Освобождение Иерусалима от варварства крестоносцев.
Салахудин аль-Аюби родился в Тикрите в 532 году по хиджре. Отца его звали Нажмудин Аюб. В 1095 г. в Клермоне (Франция) Папа римский Урбан II созвал духовенство всей Европы и призвал европейские державы собрать средства для крестового похода против мусульман. Этим Урбан хотел вернуть своё прежнее влияние на европейских королей.
Франция, Англия, Голландия, Германия, Дания и другие европейские страны начали готовить войска для вторжения на Аравийский полуостров. Палестинцы и сирийцы, на которых был нанесён основной удар, не были готовы противостоять такому огромному войску. Был также захвачен город пророков Иерусалим. Население некоторых городов были уничтожены полностью. Крестоносцы почти подошли к Дамаску и Хиджазу. Но, хвала Всемогущему Аллаху, на священной земле Аравии нашлись силы, способные укротить врагов Ислама.
Салахуддин Юсуф ибн Аюб (1138-1193) объявил священную войну крестоносцам и высоко поднял зеленое знамя Ислама.
До 30 лет Салахуддин изучал Коран, тафсир и хадисы, а также разные науки, в том числе и военные. Как военачальник Салахуддин показал недюжинные способности в битве против франков во время правления короля Амори I. После смерти египетского халифа аль-Абиля в 1171 г. власть в этой стране перешла в руки Салахуддина, до этого не раз защищавшего эту страну от врагов. Салахуддин прежде всего упорядочил финансы и реорганизовал войско. Основу войска Салахуддина составляли турки и курды. В 1175 г. багдадский халиф пожаловал ему титул султана.
За короткий срок были объединены Египет, большая часть Месопотамии и Сирии. В 1174 г. Салахуддин освободил Дамаск, Хаму, Хомс и др. города. Мосульский правитель Зенги II признал себя вассалом султана, к тому времени превратившегося в самого могущественного и авторитетного правителя мусульманского мира. Королевство крестоносцев, созданное на арабской земле со столицей в Иерусалиме, попало в окружение державы Салахуддина Аюба. Все ресурсы своей державы Салахуддин направил на борьбу с врагами Ислама. Задавшись целью освободить Иерусалим, Салахуддин принёс обет священной войны (джихад) против крестоносцев.
Ещё будучи визирем, Салахуддин ибн Аюб в декабре 1170 г. совершил набег на Газу — пограничную местность Иерусалимского королевства, после чего египетские войска под его руководством овладели стратегически важным городом Айлой — портом в Акабском заливе Красного моря. Немного спустя Фарук-шах, военачальник Салахуддина, в битве при Бельфорте буквально уничтожил войска иерусалимского короля Балдуина IV. Отдельные отряды мусульман достигли Сайды и Бейрута. В 1180 г. флот султана, отбывший из Александрии, захватил у крестоносцев город Руад.
Над Иерусалимским королевством всё больше сгущались тучи. Мусульманский реванш вступал в решающую фазу. Крестоносцы с перепугу отправили в Европу патриарха Иерусалимского и великих магистров военно-монашеских орденов просить о помощи против активизировавшихся «нехристей», т.е. мусульман. В Европе делегации посоветовали на некоторое время подписать мир с Салахуддином ибн Аюбом, т.к. их войско вернулось очень потрёпанным.
Но недавно за громадный выкуп отпущенный из плена Нуруэдин (он там находился 16 лет) и задолжавший крупную сумму Рено Шатненский решили ограбить караван, направлявшийся из Каира в Дамаск. Мирный договор был нарушен, и ибн Аюб вторгся с войском во внутреннюю область Иерусалимского королевства. В 1187 г. были взяты крепости Крак и Крак де Монреаль. Мусульманские войска ибн Аюба открыли военные действия в Раас аль Ма. Как невозможно остановить лавину, начавшую свой сход с высокой горы, так невозможно было остановить воинов Салахуддина.
Один за другим обрушились на крестоносцев сильнейшие удары ибн Аюба. В мае 1187 г. к северо-востоку от Назарета в бою был уничтожен большой отряд, состоявший в основном из рыцарей. Погиб сам великий магистр Роже де Мулен. 2 июля Салахуддин взял Тивернаду и окружил плотным кольцом крупные силы крестоносцев близ местности Хаттин, между Назаретом и Тивернадским озером.
В кровавой битве, разыгравшейся 4 июля 1187 г., мусульмане разгромили войско Иерусалимского короля Ги де Лузиньяна, а сам он был взят в плен вместе с великим магистром тамплиеров Жераром де Ридфороном, коннетаблем Амори Лузиньяном, бароном Гилельмом Монфератским и множеством других знатных особ. Плененных крестоносцев Салахуддин отпустил, чтобы те рассказали своим об их разгроме.
Одержав победу при Хаттине, Султан не остановился. Всевышний дал силы Салахуддину для дальнейших побед над врагами. В результате новых военных операций султан освободил множество городов к югу от Триполи. Войска ибн Аюба водрузили зелёное знамя над Акрой. Вслед за этим в кратчайший срок были взяты Бейру и Сайда. Во всех мечетях Аравии и Северной Африки начали восхвалять Аллаха и делать дуа Салахуддину.
Теперь дошла очередь и до Яффы, Кесарии и Аскалона. Все они тоже были освобождены от неверных. После смерти ибн Юсуфа эти города были освобождены от тех же крестоносцев другим защитником веры — султаном аз-Захиром Бей-Барсом, который положил конец крестоносной авантюре. Но вернёмся во времена Салахуддина. В результате перечисленных военных операций Иерусалим был отрезан от Европы. Салахуддин начал готовиться к одной из самых важных военных операций. В руках у неверных оставались Иерусалим и его окрестности. Надо отметить тот факт, что арабский город Иерусалим до захвата его европейцами свободно посещали христиане и евреи, т.к. в этом городе находятся святые для них места. Как только туда пришли крестоносцы, доступ арабам и евреям был практически закрыт. Открыть доступ к мусульманской святыне — мечети Омара, которая была осаждена крестоносцами, было делом чести для всех мусульман. Салахуддин ибн Аюб прежде всего захватил очень важную в стратегическом плане, крепость южнее Тивернады, чтобы неверные не ударили ему в спину.
В 1187 году, когда Салахуддин Айюби и его войско вошли, как победители в Иерусалим, он на своём примере показал, каким должен быть настоящий мусульманин. Как и повелевается в Коране, он не стал ни к кому применять насилие, не стал мстить за невинно убиенных единоверцев, истреблённых в городе крестоносцами, начиная с 1099 года. Ни один христианин не был казнён, ни один не был притеснён. Салахуддин, как и обещал православным христианам, не стал вершить расправу, казни и убийства, жители города жили в полном мире и согласии. Он установил в городе высокие принципы исламской справедливости.
Даже злейшие враги Салахуддина — правители западных стран и их окружение признали доблесть, отвагу, ум и необыкновенное благородство Салахуддина. На Западе жизнь Салахуддина обросла всевозможными легендами. Умер Салахуддин аль-Аюби в Дамаске в среду 27 числа месяца Сафар в 589 году по хиджре.