В последние годы как никогда распространились среди мусульман взгляды противников современной медицины во всем их многообразии. Начиная от борцов с прививками, заканчивая проповедниками радикальной натуропатии. В результате люди стали отказываться от доступного лечения, а также от профилактических лечебных мероприятий.
Если человек отказывается лечиться доступными в наше время средствами или отказывается принимать меры для того, чтобы не получить осложнений в здоровье — это его выбор. Только вопрос на этом закрывается не всегда, и в процессе защиты своих взглядов или призыва к ним дело может доходить до трактовки Исламских убеждений в угоду личным взглядам на медицину. Это выражается в обвинении других мусульман в слабости их веры, в отсутствии веры в предопределение и слабости или отсутствии у них упования (тауаккуль) на Аллаха. Будто забота о доступных причинах безопасности и благополучия противоречит чему-либо из упомянутого.
В связи с этим будет уместным объяснение большого ханафитского ученого прошлого — имама аль-Айни, который по великой Мудрости Всевышнего рассмотрел вопрос об уповании как раз в связи с темой об использовании для лечения доступных медицинских средств.
Пишет имам Бадруддин аль-Айни аль-Ханафи (ум. 855 г.х.): «Не говорится: «Лечение противоречит упованию, а нам велено быть уповающими (на Аллаха)», — потому что мы говорим: веление уповать следует понимать как (упование вместе) с принятием соответствующих мер. Всевышний и Пречистый Аллах сказал [передавая слова Исы или Джибриля, обращенные к Марьям]: «Потряси на себя ствол пальмы» [Марьям, 25], — тогда как Всевышний и Пречистый Аллах способен наделить ее (плодами пальмы) и без этого.
И такое понимание выразил в стихах повелитель правоверных Али ибн Аби Талиб, ؓ. Он сказал:
«На Милостивого надейся и действуй, старайся во благо.
Я видел, как люди (из веры) гордятся бездействием.
Но разве не видишь, что Господом сказано Марьям:
«Тряси на себя пальмы ствол, падут финики следствием».
А если бы Он пожелал, то само бы нагнулось то дерево.
Без тряски с ее стороны. Да всему (в этом мире) причина.
Есть Милостивый, на Него уповай в каждом деле.
И не оставляй труд, старанья верши, не взирая на их величины»».
См. «аль-Биная» 12/271.
الإمام بدر الدين العيني: هل التداوي ينافي التوكل؟
قال الإمام بدر الدين العيني الحنفي (ت. 855 هـ): «لا يقال: إن التداوي ينافي التوكل، ونحن أمرنا بالتوكل، لأنا نقول الأمر بالتوكل محمول على اكتساب الأسباب. قال الله سبحانه وتعالى: {وَهُزِّي إِلَيْكِ بِجِذْعِ النَّخْلَةِ} [مريم: 25] والله سبحانه وتعالى يقدر على أن يرزقها من غير هذا، وإلى هذا المعنى أشار أمير المؤمنين علي بن أبي طالب — رَضِيَ اللَّهُ تَعَالَى عَنْهُ — بقوله شعر:
توكل على الرحمن ثم اطلب الغنى … فإني رأيت الفخر في ترك الطلب
ألم تر أن الله قال لمريم … وهزي إليك الجذع تساقط الرطب
ولو شاء مال الجذع من غير هزها … إليها ولكن الأمور لها سبب
توكل على الرحمن في كل حاجة … ولا تتركن الجهد في كثرة التعب».
انظر: «البناية» 12/ 271.