О важности многожёнства.
Последней темой в этой статье мы пробуем разобрать раздел Ислама, связанный с многожёнством. Хочу сразу сказать, что многие люди, опять же, не имеющих, ни какого представления об Исламе, слыша это слово, представляют что-то мерзкое, низкое, пошлое, противоестественное и порицаем. Тогда как множество любовниц и «подружек» является делом вполне обычным и одобряемым. Такое искажённое понимание вытекает из личного представления об этом вопросе данной личности. Т.е. что находится в сознание человека в его понимании, то и это понимание он и будет выносить на те или иные события. Проще говоря, каждый человек понимает это по-своему в силу своих ограниченных возможностей. Это можно сравнить с тестом, когда человеку показывают чернильное пятно, и он видит в нём то, что он хочет видеть. И если человек погряз в разврате, в страстном увлечение к противоположному полу, в этих грехах порочности и прелюбодеяния, то такие же мысли он и будет выносить в суждение того или иного вопроса. Ибо разум такого человек находиться в плену его страстей и стремлению к запретному. В наше время люди просто утопают в этом болоте порочности. Поэтому, говоря о многоженстве, у таких людей возникает извращенное, богопротивное представление. А это является следствием того, что разум этого человека погряз в грехах и разврате, поэтому и выносит такие суждения согласно своему извращенному представлению. Либо опять таки по причине отсутствия знаний, однако, незнание и невежество идут рука под руку.
Но Ислам нам даёт совершенно другое понимание этого вопроса и раскрывает его в совершенно в другом свете.
Что касается предписаний о полигамном браке с точки зрения Ислама, то, прежде всего, следует отметить тот факт, что полигамия была придумана не Исламом. Ислам лишь исправил и реформировал существующий порядок, установив определенное ограничение в количестве браков. До Ислама какого-либо ограничения в количестве браков не было. Ислам же установил как железное правило то, что количество браков одновременно может доходить до 4-ех, не больше. И ещё. Ислам сообщил, что если мужчина опасается несоблюдения справедливости в браке, то предпочтительнее сочетание браком только с одной женщиной.
Во-вторых, женитьба на 4-ех женщинах – это не приказ, не повеление, а лишь разрешение, дозволенное при некоторых ситуациях. Это могут быть такие ситуации, как война, болезнь, увечье, долгие разлуки, покровительство женщин, чтобы не остались без опёки со стороны мужчин. Если мужчина женат на женщине, не способной к деторождению, или же не может стать матерью из-за своего физико-биологического состояния, то он, не разводясь с ней, может жениться ещё на одной женщине. Однако даже когда семьи увеличиваются в силу необходимости, всё же количество браков должно ограничиваться четырьмя. Таким образом, снижается до минимума моральные и материальные потери, могущие возникнуть при распаде семьи. Поистине, в странах, в которых была война, может возникнуть необходимость в поощрении полигамных браков в целях предупреждения проституции и увеличения населения. Примеры такие наблюдались в прошлом, также они могут возникнуть и в будущем. В Исламе, опирающимся на основы, дарующие счастья и благополучие человечеству, есть разрешение на возможность введения в жизнь предписаний в случае появления временных обстоятельств. Это правило, облегчающее жизнь и обеспечивающее её естественное течение, имеет силу в любой сфере, а не только в вопросах, связанных с бракосочетанием. Так вот, именно это качество свидетельствует о том, что Ислам обладает свойствами удовлетворять все жизненные потребности, всегда и везде. На мужчине, имеющим несколько жён (максимальное их количество должно быть четыре) лежит ответственность по обеспечению справедливости. В противном случае его ожидает гнев Аллаhа.
В Суре «Ан-Ниса», Аят 3, Всевышний нам сообщает о том, что тот, кто собирается жениться на нескольких жёнах и не сможет быть к ним одинаково справедливым и не сможет их обеспечивать, то ему лучше жениться на одной.
Так же в Суре «Ан-Ниса», Аят 129, Всевышний говорит, что муж не должен оставлять, забывать или плохо относиться к одной жене, забываю другую. Также Аллаh нам сообщает, что муж не сумеет одинаково относиться ко всем женам, даже если будет очень желать этот. Это говорит о том, что это очень большая ответственность. Содержать, обеспечивать и быть справедливым и добрым ко всем жёнам очень нелегко. Не каждый сможет это вынести, это очень большая ответственность.
