Произношение «аминь» про себя после прочтения в намазе суры «Фатиха» Некоторые мусульмане утверждают, что у Ханафитского мазхаба нет веских доказательств и аргументов, вытекающих из Сунны Пророка (с.а.в.) относительно произнесения про себя «аминь» после суры «Фатиха». Следовательно «аминь» надо произносить вслух. Уместно ли данное утверждение?
Необходимо сразу же подчеркнуть, что все положения и действия в ханафитском мазхабе имеют под собой веские доказательства, проистекающие из Сунны Пророка (с.а.в.). А причина того, что некоторые доказательства и аргументы приводились не полностью, заключалась в желании облегчить книги по фикху, сделать их более доступными простому люду. На самом деле, у ханафитских ученых-богословов имеется достаточно веских доказательств и аргументов, относительно произнесения «аминь» после суры «Фатиха» про себя.
Например:
• В одном из хадисов Пророка Мухаммада (с.а.в.) говорится:
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ إِذَا قَالَ الْإِمَامُ {غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ} فَقُولُوا آمِينَ فَإِنَّهُ مَنْ وَافَقَ قَوْلُهُ قَوْلَ الْمَلَائِكَةِ غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِه
«Когда имам произнесёт «Гайри-л-магдуби ‘алайхим ва ла-д-даллийн» вы также произнесите «Аминь», ибо тому, у кого это произнесение «Аминь» совпадёт с произнесением «Аминь» ангелами, будут прощены прошлые грехи [1].
В другом хадисе говорится:
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذَا قَالَ الْإِمَامُ { غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ } فَقُولُوا آمِينَ فَإِنَّ الْمَلَائِكَةَ تَقُولُ آمِينَ وَإِنَّ الْإِمَامَ يَقُولُ آمِينَ فَمَنْ وَافَقَ تَأْمِينُهُ تَأْمِينَ
الْمَلَائِكَةِ غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ
«Когда имам произнесёт «Гайри-л-магдуби ‘алайхим ва ла-д-даллийн» вы также произнесите «Аминь». Так как и ангелы говорят «Аминь», и имам говорит «Аминь». Тому, у кого это произнесение «Аминь» совпадёт с произнесением «Аминь» ангелами, будут прощены прошлые грехи».Этот хадис является «сахих» (достоверным) и передан Абу Хурайрой.
Ханафитские ученые-богословы, основываясь на том, что в хадисе говорится «…и имам говорит «аминь…», пришли к выводу, что произнесение слова «аминь» про себя (не вслух) после суры «Фатиха» является Сунной. Так как из контекста, из общего смысла хадиса следует, что если имам произносил бы «аминь» вслух, то не было бы необходимости напоминать совершающим за имамом намаз мусульманам («джамаату»), что «…и имам говорит «аминь» подобно ангелам. Выражаясь иначе, вследствие того, что совершающий за имамом намаз «джамаат», не может услышать произнесение ангелами «аминь», а также произнесение имамом «аминь», Пророк Мухаммад (с.а.в.) сообщил мусульманам о том, что «…и ангелы говорят «аминь», и имам говорит «аминь». Истина ведома только Всевышнему Аллаху!.
2. Слово «аминь» является мольбой-ду’а, смысл которой означает: «О, Всевышний! Прими наши ду’а, наши обращения к Тебе!». В книге Сахих-и Бухари слово «аминь» растолковано именно как «мольба-ду’а». А всякая мольба-ду’а, как правило, должна произноситься про себя.
В Священном Коране говорится: «Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне» (сура «А’раф», аят 55).
Напомним, что в одном из хадисов Пророка Мухаммада (с.а.в.) говорится: «Мольба-ду’а произнесённая про себя, в тайне, равна семидесяти произнесенным вслух». К тому же, произнесение про себя, а не вслух всех остальных «ду’а» намаза, таких как «субханака», «субхана раббияль-агля», «субхана раббияль-азим», «ат-тахият», также является доказательством в пользу произнесения «аминь» про себя.
3. Мольба-ду’а «аминь» не является предпочтительней и важней «Аузу би-ль-Ляхи мина ш-шайтани р-раджим», упоминаемой в Священном Корана. В 98-ом аяте суры «Нахл» Священного Корана говорится об обязательном произнесении перед чтением Корана ду’а «Аузу би-ль-Ляхи мина ш-шайтани р-раджим». Но несмотря на это, данная ду’а в намазе произносится про себя, а не в слух. Аналогично этому, «аминь» также следовало бы произносить про себя, тем более, что ду’а «аминь» не встречается в Священном Коране, не является словом Священного Писания.
4. К тому же ни в одном из хадисов Пророка (с.а.в.) открыто не приказывается произносить «аминь» вслух, т.е. ни в одном из хадисов не говорится о необходимости произнесения «Аминь» громко. А то, что в сводах хадисов Имама Бухари и Имама Муслима есть хадисы, в которых говорится «…произнесите «аминь», когда имам произнесёт «аминь», не является доказательством предпочтительности произнесения «аминь» вслух. Ученые-богословы Ханафитского и Маликитского мазхабов, а также такие великие ученые-хадисоведы, как например Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани, толковали примененное в тексте вышеуказанного хадиса выражение «…когда имам произнесёт «аминь» в смысле «когда имам должен произнести «аминь», т.е. после последнего аята суры «Фатиха». Выражаясь иначе, «из-за того что мы не можем услышать произнесение имамом «аминь», нам говорится, что мы должны произнести «аминь» тогда, когда это логически должно произойти, т.е. после завершения чтения «Гайри-л-магдуби ‘алайхим ва ла-д-даллийн» (также как и имам произносить про себя). Чтобы и имам, и «джамаат» произносили «аминь» одновременно, текст хадиса толковали именно таким образом. Если данный хадис не будет растолкован таким образом, то придется заключить, что «аминь» следует произносить после того, как имам произнесет «аминь», т.е. не одновременно с имамом, а после него. Ибо в другом хадисе говорится «произносите «Аллаху Акбар» тогда, когда имам произнесет «Аллаху Акбар». А как известно, «джамаат» произносит «Аллаху Акбар» только после того, как имам произнесет «Аллаху Акбар».
