«Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали.» (Коран, 32:16-17)
Одним из 13-ти признаков рабов Аллаха (Ибадур-Рахман) является то, что они «…проводят ночи, падая ниц и стоя перед своим Господом (т.е. в тахаджуд-намазе).» (Коран, 25:64)
Выполнение нафль-намаза (тахаджуд) поздней ночью было постоянной практикой Посланника Аллаха (صلى الله عليه و سلم). Госпожа Аиша (رضى الله عنها) говорила: «Не оставляйте ночной намаз, ведь поистине, Посланник Аллаха (صلى الله عليه و سلم) никогда не оставлял тахаджуд-намаз. В случае болезни или слабости он совершал тахаджуд сидя.» (Сунан Аби Давуд, хадис №1301; Сахих ибн Хузайма, хадис №1137)
Тахаджуд также был неотъемлемой частью жизни сподвижников (رضوان الله تعالى عليهم اجمعين ), которые были отважными воинами днем и искренне молящимися ночью.
Посланник Аллаха (صلى الله عليه و سلم) побуждал умму совершать тахаджуд. Факихи установили, что тахаджуд — самый значимый из всех нафль-намазов. (Тахтави, стр.393)
Господин Абу Умама (رضي الله عنه) передал следующие слова Посланника Аллаха (صلى الله عليه و سلم) :
«Помните о ночном намазе (тахаджуд), ведь поистине:
1) он практиковался праведниками, жившими до вас,
2) это способ достижения близости к вашему Господу,
3) он является искуплением грехов,
4) он служит защитой от непослушания.»
(Сунан ат-Тирмизи, хадис №3549, Сахих ибн Хузайма, хадис №1135)
В других хадисах Посланник Аллаха (صلى الله عليه و سلم) описал тахаджуд как:
5) лучший из всех намазов после обязательных,
6) честь для истинно верующего,
7) причину чрезвычайного довольства Аллаха,
8) способ для легкого попадания в рай,
9) защиту от болезней.
(ат-Таргиб, том 1, стр. 423-435)
Алимы говорили, что одним из многих достоинств тахаджуд-намаза является то, что он озаряет нуром (божественным светом) лицо того, кто совершает его, и защищает его от ужасов Судного Дня. Мать пророка Сулеймана (عليه السلام) советовала своему сыну: «О, сын мой! Не трать много времени на ночной сон, ведь он является причиной бедности человека в Судный День.» (Сунан ибн Маджа, хадис №1332)
Лучшим временем для совершения тахаджуд-намаза является вторая половина ночи (до утренней зари). В течение последней трети ночи Всемогущий Аллах принимает дуа и возвещает: «Кто станет просить меня (о чем-нибудь), чтобы Я даровал ему это? Кто станет молить меня о прощении, чтобы Я простил его?»(Сахих аль-Бухари, хадис №1145)
Комментируя благоприятность этой части ночи, хафиз ибн Раджаб аль-Ханбали (р.а.) говорил: «Это лучшее время для намаза, в это время раб ближе всего к Аллаху, врата небес открыты, а дуа принимаются Всевышним Аллахом». (Латаифуль Магариф, стр. 56)
Имам Ахмад ибн Харб (р.а.) сказал: «Удивляет состояние того, кто, зная, что над ним украшают рай, а под ним разжигают ад, продолжает спать между ними.» (аль-Матджарур рабих, стр. 130)
Тем не менее, если кто-то не в состоянии проснуться в эту часть ночи, он может совершить ночной намаз (тахаджуд) в любое время после иша-намаза. Посланник Аллаха (صلى الله عليه و سلم) сказал: «Все, что совершается после иша, считается ночным (т. е. будет считаться тахаджудом)» (ат-Таргиб, том 1, стр. 430; Шами, том 2, стр. 24)
К тому же, некоторые сахабы (رضي الله عنهم) совершали тахаджуд перед сном. (Ибн Аби Шайба, хадис №6679). При этом следует помнить, что совершать витр-намаз последним, т.е. после тахаджуд-намаза, — мустахаб. (Сахих аль-Бухари, хадис №998; Шами, том 1, стр. 369)
Но в месяц Рамадан витр необходимо совершить с джамаатом, даже если собираетесь совершить тахаджуд позже. (Маракиль Фалях, стр. 386)
Тот, кто не уверен в том, что проснется ночью, должен совершить витр перед сном. При этом, если он проснулся ночью, он может совершить тахаджуд, но витр повторять не надо (Шами, том 1, стр. 369). Можно совершать до 12-ти ракаатов тахаджуда. (Миркат, том 3, стр. 238)
Наступление Рамадана предоставляет идеальную возможность для того, чтобы эта выдающаяся сунна нашего любимого наставника (صلى الله عليه و سلم) прочно вошла в нашу жизнь.
Источник: askimam.ru
МОЛИТВА ТАХАДЖЖУД: ЕЕ ОПИСАНИЕ И ДОСТОИНСТВА
ВОПРОС: Не могли бы вы пояснить некоторые детали относительно молитвы тахаджжуд? Каковы ее достоинства? Как ее следует выполнять?
