От предрассудков к свету Истины
Раби-уль-Авваль — наиболее значимый месяц в истории Ислама, так как в этот месяц человечеству была оказана милость в виде рождения Достопочтенного Пророка Мухаммада, салляллаху ‘алейхи уа саллям. До рождения Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, не только Аравийский полуостров, но и так называемые цивилизованные народы Рима и Персии утопали во тьме невежества, предрассудков, тирании и беспорядков. Достопочтенный Пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, пришёл с непреложной истиной Таухида (Единственности Аллаха), единственной верой, дающей твёрдую основу истинным знаниям, справедливости и миру. Эта была та самая вера, которая вывела человечество из невежества и предрассудков и распространила свет истинного знания по всему миру.
Исламские праздники
Таким образом, рождение Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, было наиболее важным и значительным событием в истории человечества. Если бы в Исламе было место празднованию дней рождения и годовщин, то день рождения Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, несомненно заслуживал бы этого больше, чем день рождения кого бы то ни было еще. Однако это противоречит сути исламского учения. Поэтому, в отличие от иудаизма, христианства и индуизма, в Исламе существует очень небольшое количество праздников, которые представлены лишь двумя ежегодными Идами (Ид-уль-Фитр и Ид-уль-Адха). Даты двух Идов никак не связаны с днем рождения кого бы то ни было из выдающихся личностей исламской истории. Происхождение дат Идов также не связано ни с каким из исторических событий, произошедших в эти дни.
Оба Ида были предписаны для выражения благодарности Аллаху за счастливые события, происходящие ежегодно, из года в год. Первое такое событие — это исполнение и завершение поста в Рамадан, а второе событие — это исполнение и завершение хаджа, который также является видом богослужения, относящимся к пяти столпам Ислама.
Само празднование этих двух Идов также отличается от празднования неисламских праздников. Здесь нет никаких формальных процессий, особой иллюминации или каких-то иных действий, которыми выражают формальную радость. Вместо этого проводятся коллективные молитвы, люди в неформальной обстановке ходят друг к другу в гости, это то, что действительно может принести настоящее счастье, а не его формальное обозначение.
Без дней рождения
С другой стороны, Исламом не предписано празднование никаких дней рождения, независимо от того, насколько велик человек, родившийся в тот или иной день. Пророки Аллаха обладают самым высоким статусом среди всех людей. Но ни Достопочтенный Пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, ни его благородные сподвижники никогда не отмечали дни рождения и годовщины. Даже рождение Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, явившееся самым счастливым днем для всего человечества, никогда не праздновалось ни самим Достопочтенным Пророком, салляллаху ‘алейхи уа саллям, ни его великими сподвижниками.
Поколение сподвижников Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, жило еще около века после него, но несмотря на их несравненную, глубокую любовь к Достопочтенному Пророку, салляллаху ‘алейхи уа саллям, они никогда не праздновали ни его день рождения, ни годовщину со дня его смерти. Вместо всего этого, они посвящали свои жизни продвижению Ислама, внедрению его учения в реальные дела, донесению его послания до всех уголков Земли и установлению исламского порядка во всех слоях общества.
Происхождение Рождества Христова
На самом деле, ни одна религия, считавшая, что имеет отношение к божественному откровению, никогда не предписывала празднование дней рождения выдающихся личностей. Этот обычай был распространён только у язычников. Даже Рождество, знаменитый христианский праздник посвящённый дню рождения Иисуса Христа, никак не упоминается ни в Библии, ни в раннехристианской литературе. Лишь в четвертом веке после вознесения Иисуса Христа Рождество было признано постоянным христианским праздником.
