Желательно в день Разговения людям принимать пищу до выхода к молитвенным местам, а также желательно совершить большое омовение, умаститься благовониями и направиться к молитвенным местам. По пути к молитве, по мнению имама Абу Ханифы такбиры не произносятся, а по мнению двух – произносятся. Добровольные намазы до праздничной молитвы не совершаются. Если наступит намаз с поднятия солнца, то его время вошло до зенита, если наступит зенит, то его время вышло. Имам с людьми совершает два ракаата, делает такбир в первом, для начала намаза и три после него, затем читает «Открывающая Книгу» и добавочную суру, после этого произнося такбир совершает поясной поклон. Начинает во втором ракаате с чтения, а после чтения делает три такбира и с ними четвертый такбир для поясного поклона. В праздничных такбирах руки поднимаются. После намаза он совершает две проповеди обучая людей в них нормам милостыни дня разговения. Тот, кто упустил праздничный намаз с имамом не восполняет его. Если месяц был скрыт тучами от людей и перед имамом засвидетельствовали о том, что видели его после зенита, то совершают праздничный намаз на следующий день. А если произошли оправдывающие обстоятельства, не давшие людям совершить во второй день намаз, то они его после этого дня не совершают. Желательно в день жертвоприношения совершить полное омовение, умаститься благовониями и отложить еду на время после намаза и направиться к молитвенным местам совершая такбир.
Праздничный намаз жертвоприношения совершается в два ракаата, так же, как и намаз разговения. Совершается две проповеди в которых обучают людей правилам жертвоприношения и такбирам ат-ташрик. Если произойдут оправдывающие обстоятельства, не дающие людям совершить намаз в этот день, то они совершают его на следующий день и последующий день, а после этого не совершают. Такбиры ат-ташрик начинаются после утреннего намаза дня арафата и продолжаются до времени после предвечернего намаза дня ан-нахр, по мнению Абу Ханифы. Абу Юсуф и Мухаммад считали, что до предвечернего намаза последних дней ат-ташрика. Такбиры совершаются после обязательных намазов следующими словами: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Ля иляха илля Ллаху ваЛлаху Акбар, Аллаху Акбар, ва лиЛляхи аль-хамд».
Шарх аль-Барни :
Шариатская норма в отношении праздничного намаза обязательна для каждого, на кого возлагается совершение пятничного намаза. Его время наступает с того момента, когда с подъёмом солнца разрешается совершать намаз, а конец его времени наступает тогда, когда солнце достигнет точки зенита. Однако в день праздника жертвоприношения предпочтительно совершать намаз раньше, так как после намаза режут жертвенных животных, а в день окончания поста – позже.
• Сунной в дни двух этих праздников является:
В день завершения поста и день жертвоприношения предпочтительно почистить зубы, совершить полное омовение, воспользоваться душистыми маслами и надеть лучшие одежды.
Если это праздник окончания поста, то лучше съесть один или два финика, или что-либо сладкое и отдать садакат аль-фитр прежде, чем отправиться к месту совершения намаза. Если же это праздник жертвоприношения, то следует отложить приём пищи до тех пор, пока не завершится намаз и не будет заколото жертвенное животное, чтобы поесть его мяса.
По мнению троих наших имамов (Абу Ханифа, Абу Юсуф и Мухаммад), в день праздника жертвоприношения следует произносить эти слова [такбиры] вслух по пути к месту совершения праздничного намаза, а в день праздника окончания поста, по мнению Абу Йу́суфа и Мухаммада такбиры произносятся, а по мнению Абу Хани́фы – нет (رحمه الله).
Тому, кто отправился к месту совершения обеих праздничных намазов предпочтительно идти и возвращаться разными путями – идти туда одним путём, а возвращаться – другим.
Никакие дополнительные намазы на месте совершения намаза до того, как совершится праздничный намаз, ни после неё, не совершаются.
✓ Праздничный намаз совершается следующим образом:
Имам с людьми выходят на окраину населённого пункта и совершает с ними два ракаата намаза, произнося в первом такбир ат-тахримы, затем читает ас-Сана, трижды вслух произносит слова «Аллаху акбар», каждый раз поднимая руки. Затем он шёпотом произносит «А’узу би-Лляхи…» и «Бисми-Ллях…», и вслух читает «Открывающую Книгу» и суру вместе с ней, потом он завершает этот ракаат поясными и земными поклонами, как это бывает в каждом намазе. Встав на второй ракаат, он шёпотом произносит «Бисми-Ллях…» и вслух читает «Открывающую Книгу» и суру вместе с ней, потом он, закончив чтение Корана, трижды вслух произносит слова «Аллаху акбар», каждый раз поднимая руки. После этого он, не поднимая рук, произносит «Аллаху акбар» в четвёртый раз для поясного поклона, и завершает этот ракаат так, как это принято при совершении намазов, и произносит приветствия после ташаххуда и слов благословения Пророку ﷺ, и мольбы. Он опускает руки вдоль тела после каждого дополнительного произнесения слов «Аллаху акбар», за исключением третьего раза в первом ракаате, так как после него он складывает руки под пупком. Совершающие намаз следуют за имамом во всём, кроме произнесения «А’узу би-Лляхи… ́ » и «Бисми-Ллях… ́ », и чтения Корана, они не читают этих трёх и произносят слова «Аллаху ́акбар» не вслух, а шёпотом.
Если молодой месяц не удалось увидеть из-за облачности, но потом люди после полудня засвидетельствовали перед имамом что видели молодой месяц, то он совершает её на следующий день.
Если по какой-то уважительной причине у людей нет возможности совершить праздничный намаз и на второй день, то по после того как прошёл второй день праздника она уже не совершается.
Если по какой-то уважительной причине у людей нет возможности совершить праздничный намаз в день жертвоприношения, то ее совершают на второй или на третий день, и не совершают после этого.
Такбиры ат-ташрика это когда после каждого предписанного намаза произносят слова: «Аллаху акбар, Алла ́ ху ́акбар, ля иляха илля-Лла ́ ху ва-Лла ́ ху акбар, Алла ́ ху акбар ва ́ли-Лляхи-ль-хамд ́» /Велик Аллах, велик Аллах, нет бога кроме Аллаха, велик Аллах и хвала Аллаху/
Время произнесения этих такбиров начинается сразу после утреннего намаза дня Арафата, а заканчивается сразу после предвечернего намаза дня жертвоприношения, так считал Абу Хани́фа (رحمه الله).
Два же его ученика сказали: «Их время заканчивается сразу предвечернего намаза последнего дня ташрика», и фетва основывается на их словах.
Имам и совершающие намаз за ним произносят такбиры вслух, но женщины их вслух не произносят. Если имам забыл произнести такбир ат-ташрика, совершающий намаз за ним произносит такбиры.
Эти такбиры обязательны для каждого, кто совершил любой из пяти предписанных намазов или пятничный намаз, и он произносит их сразу после произнесения приветствия (Слова «сразу после произнесения приветствия» означают, что он произносит их, не делая какой-либо паузы, которая бы служила препятствием для продолжения, и если он вышел из мечети или заговорил преднамеренно или по невнимательности, или преднамеренно нарушил омовение, то он освобождается от произнесения такбиров. Что же касается того, если он повернулся к кыбле спиной, то относительно этого есть две версии, а если он нарушил омовение по забывчивости, после приветствия, то наиболее правильно то, что он произносит такбиры и не выходит для совершения частичного омовения («Радду-ль-мухтар», I, с. 562)..
(источник: «Мухтасар аль-Кудури Шарх аль-Барни » 179-185)