Наш Досточтимый Пророк Мухаммад (Да благословит Его Аллаh и приветствует) в одном из своих хадисов изволил сказать так: «Если мужчина женат на двух женщинах, но не соблюдает принципа справедливости по отношению к ним, то в Судный День он будет воскрешён из мёртвых, частично (на одну сторону) парализованным». (Ибн Маджа «Никях», 47).
Не поленюсь и ещё раз напишу! «Если мужчина женат на двух женщинах, но не будет соблюдать принципа справедливости по отношению к ним, то в Судный День он будет воскрешён из мёртвых, частично (на одну сторону) парализованным».
Это очень важно понять. Что в таком страшном, изуродованном виде предстанет человек, если не будет справедлив к своим жёнам. Настолько это важно и ответственность за это колоссальна. И стоит миллион раз подумать, прежде чем принимать подобное решение. Однако наряду с тем, что мужчина имеет право иметь несколько жён, женщина может ограничить это его право при помощи своего условия, выдвигаемое её в момент бракосочетания. Это право, данное женщине.
Если подойти к этой проблеме с простой логикой (а для кого-то и не с простой), не принимая в расчёт Божественную цель, и допустить мысль о том, что и женщина может иметь несколько мужей, это ни в коем случае не будет правильным. Ибо в таком случае будет непонятным происхождение ребёнка, который появился на свет, будет непонятно, кому он принадлежит. Поэтому такой брак будет называться распутным, не разрешен ни одной религией и даже светской правовой системой. К тому же Ислам, в связи с деликатностью в установлении родства, в случае развода устанавливает для нового брака ограничение в виде минимально периода времени. А эта истина, не принимается во внимание действующими ныне законами, является одним из доказательств того, что Исламское право, правильно оценив проблему человека, увязывает ей с положение закона.
Если учитывать все эти условия и помнить о них, то можно понять и осознать всю мудрость полигамного брака в Исламе. Этот вид брака разрешил, предусмотрев всякого рода ситуации, могущие возникнуть в жизни человека в разные периоды времени. Ислам – это, поистине, религия не только здоровых и крепких людей, но и религия пожилых и беспомощных людей. Эта религия предусматривает проявление заботы о людях не только в периоды спокойствия и мира, но и когда они находятся в экстремальных ситуациях в тяжёлые времена. Это религия не только мужчин, но и женщин, защищающая все их права, которые следует соблюдать. Это единственная религия, охраняющая честь и достоинство человека, религия, не закрывающая глаза на распад семьи без уважительной на то причины, религия, заботящая как об индивидууме, так и об обществе в целом, религия, не допускающая того, чтобы дети прозябали в нищете и несчастье.
Также говоря о мудрости предписания многожёнства, необходимо упомянуть о том, что миллионы незамужних женщин в западном мире ведут, тем не менее, половую жизнь, и более 70% мужей изменяют своим женам, не говоря ужё о том, что увеличивается число однополых связей и вступления в половые отношения близких родственников. В добавление к этому, чрезвычайно велика численность незаконнорожденных детей.
Поистине, тому, что Всевышний Аллаh узаконил многожёнство, есть мудрое обоснование, и это предписание имеет благородные цели. Оно позволяет людям очиститься от пороков и уберечь себя от заразных болезней. Дозволяя многожёнство, Всевышний знал, что оно необходимо людям. Ведь численность мужчин может быть меньше численности женщин по многим причинам, главной из которых является война. А это даёт толчок распространению безнравственности и разврата, что ведёт в свою очередь к нравственному разложению, разрушительному падению нравов и губительным заболеваниям. К тому же случается, что женщина страдает хронической болезнью, мешающей ей исполнить супружеские обязанности, и если муж даст ей развод, её некому будет содержать и это будет притеснением и ущемлением прав. Это просо несправедливо – оставлять её не разведённой, да ещё в таком положении, когда она и так страдает. Напротив муж всячески должен поддерживать её. В этом случае идеальным выходом может стать женитьба на второй, чтобы мужчине не остаться без потомства и чтобы неудовлетворенная страсть не толкнула его на поиск любовниц и женщин лёгкого поведения. Ещё одна причина – то, что мужчина обязан воздерживаться от половой связи со своей женой в последние недели беременности и в долгий период послеродового кровотечения. Есть мужчины, которые не в силах терпеть столь длительное время. Также и бесплодие жены, если муж хочет иметь потомство или желание мужчины иметь много детей или достижение женщиной преклонного возраста, тогда как муж её ещё полон сил и энергии – решение в данном случае может стать только многожёнство.