Согласно мнению Хафиза Ибн Хаджара аль-Аскалани, этот хадис следует толковать именно таким образом. В противном случае возникло бы противоречие между этим хадисом и хадисом, в котором говорится «Когда имам произнесёт «Гайри-л-магдуби ‘алайхим ва ла-д-даллийн» вы также произнесите «аминь», т.е. «произнесите «аминь» тогда, когда имам должен произнести «аминь» [2].
В пользу толкования хадиса «…произнесите «аминь», когда имам произнесёт «аминь», в смысле «произнесите «аминь» тогда, когда имам должен произнести «аминь», можно привести следующий аргумент: все исламские ученые толковали выражение «когда встаете на намаз» (из аята Священного Корана в котором говорится «мойте лица и руки до локтей когда встаете на намаз»), в смысле «когда должны встать на намаз». Ибо, после того как встанут на намаз, тахарат (омовение) не берут. 5.
Тем которые не следуют мазхабам и ограничились во многих вопросах мы приводим сказанное им в своей книге ответом своих шейхов Альбани, в своей книге «Тамам-уль минна фит-талик ала фикх-ус-сунна», по поводу произнесения «аминь» после суры «Фатиха» пишет следующее: «У тех, кто утверждает о необходимости произнесения «аминь» вслух, нет иных доказательств, кроме предания гласящего, что «… Зубайр и совершавшие с ним намаз произносили «аминь» так, что в мечети был слышен гул (громкий голос)». Но это предание не может служить доказательством необходимости произнесения и «джамаатом» «аминь» вслух, так как оно не восходит прямо к Пророку (с.а.в.), т.е. не является «марфуг». Да, до нас дошли хадисы, в которых говорится о произнесении Пророком (с.а.в.) «аминь» вслух. Но ни в одном из них не говорится о произнесении и «джамаатом» (сахабами, совершавшими намаз вместе с Пророком (с.а.в.)) «аминь» вслух. Известно и то, что слово «аминь» является мольбой-ду’а, а мольба- ду’а как правило произносится про себя. Ибо Всевышний говорит в Священном Коране «Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне» [3].
Вышеприведенные высказывания являются прямыми, без каких-либо комментариев словами Альбани. Согласно его мнению, нет достоверных («сахих») хадисов Пророка (с.а.в.) доказывающих, что сахабы вместе с Пророком (с.а.в.) произносили «аминь» вслух.
В риваяте переданном от Атаа говорится:
وقال عطاء : أدركت مائتين من الصحابة في هذا المسجد إذا قال الإمام : ولا الضالين سمعت لهم رجة آمين
« «В этой мечети я видел около двухсот сахабов. Когда имам произносил «аминь», я слышал гул произнесения и сахабами «аминь». Насруддин Альбани охарактеризовал его в качестве «слабого» (даиф) [4].
Имея в виду, что ни в одном из хадисов Пророка (с.а.в.) открыто не указывается произносить «аминь» вслух, поясним почему ученые-богословы ханафитского мазхаба толкуя хадисы заключили, что только Пророк (с.а.в.) когда предстоял в качестве имама на намазе произносил «аминь» вслух.
1. Возможно что, только те сахабы, которые во время намаза стояли ближе к Пророку (с.а.в.) и имели возможность слышать его произнесение «аминь», в последующем и передали высказывания, гласящие, что Пророк (с.а.в.) произносил «аминь» вслух. Но то, что могут услышать только стоящие по близости, не может быть растолковано в качестве «произнесения вслух», подобно чтению вслух Корана во время намаза. Так как в некоторых случаях даже произнесённое шепотом может быть услышано находившимися по близости. В книге «Дурруль-мухтар» сказано: «Если произнесенное может быть услышано только одним или двумя, то это не считается произнесенным вслух» [5]. То есть, если произнесенное Пророком (с.а.в.) было услышано только несколькими находившимися поблизости, это не будет означать, что он произнес это вслух. Не существует ни одного «сахих» (достоверного) хадиса, в котором говорилось бы о произнесении Пророком (с.а.в.) «аминь» во всеуслышание, или как было передано выше со слов Насруддина Альбани, не существует ни одного «сахих» (достоверного) хадиса, в котором говорилось бы о произнесении «аминь» вслух сахабами, совершавшими намаз за Пророком (с.а.в.). К тому же Альбани охарактеризовал переданный Абу Хурайрой (р.а.) и приведенный ниже хадис из свода хадисов Абу Дауда как «слабый» (даиф):
عن أبي هريرة قال ترك الناس التأمين وكان رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا قال (غير المغضوب عليهم ولا الضالين) قال آمين حتى يسمعها أهل الصف الأول فيرتج بها المسجد .
«Люди перестали произносить «аминь», хотя Пророк (с.а.в.) произносил «аминь» после «Гайри-л-магдуби ‘алайхим ва ла-д-даллийн». Стоявшие в передних рядах слышали это …. (и в мечети стоял гул от произнесения сахабами «аминь») [6].
Следовательно, этот риваят не может быть доказательством произнесения «джамаатом» ду’а «аминь» вслух. Этот хадис не достоверный.
2. Возможно Пророк (с.а.в.) произносил «аминь» вслух до определенного времени, чтобы научить мусульман произносить ду’а «аминь» после суры «Фатиха». Например, с целью научить других мусульман Омар ибн Хаттаб (р.а.) мольбу-ду’а «Субханака», а Абу Хурайра (р.а.) «Аузу би-ль-Ляхи мина ш-шайтани р-раджим» иногда произносили вслух [7].
