Битву Аль-Ахзаб называют Хандаком потому, что Пророк (мир ему и благословение) велел вырыть окопы вокруг Медины, чтобы враг не смог напасть на город, и сам принимал в этом участие. Слово «хандак» в переводе с арабского языка означает «ров», «окоп». Причиной этой битвы было то, что курайшиты выступили с войной против мусульман по призыву мединских евреев из племени бану Назир. На их стороне также выступили племена бану Салим, бану Фазаз, бану Мурах, бану Асад и другие.
Арабы до этого не использовали окопы для ведения войны. Сподвижник Салман аль-Фариси (да будет доволен им Аллах) посоветовал Пророку (мир ему и благословение) вырыть окопы, сказав, что на его родине поступают так. Пророку (мир ему и благословение) понравилось это предложение, и, последовав совету Салмана аль Фариси (да будет доволен им Аллах), Пророк (мир ему и благословение) велел вырыть ров.
В день подготовки к битве Хандак Пророк (мир ему и благословение) показал пример всем мусульманам: он принимал активное участие в рытье рва, таскал землю вместе с мусульманами. Таская землю на своих спинах, ансары и мухаджиры пели хвалебные песни о Пророке (мир ему и благословение), и Пророк (мир ему и благословение) отвечал им: «О Аллах, действительно, нет других благ, кроме благ Ахирата, и Ты благослови ансаров и мухаджиров!» В этот трудный день, когда мусульмане не ели три дня подряд, Пророк (мир ему и благословение) работал, привязав к своему животу плоский камень, чтобы это помогало ему выпрямиться.
Во время рытья рва произошли следующие чудеса (муджизаты):
1. Приумножилась еда, которую раздал сподвижникам Пророк (мир ему и благословение): мяса одного козлёнка и нескольких кусков хлеба оказалось достаточно для всего войска. Все мусульмане поели досыта, а еды даже не уменьшилось.
2. Пророк (мир ему и благословение) ударом мотыги раздробил большой камень, который не смогли разбить несколько сподвижников. И каждый раз, когда Пророк (мир ему и благословение) бил кувалдой по большому камню, что-то сверкало как молния, и каждый раз Пророк (мир ему и благословение) говорил «Аллаху Акбар», – этот нур, который исходил трижды, означал, что у мусульман будет Кисра – дворец персов, Византия (Дамаск) и Сана (Йемен).
3. В сторону неверных подул сильный ветер, а мусульмане не пострадали от него. Аллах послал на многобожников Своё воинство в виде ветра, который вселил страх в их сердца, опрокинул и уничтожил их палатки, после чего язычники стали немедленно отступать.
Многобожники потерпели в этом сражении поражение, и им пришлось отступать без боя, поскольку Аллах сокрушил их двумя способами, в чём мусульмане не принимали участия. Во-первых, один человек из язычников, которого звали Нуайм бин Мауд, приняв Ислам, пришёл к Пророку (мир ему и благословение) и предложил помочь, а безбожники не ведали о том, что он принял Ислам, и, воспользовавшись этим, он добился раскола среди них. Во-вторых, сильный холодный ветер сокрушил многобожников.
После газавата Хандак сподвижники Пророка (мир ему и благословение) сразу же приступили к газавату против бану Курайза. И причиной тому стало вот что.
Из-за нарушения соглашений, заключённых между бану Курайза и мусульманами, и предательства со стороны бану Курайза Аллах послал к Пророку (мир ему и благословение) ангела Джабраила (мир ему). Не успели Посланник (мир ему и благословение) и его сподвижники снять боевое облачение после сражения Хандак, как в полдень к нему явился Джабраил (мир ему). Он сообщил Пророку (мир ему и благословение), что ангелы подготовили своё оружие, и повелел Посланнику (мир ему и благословение) отправиться в поход на бану Курайза. Пророк (мир ему и благословение) тогда воскликнул: «Кто слушается и повинуется, пусть совершит полуденную молитву только у бану Курайза!» И мусульмане тотчас же выступили в поход.
Пророк (мир ему и благословение) велел совершить намаз только у бану Курайза, чтобы поторопить мусульман и побудить их быстро прибыть в назначенное место. Тем самым подверглось испытанию понимание мусульманами велений Пророка (мир ему и благословение).