Исторические Сведения.
Многие религии и народы Запада и Востока практиковали многожёнство. Иудеи и христиане не отвергают содержащееся в Ветхом Завете утверждение о том, что многожёнство было дозволенным в Законе, данном Моисею (Муса) (Мир этому великому Пророку Аллаhа), а также упоминание о том, что у Пророков Всевышнего Давида (Дауд) и Соломона (Сулейман) (Мир Им) было много жён, и приблизительно до 1750 года многожёнство было распространенным явлением среди христиан. Евангелие не запрещало его, но оно было запрещено церковными постановлениями в более позднее время. Император Луи Шестой (885-912), например, имел три жены одновременно, а Мартин Лютер (1483-1546) объявил о том, что он является сторонником многожёнства, и что Иисус (‘Иса) (Мир Ему) не запрещал его. У Шарлемана было две жены, и Филипп Августин и Фридрих Вильгельм Второй прусский тоже имел по две жены с согласия лютеранских священников.
Если христиане не желают воспользоваться дозволенным их религией многожёнством, это никак не меняет суть их канонов. Только в Исламе количество жён ограничено четырьмя.
Например, событие, имевшем место в Бонне, в Германии в 1949 году. Жители города обратились к властям с требованием о том, чтобы в немецкую конституцию включили статью, разрешавшую многожёнство, по причине того, что после войны женщин стало намного больше чем мужчин.
«В противоположность тому, что двоеженство считается преступным и даже греховным действием, в действительности, женитьба на одной женщине единожды и на всю жизнь – очень редкое явление. Такой непреклонный идеал и такая жёсткая точка зрения, наверное, нигде не могут быть найдены, кроме как в новой западной культуре. Даже христианская доктрина ни в коем случае не предписывает единственную женитьбу…» (Британская энциклопедия, Брак, раздел «Полигамия»).
«Мы не имеем право говорить, что идея единобрачия современного западного мира опирается на христианство… Христианство открыто не запрещает многоженство, кроме, как только в отношении священнослужителей (1 Тимофей, III, 2 и 12). Но ни один из церковных соборов первых столетий христианства не запрещал многожёнство. Короли тех стран, где в дохристианский период было принято многоженство, не запретил этого и потом. В середине 6 столетия у Ирландского короля Диармейта было две королевы и бве метрессы (Д’Арбус де Жубенвилл, IV, 292), Многожёнство практиковалось и королями династии Меровингов. У Чарлемагна (Шарльмана) было две королевы и большое количество метресс и один из его законов свидетельствует, что многожёнство не было чуждым священникам (Thierry, Narrative of the Merovingian Era, s. 17 и продолжение; Hellwald, Die menschliche Familie, s. 558, n. 1; Hallam, Europe during the Middle Ages, I, 420, n.2). Позже Филипп де Гесс и Фредерик-Гуиллаум де Прус женились каждый на двух жёнах по разрешению лютеранских священников (Friedberg, Lehrbuch des kath. U. evang. Kirchenrecht, 436, n.2, § 143). Наличие двух королев у первого из них одобрил лично Лютер, и Мелантон сделал то же самое (Костлин, Мартин Лютер, II, 475 и продолжение). Неоднократно Лютер одобрительно отзывался о многоженстве: «Многожёнство не запрещено Богом… Многожёнство, конечно же, предпочтительнее развода…» (Там же, I, 347; II, 963 и продолжение). В 1650 году, спустя немного времени после Вестфальского мира, Криегстаг Фаркони поставил на голосование постановление, так как в результате 30 летней войны население сильно сократилось, каждый мужчина имеет право жениться на двух женщинах, и оно было принято (Хельвальд, с. 559 и продолжение). Некоторые христианские школы горячо отстаивали право на многожёнство. В 1531 году анабаптисты в Монстере открыто защищали эту позицию и при этом добавляли, что у настоящего христианина должно быть несколько жён (Там же, 558 n. 1). А мормоны, как известно, рассматривают полигамную семью как божественное повеление (Вестермарк, III, 50-51).
