Произношение «аминь» про себя после прочтения в намазе суры «Фатиха» Некоторые мусульмане утверждают, что у Ханафитского мазхаба нет веских доказательств и аргументов, вытекающих из Сунны Пророка (с.а.в.) относительно произнесения про себя «аминь» после суры «Фатиха». Следовательно «аминь» надо произносить вслух. Уместно ли данное утверждение?

Необходимо сразу же подчеркнуть, что все положения и действия в ханафитском мазхабе имеют под собой веские доказательства, проистекающие из Сунны Пророка (с.а.в.). А причина того, что некоторые доказательства и аргументы приводились не полностью, заключалась в желании облегчить книги по фикху, сделать их более доступными простому люду. На самом деле, у ханафитских ученых-богословов имеется достаточно веских доказательств и аргументов, относительно произнесения «аминь» после суры «Фатиха» про себя.

Например:

• В одном из хадисов Пророка Мухаммада (с.а.в.) говорится:

 

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ إِذَا قَالَ الْإِمَامُ {غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ} فَقُولُوا آمِينَ فَإِنَّهُ مَنْ وَافَقَ قَوْلُهُ قَوْلَ الْمَلَائِكَةِ غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِه

«Когда имам произнесёт «Гайри-л-магдуби ‘алайхим ва ла-д-даллийн» вы также произнесите «Аминь», ибо тому, у кого это произнесение «Аминь» совпадёт с произнесением «Аминь» ангелами, будут прощены прошлые грехи [1].

В другом хадисе говорится:

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذَا قَالَ الْإِمَامُ { غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ } فَقُولُوا آمِينَ فَإِنَّ الْمَلَائِكَةَ تَقُولُ آمِينَ وَإِنَّ الْإِمَامَ يَقُولُ آمِينَ فَمَنْ وَافَقَ تَأْمِينُهُ تَأْمِينَ

الْمَلَائِكَةِ غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ

«Когда имам произнесёт «Гайри-л-магдуби ‘алайхим ва ла-д-даллийн» вы также произнесите «Аминь». Так как и ангелы говорят «Аминь», и имам говорит «Аминь». Тому, у кого это произнесение «Аминь» совпадёт с произнесением «Аминь» ангелами, будут прощены прошлые грехи».Этот хадис является «сахих» (достоверным) и передан Абу Хурайрой.

Ханафитские ученые-богословы, основываясь на том, что в хадисе говорится «…и имам говорит «аминь…», пришли к выводу, что произнесение слова «аминь» про себя (не вслух) после суры «Фатиха» является Сунной. Так как из контекста, из общего смысла хадиса следует, что если имам произносил бы «аминь» вслух, то не было бы необходимости напоминать совершающим за имамом намаз мусульманам («джамаату»), что «…и имам говорит «аминь» подобно ангелам. Выражаясь иначе, вследствие того, что совершающий за имамом намаз «джамаат», не может услышать произнесение ангелами «аминь», а также произнесение имамом «аминь», Пророк Мухаммад (с.а.в.) сообщил мусульманам о том, что «…и ангелы говорят «аминь», и имам говорит «аминь». Истина ведома только Всевышнему Аллаху!.

2. Слово «аминь» является мольбой-ду’а, смысл которой означает: «О, Всевышний! Прими наши ду’а, наши обращения к Тебе!». В книге Сахих-и Бухари слово «аминь» растолковано именно как «мольба-ду’а». А всякая мольба-ду’а, как правило, должна произноситься про себя.

В Священном Коране говорится: «Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне» (сура «А’раф», аят 55).

Напомним, что в одном из хадисов Пророка Мухаммада (с.а.в.) говорится: «Мольба-ду’а произнесённая про себя, в тайне, равна семидесяти произнесенным вслух». К тому же, произнесение про себя, а не вслух всех остальных «ду’а» намаза, таких как «субханака», «субхана раббияль-агля», «субхана раббияль-азим», «ат-тахият», также является доказательством в пользу произнесения «аминь» про себя.

3. Мольба-ду’а «аминь» не является предпочтительней и важней «Аузу би-ль-Ляхи мина ш-шайтани р-раджим», упоминаемой в Священном Корана. В 98-ом аяте суры «Нахл» Священного Корана говорится об обязательном произнесении перед чтением Корана ду’а «Аузу би-ль-Ляхи мина ш-шайтани р-раджим». Но несмотря на это, данная ду’а в намазе произносится про себя, а не в слух. Аналогично этому, «аминь» также следовало бы произносить про себя, тем более, что ду’а «аминь» не встречается в Священном Коране, не является словом Священного Писания.

