Хвала Аллаху, сделавшему нас из уммы Мухаммада. Пусть будет мир и благословение Печати всех посланников Мухаммаду, его семье, сподвижникам и всем тем, кто следует его путём, вплоть до Судного дня.
Наш любимый Пророк сказал: «Самое лучшее из дел — это любовь ради Аллаха и ненависть ради Аллаха» (Абу Дауд, 4599; Ахмад, аль-Муснад, 5/146).
Что же это за чувство – любовь? Многие произносят это слово по отношению к всевозможным объектам, таким как жена, дети, родители или богатству, вещам. Но поверьте, многие из них не испытывали этого чувства. Люди исказили смысл многих слов. Под словом «любовь» многие понимают секс. Также есть те, кто путает любовь с привязанностью. Эти два состояния кажутся одинаковыми, но это не так. Скорее, они противоположны – даже ненависть больше похожа на любовь, чем привязанность.
Любовь означает готовность раствориться в другом. Если ты действительно любишь, то это означает, что другой стал настолько важен, что ты можешь потерять себя. Любить значит сдаться, сдаться безо всяких условий; если осталось хотя бы одно условие, значит, важен ты, не другой; центром остаешься ты, не другой. А если центром остаешься ты, другой становится только средством. Ты им пользуешься, эксплуатируешь, ищешь в нем удовлетворения, — но целью остаешься ты сам. А любовь говорит: сделай целью другого, а сам растворись. И поэтому люди боятся истинной любви. Ты можешь о ней говорить, но в глубине души ее боишься. Быть может, ты никогда не переживал подобного чувства.
Один из людей так выразил свою искреннюю любовь: «Я не желаю за свою любовь какой-то платы, взаимности или награды. Потому что любовь, которая желает награды и воздаяния, является слабой и непродолжительной».
Потребность в любви так глубока, что человек не может без нее жить. Нужна либо настоящая любовь, либо какой-то заменитель. В начале ты назовешь любовью секс или же страсть, а после привязанность. Ведь все равно, даже поддельная любовь приносит удовольствие. Рано или поздно ты поймешь, что она поддельна; но и тогда ты не поменяешь ее на настоящую — тогда ты поменяешь объект любви. Когда ты чувствуешь: «Любовь не дала обещанного блаженства – наоборот, я только стал более несчастным», — ты чувствуешь себя обманутым и считаешь причиной обмана другого, но не себя. Любовь означает, что другой стал так важен, что ты можешь в нем раствориться; ты доверяешь ему. Но нафс (эго) изобретает ложный заменитель. Вместо любви он дает тебе привязанность, собственничество. Любовь говорит: «пусть другой владеет тобой»; нафс говорит: «владей другим». Любовь говорит: «растворись в другом»; нафс говорит: «пусть другой тебе уступит, заставь его быть твоей собственностью, не давай ему свободы».
Когда лжелюбовь приносит разочарование – а она неизбежно приносит разочарование, потому что это не любовь, — ты мало-помалу начинаешь любить вещи. Например, посмотри на людей, когда они моют свои машины — как они на них смотрят, с каким восторгом! Они влюблены в них! Всевышний Аллах сказал:
«Приукрашена людям страстная любовь: к женщинам и детям и нагроможденным кинтарам [большому количеству] золота и серебра, и меченным [породистым] коням, и скоту, и посевам. Это – удел жизни ближней, а у Аллаха – хорошее (по награде и возвращению) пристанище [Рай]!» (Сура Али Имран, 14)
Но кто же является объектом истинной любви? И каким образом в одном нашем сердце может быть любовь по отношению сразу к нескольким объектам? Ведь кроме истинного Подателя Благ — Аллаха, Создавшего нас из ничего, и Его Посланника Мухаммада , мы любим и многих других. Но как же мы можем любить кого-то наряду с Аллахом? Что же нам делать в таком случае, ведь любовь не зависит от нашей воли? Кроме Творца и Его Посланника мы любим и других пророков (мир им), любим праведников (аулия), больших ученых. Любим отца и мать, и своих детей. Любим спутницу жизни. Любим друзей. Любим свою жизнь и молодость. Наконец, мы любим все красивое и весь этот мир. Как нам не любить это все? Как совместить это с любовью к одному лишь Аллаху?
Да, это очень волнующий вопрос. Знай, что ты не должен отказаться от любви ко всему остальному, а должен любить это все ради Всевышнего и во имя любви к Нему. Верующий должен любить только Аллаха, хотя в своих единоверцах и в творениях мира он видит проявление Божественных качеств.
Говоря вкратце, нужно любить все через любовь к Аллаху, через призму любви к Нему. Например, любить вкусную пищу и прекрасные плоды, помня, что это дар и милость Всевышнего Аллаха, это значит любить Его имена — Милостивый, Дарующий блага. В таком виде данная любовь не будет любовью ради своих страстей, своего нафса, а, скорее, эта любовь будет проявлением благодарности Милостивому Господу и искренней любви к Нему.
Камиль хазрат Самигуллин
Источник: islam-today.ru