В. Каков статус праздничных молитв?
О. Они обязательны (ваджиб) для всех тех, кому обязательно читать пятничную молитву.
В. Когда читаются праздничные молитвы?
О. С момента восхода солнца над горизонтом на высоту одного копья до зенита, но в праздник жертвоприношения (Курбан Байрам) желательно читать молитву пораньше и читать попозже в праздник разговения (Ураза Байрам).
В. Что традиционно делается в праздничные дни?
О. В праздник разговения и жертвоприношения желательно почистить зубы, помыться, умаститься благовониями, надеть лучшую одежду. А если это праздничный день разговения, то поесть сухой финик, поесть что-нибудь сладкое, дать подаяние (садака аль-фитр) перед выходом из дома в мечеть, а если праздничный день жертвоприношения, то желательно не есть до прочтения молитвы и жертвоприношения после нее. Есть надо свое жертвоприношение.
В. Надо ли произносить такбиры по пути на праздничные молитвы?
О. По пути на праздничную молитву в день жертвоприношения надо произносить такбиры вслух, а в день разговения, Абу-Ханифа считает, что не надо делать такбиры, а его ученики считают, что надо.
В. Как надо, по Сунне, ходить в мечеть на праздничные молитвы?
О. Желательно возвращаться не той дорогой, которой ходим на молитву.
В. Читаются ли дополнительные молитвы перед праздничной?
О. Дополнительные молитвы не читаются ни перед, ни после праздничной.
В. Как читаются праздничные молитвы?
О. Имам вместе с людьми выходят на открытую местность и читают молитву из двух ракаатов: сначала имам произносит такбир (как во всех молитвах), потом читается восхваление, потом делаются три такбира вслух, с поднятием рук до ушей, затем имам про себя читает ат-тагауз и бисмиля, затем читает суру Аль-Фатиха и еще одну суру вслух.Затем заканчивает этот первый ракаат, как в любой другой молитве. После того как встанет на второй ракаат, он говорит бисмиля про себя, затем читает суру Аль-Фатиха и еще одну суру вслух, потом делает три такбира вслух, поднимая руки до ушей после каждого такбира, затем в четвертый раз произносится такбир и делается руку. Молитва завершается также, как и все остальные.
В. Куда ставятся руки между такбирами?
О. Между всеми добавочными такбирами (кроме третьего в первом ракаате) руки опускаются по швам, в остальных случаях – ниже пупка. Следующие за имамом повторяют все его действия, кроме ат-тагауза, бисмиля и чтения Корана, а такбиры говорят про себя.
В. Произносится ли худба (проповедь) в праздничных молитвах?
О. Да, является Сунной после праздничных молитв произносить проповедь, в которой имам учит, что делать в праздничные дни.
В. Должны ли присутствующие слушать худбу?
О. Да, это ваджиб, как в пятничную, так и в праздничные молитвы.
В. Нужно ли выполнять праздничную молитву, если опоздал на нее?
О. Нет, не нужно.
В. Если накануне праздной молитвы видели молодой месяц, то когда читать праздничную молитву?
О. Читается на следующий день.
В. Если случилось что-то, препятствующее людям читать праздничную молитву на второй день праздника, то когда ее читать?
О. После истечения двух дней с начала праздника молитва не читается.
В. А если в праздник жертвоприношения по веской причине не читалась молитва, то когда ее читать?
О. Читается на следующий день или через день, а потом уже не читается.
В. Что такое такбир ат-ташрик?
О. Это произнесение слов «Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха илля Ллаху ва Ллаху акбар, Аллаху акбар ва лиЛлахи альхамду» после каждой предписанной молитвы в праздничные дни.
В. Когда говорятся такие такбиры?
О. Начинаются после молитвы аль-фаджр в день Арафа и заканчиваются после молитвы аль-аср в день жертвоприношения, так считает Абу-Ханифа. Его ученики считали, что заканчиваются после молитвы аль-аср последнего дня ат-ташрика (второй день после дня Арафа).
В. Эти такбиры произносят вслух.
О. Да, все, кроме женщин.
В. Если имам забыл произнести эти такбиры, надо ли стоящим за ним произносить их?
О. Да, надо.
В. Каково место этих такбиров в Шариате?
О. Это ваджиб для каждого, кто прочитал предписанную молитву или пятничную молитву, и выполняются они сразу после саляма в праздничные дни.
«Ат-тасхил ад-дурури ли-масаил аль-кудури» Мухаммад Ашик аль Барни