Рамадан — девятый месяц по исламскому календарю и самый священный и заветный из всех месяцев. Именно в этот священный месяц, в ночь Кадр (Ночь Предопределения), весь Коран — таким, каким мы видим его сегодня, — был перенесен с Ляухи-Махфуз (Хранимых Скрижалей) на наше мирское небо, и оттуда был постепенно, в соответствии с потребностями времени, за 23 года сообщен Пророку Мухаммаду (с.а.с.). Соответственно нет никаких противоречий в следующих утверждениях, распространенных среди мусульман:
1) Коран ниспосылался Мухаммаду (с.а.с.) в течение 23 лет.
2) Коран был ниспослан в Рамадан.
3) Коран был ниспослан в Ночь Кадр (Ночь Предопределения).
Так как Коран был ниспослан в месяц Рамадан, безусловно было уместным, чтобы этот Священный месяц был предназначен для очищения души и обогащения разума. Полное воздержание от еды и питья и полное отстранение от плотских утех от рассвета до заката в течение всего месяца Рамадан несомненно имеет необычайное очищающее воздействие и на душу, и на тело и возносит человека на такие духовные высоты, на которых все внимание и концентрация человека становятся сосредоточенными на исполнении Воли Аллаха и отвержении эгоистичного зова своего «Я».
Разве может кто-то отрицать изменения, происходящие в человеке в психологическом плане, и огромные познания, получаемые в течение Рамадана от произнесения тридцатой части Корана ежедневно в ночных молитвах Таравих и в свободное время в течение дня?
Говоря об обязательном посте в Священный месяц Рамадан, Коран завершает аят двумя простыми, но в то же время всеобъемлющими арабскими словами: «Ля’аллякум таттакуун», что значит «быть может, вы устрашитесь (Аллаха)». Эти слова выражают основной замысел поста и указывают причину, по которой Всемогущий Милосердный Аллах возложил пост на своих покорных людей.
Если глубоко вдуматься, станет очевидно, что Страх перед Аллахом — важная движущая сила, стимулирующая человека исполнять предписанные ему приказы Аллаха. Чем больше страх появления, в конечном счете, перед Высшим Судом Аллаха, применяемый по отношению к делам в этом мире, тем сильнее порыв к исполнению обязательств, возложенных на человека Всемогущим Аллахом.
Пост предписан для развития этого Страха перед Аллахом и неотступного осознания Его Вездесущности и Всеведения (т.е. Хазир или Назир хона). Но каким образом они развиваются? Конечно, это требует пояснений.
Человеку дарованы свободная воля выбора и независимый разум. Человек презирает приказы и питает отвращение к вмешательству извне. Он делает то, что пожелает, и выбирает то, что ему нравится. Он кушает тогда, когда пожелает, и пьет тогда, когда хочет. Но истинный верующий растворяет свою свободную волю и прогоняет своевольный разум в послушании приказам Аллаха лишь для получения бесконечных наслаждений от Аллаха в Следующей жизни.
Теперь давайте рассмотрим, как пост помогает развить указанное выше поведение послушания Воле Аллаха и непослушания зову сатаны и нашего внутреннего «Я».
Каждую ночь вплоть до рассвета в ушах каждого верующего звучит приказ Аллаха: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи». Происходит стремительная перемена. Раб сатаны и своего «Я» стал послушным рабом и благочестивым слугой Аллаха. Вплоть до заката Солнца верующий отставляет в сторону голод, жажду и половое влечение. Он решает ни есть, ни пить, ни вступать в интимную близость несмотря на свой жгущий голод, обжигающую жажду и непреодолимое половое влечение. Он постоянно помнит о своем Высшем Господине и Его Величественном Приказе.
Когда верующий становится таким образом натренирован в течение всего месяца Рамадан в отказе от дозволенных еды, питья и интимных отношений лишь из-за приказа Аллаха, то логически следует, что он не будет испытывать трудностей в отказе в оставшиеся одиннадцать месяцев года от недозволенных Всемогущим Аллахом еды, питья и интимных отношений.
