Автор: Муфтий Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари
Источник: daruliftaa.com
Допустимо ли в Шариате для мусульманки, достигшей половой зрелости, проходить процедуру удаления волос с тела на длительный срок (за исключением головы и бровей), чтобы выглядеть более красивой и привлекательной в глазах мужа (учитывая, что её намерение состоит в том, чтобы ему понравиться, и муж одобряет её идею)?
Ответ:
С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том.
Человек был создан с естественным желанием приукрашивать и украшать себя. Этот инстинкт присущ только людям, поскольку все другие создания Аллаха лишены его.
Ислам также признает этот инстинкт и не призывает к его полному устранению. Однако религия накладывает на него определенные разумные ограничения.
Ислам также признал желание мужей видеть своих женщин красивыми и приукрашенными, поэтому женам было разрешено носить на руках и ногах различные драгоценности. Также поощряется нанесение женщинами хны на руки и ноги, а использование благовоний считается богоугодным деянием.
С другой стороны, Ислам запретил те (так называемые) средства украшения, которые изменяют облик человека. Искажение тела было объявлено недозволенным (харам).
Всемогущий Аллах упоминает в суре «Ан-Ниса» слова шайтана, когда он говорит:
«Я введу их в заблуждение и прикажу им обрезать уши у скотины и искажать творение Аллаха» 1.
Кроме того, женщинам было дано разрешение на украшение себя и использование благовоний только при условии, что это не делается перед чужими мужчинами.
Удаление волос с тела является одним из средств украшения, которое могут использовать женщины, чтобы понравиться мужу. При удалении волос не происходит никакого искажения тела, поэтому это полностью допустимо и, скорее, даже желательно при наличии намерения понравиться мужу.
В классическом ханафитском фикхе мне не удалось найти специальное положение, разрешающее женщинам удалять волосы с тела. Однако факихи упоминают, что для мужчины допустимо удалять волосы с груди и спины, хотя это и противоречит адабу 2.
Поэтому для женщины нет ничего дурного в удалении волос с тела; более того, она будет вознаграждена, если её намерение состоит в том, чтобы понравиться мужу.
Удаление волос может быть выполнено с помощью различных доступных средств, таких, как бритва, крем, порошок, воск или любых других, поскольку главная цель состоит в том, чтобы удалить волосы, и не имеет значения, какие средства при этом используются. В «Аль-Фатава аль-Хиндийя» было упомянуто использование извести, таким образом, это указывает на допустимость использования крема. Также, по-видимому, не является помехой удаление волос на длительный срок, поскольку цель состоит в том, чтобы устранить нежелательные волосы, будь то временно или надолго.
Однако это разрешение ограничивается двумя условиями:
1) Не должно быть никакого потенциального вреда телу, поскольку причинение вреда самому себе не дозволено. Всевышний Аллах говорит:
«И не ввергайте себя собственными руками в гибель» 3.
2) Части тела, которые считаются ауратом, не должны быть обнажены даже перед женщиной-мусульманкой. Аурат женщины перед другими женщинами-мусульманками – такой же, как аурат мужчин друг перед другом, – от пупка до колен включительно 4.
Таким образом, будет недозволительно ни для кого, кроме вас самих или вашего мужа, выполнять процедуру удаления волос с той части тела, которая находится между пупком и коленями. Не дозволено обнажать аурат, кроме как в случаях чрезвычайной необходимости, таких, как лечение, когда нет никакой другой альтернативы.
Подытожим: нет ничего дурного в удалении волос с тела на длительный срок. Однако это в случае, когда отсутствует очевидный вред телу и аурат от пупка до колен (включительно) не выставляется напоказ ни перед кем, помимо мужа.
А Аллах знает лучше.
1.
Сура «Ан-Ниса», 119.
2.
«Аль-Фатава аль-Хиндийя», 5/357.
3.
Сура «Аль-Бакара», 195.
4.
«Хидайя», 4/461 и «Радд аль-Мухтар», 6/371.