В послании немецкого принца Филиппа де Гесса религиозному богослову Мартину Буджеру содержится указание на мнение высших религиозных авторитетов Мартина Лютера и Филиппа Мелантона по этому вопросу: «§ 10. Знаю, что Лютер и Мелантон рекомендует королю Великобритании не расторгать брак, а жениться второй раз ещё на одной женщине (J.B. Bossuet, Historie des variations des eglises protestantes, Книга IV, с 1537 до 1546\ Сборник всех произведений Бюссета, новое издание, Бар-Ле-Дюк, 1877, том III, с. 233-250. кроме того, с. 244). Ещё см. F. Vigouroux de la Bidle, Paris 1912, Polygamie (раздел, посвящённый многоженству), т. IV, 513».
А вот, дорогой читатель, цитаты учёных по поводу многоженства, чтобы окончательно развеять сомнения. Что может быть более аргументирующим для не мусульманина, как слова самих же учёных — не мусульман из Европейской среды?!
Слова великих мыслителей и беспристрастных людей о преимуществе многожёнства.
Немецкий философ Шопенгауэр говорит: «А может, настало время вернуться к многожёнству, которое является истинным благом для всех женщин?». Он также сказал: «Если мы посмотрим на истоки вещей и факты, мы не обнаружим не каких причин, мешающих мужчине жениться на второй, если его жена страдает хронической болезнью или бесплодием или состарилась». Он также говорит: «Куда нам ограничиться одной женщиной! Нет, мы не можем отрицать, что в некоторые дни нашей жизни или даже в большую их часть все мы или большинство из нас берём себе много женщин».
Французский историк Гюстав Любон говорит: «Поистине, многожёнство в таком виде, как оно имеет место в Исламе, относится к наилучшим системам, больше других способны возвысить нравы общества, которое прибегает к нему и придерживается его. И в результате чего мусульманская женщина счастливее и она более почитаема и достойна уважения мужчин, чем её западная сестра». Он также сказал: «Я не знаю, на чём основано утверждение европейцев о несостоятельности этой системы – многожёнства – по сравнению моногамией европейцев, запятнанной ложью и лицемерием, в то время как я вижу множество причин для того, чтобы предпочесть многожёнство любой иной системе».
Говорит Уэстер Марк: «Поистине, с вопросом о многожёнстве не покончено после запрета его западным законодательством, и может статься, что взгляд на него будет меняться по мере того, как положение общество в том, что связано с семьёй, будет усложняться всё больше и больше».
Лейбон считает, что европейские законы в будущем разрешат многожёнство.
А вот вам, дорогой читатель, свидетельство одной из выдающихся западных женщин, Анни Бисант: «Если мы взвесим вещи на точных весах справедливости мы увидим, что многожёнство в Исламе сохраняет и оберегает, что перевешивает западный разврат, который позволяет мужчине брать женщину для единственной цели – удовлетворение своей похоти, а потом выбрасывает её на улицу, после того как он насытится ею».
Используемая литература:
1. Основы Исламских знаний; Сейфеддин Языджы.
2. Ислам; Профессор Мухаммад Хамидуллах.
3. Это и есть Ислам; Мухаммад Али Абуши.
4. Почему я ношу Хиджаб; Наталья Бахадори, Камила бинт Расул.
Пояснения о пользе многожёнства для мусульманского общества исходя из 14-ого аята 64-ой суры Корана говорящей «О те, которые уверовали! Воистину, среди ваших жен и ваших детей есть враги вам…»: при увеличении числа жён (и детей тоже) от одного до четырёх враждебность внутрисемейная против главы семьи снижаясь от 100 %-ов к 25%-ам становится терпимой для него. Не только у мужа, но и у их жён не возникает причин для развода – жёны задействованные в положительно характерной конкуренции на право большего угождения мужу разряжают его от внесемейных проблем, а не добавляют ещё и внутрисемейные.