Поэтому в Коране говорится: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь (Аллаха)».
Поэтому является необходимым, чтобы во время поста все тело было защищено как от несоответствующих, так и от недозволенных дел.
Передается хазратом Абу Хурайра (р.а.), что Пророк (с.а.с.) сказал: «Если (человек) не прекратит лгать и поступать по лжи, Аллаху не нужно будет, чтобы он отказывался от своей еды и питья».
В другом хадисе, переданном также Абу Хурайра (р.а.), Пророк (с.а.с.) сказал: «Многие люди не получат от своего поста ничего, кроме жажды (и голода)».
Три вида поста
Имам Газали подразделяет пост на 3 вида:
1) Пост обывателя. Этот пост весьма низкого уровня, так как человек не воздерживается ни от чего, кроме еды, питья и половых актов.
2) Пост сравнительно «духовно возвышенного» человека. Такой человек защищает свои глаза, язык и уши от нечестивых действий, как упомянуто в приведенном выше хадисе, переданном хазратом Абу Хурайра (р.а.).
3) Пост тех, кто достиг высшего духовного развития. Это аулия Аллаха. У них имеется полный контроль даже над своими мыслями. Их душа, разум и тело поглощены размышлениями о Бесконечной Сущности и не выдают и малейшей мысли о мирских делах. Они вверили себя, душу, разум и тело в руки Аллаха. Лишь одна мысль о «гойруллах» (о чем-нибудь помимо Аллаха), пусть и разрешенная шариатом, достаточна для срыва этого вида поста. Поэтому данный вид поста — самый высший из всех. Да даст нам Аллах Своей бесконечной милостью выстрадать эту духовную высоту и да впитает нас, душой, разумом и телом, в Свою Бесконечную Сущность. Аминь.
Достоинства поста (фазаили саум)
Хотя пост предписан для отвращения зла и развития потенциальной устойчивости, скрытой в верующем, по сопротивлению порокам и нечестивым поступкам, пост также обращается к милости Аллаха и дает мусульманину право на огромные награды от Милостивого Создателя.
Передается хазратом Абу Хурайра (р.а.), что Пророк (с.а.с.) сказал: «Когда наступает Рамадан, врата Рая открываются, врата Ада закрываются, а на шайтанов накладывают оковы.»
Абу Хурайра (р.а.) также передал, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Тому, кто во время Рамадана станет соблюдать пост с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи. И тому, кто во время Рамадана будет молиться по ночам с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи. И тому, кто проведёт в молитве ночь Предопределения с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи.» (Бухари, Муслим)
Абу Хурайра также передал, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Всякое (благое) дело сына Адама умножится(, а наименьшее воздаяние) за доброе дело будет десятикратным(, но может возрасти и) до семисоткратного. Аллах Всевышний сказал: «За исключением поста, ибо, поистине, пост (совершается) ради Меня, и Я воздам за него(, ибо человек) отказывается от (удовлетворения) своих желаний и от своей еды ради Меня!»
Также передается Абу Хурайра (р.а.), что Пророк (с.а.с.)сказал: «Когда приходит первая ночь месяца Рамадан, шайтаны и непокорные джинны заковываются в цепи, врата Ада закрываются и ни одни из его ворот не открываются. А врата Рая открываются и ни одни из его ворот не закрываются. И призывающий кричит: «О, ищущий блага, продолжай! О, ищущий зла, прекрати!» И у Аллаха те, кого Он спасает от Огня, и это происходит каждую ночь.»
