بسم الله، والحمد لله، والصلاة والسلام على رسول الله وعلى آله وصحبه ومن اهتدى بهداه
Каждый посещающий пятничные намазы наверное видел «особенную» категорию людей, которые демонстративно не совершают четыре ракаата сунны как до хутбы, так и после. Некоторые из них делают так лишь потому, что искренне полагают о незаконности данных намазов, якобы нет хадисов на этот счет итд.
С позволения Аллаха, хотелось бы привести некоторые из хадисов, чтобы показать не состоятельность этого мнения, ведь чтение сунны как до, так и после фарза по двум мазхабам, как ханафитский и шафиитский, а так же согласно одному из мнений в ханбалитском мазхабе — является важной сунной. И хотя в маликитском мазхабе, до предписанной части пятничной молитвы и нет сунны, но допускается совершение нафиль намазов.
Те, кто придерживается мнения, что существует сунна, которая совершается до пятничной молитвы, указывают на то, что пятничная молитва совершается вместо полуденной молитвы. По этой причине пятничная молитва совершается точно также как и полуденная молитва, кроме тех особенностей, которые утверждены определенными доказательствами шариата, таких как двойной призыв к молитве, чтение хутбы, совершение двух ракаатов, вместо четырех.
Хотя имам аль-Бухари, в своем сборнике хадисов, приводит раздел под названием «Совершение сунны до и после пятничной молитвы», он ограничивается тем, что приводит хадис, касающийся лишь сунны, совершаемой после пятничной молитвы, но не приводит хадис, касающийся сунны, совершаемой до пятничной молитвы. Вместо этого имам аль-Бухари указывает на сунну, совершаемую до и после полуденной молитвы.
Суть этого состоит в том, что имам аль-Бухари проводит аналогию, пятничной молитвы с полуденной молитвой. То есть, до и после пятничной молитвы так же существует сунна, подобно сунне, совершаемой до и после полуденной молитвы. (Бадруддин Абу Мухаммад Махмуд ибн Ахмад ал-‘айни, ‘умдатул-Каари шарху Сахихил-Бухари, 5-том, 126-бет. «Дарул-фикр» Бейрут, 2005 г.)
И так:
عن ابن مسعود قال كان النبى ﷺ يصلى قبل الجمعة اربعًا وبعدها اربعًا (ترمذى ج١ ص٦٩
‘Абдуллах ибн Мас‘уд (радиаллаху ‘анху) рассказывает: «Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) читал четыре ракаата перед джума намазом и четыре ракаата после него». (Тирмизи т.1, стр. 29).
В другом хадисе сказано:
اذا صلٰى احدكم الجمعة فليصل بعد ها اربعًا (مسلم ج١ ص٢٨٨
«Когда из вас кто-нибудь прочитает джума намаз, то пусть читает четыре ракаата после него». (Муслим т.1, стр. 288).
В риваяте Абу Дауда со слов ‘Абдуллы ибн Мас‘уда (радиаллаху ‘анху) передаётся, что после намаза джума надо читать шесть ракаатов, четыре с одним салямом и два с одним салямом.
В некоторых хадисах упомянуто, что надо читать два ракаата приветствия мечети перед хутбой джума. Но это не является ни ваджибом, ни суннатом, а мустахабом. И причина этого ясна, что если приветствие мечети в обычном времени не является ваджибом или суннатом, то как оно может стать ваджибом или суннатом именно в это время. (См.: «Намаз Посланника Аллаха ﷺ»).
عن جبلةَ بن سحيم عن عبد الله بن عمر رضى الله عنهما: أنه كان يصلّي قبلَ الجمعةِ أربعًا لا يفصلُ بينهنَّ بسلامٍ, ثم بعد الجمعةِ ركعتينِ ثم أربعًا. رواه الطحاوي في باب التطوّع بالليل والنهار كيف هو, وإسنادهُ صحيح. شرح معاني الآثار: 1\335.
Передают, что Джабаля ибн Сухейм рассказывал: «Абдуллах ибн Умар (радиаллаху ‘анхума) обычно совершал молитву в четыре ракаата до пятничной молитвы. После пятничной молитвы он совершал сначала два ракаата, а затем еще четыре ракаата». Цепочка этого хадиса является достоверной. (ат-Тахави «Шарх маани аль-асар» 1/335).
