Наступление месяца Рамадан, а также его окончание (день праздника Идуль-Фитр) определяют по тому, засвидетельствовали ли мусульмане появление луны нового месяца. Начало Рамадана и наступление дня Идуль-Фитр должны быть подтверждены шариатским судьёй со слов свидетелей. В Шариате в разных случаях выдвигаются свои требования по отношению к данным свидетелям.
Если человек увидел луну, указывающую на наступление месяца Рамадан, но кадий (шариатский судья) по каким-либо причинам отверг его свидетельство (например, потому что этот свидетель — грешник либо в ясную погоду был единственным свидетелем), на этом человеке всё равно лежит обязанность держать пост. Об этом говорит аят Священного Корана (смысл): «И тот из вас, кто увидел луну [наступление месяца], пусть держит пост»1.
Если человек увидел луну, указывающую на наступление месяца Шавваль, но его свидетельство было отвергнуто, он обязан продолжить поститься вместе с другими людьми. На это указывают следующие слова Посланника Аллаха : «Ваш пост в тот день, в который вы (все мусульмане вашей местности) держите пост, и ваш ифтар в тот день, в который вы (все мусульмане вашей местности) прерываете пост»2. Исходя из данного хадиса, человек, свидетельство которого не было принято, обязан продолжить держать пост, так как люди вокруг него постятся.
Не имеет значения, кто стал свидетелем наступления месяца — простой человек или имам. Если имам был единственным человеком, который увидел луну месяца Рамадан в ясную погоду, он не имеет права повелевать остальным мусульманам поститься3. Если имам единственный увидел луну месяца Шавваль, он также не имеет права повелевать людям прервать пост и совершать праздничную молитву.
Если человек был единственным, кто увидел луну месяца Рамадан, и не начал поститься (хотя должен был), он обязан восстановить этот день поста, при этом каффара на него не налагается. То же касается ситуации, если человек, будучи единственным, кто увидел луну месяца Шавваль, прервал пост. Если такой человек сообщил о том, что видел луну своему другу и тот последовал за ним, на нём тоже лежит обязанность только восстановления поста без каффары. Даже если человек прервал пост ещё до того, как сказал судье о том, что видел луну, а судья уже потом отверг его свидетельство, на нём всё равно только обязанность восстановить пост (без каффары).
Возможность увидеть луну зависит от чистоты неба. Если небо затянуто тучами и разглядеть луну проблематично, для определения начала месяца Рамадан достаточно свидетельства одного человека, обладающего качеством «адаля».
Обладание качеством «адаля» означает, что добрые дела этого человека преобладают над плохими. «Адаля» предполагает способность человека проявлять богобоязненность (таква) и благочестие. В это понятие также входит «аль-муруа», то есть поведение, соответствующее статусу и положению человека. Например, если шейх будет есть при ходьбе, такое поведение будет считаться противоречащим «муруа». «Адаля» складывается из богобоязненности человека, что предполагает отстранение от больших грехов и отсутствие усердия в малых грехах, и «муруа» — поведения, которое соответствует рангу и статусу данного человека. Если о благочестии человека ничего не известно, его свидетельство принимается.
Если человек увидел луну, на нём лежит обязанность сразу же пойти к шариатскому судье или имаму (правителю мусульман) и рассказать об этом. Данная обязанность распространяется в том числе и на женщину, которая из богобоязненности почти не выходит из дома (аль-мухаддара). Если такая женщина увидела луну, на ней лежит обязанность пойти к судье и рассказать об этом, даже если её вали (опекун) запрещает ей. Свидетельствовать в данном случае является фардом. Если человек сам не смог прийти к судье и сообщить, что увидел луну, он обязан передать своё свидетельство другому человеку, у которого есть такая возможность, и кадий должен принять такое свидетельство.
Если небо в начале Рамадана затянуто тучами, необязательно, чтобы свидетель был свободным мужчиной — свидетельство принимается и от женщины, и от раба. Шариатским судьёй также принимается свидетельство человека, который ранее был наказан за «аль-казф» (ложное свидетельство о прелюбодеянии), при условии, что этот человек покаялся.
Для определения окончания месяца Рамадан, если небо перед наступлением месяца Шавваль затянуто тучами, необходимо свидетельство двух свободных совершеннолетних мужчин (от ребёнка или раба свидетельство не принимается), обладающих качеством «адаля», либо одного свободного мужчины и двух свободных женщин. Свидетельство человека, который ранее был наказан за «аль-казф» (ложное свидетельство о прелюбодеянии) в этом случае не принимается шариатским судьёй. Условием действительности такого свидетельства ставится произнесение слов шахады, то есть «я свидетельствую» (ашхаду).
Что делать, если у мусульман нет правителя и шариатского судьи:
Если в пасмурную погоду человек, обладающий качеством «адаля», увидел луну месяца Рамадан, но у мусульман нет правителя и нет шариатского судьи, люди обязаны принять свидетельство этого человека и начать поститься, так как для установления начала месяца Рамадан в случае, когда небо затянуто тучами, достаточно свидетельства одного человека.