«Постящегося ждут две радости: одна при разговении его, а другая — при встрече с его Господом, и, поистине, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса. Пост является щитом, и в тот день, когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть избегает всего непристойного и не повышает голос, если же кто-нибудь станет бранить его или (попытается) завязать с ним ссору, пусть скажет (такому): «Поистине, я — (человек,) соблюдающий пост (и поэтому не желаю драться с тобой)!» (Бухари, Муслим)
Передается Абдуллой ибн Омар (р.а.), что Пророк (с.а.с.) сказал: «Пост и Коран будут заступаться за раба Аллаха в Судный день. Пост будет говорить: «О Господь, я запретил ему кушать и страсть (имеется ввиду половой акт) днем, и дай мне заступиться за него.» Будет говорить Коран: «Я ему запретил сон ночью, дай мне заступиться за него». И они будут заступаться (то есть ходатайство будет принято Аллахом).»
Передается Абу Хурайра (р.а.), что Пророк (с.а.с.) сказал: «Моя умма прощена в последнюю ночь Рамадана.» Кто-то спросил: «О Посланник Аллаха! Это из-за ночи Ляйлят-уль-Кадр?» «Нет», — был ответ, — «ведь работник сполна получает свою награду только после завершения работы.» (Ахмад)
Проповедь Пророка (с.а.с.) перед началом Рамадана
Передается Салманом Фарси (р.а.), что Пророк (с.а.с.) читал проповедь в последний день месяца Шаабан. Он сказал: «О, люди! Великий благословенный месяц стучится в ваши двери. Месяц, в котором есть ночь, которая лучше тысячи месяцев. Пост в этот месяц сделан Аллахом обязательным, а молитва ночью — добровольный поступок. Тот, кто совершит в месяц Рамадан любое (необязательное) благое дело, подобен тому, кто совершит обязательное деяние в другой месяц. Рамадан — месяц терпения, и награда за терпение – рай. Это также месяц утешения и расположения, месяц, когда возрастает помощь верующим. Тому, кто даст постящемуся еду для разговения, простятся его грехи, и он будет спасен от адского пламени и получит ту же награду, что и постящийся, чья награда от этого не уменьшится.» Мы (сподвижники) спросили: «О Посланник Аллаха! Не каждый из нас может найти что-нибудь, чтобы накормить постящегося (досыта)». Тогда Пророк (с.а.с.) сказал: «Аллах дарует такую награду тому, кто даст постящемуся для разговения немного молока или один финик, или глоток воды. А тому, кто досыта накормит разговляющегося, Аллах напоит его из моего водоема (Хаузи Кяусар), и после этого глотка он никогда не испытает жажды до того, как войдет в Рай. Рамадан — это месяц, (в) начале которого — Рахмат (милость Аллаха), (в) середине — прощение, а (в) последних днях — освобождение от Огня. Того, кто облегчит бремя свего раба (или слуги), Аллах простит и освободит его от Огня.»
Ляйлят-уль-Кадр (Ночь Предопределения)
В хадисах Пророка (с.а.с.) передается, что четыре человека из сынов Исраиля — Джошуа, сын Нуха (а.с.), Айюб (а.с.), Закарийя (а.с.) и Иезекиль (а.с.) — неустанно посвящали себя поклонению Всемогущему Аллаху на протяжении восьмидесяти лет, не ослушивась его ни на миг. С восхищением и удивлением услышав о таком необычайном служении, сподвижники очень опечалились, так как были не способны состязаться с ними в их служении, так как люди в то время имели преимущество продолжительной жизни, а люди их времен жили недолго.
Сразу после того Пророку (с.а.с.) явился архангел Джибриль (а.с.) и сказал: «О Посланник Аллаха! Из-за восхищения и удивления твоих сподвижников по поводу 80-летнего поклонения четверых людей из сынов Исраиля, Аллах дарует тебе и твоим последователям ночь, лучшую, чем тысяча месяцев». Затем он произнес суру 97 «Могущество»:
«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения (или величия).
Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения (или величия)?
Ночь предопределения (или величия) лучше тысячи месяцев.
В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям.
Она благополучна вплоть до наступления зари».