4. К тому же ни в одном из хадисов Пророка (с.а.в.) открыто не приказывается произносить «аминь» вслух, т.е. ни в одном из хадисов не говорится о необходимости произнесения «Аминь» громко. А то, что в сводах хадисов Имама Бухари и Имама Муслима есть хадисы, в которых говорится «…произнесите «аминь», когда имам произнесёт «аминь», не является доказательством предпочтительности произнесения «аминь» вслух. Ученые-богословы Ханафитского и Маликитского мазхабов, а также такие великие ученые-хадисоведы, как например Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани, толковали примененное в тексте вышеуказанного хадиса выражение «…когда имам произнесёт «аминь» в смысле «когда имам должен произнести «аминь», т.е. после последнего аята суры «Фатиха». Выражаясь иначе, «из-за того что мы не можем услышать произнесение имамом «аминь», нам говорится, что мы должны произнести «аминь» тогда, когда это логически должно произойти, т.е. после завершения чтения «Гайри-л-магдуби ‘алайхим ва ла-д-даллийн» (также как и имам произносить про себя). Чтобы и имам, и «джамаат» произносили «аминь» одновременно, текст хадиса толковали именно таким образом. Если данный хадис не будет растолкован таким образом, то придется заключить, что «аминь» следует произносить после того, как имам произнесет «аминь», т.е. не одновременно с имамом, а после него. Ибо в другом хадисе говорится «произносите «Аллаху Акбар» тогда, когда имам произнесет «Аллаху Акбар». А как известно, «джамаат» произносит «Аллаху Акбар» только после того, как имам произнесет «Аллаху Акбар».

Согласно мнению Хафиза Ибн Хаджара аль-Аскалани, этот хадис следует толковать именно таким образом. В противном случае возникло бы противоречие между этим хадисом и хадисом, в котором говорится «Когда имам произнесёт «Гайри-л-магдуби ‘алайхим ва ла-д-даллийн» вы также произнесите «аминь», т.е. «произнесите «аминь» тогда, когда имам должен произнести «аминь» [2].

В пользу толкования хадиса «…произнесите «аминь», когда имам произнесёт «аминь», в смысле «произнесите «аминь» тогда, когда имам должен произнести «аминь», можно привести следующий аргумент: все исламские ученые толковали выражение «когда встаете на намаз» (из аята Священного Корана в котором говорится «мойте лица и руки до локтей когда встаете на намаз»), в смысле «когда должны встать на намаз». Ибо, после того как встанут на намаз, тахарат (омовение) не берут. 5.

Тем которые не следуют мазхабам и ограничились во многих вопросах мы приводим сказанное им в своей книге ответом своих шейхов Альбани, в своей книге «Тамам-уль минна фит-талик ала фикх-ус-сунна», по поводу произнесения «аминь» после суры «Фатиха» пишет следующее: «У тех, кто утверждает о необходимости произнесения «аминь» вслух, нет иных доказательств, кроме предания гласящего, что «… Зубайр и совершавшие с ним намаз произносили «аминь» так, что в мечети был слышен гул (громкий голос)». Но это предание не может служить доказательством необходимости произнесения и «джамаатом» «аминь» вслух, так как оно не восходит прямо к Пророку (с.а.в.), т.е. не является «марфуг». Да, до нас дошли хадисы, в которых говорится о произнесении Пророком (с.а.в.) «аминь» вслух. Но ни в одном из них не говорится о произнесении и «джамаатом» (сахабами, совершавшими намаз вместе с Пророком (с.а.в.)) «аминь» вслух. Известно и то, что слово «аминь» является мольбой-ду’а, а мольба- ду’а как правило произносится про себя. Ибо Всевышний говорит в Священном Коране «Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне» [3].

Вышеприведенные высказывания являются прямыми, без каких-либо комментариев словами Альбани. Согласно его мнению, нет достоверных («сахих») хадисов Пророка (с.а.в.) доказывающих, что сахабы вместе с Пророком (с.а.в.) произносили «аминь» вслух.

В риваяте переданном от Атаа говорится:

وقال عطاء : أدركت مائتين من الصحابة في هذا المسجد إذا قال الإمام : ولا الضالين سمعت لهم رجة آمين

« «В этой мечети я видел около двухсот сахабов. Когда имам произносил «аминь», я слышал гул произнесения и сахабами «аминь». Насруддин Альбани охарактеризовал его в качестве «слабого» (даиф) [4].