عن أبي سكن حجر بن عنبس الثقفي قال : سمعت وائل بن حجر الحضرمي يقول: « رأيت رسول الله صلى الله عليه وسلم حين فرغ من الصلاة حتى رأيت خده من هذا الجانب ومن هذا الجانب وقرأ (غير المغضوب عليهم ولا الضالين) فقال : » آمين « يمد بها صوته ما أراه إلا يعلمنا »
Было передано от Абу Сакана Худжра ибн Ганбаса ас-Сакафи: «Я слышал, что Уайл ибн Худжра аль-Хадрами сказал: «Я увидел Пророка (с.в.в.) после молитвы. Он, после «Гайри-л-магдуби ‘алайхим ва ла-д-даллийн», произнес «аминь» несколько растянув его. По-моему, он сделал так только с целью научить нас» [8]. Все передатчики данного хадиса являются «надежными». Только Яхия ибн Салама, согласно мнению некоторых ученых, был охарактеризован как «ненадежный», хотя такие известные ученые как Хаким, ибн Хиббан, охарактеризовали его в качестве «надежного». Как видно, передавший этот хадис Уайл ибн Худжр, объясняет причину того, почему Пророк (с.а.в.) после суры «Фатиха» произнес «аминь» вслух, его намерением научить сахабов произносить «аминь» после чтения суры «Фатиха» в намазе. Если мы учтем тот факт, что большинство хадисов сообщающих нам о том, что Посланник Аллаха (с.а.в.) произосил «аминь» вслух, дошли до нас именно от Уайл ибн Худжра, то можно увидеть насколько обоснованы мнения ученых ханафитского мазхаба относительно того, что Пророк (с.а.в.) произносил «аминь» вслух в целях обучения сахабов.
Если Пророк (с.а.в.) постоянно произносил бы «аминь» вслух, то такие известные и близкие к Посланнику Аллаха (с.а.в.) сахабы, как Омар ибн Хаттаб (р.а.), Али ибн Абу Талиб (р.а.), Ибн Масуд (р.а.) не стали бы произносить «аминь» про себя.
Абу Саид передал нам следующее: «Ни Омар ибн Хаттаб, ни Али ибн Абу Талиб не произносили «Бисмиллахир-рахманир-рахим» и «аминь» вслух». Все «равии» передавшие этот хадис, считаются надежными. Но только Абу Саид аль-Баккал считался «мудаллисом», однако и он был охарактеризован как «надежный». А риваяты переданные «надежными мудаллисами» согласно мнению многих ученых- хадисоведов, например согласно мнению Ибн Хаджара, оцениваются как «правильные».
У ученых ханафитского и маликитского мазхабов есть еще множество других доказательств относительно предпочтительности произнесения «аминь» про себя. Но в связи с ограниченностью объемов статьи мы вынуждены ограничиться приведенными выше доказательствами.
Примечание:
В настоящее время среди мусульман Казахстана довольно часто происходят споры на тему, как предпочтительней произносить «аминь» после суры «Фатиха», вслух или же про себя? Прежде всего не следует забывать о том, что ученые-богословы четырех мазхабов по-разному толковали Сунну Пророка (с.а.в.) касающейся произнесения «аминь». Так, ученые-богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов пришли к выводу о предпочтительности (т.е. о соответствии Сунне) произнесения «аминь» вслух, а ученые-богословы ханафитского и маликитского мазхабов заключили о предпочтительности (т.е. о соответствии Сунне) произнесения «аминь» про себя. У каждого из мазхабов есть свои аргументы и доказательства, вытекающие из шариата, точнее из толкования соответствующих хадисов. Следовательно, когда мы приводили аргументы ученых-богословов ханафитского мазхаба, мы не ставили перед собой цели опровержения аргументов других мазхабов, утверждающих о соответствии Сунне произнесения «аминь» вслух. Нашей единственной целью было показать, что мнение ученых-богословов ханафитского мазхаба о желательности произнесении «аминь» про себя не является чем-то необоснованным или тем более «нововведением» (бид’ат), а наоборот основано на веских аргументах и доказательствах, вытекающих из толкования соответствующих хадисов.
Откровенно говоря, тема касательно метода произнесения «аминь» не является столь первостепенной и основополагающей в Исламе, чтобы на ней зацикливать свое внимание, «ломать копья», сеять семена непонимания и еще хуже, раздора между братьями по вере. А то, что на самом деле является важным, так это искреннее произнесение ду’а «аминь» после суры «Фатиха» и, чтобы это искреннее произнесение совпало с произнесением его ангелами, дабы были прощены наши прошлые грехи. В целях сохранения единства мусульманской общины, а также, чтобы не вызывать у мусульман, только начавших изучать основы Ислама и совершать намаз, смятение, и вследствие того, что мусульмане Казахстана веками придерживались ханафитского мазхаба, всем мусульманам Казахстана вне зависимости от мазхаба было бы правильным произносить «аминь» про себя.
Произнесение слова «аминь» после суры «Фатиха» является Сунной, а метод произнесения «аминь» вслух или же про себя, является толкованием, пониманием Сунны. Однако установление и сохранение единства и сплоченности мусульманской общины Казахстана, да и всей исламской уммы, является одной из наиважнейших обязанностей («фард») каждого верующего. Следовательно, непозволительно нарушать единство общины последнего Посланника Всевышнего (с.а.в.) ради утверждения определенного толкования Сунны.
[1] Бухари/1-108. Хадис привел Абу Хурайра.
[2] Мухаддис Зафар Ахмад, Илаус-сунан, 2-й том, стр.231
[3] Мухаммад Насруд-дин Альбани, «Тамам-уль минна фит-талик ала фикх-ус-сунна», Мактабат-уль-Исламия, Дарур-райа лин-нашр, 1988 г., 2-ое издание, стр.177
[4] Мухаммад Насруддин Албани, Тамамул-минна фит-та’лик ала фикхус-сунна, 177-стр, Мактабатул-исламия, «Дарур-райа лин-нашр», 2-издание, 1988 г.
[5] Мухаддис Зафар Ахмад. «Илаус-сунан», 2-й том, 247 стр
[6] Мухаммад Насруддин Албани, Сахих уа даиф Ибн Маджа.
[7] Мухаддис Зафар Ахмад, Илаус-сунан, 2-том, 240-стр.
