О поднятии указательного пальца во время чтения ат-тахийята в намазе по ханафитскому мазхабу.

«Нужно ли совершать указывание указательным пальцем во время слов «ашхаду алляя иляяха илля Аллах»?

Некоторые наши шейхи сказали, что не следует этого делать, и что в этом есть изменение основного положения руки, которое является сунной. И некоторые сказали, что нужно указывать пальцем, так как Имам Мухаммад (да смилуется над ним Аллах) в разделе «Мусаббиха» сказал, что до нас дошел хадис о том, что Пророк (ﷺ) указывал пальцем (во время ташаххуда) и мы делаем то, что делал Пророк (ﷺ) . И это (также) слова Абу Ханифы (да смилуется над ним Аллах) .

النبي — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — أَنَّهُ كَانَ يُشِيرُ بِأُصْبُعِهِ فَيَفْعَلُ مِثْلَ مَا فَعَلَ النَّبِيُّ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — وَيَصْنَعُ مَا صَنَعَهُ وَهُوَ قَوْلُ أَبِي حَنِيفَةَ، وَقَوْلُنَا ثُمَّ كَيْفَ يُشِيرُ؟

قَالَ أَهْلُ الْمَدِينَةِ: يَعْقِدُ ثَلَاثَةً وَخَمْسِينَ وَيُشِيرُبِالْمُسَبِّحَةِ، وَذَكَرَ الْفَقِيهُ أَبُو جَعْفَرٍ الْهِنْدُوَانِيُّ أَنَّهُ يَعْقِدُ الْخِنْصَرَ وَالْبِنْصِرَ وَيُحَلِّقُ الْوُسْطَى مَعَ الْإِبْهَامِ وَيُشِيرُ بِالسَّبَّابَةِ، وَقَالَ: إنَّ النَّبِيَّ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — هَكَذَا كَانَ يَفْعَلُ وَاَللَّهُ أَعْلَمُ.

(بدائع الصنائع/ج. ١/ص. ٢١٤)

 

Каким образом надо поднимать палец?

Ахлуль-Мадина (ученые Медины) считали, что нужно сжать все пальцы и сделать указание указательным пальцем (подняв его). Факых Абу Джа’фар аль-Хиндувани упомянул, что нужно сжать мизинец и безымянный палец, сделать кольцо из среднего и большого пальца и указать указательным пальцем. Затем сказал, что так совершал Пророк (ﷺ). И Аллаха знает лучше.

(Бадаиус-Санаи/т. 1/ с. 214)

وَرَجَّحَ فِي فَتْحِ الْقَدِيرِ الْقَوْلَ بِالْإِشَارَةِ وَأَنَّهُ مَرْوِيٌّ عَنْ أَبِي حَنِيفَةَ كَمَا قَالَ مُحَمَّدٌ فَالْقَوْلُ بِعَدَمِهَا مُخَالِفٌ لِلرِّوَايَةِ وَالدِّرَايَةِ وَرَوَاهَا فِي صَحِيحِ مُسْلِمٍ مِنْ فِعْلِهِ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — وَفِي الْمُجْتَبَى لَمَّا اتَّفَقَتْ الرِّوَايَاتُ عَنْ أَصْحَابِنَا جَمِيعًا فِي كَوْنِهَا سُنَّةً، وَكَذَا عَنْ الْكُوفِيِّينَ وَالْمَدَنِيِّينَ وَكَثْرَةُ الْأَخْبَارِ وَالْآثَارِ كَانَ الْعَمَلُ بِهَا أَوْلَى.

(بحر الرائق/ج. ١/ص. ٣٤٢)

«В книге «Фатх аль-Кадир» отдано предпочтении слову о том, что нужно указывать пальцем. Так как по словам имама Мухаммада (да смилуется над ним Аллах) это приводится от имама Абу Ханифы (да смилуется над ним Аллах). А слово о том, что не нужно поднимать палец противоречит доводам и знанию. И привел Муслим в своем достоверном сборнике, что Пророк (ﷺ) делал это. В книге «Муджтаба» говорится: «Когда есть передачи от всех сподвижников, от Куфийцев, Мединцев, и множество хабаров и асаров единогласно говорят о том, что совершение этого действия является сунной, то совершать его более предпочтительно.

(Бахрур-Раик/ т. 1/ с. 342)

الْمُفْتَى بِهِ عِنْدَنَا خِلَافُهُ: أَيْ خِلَافُ عَدَمِ الْإِشَارَةِ، وَهُوَ الْإِشَارَةُ عَلَى كَيْفِيَّةِ عَقْدِ ثَلَاثَةٍ وَخَمْسِينَ كَمَا قَالَ بِهِ الشَّافِعِيُّ وَأَحْمَدُ وَفِي الْمُحِيطِ أَنَّهَا سُنَّةٌ، يَرْفَعُهَا عِنْدَ النَّفْيِ، وَيَضَعُهَا عِنْدَ الْإِثْبَاتِ، وَهُوَ قَوْلُ أَبِي حَنِيفَةَ وَمُحَمَّدٍ، وَكَثُرَتْ بِهِ الْآثَارُ وَالْأَخْبَارُ فَالْعَمَلُ بِهِ أَوْلَى

(رد المحتار و حاشية ابن عابدين/ ج. ١/ ص. ٥٠٨)

Выносятся фетвы, основываясь на мнении, противоположном мнению об отсутствии необходимости совершения указания пальцем. Это указание пальцем (во время ташаххуда) делается сжиманием всех пальцев, как об этом говорили имам Шафии и имам Ахмад. Поднимать нужно во время отрицания, опускать во время утверждения, и это слова имама Абу Ханифы и имама Мухаммада. И многочисленны предания (аль-асар) и сообщения (аль-ахбар) о необходимости этого действия. И является более предпочтительным его совершение.

(Радд аль-Мухтар ва Хашия ибни Абидин/ т. 1/с. 508)

Все эти книги являются известными книгами ханафитского мазхаба, в которых углубленно разбираются вопросы фикха.

Слова о том что «указание пальца» является отменённым (мансух), как об этом говорят иногда, очевидно, являются не правильными. Так как, чтобы хадис был отменённым должен быть конкретный довод, пришедший позднее, в котором конкретно говорится о дозволенности или запрете того или иного действия. Очевидно, что такого довода нет.

Отмена (насх) не может делаться на догадках или предположениях. Это противоречит науке усуль-аль-фикх.

(والقياس لا يصلح ناسخاً) للكتاب والسنة؛ لأن الصحابة — رضي الله عنهم — أجمعوا على ترك الرأي بالكتاب والسنة؛ ولأن الرأي لا مجال له في معرة انتهاء وقت الحكم، (وكذا الإجماع) لا يصلح ناسخاً (عند الجمهور)

(خلاصة الأفكار شرح مختصر المنار/ج. ١/ص. ١٥٥)

Следует отметить, что в книгах усуль-аль-фикх ханафитского мазхаба объясняется, что сахабы единогласно решили, что аналогия (аль-кыяс), предположения, личные мнения и иджма ученых не могут отменять то, что установлено Кораном и Сунной.

[См.: Хулясату-ль-Афкар шарх Мухтасар аль-Манар]

(Если бы это положение было отменённым (мансухом), то ни один имам из четырех мазхабов не сказали бы, что данное действие является сунной. Четыре великих муджтахида единогласно говорят о том, что указание пальцем во время ташаххуда это сунна. Какая может быть речь об отмене (мансухе)? )

Следует отметить, что часть ученых ханафитского мазхаба считают, что поднимать палец в ташаххуде не нужно, но доводы ученых приведенных выше говорят об обратном.

И Аллах знает лучше!