Имея в виду, что ни в одном из хадисов Пророка (с.а.в.) открыто не указывается произносить «аминь» вслух, поясним почему ученые-богословы ханафитского мазхаба толкуя хадисы заключили, что только Пророк (с.а.в.) когда предстоял в качестве имама на намазе произносил «аминь» вслух.

1. Возможно что, только те сахабы, которые во время намаза стояли ближе к Пророку (с.а.в.) и имели возможность слышать его произнесение «аминь», в последующем и передали высказывания, гласящие, что Пророк (с.а.в.) произносил «аминь» вслух. Но то, что могут услышать только стоящие по близости, не может быть растолковано в качестве «произнесения вслух», подобно чтению вслух Корана во время намаза. Так как в некоторых случаях даже произнесённое шепотом может быть услышано находившимися по близости. В книге «Дурруль-мухтар» сказано: «Если произнесенное может быть услышано только одним или двумя, то это не считается произнесенным вслух» [5]. То есть, если произнесенное Пророком (с.а.в.) было услышано только несколькими находившимися поблизости, это не будет означать, что он произнес это вслух. Не существует ни одного «сахих» (достоверного) хадиса, в котором говорилось бы о произнесении Пророком (с.а.в.) «аминь» во всеуслышание, или как было передано выше со слов Насруддина Альбани, не существует ни одного «сахих» (достоверного) хадиса, в котором говорилось бы о произнесении «аминь» вслух сахабами, совершавшими намаз за Пророком (с.а.в.). К тому же Альбани охарактеризовал переданный Абу Хурайрой (р.а.) и приведенный ниже хадис из свода хадисов Абу Дауда как «слабый» (даиф):

عن أبي هريرة قال ترك الناس التأمين وكان رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا قال (غير المغضوب عليهم ولا الضالين) قال آمين حتى يسمعها أهل الصف الأول فيرتج بها المسجد .

«Люди перестали произносить «аминь», хотя Пророк (с.а.в.) произносил «аминь» после «Гайри-л-магдуби ‘алайхим ва ла-д-даллийн». Стоявшие в передних рядах слышали это …. (и в мечети стоял гул от произнесения сахабами «аминь») [6].

Следовательно, этот риваят не может быть доказательством произнесения «джамаатом» ду’а «аминь» вслух. Этот хадис не достоверный.

2. Возможно Пророк (с.а.в.) произносил «аминь» вслух до определенного времени, чтобы научить мусульман произносить ду’а «аминь» после суры «Фатиха». Например, с целью научить других мусульман Омар ибн Хаттаб (р.а.) мольбу-ду’а «Субханака», а Абу Хурайра (р.а.) «Аузу би-ль-Ляхи мина ш-шайтани р-раджим» иногда произносили вслух [7].

عن أبي سكن حجر بن عنبس الثقفي قال : سمعت وائل بن حجر الحضرمي يقول: « رأيت رسول الله صلى الله عليه وسلم حين فرغ من الصلاة حتى رأيت خده من هذا الجانب ومن هذا الجانب وقرأ (غير المغضوب عليهم ولا الضالين) فقال : » آمين « يمد بها صوته ما أراه إلا يعلمنا »

Было передано от Абу Сакана Худжра ибн Ганбаса ас-Сакафи: «Я слышал, что Уайл ибн Худжра аль-Хадрами сказал: «Я увидел Пророка (с.в.в.) после молитвы. Он, после «Гайри-л-магдуби ‘алайхим ва ла-д-даллийн», произнес «аминь» несколько растянув его. По-моему, он сделал так только с целью научить нас» [8]. Все передатчики данного хадиса являются «надежными». Только Яхия ибн Салама, согласно мнению некоторых ученых, был охарактеризован как «ненадежный», хотя такие известные ученые как Хаким, ибн Хиббан, охарактеризовали его в качестве «надежного». Как видно, передавший этот хадис Уайл ибн Худжр, объясняет причину того, почему Пророк (с.а.в.) после суры «Фатиха» произнес «аминь» вслух, его намерением научить сахабов произносить «аминь» после чтения суры «Фатиха» в намазе. Если мы учтем тот факт, что большинство хадисов сообщающих нам о том, что Посланник Аллаха (с.а.в.) произосил «аминь» вслух, дошли до нас именно от Уайл ибн Худжра, то можно увидеть насколько обоснованы мнения ученых ханафитского мазхаба относительно того, что Пророк (с.а.в.) произносил «аминь» вслух в целях обучения сахабов.

Если Пророк (с.а.в.) постоянно произносил бы «аминь» вслух, то такие известные и близкие к Посланнику Аллаха (с.а.в.) сахабы, как Омар ибн Хаттаб (р.а.), Али ибн Абу Талиб (р.а.), Ибн Масуд (р.а.) не стали бы произносить «аминь» про себя.