В эту священную ночь Аллах нисходит на наше мирское небо, в Своем возвышенном великолепии, от заката Солнца до появления рассвета. Затем Он объявляет: «Есть ли просящий, чтобы Я удовлетворил его просьбу? Есть ли просящий пропитания, чтобы Я ему дал его? Есть ли раскаивающийся, чтобы Я простил его грех? Есть ли подвергающийся испытаниям, чтобы Я его избавил от них? и т.д.» Это оглашение происходит, пока не наступит рассвет.
В эту ночь были созданы ангелы. Во время нее посадили деревья рая. В эту ночь было начато создание Адама (а.с.) и в нее был ниспослан Священный Коран. Это ночь, когда мольбы удовлетворяются и огромные награды даруются верным и искренним верующим.
Но никто, кроме Аллаха, не знает точную дату этой ночи. Это секрет Аллаха, чтобы люди могли заниматься поклонением Аллаху круглый год, надеясь наверняка застать ее в одну из ночей года.
Согласно хадису Пророка (с.а.с.), есть большая вероятность обнаружения этой ночи в последние десять дней Рамадана.
Хазрат Аиша (р.а.) передает, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Ищите ночь Предопределения в нечетные ночи последних ночей Рамадана.»
Эти нечетные ночи – 21-ая, 23-я, 27-ая и 29-ая ночи. Поэтому также и в другом хадисе Пророка (с.а.с.), переданном хазратом Аишой (р.а.), говорится, что Пророк (с.а.с.) посвящал себя поклонению и размышлению об Аллахе в эти ночи больше, чем в другие.
Дуа в Ночь Кадр
Однажды хазрат Аиша (р.а.) спросила Пророка (с.а.с.):
«О посланник Аллаха, скажи, если я узнаю (о наступлении) ночи предопределения, что мне следует говорить?» Пророк (с.а.с.) сказал: «Говори: «Аллаахумма иннака ‘афуувун тохиббуль ‘афва фа’фу ‘аннии»»
Это означает: «О Аллах, поистине, Ты – Прощающий, Ты любишь прощать, так прости же меня!»
Ид-уль-Фитр
Хазрат Анас (р.а.) приводит слова Пророка (с.а.с.):
«В Ночь Могущества архангел Джибриль спускается на землю с группой Ангелов. И они молятся за каждого раба Божьего, которого застанут в эту ночь в поклонении или размышлении, сидя или стоя. А в день праздника разговения (Ид-уль-Фитр) Аллах превозносит (дела верующих) среди Своих ангелов. И потом говорит: «О Мои ангелы, какая награда полагается тому, кто исполнил свою обязанность (верно и искренне)?» Они скажут: «О наш Господь, такому человеку нaдо дaть полную награду». Тогда Аллах ответит: «О мои ангелы, поистине Мои рабы, мужчины и женщины, должным обрaзом выполнили свои обязательство, возложенное на них Мною, и сейчас они вышли (в большом количестве из своих домов, спеша в мечети на праздничный намаз), повышая свой голос в мольбе к Аллаху. Я клянусь Своей Честью, Своей Славой, Своей Щедростью, Своим Высоким Положением и Своим Достоинством, что я обязательно приму их молитвы.» После чего Аллaх обратится (к тем, кто будет на праздничном намазе): «Возвращайтесь в свои дома, воистину Я простил вам грехи вaши, и Я зaменил вaши пороки нa добродетель». Передатчик этого хадиса говорит: «И вернутся эти люди в свои дома прощенными». (Байхакы)
ГЛАВА II
Действия, не прерывающие пост
1) Прием пищи, питье и половой акт в случае, если человек забыл о том, что постится, даже если человек поест досыта и неоднократно
2) Подкрашивание глаз сурьмой
3) Растирание масла по голове или телу
4) Вдыхание парфюмерии
5) Неумышленное попадание дыма или пыли в горло
6) Проглатывание слюны независимо от ее количества
7) Если рот был тщательно прополощен, то нет вреда в красноватом оттенке слюны (появляющемся после поедания листов арековой пальмы)
8) Неумышленное попадание в горло воды, если человек совершает омовение и не помнит о посте
9) Неумышленная рвота независимо от количества рвотных масс
10) Проглатывание слюны, смешанной с кровью из раны в ротовой полости, если количесто крови меньше, чем слюны
11) Пробование чего-либо языком и последующее выплевывание этого. Такое действие, если совершается без необходимости, является макрух. Но не является макрух тот случай, когда у женщины грубый муж, который может устроить ссору из-за недостатка соли в еде.
