Чтобы максимизировать наше время и исполнять ибадат с легкостью, нам следует постараться следовать определенному режиму дня или расписанию.
1. Нужно проснуться на сухур, так как это является Сунной нашего Посланника (салляллаху алейхи уа саллям). Он сообщил нам, что еда в сухур полна бараката. «Ешьте перед рассветом, ибо в сухуре благодать» (Бухари, Муслим). Нам следует выделить время для сухура так, чтобы мы смогли выполнить как минимум 4-8 ракаатов тахаджуда вместе с дуа в течение 15 минут или более. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал, что дуа во тьме ночи (после тахаджуда) охотно принимается Аллахом. (Тирмизи)
2. Рано проснуться, совершить тахаджуд и делать дуа перед сухуром является идеальным для совершения тахаджуда с сухуром. Каждый член семьи должен проснуться и исполнять ибадат в темноте и уединении своих комнат. Проливайте слезы и просите Аллаха Та’аля удовлетворить ваши нужды — так же, как маленький ребенок плачет и получает то, что он просит. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) побуждал своих последователей плакать при совершении дуа.
Плач и рыдание притягивают милость. Так же, как мать, видящая своего ребенка плачущим, не устоит от вида плачущего ребенка и будет мягко обращаться с ним, аналогично, когда человек льет слезы, взывая к своему Господу, Милость Господа окружит его.
3. После тахаджуда и сухура мы должны исполнить наш фаджр-намаз коллективно. Женщины также должны совершить их обязательный намаз.
4. После фаджра займитесь ибадатом и вслед за тем, через 15-20 минут после восхода Солнца, совершите 4 ракаата ишрак.
5. До заваля совершите духа-намаз. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «(Каждый день) с наступлением утра каждому из вас следует давать садаку столько раз, сколько есть (в его теле) суставов. Каждое произнесение слов «Слава Аллаху» (Субхана-Ллах) есть садака, и каждое произнесение слов «Хвала Аллаху» (Аль-хамду ли-Ллах) есть садака, и каждое произнесение слов «Нет бога, кроме Аллаха» (Ля илаха илля-Ллах) есть садака, и каждое произнесение слов «Аллах Велик» (Аллаху Акбар) есть садака, и побуждение к одобряемому есть садака и удержание от порицаемого есть садака, но всё это заменяют собой два ракаата (добровольной дополнительной молитвы) утром (ад-духа)» (Муслим).
6. Совершите зухр коллективно. Если возможно, займитесь ибадатом некоторое время и немного отдохните с намерением кайлула — сунны любимого нами Пророка (салляллаху алейхи уа саллям).
7. Совершите аср. Время между аср и магрибом очень ценно, особенно для дуа. Нам нужно приложить усилия, чтобы совершить наш аср коллективно и затем остаться в мечети до магриба. К сожалению, шайтан и нафс настолько сбили нас с толку, что многие из нас не могут это сделать без еды в мечети во время ифтара. Мои дорогие друзья, нам следует постараться изменить наши привычки и помнить об ахирате. Шайтан и нафс уведут нас домой за едой, которая должна занимать всего несколько минут, и не позволит нам прийти в мечеть ровно перед магрибом. Это лучшая часть дня, которую мы не ценим только из-за нашего желания поесть. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Есть три группы людей, чье дуа не отвергается: постящийся, пока не прервет свой пост…» (Ахмад)
Если Аллах пообещал через Своего Пророка (салляллаху алейхи уа саллям), нет сомнения в принятии таких дуа. Несмотря на это, мы видим некоторых людей, чьи мольбы остаются неотвеченными. Это не означает, что их мольбы отвергнуты. Это милость Аллаха по отношению к нам, что если то, о чем мы его просим, на благо нам, Он дарует это, иначе — нет. Другой момент, о котором следует помнить, это то, что есть определенные условия, при отсутствии которых мольбы могут быть отвергнуты. Среди них — халяль-еда и сосредоточенность, внимание в дуа. Если наши сердца и умы не присутствуют в наших дуа, то они могут остаться без ответа. Мои дорогие друзья, нам нужно сделать привычкой ношение с собой нескольких фиников во время аср. После аср нам следут заняться зикром, тилаватом, тасбихом и т.д. вплоть до того момента, когда останется 15-20 минут до магриба. Далее следует поднять наши руки в дуа и делать его вплоть до азана. Ведя себя таким образом, каждый будет поглощен своим ибадатом, и мы обнаружим, что если кто-то заплачет, то и другие станут склонны сделать то же. Поэтому цените это время между аср и магрибом и не тратьте его на беспокойства о еде. Праведные люди таковы, что даже золото и серебро, не говоря уже о еде, не отвлекут их. Ничто не влияет на их сосредоточенность в их дуа, в то время как мы не смогли бы сосредоточиться, если б перед нами поставили даже маленький кусочек еды. Я бы также попросил моих сестер не проводить время между аср и магрибом на кухне.
