Автор: Имам Абдуллах ибн Алави аль-Хаддад
Книга: Наса’их ад-Динийа Валь Васайа аль-Иманийа
Мы уже рассматривали вопрос запрещенного и сомнительного в главе «Аль вара’».
За потаканием прихотям и чрезмерным наполнением желудка кроется множество бед. Среди них — ужесточение сердца, леность тела, его непослушание, отсутствие энергичности при поклонении, снижение способности к восприятию знаний и мудрости, уменьшение сострадания и милосердия по отношению к слабым, нуждающимся братьям и сестрам.
Также существует опасность, что частое переедание и потакание прихотям в еде подталкивает к совершению сомнительного и даже запретного.
Худжат-уль-Ислам Имам аль-Газали, рахимахуллах, сказал:
«Переедание халяля – источник зла, не говоря уже об употреблении харама».
Тот, кто достоин поминания и восхваления (имеется в виду Пророк ), сказал:
«Сын Адама (человек) не наполнял более зловредного сосуда, чем его желудок. Ему достаточно маленьких кусочков еды, чтобы не умереть с голоду. Если же это невозможно, пусть он наполняет треть желудка пищей, треть – питьем и треть – воздухом» (ат-Тирмизи, ан-Наса’и, ибн Маджах, ссылаясь на аль-Микдада, приводят этот хадис).
Также передают, что он, достойный поминаний и восхвалений, сказал:
«Безнравственные из моего народа — это те, которые питаются с роскошью и чьи тела растут на роскоши; и те, кто устремился к разнообразию яств и одеяний; и те, кто стремится быть красноречивым» (ат-Табрани в сборнике «Аль-Кабир» и аль-Байхаки в «Шу’б аль-Иман», ссылаясь на Аби Умаму, приводят этот хадис).
И Пророк сказал:
«Тот, чей желудок остается дольше всего наполненным в этой жизни, будет дольше всего голодным в следующей жизни» (ат-Табрани в аль-Кабире, ссылаясь на Салмана, приводит этот хадис).
Али, каррамаллаху ваджхаху, сказал:
«Тот, кто ценит то, что входит в его желудок, будет оценен не выше того, что выходит из его желудка».
Верующий должен удерживать себя от желаний как средства довольства и наслаждения и отказываться от мирского. Когда он ест, он не должен набивать свой желудок. Нужно ограничивать себя, довольствуясь той халяльной пищей, которая доступна, и не пускаться на поиски более вкусного или того, что по душе.
Если мусульманин нацелен на самую грубую и доступную пищу, в нем больше богобоязненности (таква), он меньше думает о себе, отдаляется от прихотей нафса и в своей добродетельности приближается к праведным предшественникам.
Обычной едой Посланника Аллаха была ячменная каша. Пророк сам замешивал ячмень, затем его готовили без просева (ситом стали пользоваться уже позднее). Он и его семья месяцами питались лишь финиками и водой, и месяцами в доме не зажигался огонь для приготовления пищи.
Верующий должен принимать пищу, следуя этикету, который мы черпаем из Сунны Пророка , приступая к еде с Именем Аллаха и заканчивая благодарностью Ему. Следует есть с намерением поддержать в организме силы для поклонения Всевышнему Аллаху и следовать Сунне