[8] Мухаддис Зафар Ахмад, Илаус-сунан, 2-том, 237-стр
Истоник: muslim.kz
«Невежество, язычество и заблуждение, секты «аққу», «ата жол», «суфиев», которые поклоняются могилам, и просят умерших о помощи на их мазарах и мавзолеях в Туркистане, Булгаре, Кавказе и в странах СНГ, с точки зрения Ислама».
Мольба (дуа) Аллаху — это поклонение, совершать которое нам приказал Всевышний. Огромная его роль раскрывается во многих хадисах. 1. Хадис: Ан-Нугман ибн Башир, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « Мольба-это поклонение». ( Ахмад, аль-Бухари, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Абу Дауд; достоверный хадис)
Комментарий: Ханафитский учёный Имам Мула аль Кори в своей книге аль-Миркот, а также Ханафитский учёный Имам Азим Абади, в своей книге Базлюль Мажгуд написали толкование к этому хадису и сказали: «ад-дуга уаль гибада- это самое великое поклонение. И если человек пойдёт к могилам и будет просить умерших, это деяние будет считаться для него многобожием».
2. Хадис: от Абдулла ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, который сказал: «О посланник Аллаха! Какой грех самый великий? Ответил пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Это когда ты придашь Аллаху равного (сотоварищей), в то время как Он создал тебя» (Бухари,Муслим)
Комментарий: Ханафитский учёный Имам Мула али Кори, в своей книге аль-Мишкат говорит: что самый великий грех это- точто ты знаешь, что Аллах тебя сотворил и после этого ты будешь взывать не Аллаху прося о помощи, о спасении, о защите не Его; Так же известный Ханафитский учёный Аль-кяндаляви, в своей книге аль-Таглику Сабиф в 1 томе 50-51 стр. говорит: Ширк (многобожие) это великий грех, когда у человека случается горе, беда, и он сразу же направляется на могилы к покойникам, чтобы спасти себя от этого вреда и удалить постигшее его боль и горе «Как сказал Пророк да благословит его Аллах и приветствует – это является многобожием».
3. Хадис Кудси: передают со слов Абу Зарра аль-Гифари, да будет доволен им Аллах, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), передал, что его Всемогущий и Великий Господь сказал:
«О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал её запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга!
О рабы Мои, все вы (были) заблудшими, кроме тех, кому указал Я правильный путь, так просите же Меня направить вас на правильный путь, и Я направлю вас!
О рабы Мои, все вы останетесь голодными, кроме тех, кого накормлю Я, так просите же Меня накормить вас, и Я накормлю вас!
О рабы Мои, все Вы останетесь нагими, кроме тех, кого Я одену, так просите же Меня одеть вас, и Я одену вас! О рабы Мои, поистине, грешите вы ночью и днём, а Я прощаю все грехи, так просите же Меня о Прощении, и Я прощу вас! (Муслим).
Комментарий: знаменитый Ханафитский учёный имам ар Робати, в своей книге аль – Ковакибуль аддурия которая является известной в мазхабе абу Ханифы. В этой книге так же говорится: что человек каждую секунду нуждается в Аллахе. И когда у него что нибудь случиться горе или беда, он должен обращаться только к Аллаху. А не как человек который ходит на могилы к умершим (мёртвым) и обращается к ним с просьбами. Они усопшие не могут помочь ему в этом мире. И все эти деяние являются ширком и грехом».
4. Хадис: Сообщается, что ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды когда я сидел верхом позади пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: «О мальчик, я научу тебя нескольким словам: Помни об Аллахе, и Он будет хранить тебя, помни об Аллахе и ты обнаружишь Его перед собой. Если захочешь попросить о чём-либо, проси Аллаха, если захочешь обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху. И знай, что если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу, лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, и если соберутся они вместе, чтобы причинить тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, ибо перья уже подняты, а страницы уже высохли». (Хадис передал, имам Ахмад, ат-Тирмизи сахих).
Комментарий: Ханафитский учёный Имам Мула аль Кари, в книге аль Миркот фи шархи аль Мишкат, истолковывая контекст приведённого хадиса от ибн Аббаса, говорит: «То, что мы сегодня видим на могилах, мазарах, что творится, люди ходят к ним и просят мёртвых, покойников, о помощи, о спасении и прощении, все их деяния противоречат этому хадису и являются многобожием, нововведение и куфр. Этим деяниям надо делать опровержение, остановить их и объяснять людям, то, что вы совершаете, этого нет в Исламе»; И также истолковал контекст этого хадиса Ханафитский учёный шейх Максум аль-Худжанди, в книге «Хукмуллахи вахиду Сомад», и Ханафитский учёный Имам аль-Луси, в книгах, «Гоятуль Маани», Фатхуль Маан», Рухуль Маани и др. сказав: «Этот хадис доказывает, что просить о помощи и спасении мёртвых людей, является многобожием, великим грехом и нововведением».
5. Хадис: от Абу Хурейры да будет доволен им Аллах, что Пророк да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наш Всевышний Господь нисходит каждую ночь в последнюю её треть к нижнему небу и говорит: Кто станет просить Меня о чём-либо, чтобы Я даровал ему это? Кто станет просить у Меня прощения, чтобы Я простил ему? Кто станет взывать ко Мне, чтобы Я ответил ему?» (Бухари, Муслим)
Комментарий: в этой теме Ханафитский учёный Имам аль-Луси, говорит: «Этот хадис (радд) опровержение тем кубуритам (могилопоклонникам) которые если что то произойдет сразу же устремляются к могилам усопшим за помощью, их деяние являются ширком (многобожием) и противоречит этому хадису».
6. Хадис: от Абу Хурейры да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Проси помощи у Аллаха и никогда не сдавайся» (Муслим)
Комментарий: Ханафитский учёный Имам ар-Рустами, в своей книге ат-Тибиян разъясняя этот хадис говорит: «Когда человек хочет требовать о помощи, о спасении, о защите, он должен обращаться к Аллаху. Нельзя ему пойти на могилы к мёртвым (усопшим), кто-бы они не были».