ОТВЕТ:
Всевышний Аллах сказал:
«Выполняй обряд молитвы с того момента, когда солнце начинает склоняться с середины неба к западу, и продолжай до наступления темноты. Проснись ночью и встань на молитву по доброй воле своей в дополнение к пяти обязательным, прося Аллаха дать тебе достойное и славное место в другой жизни»1.
Он также сказал:
«Те, которые оставляют свои ложа, чтобы поклоняться Аллаху»2.
Всемогущий также сказал:
«Они спали только малую часть ночи, большую же её часть они посвящали поклонению Аллаху»3.
Хадисы о ночной молитве
Абу Хурайра сообщает, что Посланник Аллаха сказал: «Лучшая молитва после обязательных молитв — это ночная молитва» (Муслим).
Абу Хурайра сообщает, что Посланника Аллаха спросили: «Какая молитва является самой добродетельной после обязательных молитв?» Он ответил: «Молитва глубокой ночью» (Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, Насаи, Ибн Маджа).
Абдуллах ибн Салям сообщает, что Посланник Аллаха сказал: «О люди! Распространяйте мир, кормите других, поддерживайте семейные связи и обращайтесь ко Всевышнему ночью, когда остальные (люди) будут спать, и вы войдете в Рай безопасно» (Тирмизи, Хаким).
Абу Умама аль-Бахили передает, что Посланник Аллаха сказал: «Придерживайтесь ночной молитвы, потому что это путь праведности для вас, путь приближения к вашему Господу, искупления неправильных поступков и щит от греха» (Тирмизи и другие). В других передачах есть дополнение: «…и она ограждает тело от болезней».
Ибн Масуд сказал: «Преимущества ночной молитвы перед дневной подобны преимуществам тайной милостыни перед явной» (Табарани).
Ученые объясняют, что эти хадисы относятся к добровольным молитвам.
Определение ночной молитвы и тахаджжуда
Ночная молитва — это любая молитва, совершаемая после времени молитвы Иша. Время для совершения ночной (тахаджжуд) молитвы оканчивается с окончанием времени Иша и временем наступления намаза Фаджр. Поэтому любые добровольные молитвы, совершаемые после наступления времени намаза Фаджр не считаются ночными молитвами (тахаджжуд).
Имам Саффарини, ханбалитский факих и суфий, объясняет в своем «Шарх Мандумат аль-Адаб»:
«Ночные молитвы превосходят дневные, поскольку они совершаются скрыто — и поэтому они более искренние. Праведные предшественники (саляфы) очень старались скрывать свои тайные поступки (имеются в виду поступки, совершаемые между ними и Аллахом). Хасан аль-Басри сказал: «Обычно бывало, если у человека были гости, которые оставались у него, то он молился ночью так, чтобы гости не знали (об этом)».
И потому еще ночные молитвы превосходнее, что ночная молитва тяжелее для низкой сущности человеческого нафса. Ведь ночь — это время отдыха от дневных забот, так что отказываться от сна, несмотря на то, что нафс хочет спать, — это великая битва (муджахада). Некоторые сказали: «Лучшая работа — это та, которую ты заставляешь выполнять свой нафс».И это еще потому, что чтение Корана ночной молитве более сосредоточено, потому что те вещи, которые занимают сердце днем, в большинстве своем ночью отсутствуют, так что сердце человека не отвлекается и вместе с языком занято поминанием.
Ведь Всевышний Аллах сказал: «Поистине, поклонение Аллаху в ночные часы прочнее в сердце, отчётливее в словах, правильнее и сосредоточеннее в чтении, чем поклонение в дневные часы. Ведь днём ты занят житейскими хлопотами, заботой о передаче Послания (своего Господа), поэтому ты освободись и посвяти ночь поклонению своему Господу»4.
Именно поэтому нам было велено читать Коран в ночной молитве размеренным чтением (тартиль).
И это потому что ночная молитва служит щитом от греха.
И это потому что время ночного бдения является лучшим временем для добровольного поклонения и молитвы и наиболее приближает раба к его Господу.
И потому что в это время врата неба открываются, просьбы принимаются, и нужды тех, кто просит, выполняются.
Аллах хвалит тех, кто просыпается ночью для поминания Его, мольбы, поиска Его прощения и взывания к Нему, говоря:
«Те, которые оставляют свои ложа, чтобы поклоняться Аллаху, богобоязненно и смиренно моля Его, боясь Его гнева и желая Его Милости, и которые дают на благодеяния и милости из имущества, дарованного им Нами. И ни одна душа не ведает, что скрыто от них из прекрасных, радостных благ, уготованных Аллахом для этих верующих в воздаяние и награду за то добро, которое они вершили, и за повиновение Ему»5.
И Он сказал:«Те, кто просит прощения в ночные часы»6.
И:«Рабы Милостивого — те, которые скромны в земном мире, ходят спокойно и с достоинством и таким же образом ведут себя во всех своих делах. Когда глупцы из многобожников-невежд порицают их, они оставляют их, говоря: Мы не имеем с вами никакого дела. Нам было приказано говорить вам: Мир! Это — те, которые проводят ночи в поклонении Аллаху, падая ниц и многократно поминая Аллаха в своих молитвах»7.