Ниже приведена цитата из энциклопедии Кольера:
«Точную дату рождения Христа определить невозможно. Ни Евангелия, ни какие бы то ни было надёжные источники данную информацию не приводят. Первые три века христианской эры, в Церкви были категорически против языческого обычая празднования дней рождения, хотя имеются некоторые указания на то, что исключительно религиозное поминовение дня рождения Христа было включено в праздник Богоявления. Климент Александрийский упоминает о существовании праздника в Египте приблизительно в 200 году н.э., и мы имеем определённые основания полагать, что он отмечался в различные даты в разных местах. После победы Константина Римская Церковь определила датой проведения праздника 25 декабря. Это случилось приблизительно в 320 или 353 гг. н.э. К концу IV века весь христианский мир праздновал Рождество в этот день, за исключением Восточных Церквей, которые праздновали его 6 января. Выбор 25 декабря в качестве дня праздника был вероятно обусловлен тем, что в этот день римляне отмечали митраический праздник бога Солнца, и тем, что Сатурналии также проводились в это время». (Энциклопедия Кольера. — Т.6, стр. 403. — 1984)
Похожее, но при этом несколько более подробное описание истоков Рождества, может быть найдено в энциклопедии «Британника»:
«Рождество не входило в число раннехристианских церковных праздников, и вплоть до V века не существовало единого мнения о его дате, о том, приходится ли оно на 6 января, 25 марта или 25 декабря. Наиболее раннее определение — 25 декабря, в качестве дня рождения Христа, находим в сообщении (без него об этой дате ничего неизвестно, и она бы считалась вероятно подложной) Феофила Антиохийского (ок. 180 г. н.э.), сохраненном на латыни в Магдебургских центуриях (I, 3, 118), в котором говорится, что галлы утверждали, что поскольку они праздновали день рождения Господа 25 декабря, то празднование Воскресения нужно проводить 25 марта. В почти наверняка подложном, вставленном позднее отрывке толкования Ипполита (ок. 202 г.) на Даниила (IV, 23) утверждается, что Иисус был рождён в Вифлееме в среду, 25 декабря в 42-ой год правления Августа, но он не упоминает о праздновании этой даты и, в действительности, подобный праздник противоречил бы общепринятым, в то время, воззрениям. И даже в 245 году Ориген (в гомилиях на Левит, VIII) отвергал идею о том, чтобы отмечать день рождения Христа, «будто он был царём-фараоном». (Британника. — Т.5, стр. 642. — 1953)
Эти две выдержки более чем достаточны для того, чтобы доказать следующее:
Празднование дней рождения изначально было языческим обычаем, который никогда не признавался ни Священными Писаниями, ни пророческими учениями.
Точная дата рождения саидны Исы неизвестна, и не может быть установлена.
В первые века христианства, празднование дня рождения Иисуса Христа не было признанной практикой.
Лишь в IV и V веке оно было признано в качестве религиозного праздника, и это также произошло под влиянием язычников, поклонявшихся богу Солнца.
Раннехристианские учёные (Ориген и др.) категорически отвергали поминовение дня рождения на основании того, что оно происходит от обычая язычников и идолопоклонников.
Исламские первоисточники
В исламских первоисточниках также нет никаких предписаний по празднованию дней рождения или годовщин со дня смерти. Многие сподвижники Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, умерли еще при его жизни. Его любимая жена, саида Хадиджа (радиаллаху анха) ушла из жизни в Мекке. Его любимый дядя, саидна Хамза (радиаллаху анху) был жестоко убит в битве при Ухуде. Однако Достопочтенный Пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, никогда не отмечал их дни рождения и годовщины со дня их смерти, и никогда не говорил своим последователям праздновать свой собственный день рождения в Раби-уль-Авваль.
Что не так в этих празднованиях?
Причиной для отказа от подобных празднований является то, что они отвлекают людей от истинной сути исламского учения и направляют мусульман к исполнению лишь формальных обрядов. Поначалу подобные празднования могут проводиться с величайшим благочестием и исключительно ради проявления почтения к праведному человеку. Однако опыт показывает, что в подобных празднованиях в конечном итоге появляются элементы увеселения и ликования и, как правило, их начинают путать со светскими праздниками. Постепенно в такие празднования проникают светские и, как правило, греховные действия и обряды.
