, и комната Аиши оказалась внутри новой территории. Но, несмотря на это, эмир Медины выстроил две огромные стены, чтобы отделить комнату Аиши от мечети. Таким образом, неправильно говорить, что могила Пророка находится внутри мечети. Она, как и прежде, находится в комнате Аиши, а комната Аиши отделена от Пророческой мечети со всех сторон.
В течение своей жизни Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) не раз запрещал людям строить мечети на могилах, а также устанавливать могилы внутри действующих мечетей. А перед смертью Пророк (мир ему и благословение Аллаха) воззвал к Всевышнему Аллаху: «О Аллах! Не делай мою могилу идолом, которому поклоняются!» [Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим].
Господь миров ответил на его мольбу – никогда мусульмане не поклонялись могиле Пророка. Зато всегда поклонялись только одному Всевышнему. Именно в этом и состоит суть Ислама – Единобожие и следование Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Пророческая мечеть существует уже более 1400 лет, и за это время её внешний вид много раз менялся: от строения из пальмовых стволов вначале до огромного здания со множеством технических новинок в наше время. Однако суть никогда не менялась – это соблюдение Единобожия и следование Сунне!