Аллах отрицает всякое подобие между теми, кто молится ночью и теми, кто не делает этого:
«Неужели богобоязненный, который поклоняется Аллаху в часы ночи, падая ниц или стоя, боясь будущей жизни и надеясь на милость Аллаха, подобен тому, кто обращается к Аллаху в беде и забывает Его в счастье?! Скажи им, о Мухаммад: Разве те, которые знают права Аллаха и поклоняются Ему Единому, уверовав в единобожие, равны тем, которые не знают, ибо они не смотрят и не раздумывают над знамениями Аллаха? Лишь только обладатели здравого ума приемлют знамения и наставления»8».
Саффарини, «Гида аль-Альбаб шарх Мандумад аль-Адаб»
Подробности относительно молитвы тахаджжуд
Имам Абу Саид аль-Хадими сказал: «Существует единогласное мнение ученых (иджма), что среди добровольных деяний лучшей является ночная молитва (ночное бдение)» (Аль-Барика аль-Махмудийя шарх ат-Тарика аль-Мухаммадийя).
Ученые вывели из Корана и хадисов Пророка следующее:
1. Местом для намерения является сердце, и оно (намерение) имеет два аспекта:
- Намерение на то, что вы собираетесь совершать (на молитву тахаджуд).
- Намерение, почему вы собираетесь это сделать (ради Аллаха).
Минимальное из того, что достаточно (сказать) для всех суннат и нафиль намазов, — это просто выразить намерение совершить молитву, хотя лучше всего уточнить, что вы совершаете определенную молитву сунны, на которую вы делаете намерение (к примеру, на тахаджжуд или духа).
2. Минимальное количество ракаатов ночной молитвы — 2 ракаата (Хиндийя, цитируя Фатхуль-Кадир).
3. Оптимально рекомендуемое количество ракаатов — 8 ракаатов, потому что это была обычная практика Посланника Аллаха .
4. Более продолжительное чтение (Корана в молитве) предпочтительнее большего числа ракаатов молитвы (Хаскафи, Дурр аль-Мухтар; Ибн Абидин, Радд аль-Мухтар).
5. Если вы делите ночь на три части, то последняя треть является самой лучшей для молитвы (Хаскафи, Дурр аль-Мухтар).
6. Если вы разделяете ночь пополам, то последняя часть является лучшей для молитвы (там же).
7. Наиболее предпочтительно делить ночь на шесть частей, следует спать в первые три части, поклоняться и совершать молитву тахаджжуд в четвертую и пятую части, затем спать в шестую часть, так как это салят Дауда (Умдат аль-Фикх).
8. Добровольная (нафиль) молитва ночью более предпочтительна, чем добровольная молитва в течении дня. Однако наиболее полная награда в аятах Корана и хадисах Пророка относится к тому поклонению, которому предшествовал сон. Это также понятно из лингвистического значения слова «тахаджжуд», которое обозначает борьбу со сном (Ибн Абидин, Радд аль-Мухтар, цитируется Ибн Амиром Хадж в «Хальба»).
9. Ибн Нуджайм и Хаскафи, оба относят ночную молитву к рекомендованным (желательным действиям) (Бахр аль Раик, Дурр аль-Мухтар, выбрано в «Аль-Фатава аль-Хиндийя»). Однако Камаль ибн аль-Хумам, блестящий муджтахид, который был величайшим ханафитским факихом в последней части исламской истории, колебался между желательной и достоверной сунной. Это потому что хадисы указывают на рекомендованную (желательную сунну), а продолжительная практика Пророка Мухаммада , казалось бы, указывает, что это строгая сунна. Это было также выбрано учеником Ибн аль-Хумама, Ибн Амиром Хадж в «Хальба» (Ибн Абидин, Радд аль-Мухтар).
10. Нехорошо оставлять ночную молитву тому, кто имел привычку ее совершать, если у него нет оправдания. Пророк Мухаммад сказал Ибн Умару : «О Абдуллах, не будь похож на такого-то. Он имел привычку молиться ночью и оставил это» (Бухари и Муслим). Поэтому нужно совершать такое количество деяний, которое ты можешь выполнить, так как Посланник Аллаха сказал: «Самыми любимыми деяниями для Аллаха являются наиболее постоянные, даже если их немного» (там же) (Ибн Абидин, Радд аль-Мухтар, из «Хальба» Ибн Амира Хаджа).
11. Желательно начинать ночную молитву с двух коротких ракаатов, потому что в хадисе от Абу Хурайры сообщается, что Пророк Мухаммад сказал: «Если вы встаете ночью для молитвы, начинайте с двух коротких ракаатов» (Муслим, Ахмад, Абу Дауд).
12. Просьбы (мольбы) глубокой ночью принимаются, как упоминается в хадисах.
Некто сказал Ибн Масуду : «Я не могу молиться ночью». Он ответил: «Твои грехи отвращают тебя от этого».
И Аллах знает лучше.