С именем Аллаха, Милостивого ко всем в этом мире, а в ином мире Милостивого только к верующим.
По мнению ханафитских ученых, факихи подразделяются на 7 категории:
1. Муджтахид фи аш-шар`и. Иными словами, муджтахид мутлак (полный, абсолютный). Подобные муджтахиды в свете Корана и Сунны выводят определенные основы (усуль) и правила, а затем придерживаясь их разбирают шариатские вопросы. Подобных ученых было много. Самые известные из них: имам А`зам — Абу Ханифа, имам Малик, имам Шафии, имам Ахмад бин Ханбаль, Суфьян Ас-Саври, Суфьян бин Ъуейна, Саид ибн Мусейиб и т.д. Правовые школы (мазхабы) некоторые из них не распространялись, мазхабы других имели распространение, но просуществовали не долго. Другая часть мазхабов сохранилась до наших дней и это известные всем нам 4 мазхаба: ханафитский, маликитский, шафиитский, ханбалитский.
2. Муджтахид фи аль-мазхаб. Это тот, кто достиг степени иджтихада (выведения шариатских норм) на основе шариатских доказательств. Его отличие от муджтахида мутлак состоит в том, что он сам не выводит основ (усуль) и правил, а следует готовым основам и правилам выведенным имамами мазхаба (т.е. муджтахида мутлак). Например муджтахид фи аль-мазхаб является Абу Юсуф и имам Мухаммад Шайбани и другие из учеников Абу Ханифы.
3. Муджтахид фи аль-масаиль. Это тот, кто достиг степени выведения решение в определенных вопросах, но он не противоречит ни в основах, ни в второстепенных вопросах муджтахида мутлак. Он лишь может сделать иджтихад в тех вопросах, относительно которых нет мнения муджтахида, но, конечно же, не выходя за рамки его основ (усуль) и правил. Самые известные муджтахиды фи аль-масаиль Хасафи, Тахтави, Сарахси и Карахи, Баздави и другие. Они не способны противоречить имамам мазхаба, будь это вопросы ответвлений или основ, однако они выводят ахкамы в которых нет передачи от имамов основываясь на основах мазхаба.
4. Мухарридж. Ученые данной категории способны внести ясность в слова муджтахида которые внешне имеют двоякий смысл и разъяснить подробно то, что имам высказал кратко, дополняя его слова, но они не способны заниматься иджтихадом. Например, мухарриджами были имам Рази и Джурджани.
5. Мураджих. Ученые вошедшие в данную категорию тоже не способны делать иджтихад, но, тем не менее, способны опираясь на доказательства выбрать одно мнение из двух мнений муджтахида. Например, такие ученые как имам Кудури и автор Хидаи — имам Маргинани.
6. Мумайиз — Ученые данной категорий не способны на то, что могут ученые из предыдущих пяти категорий, но они хорошо разбираются и делают различия между такими понятиями как «захир аль-мазхаб», «захир ар-ривая» и «ривая ан-надира». Иными словами, это те кто различают сильное (кауый) от слабого (дайыф). Например, такие мусульманские ученые как общеизвестных книг «Мухатара» и «Канз».
7. Мукаллид. Как вы уже поняли, это те факихи которые не вошли в первые шесть категорий. Это те ученые, кто хорошо заучили вопросы мазхаба и умело используют их в своих трудах. Например, имам Хаскафи и ибн Абидин входят в эту категорию.