7. Хадис: от Абу Хурейры да будет доволен им Аллах, «Пророк да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах гневается на того, кто не просит у Него» (Ахмад, «Адаб аль-Муфрад» аль-Бухари, ат-Тирмизи, ибн Маджа).
Комментарий: Ханафитский учёный Имам Файдуллахи ай — Джейлани, в своей книге «Файдуллахи Сомад» дал толкование этому хадису, у него есть 1 томная книга Шарх «Адаб аль Муфрад» аль Бухари, в которой он сделал толкование. Разъясняя, этот хадис он говорит: «Самый великий Фарз это дуа(мольба), человеку требуется с мольбой обращаться к Аллаху, он должен взывать к Всевышнему, и если он оставит мольбу (дуга) и не будет просить Его, элементарно сидя дома будет молчать, наказание за это деяние гнев Аллаха. А что сказать о человеке, который оставляет Аллаха и потом идёт на могилы, мазары и будет просить аруахов и других покойников, то что будет с таким (человеком) Аузу-биЛлях!»
8. Хадис: от Сальмана аль-Фарси да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине ваш Господь Шедрый и Стеснительный, и когда Его раб протягиавет к Нему руки (просит Его), Он стыдиться оставить их пустыми» (Сунане Абу Дауда, Ибн Хиббан, Ибн Маджа, Тирмизи, Хаким, Байхаки, Ахмад и другие.)
Комментарий: Ханафитский учёный Имам Мула аль Кори, в книге аль-Миркот, а также Ханафитский учёный Шейх аль-Гунайми аль-Майдани, в книге Шарх Акыда Тахавия, в которой он сделал шарх, они дали толкование этому хадису и сказали точно также: «Этот хадис доказывает, что тот человек который оставляет Аллаха, он поступает неразумно, ведь Всемогущий обещает и просто так не оставит тебя, если ты просишь у Всевышнего, Он дарует тебе это. Аллах стесняется оставить тебя с нулём, а ты оставляешь Его, и идёшь к могилам, мазарам и просишь аруахов (умерших), это деяние противоречит Шариату».
9. Хадис: Хорошим доказательством из Сунны на то, что умершие не имеют никаких возможностей в этой жизни и не имеют никаких знаний о сокровенном, является хадис из сборников Бухари, Муслима: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В судный день многих мусульман не будут пускать к водоёму Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Видя это, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросит ангелов, охраняющих водоём: Это же моя умма, мусульмане. Почему вы их не пускаете? На что ангелы ответят: О Мухаммад! ты не знаешь, что они после тебя совершали».
Комментарий: Ханафитский учёный Имам Тафтазани, в своей книге Шархуль Макосит в 5 томе, говорит: «что мёртвые люди нас не слышат и мы их не слышим. В этой теме нет ни каких разногласий между нашими учёными (мазхаба Имама Абу Ханифы). Этот загробный мир (барзахия), Аллах Сам знает лучше!».
Хадис: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «»Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из несправедливых!» Это мольба моего брата Юнуса, и когда бы ни обратился к Аллаху с этой мольбой попавший в беду, Он непременно избавляет его от этой беды». (Ахмад, Тирмизи, Ан-Насаи).
Обращение с мольбой к Аллаху принесёт мусульманину пользу независимо от того, будет ему дан ответ или нет, ибо если Аллах Всевышний, слава Ему, в силу известных Ему причин не ответит взывающему с мольбой при жизни человека, взамен этого Он дарует ему награду в мире вечном, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто бы из мусульман ни обратился к Аллаху с мольбой о том, в чём нет ничего греховного и что не (повлечёт за собой) разрыва родственных связей, Аллах непременно дарует ему одно из трёх: либо на мольбу его ответ будет дан (уже в этой жизни), либо Он сделает её запасом для (человека) в мире вечном, либо Он отвратит от него зло, равное (по величине тому, о чём он просит)». (Люди) сказали: «Тогда мы будем (обращаться К Нему с мольбами) чаще!» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «А Аллах даст вам больше (того, о чём вы просите)». (Этот хадис приводят Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ахмад).
Тексты и комментарии к книге «Вероубеждение ат-Тахави
1. Аллах един и нет у Него сотоварищей.
Комментарий: Смысл слова «таухид» означает «один», «быть в единственном числе». По мусульманскому вероубеждению, термир «таухид» означает, что поклонения достоин один лишь Всевышний Аллах и что у Него нет сотоварищей. Никакое Его создание не может с Ним сравниться, не может вмешиваться в Его дела, у них нет ничего общего с Ним во всемогуществе, силе и качествах.
Таухид — основа веры, это самая главная цель миссии пророков (Мир им!).
Всевышний Аллах говорит: «(О, пророк!) Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было бы внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!» — свидетельствуем мы (Анбия,25). Поэтому самый великий грех – придавание сотоварищей Аллаху. Если человек ушёл в загробную жизнь с таким тяжким грехом без должного покаяния, будет достоин вечного огня ада.
Всевышний Аллах говорит: «Воистину, Аллах не прощает, когда к нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (менее тяжкие) грехи, кому пожелает. А кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тот измышляет великий грех» (Ан-Ниса, 48,116).
61. Мы ни о ком из мусульман повернувшихся лицом к Каабе при мольбе из-за их грехов не говорим, что они неверующие, если они не считают это правильным, и не говорим верующему, что совершённые им грехи не нанесут ему вреда. (Мы не считаем кого бы то ни было из людей нашей Кыблы неверующим из-за какого-то греховного действия, совершенного им, пока он не считает это действие дозволенным. Мы не говорим что грех человека имеющего веру не оказывает на него вредного действия).
Комментарий: Какой бы мусульманин ни совершил грех, мы не считаем его неверующим. Другое дело, когда он запрещённое считает разрешённым. И не говорим, что на верующего человека не окажут влияния совершённые им грехи.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто — ни будь, скажет своему брату – мусульманину: «ты – неверный!», то если даже подобное осуществится (от этого слова), один из них пострадает. А если такого не случится (то есть если он не станет неверным), то это слово возвратится к нему же» (Бухари и Муслим).