12) Разжевывание еды и кормление ей ребенка, когда это непроходимо; без необходимости — макрух
13) Чистить зубы щеткой или свежей/сухой веткой от дерева (независимо от ее вкуса).
14) Является макрух чистить зубы зубной пастой или зубным порошком. Если паста или порошок, независимо от количества, попадут в горло, пост будет прерван.
15) Проглатывание застрявших между зубами частиц еды, не вынимая их изо рта.
16) Закапывание воды в уши
17) Семяизвержение во сне
18) Спать супругам вместе, целоваться и ласкаться.
19) Если не купаться ночью после того, как это стало обязательным. Если человек весь день пробудет в состоянии джанабат (т.е. в состоянии, когда гусль обязателен), его пост не будет прерван. Но является грехом оставаться в таком состоянии целый день.
20) Следует также помнить, что инъекции также не прерывают пост.
Действия, делающие пост недействительным, но не требующие каффара
Во всех указанных ниже обстоятельствах пост прервется, и его будет необходимо возместить одним постом после Рамадана. Каффара не требуется (объяснение каффара и действий, делающих каффара обязательным, будут приведены позже).
1) Умышленное проглатывание чего-либо.
2) Курение сигарет или вдыхание дыма от горящего угля, дерева, благовония и т.д.
3) Проглатывание частиц еды, застрявших между зубами, размером в турецкий горошек или больше этого
4) Если частицы еды, застрявшие между зубами, вынимаются изо рта и затем съедаются, пост становится недействительным независимо от размера частиц
5) Если человек проспал после сухура с листом арековой пальмы во рту, его пост становится недействительным. Ему нужно будет поститься еще в другой день после Рамадана.
6) Попадание воды в горло во время полоскания, если человек помнил о том, что постится
7) Умышленная рвота полным ртом
8) Проглатывание обратно небольшого количества рвотной массы, вышедшей неумышленно
9) Поедание несъедобного или неиспользуемого в качестве лекарств, т.е. галек, железок и т.д.
10) Вдыхание табака, порошка
11) Закапывание масла в уши
12) Клизма от запора
13) Проглатывание крови из ран ротовой полости, смешанной со слюной, если крови больше, чем слюны
14) Намеренно есть, думая, что пост прерван после того, как поел, забыв о посте
Действия, прерывающие пост и требующие каза и каффара
При следующих действиях человеку нужно будет совершить и каза (возмещение прерванного поста другим после Рамадана), и каффара:
1) Умышленные поедание, питье съедобного или лекарств, половый акт в то время, как человек помнит о посте
2) Умышленная еда после наложения сурьмы, растирания маслом головы/тела, предполагая, что пост был прерван этими действиями
Каффара
Каффара возлагается при прерывании поста только в месяц Рамадан и никак иначе.
Каффара означает возмещение за прерывание поста в Рамадан путем поста в течение 60 дней подряд. Если каффара прервется хотя бы на день, будет необходимо начать каффара с самого начала.
Женщина освобождена от поста во время месячных, но немедленно после окончания месячных ей нужно будет продолжить каффара.
Если женщина не может поститься непрерывно из-за месячных, ей необходимо продолжить ее пост после них, постясь заново с начала.
Кто не в состоянии поститься в течение 60 дней, должен досыта накормить 60 бедняков, утром и вечером. Если в эти 60 человек входят очень маленькие дети и взрослые, то повторно накормить вместо очень маленьких детей следует пожилых.
