Несоблюдение хотя бы одного из трех главных элементов поста, составляющих его основу, таких как воздержание от еды, питья и интимной близости, нарушает пост.
Начатый и по каким-либо причинам нарушенный день поста должен быть возмещен. Что касается нарушения поста в месяц Рамадан, то, в зависимости от вида нарушения, может одновременно потребоваться «када» (возмещение) и «каффарат» (искупление), или же только возмещение.
Лексическое значение арабского слова «када» – выполнение чего-либо. В терминологии шариата это слово, помимо лексического, имеет значение «возмещение кем-либо не выполненного во время или начатого, но нарушенного поклонения, такого, как намаз, хадж или пост, осуществляемое в другое время».
Лексическим значением слова «каффарат» является «укрытие, стирание». В терминологии шариата это слово означает определенный набор действий, установленных Всевышним Аллахом, к которым прибегает человек с целью заслужить прощение Аллаха за некоторые совершенные грехи и ошибки.
Каффарат (искупление) за пост в Рамадан требуется в том случае, если человек без каких-либо уважительных причин, сознательно и по собственной воле нарушил начатый пост. В случае нарушения других постов вне месяца Рамадан каффарат не требуется.
Каффаратом (искуплением) за пост является освобождение раба, или соблюдение непрерывного поста в течение двух лунных месяцев, или кормление шестидесяти бедняков. Но вместо еды можно выплатить ее стоимость. Наряду с кафаратом необходимо также сделать покаяние и иметь твердое намерение не совершать подобного греха в будущем.
Шестидесятидневный пост, соблюдаемый в качестве каффарата, должен соблюдаться непрерывно, поэтому, если будет пропущен хотя бы один день, этот пост необходимо начать сначала.
За несколько дней поста, нарушенных в одном Рамадане или нарушенных в разные годы, достаточно одного искупления.
Теперь, после того как мы ознакомились со значением понятий «када» и «каффарат», перейдем к рассмотрению того, что нарушает, и того, что не нарушает пост.
Действия, нарушающие пост будут рассмотрены в двух разделах:
первый – это действия, за совершение которых требуется возмещение и искупление;
второй – это действия, за совершение которых требуется только возмещение.
1. Действия, требующие «када» (возмещения) и «каффарат» (искупления):
Сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто нарушит пост месяца Рамадан без уважительной причины, установленной Аллахом, не сможет возместить его, даже если весь год проведет в посте» (Абу Дауд, Сыям, 38).
Действия, входящие в эту категорию можно разделить на две группы:
а) Вступление в интимную связь
Вступление в интимную связь во время поста требует от обеих сторон возмещения и искупления. По этому поводу передается следующий хадис от Абу Хурайры (радыйаллаху ‘анху):
«Однажды мы сидели вместе с Посланником Аллаха, как вдруг к нам подошел один человек и сказал:
— О Посланник Аллаха! Я погиб! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) спросил:
— Что случилось?
— Я вступил с женой в интимную связь во время поста, — ответил тот.
Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) спросил:
— Можешь ли ты держать пост два месяца подряд?
— Нет, — ответил человек.
Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) спросил:
— Можешь ли ты накормить шестьдесят бедняков? Человек снова ответил: — Нет. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) ничего не ответил ему.
Прошло некоторое время, мы обсуждали происшествие, как вдруг вышел Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) с корзинкой, полной фиников, и спросил:
— Где тот человек, который спрашивал меня?
Человек сказал:
— Я здесь.
Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) сказал ему:
— Возьми это и раздай как садака.
В ответ человек сказал:
— О Посланник Аллаха! Разве есть кто-то беднее меня? Клянусь Аллахом, в долине Медины нет более бедной семьи, чем моя.
В ответ на это Посланник Аллаха рассмеялся, так, что стали видны его зубы, а затем сказал:
— Тогда возьми финики и угости ими свою семью. (Бухари, Саум, 30; Хиба, 20; Нафака, 13, Каффарат, 2-4; Муслим, Сыйам, 81; Абу Дауд, Тахара, 123, Саум, 37; Тирмизи, Саум, 23).
Все мазхабы единодушны в отношении того, что интимная связь нарушает пост и требует как возмещения, так и искупления. Доказательством для всех служит этот хадис. В вопросе каффарата не существует другого доказательства, кроме этого хадиса.
б) Употребление пищи или того, что к ней относится.
К этой категории относится употребление пищи, питья, всех видов алкогольных напитков и наркотиков. Понятие «пища» включает в себя все виды продуктов питания, как готовых к употреблению, так и сырых; все виды сырого или сушеного мяса и мясную продукцию; все виды овощей и фруктов, а также зерновых, и те продукты, которые получены путем их переработки.
По мазхабу Ханафи, человек, нарушивший пост, употребив пищу или питье, подобен тому человеку, который нарушил свой пост, вступив в интимную связь.
2. Действия, требующие только «када» (возмещения).
Нижеперечисленные действия нарушают пост, требуя при этом только возмещения и не требуя искупления:
а) Употребление еды или питья по ошибке.
б) Сознательное проглатывание бумаги, ваты и им подобных предметов. Проглатывание данных предметов хоть и имеет внешнее сходство с приемом пищи, но при этом не имеет цели насыщения, поэтому в данной ситуации каффарат не требуется.
в) Проглатывание воды при полоскании носа или лекарства, положенного в дупло зуба.
г) Проглатывание больших частиц еды, оставшихся между зубами (большой считается частица размером с горошину).
д) Проглатывание чего-либо размером с пшеничное зернышко, попавшего в рот извне.
е) Прием пищи утром, полагая, что время сахура еще не прошло, или вечером, полагая, что время ифтара уже пришло. В данном случае речь идет о приеме пищи по ошибке.
ж) Нарушение поста по принуждению.
Islam-Today