90. Аллах принимает молитвы-просьбы, удовлетворяет нужды своих творений. (Аллах отвечает на мольбы-обращения людей и наделяет их тем, что они просят).
Комментарий: Аллах отвечает на мольбы своих рабов, осуществляет их пожелания. Главное чтобы мольбы соответствовали их условиям.
Всевышний Аллах говорит: «Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам» (Аль-Гафир, 60).
Всевышний Аллах говорит: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, — быть может, они последуют верным путём» (Аль-Бакара, 186).
91. Он руководит всем сущим, никто не сможет властвовать над Ним. Если даже выдастся такой момент, невозможно, чтобы это не нуждалось в Аллахе. Если в какой то момент кто-нибудь скажет, что он не нуждался в Аллахе, он станет неверующим и будет в числе подвергнутых мучениям. (Аллах, обладает абсолютным контролем надо всем, и ничто не имеет никакого контроля над Ним. Ничто не может быть независимым от Аллаха даже на мгновение ока, и кто считает себя независимым от Аллаха даже на мгновение ока, тот повинен в неверии и становится одним их людей погибели).
Комментарий: Без желания и воли Аллаха ничто не осуществляется. Он – хозяин всех творений. От него невозможно быть независимым. Даже думать об этом неверие.
Всевышний Аллах говорит: «О, люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, тогда как Аллах Богатый, Достохвальный» (Аль-Фатыр, 15).
(На основе комментариев к книге «Вероубеждение ат-Тахави»)
1. Ширк – самая большая несправедливость. Аллах говорит в суре «Лукман» (13): «Вот Лукман сказал своему сыну, наставляя его: «О сын мой! Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ибо многобожие является великой несправедливостью»».
Как приходит в хадисе (Байхаки): «Аллах говорит: «Я сотворил человека, а он поклоняется другому, Я ему даю пропитание, а он благодарит другого».
2. Ширк – является причиной лишения Рая и вечного пребывания в Аду. Сура «аль-Маида» (72): «Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников».
3. Ширк – является причиной испорченности всех праведных деяний человека. Сура «аль-Анам» (88): «Такого руководство Аллаха, посредством которого Он ведет прямым путем тех из Своих рабов, кого пожелает. Но если бы они приобщили сотоварищей, то стало бы тщетным все, что они совершали». Или как Аллах говорит о пророках в суре «аз-Зумар» (65): «Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток»». Как передает Абу Хурейра (Муслим) Пророк, салаллаху алейхи уасалям, говорит: «Аллах сказал: «Кто делает какие-то деяния, а после этого приобщает Мне сотоварищей – то Я не принимаю его деяния».
В хадисе от ибн Масуда (Бухари) Пророк, салаллаху алейхи уасалям, говорит: «Кто умрет, приобщая к Аллаху сотоварищей – тот войдет в Ад» или как передает Джабир (Муслим) Пророк, салаллаху алейхи уасалям, сказал: «Кто встретит Аллаха (как сказал Посланник Аллаха еще в одном хадисе «человек обязательно встретиться с Аллахом и будет стоять перед Ним один и будет отвечать Ему без переводчика), не приобщая к Нему сотоварищей – тот войдет в Рай, а тот же, кто совершал ширк – войдет в Ад». До этой встречи человек должен остерегаться ширка, чтобы спастись от Ада и войти в Рай. А тем, кто совершал ширк – самое время раскаяться и просить прощения у Аллаха.
Тауба (раскаяние) – единственная причина прощения такого тяжёлого греха как ширк, и Аллах принимает тауба, если оно совершено при жизни человека. Как передает Анас ибн Малик хадис (Муслим), в котором Пророк, салаллаху алейхи уасалям, сказал: «Аллах радуется, когда видит своего раба, совершающим тауба – раскаивающимся в своих грехах. И радость Аллаха больше радости человека, нашедшего в пустыне своего верблюда с водой и провиантом, которого еще ранее, он, проснувшись, не обнаружил и уже было потерял последнюю надежду выжить. И от такой радости этот человек даже не заметил, как совершил грубую ошибку, благодаря Всевышнего за спасение, сказав: «О Аллах, ты мой раб, а я твой господь».
Как приходит в хадисе от Анаса ибн Малика Пророк, салаллаху алейхи уасалям, говорит: «Аллах говорит: «О сын Адама, если ты будешь поклоняться и взывать ко Мне, надеясь на Меня и прося прощения за грехи свои (раскаиваясь) – Я все твои грехи прощаю». (Тирмизи)
Польза – человеку никогда не поздно просить прощения за грехи, особенно такие тяжелые как ширк, если он осознал свои грехи и ошибки, и надеяться на прощение от Аллаха.
Толкование Священных аятов Корана, шейхом ‘Абд ар-Рахманом ас-Са‘ди.
Всевышний Аллах говорит: Когда беда постигает вас в море, вас покидают все, к кому вы взывали, кроме Него. Когда же Он спасает вас и выводит на сушу, вы отворачиваетесь. Воистину, человек неблагодарен. (Аль-Исра, 67).
Еще одним проявлением милосердия Аллаhа, указывающим на необходимость поклонения Ему одному, является Его забота о людях, которые попадают в беду на море. Людей охватывает страх перед смертью, когда они видят, как волны сталкиваются друг с другом. И тогда они забывают всех тех, кому они поклонялись наряду с Аллаhом. Они забывают живых и покойников, на которых они молились в благоденствии, словно они никогда не обращались к ним за помощью. А происходит это потому, что многобожникам прекрасно известно, что слабые и беспомощные творения не способны избавить их от напасти. И поэтому они начинают взывать к Создателю земли и небес, на помощь которого во время бедствий и несчастий надеются абсолютно все творения. Они искренне молят Его о спасении и смиряются перед Ним. Но стоит Аллаhу избавить их от беды и благополучно вывести корабль на берег, как многобожники забывают о том, кого они совсем недавно молили о помощи. Они начинают приобщать к Нему сотоварищей и поклоняться творениям, которые не способны принести пользу или причинить вред, не способны одарить благами или лишить милости. Они отказываются от искреннего служения своему Господу и Властелину, что является проявлением невежества и неблагодарности. Воистину, благодарностью отвечают на благодеяния только праведники, которых Аллаh наставил на прямой путь, которые обладают здравым рассудком и следуют прямым путем. Такие люди знают, что только Аллаh, Который избавляет творения от напастей и спасает их от несчастий, заслуживает поклонения и искреннего служения как в горе, так и радости. Что же касается людей, которые лишились Божьей поддержки и остались наедине со своим слабым разумом, то в тяжелые времена они думают только о том, как выбраться из сложившейся ситуации и избавиться от беды. А когда они избавляются от беды, то по своему невежеству полагают, что Аллаh не смог справиться с ними. При этом они даже не задумываются над тем, что их ожидает в будущем при жизни на земле, не говоря уже о том, что их ожидает после смерти.