Разрешается вместо кормления раздать каждому бедняку сырых продовольственных зерен, размер садакат-уль-фитр или его цену дважды в день в течение 60 дней. Не разрешается отдать 60-дневное количество сырых продовольственных зерен или их цену одному человеку, в один день. Один человек не должен получать больше, чем полагается зерен за 1 день или их цену за день.
Зерна должны выдаваться бедняку в количестве не менее размера садакат-уль-фитр:
садакат-уль-фитр — это либо 4 фунта (около 1,75 кг) пшеницы или муки, либо 8 фунтов (около 3,5 кг) фиников или ячменя, либо покупная стоимость чего-либо из этого.
Если выдаются другие зерна (рис, горох, фасоль и т.д.), их количество должно быть таким, как если бы они были куплены за цену 4 фунтов пшеницы или муки или 8 фунтов фиников или ячменя.
Условия, при которых разрешается прервать пост
1) Внезапная болезнь, которая может угрожать жизни или усугубить состояние, если пост не будет прерван
2) Невыносимая жажда или голод, которые могут угрожать жизни
3) Условия, которые могут угрожать жизни беременной женщины или ее ребенка
Во всех этих случаях прерванный пост нужно возместить после Рамадана.
Условия, при которых разрешается не поститься
1) Недомогание, которое может осложниться или продлиться, или угрожать жизни человека в том случае, если человек будет поститься.
Не разрешается воздерживаться от поста лишь на основе предположений без консультации с опытным врачом-мусульманином. На совет врача-немусульманина можно положиться в том случае, если он принимает во внимание важность или серьезность в отношении приказов Аллаха.
Если человек убежден по прошлому опыту и знанию определенных симптомов, что пост в такой ситуации будет для него вреден, ему разрешается воздержаться от поста без консультации с врачом.
Но если человек не будет поститься лишь на основе предположений без консультации с религиозным врачом-мусульманином или не основываясь на своем прошлом опыте, он станет грешником. И если он прервет пост на основе такого предположения, каффара станет обязательным для него.
2) Слабость или истощение после излечения от болезни, если человек уверен, что пост снова вызовет болезнь.
3) Поездка на расстояние в 48 миль или больше. Но рекомендуется поститься при комфортных, легких поездках в поезде, автомобиле, самолете, чтобы получить награду за пост в месяц Рамадан. Но если, несмотря на комфортные условия в поездке, человек воздержится от поста, он не будет считаться грешником.
4) Беременность или кормление ребенка грудью, если есть вероятность угрозы жизни женщины или ее ребенка.
5) Месячные или пуэрперальный (послеродовой) период. Пост в это время строго запрещен.
Во всех указанных выше случаях все пропущенные посты необходимо соблюсти при первой же возможности после месяца Рамадан, так как жизнь переменчива и смерть очень близка.
Фидья (искупление)
Если пожилой человек не в состоянии поститься из-за недостатка сил или же человек настолько серьезно болен, что надежды на восстановление его покинули, то таким людям разрешается не поститься и, если у них есть средства, отдать бедняку зерен в размере одной садакат-уль-фитр или кормить бедняка дважды в день за каждый пропущенный пост. Это называтся фидья.
Разрешается также отдать покупную цену вместо зерен.
Если по милости Аллаха, пожилой человек восстановит свои утраченные силы или же болеющий человек исцелится от своей болезни, им следует держать все пропущенные ими посты, и они будут награждены за отданный фидья.
Садакат-уль-фитр
Садакат-уль-фитр обязательна для каждого мусульманина, будь то мужчина или женщина, взрослый или несовершеннолетний:
а) если он будет жив в рассвет дня Праздника разговения
и
б) если для него обязателен закят или если он обладает вещами, свободными от долгов, по стоимости превышающие его повседневные нужды на количество, с которого закят является обязательным, независимо от того, предназначаются ли эти вещи для продажи или для личного пользования, прошел ли год с начала их получения или нет.