Преобразование Рождества
И снова будет уместно привести пример Рождества. Христианский праздник был введен для поминовения рождения Иисуса Христа и, несомненно, напоминания о его учении. Однако, как только данное событие признали праздником, в нем начинают появляться все более светские составляющие обычных праздников. Достойна внимания следующая выдержка из энциклопедии «Британника»:
«В течение нескольких веков Рождество было исключительно церковным праздником, проводимым в виде религиозных богослужений. Но так как христианство распространилось среди людей на языческих территориях, к нему примешалось множество обычаев из зимнего солнцестояния, благодаря либеральной позиции Григория I и при участии миссионеров. Таким образом, Рождество приобрело как религиозный, так и светский оттенок в своем праздновании, стало временами благочестивым, а временами увеселительным».
В следующих абзацах «Британника» перечисляет те действия, которые были приняты в качестве обычаев празднования Рождества. Оттуда уместно будет привести следующую выдержку:
«Общенародное увлечение привело к тому, что увеселение стало частью празднования Рождества, несмотря на то, что упор был на его религиозную сторону… В специально разукрашенных огромных залах замков феодалов, чьё гостеприимство распространялось на всех их друзей, арендаторов и придворных, проходили пиршества, распевание песен, игры, танцы, маскарады, и все это, включая театр масок и пантомимы в исполнении лицедеев, было частью празднеств» (Британника. — Т.5, стр. 643. — 1953).
Этого достаточно, чтобы показать, как с виду невинный праздник почитания был превращён в светское празднество, в котором увеселение и получение удовольствия какими бы то ни было способами вышло на первый план, затмив все религиозные и духовные действия.
Полностью понимая данную сторону человеческой психологии, Ислам никогда не предписывал и не поощрял празднование дней рождения и годовщин, и в случае, когда подобные празднования рассматриваются как часть религии, они становятся полностью запрещёнными.
Завершенная религия
Во время прощального хаджа Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, были ниспосланы аяты Корана, в которых четко говорится (смысл):
«Сегодня Я завершил для вас вашу религию» (Благородный Коран, 5:3).
Это означает, что всё учение Ислама было передано мусульманам посредством Священного Корана и Сунны Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям. Никто не может добавить к нему ничего в качестве части религии. То, что не было частью религии во время жизни Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, никогда не сможет стать частью религии. Подобные дополнения определены Достопочтенным Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, как бидга.
Таким образом, соблюдение 12 раби-уль-авваля в качестве религиозного праздника не подтверждено ни одним из аятов Священного Корана и никаким из наставлений Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям. Если бы это было частью религии, то это бы было бы ясно предписано или же практиковалось Достопочтенным Пророком, салляллаху ‘алейхи уа саллям, и его благословенными сподвижниками, или, по крайней мере, их непосредственными учениками. Однако в первые века исламской истории не было ни единого примера празднования данного события. Лишь спустя множество веков [по мнению мауланы Юсуфа Людинави – в 604 г.х. Прим. Al-Balagh] некоторые цари начали отмечать двенадцатого раби-уль-авваля день рождения Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, не имея на то достоверных религиозных доводов, и стали проводиться собрания под названием мавлид (или милад) на которых рассказывалась история о рождении Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям.
Разногласия по поводу даты
Почитание 12-го числа данного месяца как дня рождения Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, — это не просто нововведение, не имеющее никакой основы в исламском учении. Даже соответствие этой даты настоящему дню рождения Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, тоже находится под большим сомнением. В различных хадисах приводятся различные даты, и большинство авторитетных учёных склонны считать, что Достопочтенный Пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, родился 9 раби-уль-авваля. Это разногласие является ещё одним доказательством того, что почитание дня рождения не является частью религии, в противном случае эта дата была бы сохранена с абсолютной точностью.