Всевышний Аллах говорит: Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение. Никто не поведает тебе так, как Ведающий. (Фатыр, 14).
Вы обращаетесь с мольбой к бездушным камням и деревьям, безжизненным телам покойников и ангелам, которые озабочены только поклонением своему Господу. Они не слышат ваших молитв, а если бы даже и услышали, то все равно не ответили бы вам. Даже если мы представим себе, что они слышат ваши слова и обращения, то ваши молитвы все равно не принесут вам пользы, потому что ни одно творение Господа не обладает божественной властью. Более того, ангелы, пророки и праведники не довольны тем, что многобожники взывают к ним. В День воскресения они отрекутся от многобожников и воскликнут: «Пречист Ты! Ты – наш Покровитель, а не они»(34:41) Будь убежден в правдивости всего, что сообщил тебе Аллаh. Не сомневайся в божественном откровении, потому что никто не откроет тебе истину так, как это делает Господь. Воистину, Он – Знающий и Ведающий. Эти аяты являются неопровержимым доказательством того, что только Аллаh является Истинным Богом, достойным поклонения и обожествления, и что поклонение кому-либо, кроме Него, является тщетным и не принесет многобожникам никакой пользы.
Всевышний Аллах говорит: Если ты спросишь их: «Кто создал небеса и землю?» – они непременно скажут: «Аллаh». Скажи: «Видели ли вы тех, к кому вы взываете вместо Аллаhа? Если Аллаh захочет навредить мне, разве они смогут отвратить Его вред? Или же, если Он захочет оказать мне милость, разве они смогут удержать Его милость?» Скажи: «Довольно мне Аллаhа. На Него одного уповают уповающие». (Аз-Зумар, 38).
О Мухаммад! Ты обязан донести ясное знание до заблудших грешников, которые пугают тебя идолами и усопшими праведниками. Посему спроси их: «Кто сотворил небеса и землю?» Они прекрасно знают, что вымышленные ими божества не способны создать даже самое ничтожное творение, и поэтому они непременно признаются, что небеса и земля сотворены Аллаhом. Тогда напомни им о Его могуществе и беспомощности ложных богов и скажи: «Если Аллаhу будет угодно причинить мне горе, то смогут ли они избавить меня от злой судьбы или хотя бы облегчить мою участь? А если Он захочет одарить меня милостью, неужели они смогут воспрепятствовать этому?» Вне всякого сомнения, многобожники признаются, что их божества не смогут помешать Аллаhу наказать либо облагодетельствовать человека. Ни один неверующий не в силах опровергнуть этот убедительный логический довод. А это значит, что теперь ты можешь возвестить многобожникам о том, что только Аллаh достоин поклонения Своих рабов, только Он способен творить и создавать, приносить радость и ниспосылать несчастья. А что касается всех остальных, то они являются всего лишь беспомощными творениями, которые никому не способны причинить вреда вопреки воле Аллаhа. Посему положись на своего Господа, попроси Его защитить тебя от козней неверующих и скажи: «Довольно мне Аллаhа. Только на Него должны надеяться и полагаться правоверные, потому что Он самым совершенным образом заботится о своих праведных рабах. Он оберегает их не только от зла, которое причиняет им беспокойство, но и от зла, которому они не придают особого значения».
Всевышний Аллах говорит: Кто же находится в большем заблуждении, чем те, которые взывают вместо Аллаhа к тем, которые не ответят им до Дня воскресения и которые не ведают об их зове?! (Аль-Ахкаф, 5).
Они не смогут принести многобожникам и крупицы добра, потому что не слышат их просьб и молитв. Но даже если бы они слышали их зов, то все равно ничем не смогли бы помочь им в этом мире. И так будет до тех пор, пока не наступит День воскресения, а когда он наступит, то все, к кому взывали о помощи, помимо Аллаhа, отрекутся от многобожников и откажутся от их поклонения им.
Всевышний Аллах говорит: Не поклоняйтесь наряду с Аллаhом другому божеству. Воистину, я являюсь для вас предостерегающим и разъясняющим увещевателем от Него». (Аз-Зарийят, 51).
Многобожие – не просто один из грехов, которых должен избегать человек. Это – величайший из грехов. Раб Божий обязан избегать поклонения идолам, истуканам, усопшим праведникам, могилам и всему, что нечестивцы обожествляют наряду с Аллаhом. Раб Божий должен искренне поклоняться только Ему, страшиться Его, надеяться на Него и молить Его о помощи и прощении.
Всевышний Аллах говорит: 61. Если ты спросишь их: «Кто создал небеса и землю и подчинил солнце и луну?» – они непременно скажут: «Аллаh». До чего же они отвращены от истины!
62. Аллаh увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает. Воистину, Аллаh знает о всякой вещи.
63. Если ты спросишь их: «Кто ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю после того, как она умерла?» – они непременно скажут: «Аллаh». Скажи: «Хвала Аллаhу!» Но большинство их не разумеет. (Аль-Анкабут).