عن أبي عبد الرحمن السلمي قال: كان عبد الله رضى الله عنه يأمرنا أن نصلي قبلَ الجمعةِ أربعًا, وبعدها أربعًا. رواه عبد الرزاق, وإسنادهُ صحيح. مصنف عبد الرزاق: 3\247 (5525), ورواه الطبراني في المعجم الكبير: 9\310 (9551-9552)
Передают, что Абу Абдуррахман ас-Сальми рассказывал: «Абдуллах ибн Умар (радиаллаху ‘анхума), велел нам совершать молитву в четыре ракаата до пятничной молитвы и после нее». Цепочка этого хадиса является достоверной. (Абдур-Раззак «Мусаннаф» 3/247, 5525 и ат-Табарани «аль-Муджам аль-кабир» 9/310, 9551-9552).
عَنْ اَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم : اِذَا صَلَّيْتُمْ بَعْدَ الْجُمُعَةِ فَصَلُّوا اَرْبَعًا، فَإِنْ عَجِلَ بِكَ شَيْءٌ فَصَلِّ رَكْعَتَيْنِ فِي الْمَسْجِدِ وَ رَكْعَتَيْنِ اِذَا رَجَعْتَ
Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) передает, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Совершайте четыре ракаата после предписанной молитвы джума. Если же вы спешите, то совершите два ракаата в мечети, и два ракаата вернувшись домой». (Муслим, Ахмад).
عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ : كَانَ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم يَرْكَعُ قَبْلَ الْجُمُعَةِ اَرْبَعًا لَا يَفْصِلُ فِي شَيْءٍ مِنْهُنَّ
Ибн Аббас (радиаллаху ‘анху) передает, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) совершал до предписанной молитвы джума четыре ракаата добровольной молитвы и не разделял их салямом (читал четыре ракаата непрерывно, не давая салям после второго ракаата). (Ибн Маджа)
Такой же хадис передается от Али (радиаллаху ‘анху) таким же текстом.
В «Энциклопедия норм и правил Ислама» говорится, что самое малое количество ракаатов намаза, совершаемого после джума, должно быть 2, ибо «Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) всегда после намаза джума совершал 2 ракаата намаза нафиль». (Муслим, Джумуа, 72; Бухари, Джумуа, 39; Тирмизи, Джумуа, 24).
Но самое большое количество ракаатов – 6, так как ибн Умар (радиаллаху ‘анхума) говорил: «Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) после намаза джума совершал 6 ракаатов намаза». (Тирмизи, аз-Зухайли, 2/306).
Тем не менее, Ханафиты берут слова и деяния Абдуллаха ибн Мас‘уда (радиаллаху ‘анху), который сказал, что: «Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) читал четыре ракаата перед джума намазом и четыре ракаата после него», и именно такое исполнения является сунной.
Тому, что на джума совершается 10 ракаатов (4 сунны 2 фарза и 4 сунны), есть и другое объяснение. Каждый человек знает, что зухр намаз состоит из 4 ракаатов, а джума – из 2. И тому, кто прочитал джума, зухр уже читать не надо. Явно, что по сравнению с зухром на 2 ракаата стало меньше. Следовательно, хутба джума стала фарзом, как возмещение 2 ракаатов.
‘Умар ибн аль-Хаттаб (радиаллаху ‘анху), говорил:
الخطبة موضع الركعتين
«Хутба замещает два ракаата». («Мусаннаф ‘Абдурраззак» т.3, стр. 237).
Иначе говоря, Всевышний Аллах разделил 4 ракаата зухра в день джума на хутбу и 2 ракаата. Поэтому, если мы совершим 4 ракаата сунны, 2 фарза и 4 сунны, то получится 10 ракаатов как и зухр намаз, который мы читаем каждый день в 10 ракатов (4 сунны, 4 фарза и 2 сунны), в итоге, на джума также читаем 10 ракаатов как и в зухре (полуденной молитвы), на что указывал имам аль-Бухари.
Итак, нам стало ясно, что совершение четырех ракаатов сунны как до, так и после фарза джума, являются на самом деле сунной, и будет неправильным называть действия человека, совершающего четыре ракаата сунны, согласно ханафитскому и шафиитскому мазхабам, или же два ракаата сунны, согласно другим двум мазхабам — нововведением, как утверждают некоторые личности.
Что касается последовательности, то четыре ракаата сунны совершается после первого азана, затем произносится второй азан, хатыб читает хутбу, затем совершается два ракаата фарза и после фарза джума, четыре ракаата сунны.
А Аллах знает лучше.
حديث الحنفي