Жизнь Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, несомненно является наиболее важным источником руководства для всех мусульман, и каждый мусульманин обязан познавать и изучать события его жизни, и следовать примеру, установленному им в каждом аспекте жизни. Рассказ о его праведной биографии (Сира) сам по себе является праведным делом, навлекающим на себя божественное благословение, однако, ни Священный Коран, ни Сунна не предписывают никакого особого времени или способа для этого. Это праведное дело должно осуществляться во все месяцы и во все времена. Месяц Раби-уль-Авваль не был выделен шариатом в качестве особого месяца для проведения таких собраний с целью поминовения рождения или жизни Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям. Таким образом, ограничивать собрания по изучению Сиры исключительно месяцем Раби-уль-Авваль, а также верить в то, что собрания, проводимые в этот месяц, достойны большей награды нежели подобные собрания в иное время года — это бидга. В действительности, сподвижники Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, почитали память о жизни Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, в течение всего года и делали это не только изучая и донося его послание до других, но и следуя его образу жизни и поступая согласно его учению в каждом аспекте своей жизни — и это именно то, что требуется и ожидается от мусульман.
Однако мы ни в коем случае не подразумеваем, что собрания по изучению Сиры не должны проводиться в месяц Раби-уль-Авваль. Смысл заключается лишь в том, что они не должны ограничиваться лишь этим месяцем, и не должно быть убеждений, что шариат каким бы то ни было образом выделил важность проведения подобных собраний именно в этот месяц.
Проводя собрания, нужно также всегда помнить, что они должны быть в полном соответствии с нормами шариата. Мусульмане должны соблюдать шариат во всех своих делах. И, по крайней мере, в собраниях, проводимых в память о Достопочтенном Пророке, салляллаху ‘алейхи уа саллям, не должно быть ничего из того, что запрещёно шариатом.
Шариат и современные собрания по изучению Сиры
Как часто отмечается, в особенности в западных странах, люди проводят собрания по изучению Сиры, на которых мужчины и женщины сидят вместе, не учитывая требований хиджаба, предписанных шариатом. Очевидно, что подобные собрания противоречат учению Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям. Разве может собрание по изучению Сиры принести пользу, если в нем открыто нарушаются базовые правила шариата?
На некоторых собраниях нааты (поэмы) в память о Достопочтенном Пророке, салляллаху ‘алейхи уа саллям, декламируются женщинами перед мужской аудиторией, иногда даже с использованием музыки, что полностью противоречит предписаниям Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям. Проведение и участие в подобных собраниях однозначно запрещено шариатом, так как это не просто нарушение норм шариата, но и оскорбление святости Сиры Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям.
Все другие действия, зачастую практикуемые двенадцатого раби-уль-авваля, как например проведение шествий, сооружение имитационных гробниц Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, подсветка зданий и дорог, не предписаны никаким нормами Шариата. Напротив, такие действия основаны на осознанном или неосознанном подражании другим религиям. Никаких примеров подобных действий не было в раннеисламской эпохе.
Истинное послание Сиры
То, что по-настоящему важно в отношении Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, — это, в первую очередь, следование его учению, а во-вторых, донесение его праведной Сиры до каждого мусульманина, сохранение её в сердцах мусульман с раннего детства, обучение членов семьи с тем, чтобы они вели свою жизнь в соответствии с ней и почитали её как самый выдающийся пример человеческого поведения во всём мире за всю его историю — и всё это должно сопровождаться самой большой любовью и почтением, которые выражаются не какими-то формальными обрядами, а посредством настоящего следования Сунне. Это не может быть достигнуто посредством каких-то формальных процессий или освещения стен. Это требует постоянных и последовательных усилий и целенаправленной программы обучения и подготовки.
Муфтий Мухаммад Таки Усмани
Аль-Балаг (Перевод Аскимам.ру)
А у нас отмечают день рождения пророка мир ему и благословение Аллаха и на это есть фатва больших шафиитских алимов.