Абу Саид передал нам следующее: «Ни Омар ибн Хаттаб, ни Али ибн Абу Талиб не произносили «Бисмиллахир-рахманир-рахим» и «аминь» вслух». Все «равии» передавшие этот хадис, считаются надежными. Но только Абу Саид аль-Баккал считался «мудаллисом», однако и он был охарактеризован как «надежный». А риваяты переданные «надежными мудаллисами» согласно мнению многих ученых- хадисоведов, например согласно мнению Ибн Хаджара, оцениваются как «правильные».

У ученых ханафитского и маликитского мазхабов есть еще множество других доказательств относительно предпочтительности произнесения «аминь» про себя. Но в связи с ограниченностью объемов статьи мы вынуждены ограничиться приведенными выше доказательствами.

Примечание:

В настоящее время среди мусульман Казахстана довольно часто происходят споры на тему, как предпочтительней произносить «аминь» после суры «Фатиха», вслух или же про себя? Прежде всего не следует забывать о том, что ученые-богословы четырех мазхабов по-разному толковали Сунну Пророка (с.а.в.) касающейся произнесения «аминь». Так, ученые-богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов пришли к выводу о предпочтительности (т.е. о соответствии Сунне) произнесения «аминь» вслух, а ученые-богословы ханафитского и маликитского мазхабов заключили о предпочтительности (т.е. о соответствии Сунне) произнесения «аминь» про себя. У каждого из мазхабов есть свои аргументы и доказательства, вытекающие из шариата, точнее из толкования соответствующих хадисов. Следовательно, когда мы приводили аргументы ученых-богословов ханафитского мазхаба, мы не ставили перед собой цели опровержения аргументов других мазхабов, утверждающих о соответствии Сунне произнесения «аминь» вслух. Нашей единственной целью было показать, что мнение ученых-богословов ханафитского мазхаба о желательности произнесении «аминь» про себя не является чем-то необоснованным или тем более «нововведением» (бид’ат), а наоборот основано на веских аргументах и доказательствах, вытекающих из толкования соответствующих хадисов.

Откровенно говоря, тема касательно метода произнесения «аминь» не является столь первостепенной и основополагающей в Исламе, чтобы на ней зацикливать свое внимание, «ломать копья», сеять семена непонимания и еще хуже, раздора между братьями по вере. А то, что на самом деле является важным, так это искреннее произнесение ду’а «аминь» после суры «Фатиха» и, чтобы это искреннее произнесение совпало с произнесением его ангелами, дабы были прощены наши прошлые грехи. В целях сохранения единства мусульманской общины, а также, чтобы не вызывать у мусульман, только начавших изучать основы Ислама и совершать намаз, смятение, и вследствие того, что мусульмане Казахстана веками придерживались ханафитского мазхаба, всем мусульманам Казахстана вне зависимости от мазхаба было бы правильным произносить «аминь» про себя.

Произнесение слова «аминь» после суры «Фатиха» является Сунной, а метод произнесения «аминь» вслух или же про себя, является толкованием, пониманием Сунны. Однако установление и сохранение единства и сплоченности мусульманской общины Казахстана, да и всей исламской уммы, является одной из наиважнейших обязанностей («фард») каждого верующего. Следовательно, непозволительно нарушать единство общины последнего Посланника Всевышнего (с.а.в.) ради утверждения определенного толкования Сунны.

[1] Бухари/1-108. Хадис привел Абу Хурайра.

[2] Мухаддис Зафар Ахмад, Илаус-сунан, 2-й том, стр.231

[3] Мухаммад Насруд-дин Альбани, «Тамам-уль минна фит-талик ала фикх-ус-сунна», Мактабат-уль-Исламия, Дарур-райа лин-нашр, 1988 г., 2-ое издание, стр.177

[4] Мухаммад Насруддин Албани, Тамамул-минна фит-та’лик ала фикхус-сунна, 177-стр, Мактабатул-исламия, «Дарур-райа лин-нашр», 2-издание, 1988 г.

[5] Мухаддис Зафар Ахмад. «Илаус-сунан», 2-й том, 247 стр

[6] Мухаммад Насруддин Албани, Сахих уа даиф Ибн Маджа.

[7] Мухаддис Зафар Ахмад, Илаус-сунан, 2-том, 240-стр.

[8] Мухаддис Зафар Ахмад, Илаус-сунан, 2-том, 237-стр

 

Истоник:  muslim.kz