Автор: Муфтий Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари

Источник: daruliftaa.com

Вопрос:

Дозволено ли женщине петь нашиды перед мужчинами, которые не относятся к категории махрам? Можно ли женщине записать альбом с нашидами в своём исполнении?

Ответ:

Всевышний Аллах создал голос женщины чарующим и привлекательным для мужчины, голос женщины способен соблазнить мужчину, вызвать у него сексуальное желание и пробудить в нём страсть.

Это никак нельзя отрицать. Даже психологи подтверждают данный факт. Многие психологи особо подчёркивают, что голос играет огромную роль в пробуждении сексуальных желаний.

Вот почему Всевышний Аллах запретил жёнам Пророка , в частности, и всем мусульманкам, в общем, разговаривать с мужчинами, которые не являются для них махрам, мягким ласковым голосом.

Всевышний Аллах говорит:
«О жёны пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина в отношении чести и достоинства. Если вы богобоязненны, то не будьте мягки и ласковы в своих речах с другими, чтобы не возжелал вас тот, чьё сердце порочно. Говорите с другими обычные серьёзные слова»1.

 

Этот аят учит тому, что мужчины и женщины не должны разговаривать друг с другом без необходимости, а если разговор необходим, то его содержание и манера общения во время него должны соответствовать нормам приличия и не заключать в себе ничего, что может привести к греху.

Имам Абу Абдулла аль-Куртуби, да будет милостив к нему Аллах, в своём знаменитом толковании Корана «Аль-Джами ли ахкям аль-Кур’ан» говорит:

«Во времена невежества (джахилия) арабские женщины имели обыкновение разговаривать с мужчинами ласковым соблазнительным тоном. Это было запрещено аятом Корана».

От некоторых жён Пророка передаётся, что, когда был ниспослан вышеупомянутый аят, они складывали ладони в области рта, когда нужно было сказать что-то мужчине из не-махрамов. Делали они это для того, чтобы не допустить малейшей мягкости или соблазнительности в голосе2.

Великий учёный ханафитского мазхаба имам Абу Бакр аль-Джассас в своей работе «Ахкям аль-Кур’ан»3:

«Этот аят (вышеупомянутый) доказывает, что женщине запрещено повышать голос в присутствии мужчин, которые не приходятся ей махрамами, потому что это может стать причиной фитны. Вот почему наши (ханафитские) учёные сказали, что возвещать азан для женщины — макрух (порицаемо), ведь для этого она должна будет повысить голос, что запрещено»4.

 

Далее он говорит:

«Аллах запретил женщинам стучать ногами об пол. Он сказал:

«…Потребуй от них также (о пророк!) не делать того, что может привлечь внимание мужчин к скрытым под одеждой украшениям, например, когда бьют ногой об пол, чтобы звук браслетов на ногах, скрытых под одеждой, был слышен…»5.

Если женщинам запрещено делать так, чтобы мужчины, не являющиеся для них махрамами, слышали звук от их обуви, тогда запрет повышать голос будет ещё сильнее»6.

Алляма Муртаза аз-Забиди, великий ханафитский факих, суфий и знаток грамматики говорит в книге «Итхаф ас-Садат аль-Муттакин»7:

«Есть группа учёных, которые сказали о разнице между пением мужчин и женщин. Они сказали, что слушать пение женщины, которая не относится к категории махрам, является харамом, а по поводу пения женщины из числа махрам есть разногласие. Кадий Абу Таййиб ат-Табари сказал: «Если певица — женщина, не относящаяся к категории махрам, то слушать её пение запрещено. При этом не имеет значения, в хиджабе эта женщина или без него»8.

Из сказанного выше ясно, что мужчина должен стараться не слушать женский голос без необходимости. Если есть необходимость в разговоре с женщиной, то делать это можно только в описанной выше манере.
Является ли голос женщины ауратом?

 

Согласно самому сильному мнению в ханафитском мазхабе, голос женщины не является частью аурата. Тем не менее, если есть вероятность возникновения фитны, женщина должна стараться не повышать голос при посторонних мужчинах, а мужчина должен избегать того, чтобы слушать женские голоса.

Один из великих ханафитских учёных Ибн Хумам, да будет милостив к нему Аллах, в своей книге «Фатх аль-Кадир», цитируя «Ан-Навазиль», пишет:

«Мелодичная речь женщины и её пение будут считаться ауратом. Вот почему женщине лучше обучаться Корану у учителя женского пола, чем у слепого мужчины: её чтение нараспев будет ауратом. Пророк сказал: «Произнесение тасбиха — это для мужчин, а хлопок в ладоши — для женщин» (имеется в виду, что, если имам сделал ошибку в молитве, мужчины должны привлечь внимание имама словами «СубханАллах», а женщине следует хлопнуть в ладоши)9.

Имам Ибн Абидин, цитируя то же самое из «Ан-Навазиль», говорит в «Радд аль-Мухтар»:

«Женщине дозволено разговоривать с мужчиной, не являющимся ей махрамом, в случае необходимости (и наоборот). Но если она будет растягивать слова и говорить мягко и нараспев, это запрещено»10.

Что касается современных учёных, то доктор Вахба Зухайли из Дамаска в своей знаменитой книге «Аль-Фикх аль-Ислами ва Адиллятуху» говорит:

«Запрещено (харам) слушать голос женщины, если он звучит нараспев или подобно музыке, даже если это чтение Корана»11.

Приведённые выше цитаты указывают на то, что голос женщины не является ауратом. Тем не менее, женщине запрещено повышать голос на манер мелодии, а мужчинам запрещено слушать женское пение. Если женщина поёт или говорит нараспев, её голос становится частью аурата.
Таким образом, становится очевидно, что мужчине следует избегать прослушивания нашидов, которые поют женщины, не являющиеся для них махрам. Женщинам, соответственно, нельзя петь перед мужчинами не-махрамами, при этом не имеет значения, будет это пение в присутствии мужчин или голос в записи.

 

А Аллах знает лучше.
1.
Сура «Аль-Азхаб», аят 32.
2.
Хадис приводит имам ад-Даракутни в книге «Ас-Сунан» с достоверной цепочкой передатчиков.
3.
Прекрасная работа, посвящённая аятам Корана, в которых содержатся положения фикха.
4.
Ахкям аль-Кур’ан, 5/229.
5.
Сура «Ан-Нур», аят 31.
6.
Там же.
7.
Комментарий к «Ихья» имама аль-Газали.
8.
Итхаф ас-Садат аль-Муттакин, том 6, с. 501.
9.
Фатх аль-Кадир, 1/260.
10.
Радд аль-Мухтар, 1/406.
11.
Аль-Фикх аль-Ислами ва Адиллятуху, 1/755