8. После совершения магриба, нам следует совершить 6 ракаатов аввабин после 2 ракаатов сунны и 2 ракаатов нафль. Однако, если кто-то не чувствует склонности к совершению этого, некоторые алимы сказали, что 2 ракаата сунны и 2 ракаата нафль магриба могут также стать частью 6 ракаатов аввабин. Поэтому совершение только двух ракаатов после сунны и нафль магриба будет достаточным.
9. В зимние месяцы в Великобритании между магрибом и иша есть много времени. После приема пищи нам следует сесть вместе со всеми домочадцами и хотя бы 15 минут читать «Ценности Рамадана» шейхуль-хадис мауланы Мухаммада Закарийи, после чего заняться тилаватом, в котором бы участвовали все члены семьи. Это создаст хорошую атмосферу и обстановку в наших домах и в к тому же Рамадан пройдет радостно с изобилием бараката в доме, иншааллах.
10. После этого вернитесь в мечеть и займитесь ибадатом. Большое внимание уделите тому, чтобы не заниматься никакими мирскими беседами. Очень грустно и печально видеть людей, теряющих свое время в бесполезных разговорах в мечети даже в течение месяца Рамадан. Постарайтесь, смирите себя и займитесь ибадатом вплоть до иша. Сестрам следует обратить внимание, что 20 ракаатов таравиха являются сунной муаккада и для них тоже. Они должны совершить таравих после иша.
11. После таравиха идите сразу домой. Не слоняйтесь без дела за пределами мечети, растрачивая драгоценное время. Дома займитесь ибадатом до отхода ко сну. Спите с намерением проснуться на тахаджуд и сухур.
12. Помимо перечисленного выше, мы знаем, что в Рамадан всегда есть различные мероприятия, проводимые алимами в мечетях. Они — для нашей собственой пользы. Многие из нас погрязли в грехах, и в течение этого месяца наши сердца смягчаются и более чувствительны. Слушая мудрые слова наших алимов, мы увеличиваем шансы на претворение в жизнь добрых дел. Хотя месяц Рамадан — исключительно для ибадата, нам следует постараться посетить и мероприятия, проводимые в мечети, поскольку слушая эти лекции, иншаллах, в наших жизнях произойдут изменения к лучшему. Наши сердца полны грехов и чернеют от них, а слушая эти лекции и сидя в компании алимов и набожных людей, в наших сердцах определенно произойдут изменения, иншааллах.
Милость Аллаха — в изобилии в течение всего года, особенно в этот месяц. Нам следует стремиться в наших сердцах к этой Милости, поскольку мы нуждаемся в милости, благословении и прощении от Аллаха. Мы грешны, и в этот месяц мы хотим завоевать Внимание Аллаха, чтобы мы смогли стать Его Возлюбленными Рабами. Если мы будем страстно стремиться к совершению добрых дел, тогда, иншаллах, этот месяц станет месяцем великого благословения для нас.
ЗАМЕЧАНИЕ: Каждому следует отдыхать, чтобы сохранить силы для обязательного ибадата. Нет смысла заниматься нафль-ибадатом, не получая отдыха, что вызовет появление усталости и лени во время обязательного намаза и т.д. Поэтому каждому человеку следует выделить удобное ему время для отдыха и включить его в установленное выше расписание.
Да примет Аллах наши старания и сделает каждый миг этого месяца средством получения Его Милости, Благословения и Прощения! Да дарует Он нам всем место в джаннате! Аминь.
Шейх Мухаммад Салим Зорат,
Islamic Da’wah Academy (Англия)
Перевод: AskImam.ru