В этом и последующих аятах содержится указание на необходимость поклонения одному Аллаhу, вытекающее из признания Его Единственным Господом и Творцом. Даже многобожники верят в то, что Аллаh – Единственный Господь во Вселенной. Если ты спросишь их, кто создал небеса и землю и подчинил своей власти солнце и луну, то они скажут: «Аллаh». Если ты спросишь их, кто низвергает с неба воду и оживляет ею безжизненную землю, то они также скажут: «Аллаh». Если ты спросишь их, кто же управляет всем сущим, то они все также скажут: «Аллаh». Тем самым они признают беспомощность идолов, истуканов и всех остальных творений, которым они поклоняются. Воистину, удивительны заблуждение и лживость людей, которые предпочитают поклоняться творениям, в немощности и беспомощности которых они убеждены! Эти люди являются глупцами, лишенными разума и рассудка. Что может быть более безрассудным поступком, чем поклонение каменным истуканам или могилам? Многобожник приходит к ним и прекрасно понимает, что они не способны принести ему пользу или причинить вред, создать творение или одарить его пропитанием. Но, несмотря на это, многобожник начинает обращаться к ним с искренними молитвами и тем самым приравнивает их к Господу, который творит и одаряет пропитанием, одаряет щедротами и посылает несчастья. О Мухаммад! Воздай же хвалу Аллаhу, который научил Своих рабов отличать прямой путь от заблуждения и изобличил несостоятельность язычества для того, чтобы правдивые верующие сумели избегать его. Воздай хвалу своему Господу, Который сотворил жизнь на небесах и на земле и управляет судьбами Своих творений, Который одаряет великими щедротами одних и ниспосылает скудный удел другим. Воистину, только Премудрому Аллаhу известно, в чем нуждаются Его рабы и что может принести им пользу.
Всевышний Аллах говорит: Скажи: «Я не властен принести себе пользу или причинить себе вред, если того не пожелает Аллаh. Если бы я знал сокровенное, то приумножил бы для себя добро, и зло не коснулось бы меня. Однако я – всего лишь предостерегающий увещеватель и добрый вестник для верующих людей». (Аль-Аграф, 188 аят).
О Мухаммад! Скажи: «Я – всего лишь раб, зависимый от Аллаhа и нуждающийся в Нем. Он одаряет меня добром и защищает меня от зла, и дарованное мне знание является Его милостью. Если бы мне было известно сокровенное, то я непременно сделал бы все для того, чтобы приобрести великие блага и уберечься от всего скверного и неприятного. Я сумел бы добиться этого, если бы знал о событиях, которые произойдут в будущем, и последствиях всего происходящего. Но мне не известно сокровенное, и поэтому порой меня постигают неприятности, и я лишаюсь некоторых мирских благ. Одно это уже свидетельствует о том, что мне не известно сокровенное. Я лишь предостерегаю людей от наказания духовного и мирского, а также от наказания после смерти. Я разъясняю поступки, которые влекут за собой расплату, и предостерегаю их от них. Наряду с этим я возвещаю рабам о награде в Последней жизни, разъясняю им деяния, которые помогают им обрести ее, и вдохновляю их на праведные поступки. Но далеко не каждый прислушивается к благой вести и предостережениям – извлекают из них пользу только правоверные». Эти прекрасные аяты подчеркивают невежество тех, кто взывает к Пророку Мухаммаду, , в надежде обрести благо и уберечься от зла. Он не обладает никакой властью и не может помочь людям или причинить им вред, ибо только Аллаh способен приносить пользу и вредить. Пророк, , обязан Всевышнему Аллаhу даже своими познаниями. Это значит, что он может принести пользу только верующим, которые прислушиваются к его увещеваниям и наставлениям, руководствуясь ими в делах. В этом состоит великая польза Пророка, , которая намного превосходит благо, которое приносят родители, дяди и братья. Поистине, Пророк, , призвал рабов ко всему, что приносит им пользу, и предостерег их от всего, что может навредить им, и разъяснил свои проповеди совершенным образом.
Всевышний Аллах говорит: Каждая душа вкусит смерть. Мы испытываем вас добром и злом ради искушения, и к Нам вы будете возвращены. (Аль-Анбийя, 35).
Смерть является уделом каждого творения. Это – чаша, которую предстоит испить каждому, даже если он проживет долгую жизнь. Всевышний Аллаh сотворил Своих рабов на земле, ниспослал им повеления и запреты, а затем подвергает их искушению добром и злом, богатством и бедностью, могуществом и унижением, жизнью и смертью. Всевышний сказал: «Благословен Тот, в Чьей Руке власть, Кто способен на всякую вещь, Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше» (67:1,2) Одни люди во время испытания поддаются соблазну, а другие обретают спасение. А затем каждый человек возвращается к своему Господу для того, чтобы получить воздаяние за совершенные деяния: добром за добро и злом за зло. Всевышний также сказал: «Господь твой не поступает несправедливо со Своими рабами» (41:46) Обсуждаемый нами аят свидетельствует о заблуждении тех, кто считает, что праведник Хадир живет по сей день и является бессмертным. Подобные утверждения не опираются на доказательства и противоречат священным текстам.
(см. в Тафсире Саади)
Также приходит в хадисе от Абу Хурейры (Бухари и другие): «Однажды Пророк, салаллаху алейхи уасалям, в 10-м году хиджры после совершения молитвы Иша обратился к сподвижникам и сказал им такие слова (это доказательство на то, что говорить после совершение молитвы иша можно – если в этом есть польза для верующих): «Через 100 лет, начиная с этой ночи, никто из всех, ныне живущих на всей земле, в живых не останется (все, кто сейчас живой – все к тому времени умрут)». Этими словами Пророк, салаллаху алейхи уасалям, подтвердил, что все смертны и даже он. Исходя из этого хадиса, ученые ахлю-хадис считают окончанием века сахабов 110-ый год хиджры.
Комментарий: Этот же хадис опровергает еще одно заблуждение суфиев, которые по сей день утверждают, что видят иногда пророка Хидра, алейхи уасалят уасалям, к которому за знаниями ездил Посланник Аллаха Муса, алейхи уасалят уасалям. Если он и был жив до того момента, когда Пророк, салаллаху алейхи уасалям, произнес эти слова, то в течение следующих ста лет умер бы и он, как умер и сам Пророк, салаллаху алейхи уасалям».