Для человека, умершего до рассвета дня Праздника разговения, и для ребенка, родившегося уже после рассвета, садакат-уль-фитр не является обязательным.
Раздать садакат-уль-фитр лучше прежде, чем идти в идгах (или мечеть) для праздничного намаза, хотя и нет препятствий для раздачи садакат-уль-фитр после праздничного намаза.
Разрешается раздать садакат-уль-фитр также и в месяц Рамадан, и в этом случае не нужно будет выплачивать его вновь в день Ид.
Если в день Ид садакат-уль-фитр не раздали, его можно раздать в любой другой день.
Следует помнить, что садакат-уль-фитр обязателен для всех упомянутых выше лиц, независимо от того, постились они или нет.
Так как мы стремились к краткости в изложении, многие важные законы не были здесь упомянуты. Подробности читатель может прочитать в авторитетных книгах по фикху или спросить у алимов.
Праздничный намаз
Первый день месяца Шавваль празднуется как Ид-уль-Фитр. Это день большой радости для мусульман.
Праздничный намаз — ваджиб, но хутба к нему — сунна. Для праздничного намаза нет ни азана, ни икамата. В праздничном намазе присутствуют 6 дополнительных такбиров: три — в первом ракаате и три — во втором.
Человек должен встать среди молящихся и принять ният совершения двух ракаатов ваджиб-намаза Ид-уль-Фитр и присоединиться к намазу как обычно, когда имам произнесет такбири-тахрима («Аллаху акбар»).
Затем имам прочтет Сана («Субханакаллахумма…»), после чего произнесет «Аллаху акбар», поднимая свои руки до ушей и полностью опуская их дважды. После произнесения «Аллаху акбар» в третий раз, имам соединит руки. Молящиеся должны следовать за действиями имама. После этого первый ракаат продолжится как обычно.
Во втором ракаате три дополнительных такбира последуют после кираата следующим образом: после произнесения суры «Фатиха» и аятов Священного Корана имам поднимет свои руки до ушей и скажет «Аллаху акбар» и полностью опустит руки. Так он сделает 3 раза. Произнося «Аллаху акбар» в четвертый раз он наклонится в руку’. Молящиеся следует за всеми движениями имама.
Сунной является проведение праздничного намаза на открытом воздухе, так как такое большое собрание мусульман является впечатляющим и вдохновляющим зрелищем.
Мусульмане, участвующие в праздничом намазе, должны нарядиться в хорошую чистую одежду и покинуть дома для праздничного намаза, приняв сладкую пищу. Они должны идти медленно по направлению к идгах, произнося: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, Ля иляха илляллаху уаллаху акбар. Аллаху акбар, уа лилляхиль хамд!»
Является мустахаб идти в идгах одним путем, а возвращаться другим.
В конце Рамадана, в день Ид, некоторые люди думают, что они должны что-нибудь съесть, чтобы прервать пост. Это ошибочное убеждение, так как о совершении какого-либо поста в день Ид не может быть и речи. Поститься в день Ид — харам.
Среди мусульман есть также обычай держать шесть дней поста после дня Ид, и соблюдать «Шаша-Ид» в конце этих шести дней поста. Это нововведение. Эти посты не являются фарз или ваджиб, они — только сунна или мустахаб. Мусульманские правоведы обычно сходятся на том, что данные шесть дополнительных дней поста в месяц Шавваль, не следует держать вместе (подряд), а нужно их разделить в течение всего месяца, то есть держать по 2 дня поста на второй, третьей и четвертой неделе, при желании.
Публикации Al-Jamiat
Перевод: Askimam.ru
Согласно мнению ханафитов «сиваком» можно и даже нужно(сунна) пользоваться всегда, в отличие от мнения шафиитов, которое говорит, что использование «сивака» для постящегося после отклонения солца от своего зенита(время «аз-завааль») не является «мустахаббом».