Если у мусульман нет правителя и шариатского судьи, но необходимо установить окончание месяца Рамадан, они обязаны принять свидетельство двух мужчин, обладающих качеством «адаля», о том, что они видели луну месяца Шавваль, и прервать пост.
Для определения начала и окончания месяца Рамадан в ясную погоду выдвигается условие, чтобы свидетелей, видевших луну, было много. Между учёными ханафитского мазхаба существует разногласие относительно того, насколько много должно быть людей, свидетельствующих о появлении луны нового месяца. Одно из мнений говорит о том, что засвидетельствовать появлении луны нового месяца должно большинство людей, проживающих в данной местности. Согласно мнению имама Абу Юсуфа, должно быть 50 человек. Согласно другим мнениям, 500 человек для города Балха и 1000 человек для Бухары — мало. По мнению имама Мухаммада, количество свидетелей в данном случае определяется на усмотрение имама. И это мнение является самым сильным в мазхабе.
Примечание: на сегодняшний день лучше всего следовать мнению, которое принадлежит имаму Абу Ханифе, да будет доволен им Аллах, а также имаму Ибн Абидину и имаму Ибн Нуджайму, согласно которому достаточно свидетельства двух человек. Причина заключается в том, что в наше время у мусульман нет правителя (имама), который мог бы определить, сколько человек достаточно для свидетельства. Кроме того, люди во многом отошли от соблюдения Ислама — не следят за появлением луны нового месяца, будь то Рамадан или Шавваль, поэтому собрать достаточное количество свидетелей, упомянутое в других мнениях шейхов ханафитского мазхаба, практически невозможно4.
Если закончился 30-ый день месяца Рамадан5 и люди вышли, чтобы засвидетельствовать наступление нового месяца, но, несмотря на ясную погоду, луны на небе они не видят, решение о том, закончился ли Рамадан и можно ли прерывать пост, зависит от того, кто засвидетельствовал начало Рамадана:
Если в начале Рамадана было пасмурно и свидетельство о появлении луны Рамадана было принято судьёй от одного человека, согласно иджме шейхов ханафитского мазхаба, людям в данной ситуации нельзя совершать ифтар, но следует считать, что продолжается Рамадан, а свидетельство было ошибочным. Свидетель, в свою очередь, несёт наказание на усмотрение имама.
Если свидетельство о начале месяца Рамадан было принято от двух людей, обладающих качеством «адаля», то, согласно мнению, изложенному в книгах «Ад-Дирая», «Аль-Хуласа» и «Аль-Баззазия», людям следует считать, что Рамадан закончился, хотя они и не увидели луны Шавваля. Но существует и другое мнение, которое приводится в книге «Маджму ан-навазиль», согласно которому люди не имеют право заканчивать пост, если в ясную погоду по истечении 30 дней Рамадана они не увидели луну нового месяца, так как отсутствие луны в данном случае указывает на ошибку свидетелей. Оба мнения являются законными в мазхабе.
Если небо после 30-ти дней месяца Рамадан затянуто тучами и луны не видно, то, согласно единогласному мнению шейхов ханафитского мазхаба, людям следует считать, что Рамадан закончился и на следующий день не поститься. При этом не имеет значения, каким образом было зафиксировано начало Рамадана — одним свидетелем или двумя (в зависимости от погоды).
Определение начала месяца Рамадан астрономическим способом запрещено — необходимо, чтобы мусульмане увидели луну нового месяца. На это указало подавляющее большинство учёных ханафитского мазхаба, а также имам аш-Шафии, да будет доволен ими всеми Аллах. Если судья определил начало месяца Рамадан с помощью астрономических подсчётов, такой способ определения будет действительным, но является грехом для кадия. Если в результате окажется, что он ошибся в подсчётах, мусульмане должны восполнить день поста6.
Как определить наступление других лунных месяцев:
Месяц Зуль-Хиджа (определение дня Идуль-Адха). Для определения наступления Идуль-Адха действуют те же правила, что и для Идуль-Фитр (т. е. первого дня месяца Шавваль). Если небо затянуто тучами, то для определения наступления Идуль-Адха необходимо свидетельство двух свободных мужчин, обладающих качеством «адаля», либо одного свободного мужчины и двух свободных женщин. Для определения наступления Идуль-Адха в ясную погоду, согласно самому верному мнению в ханафитском мазхабе, необходимо свидетельство большого количества людей. От имама Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах, передаётся мнение которое противоречит изложенному выше и заключается в том, что хукм определения наступления Идуль-Адха аналогичен хукму определения начала месяца Рамадан. Согласно этому мнению, в пасмурную погоду достаточно одного свидетеля, обладающего качеством «адаля».
Остальные лунные месяцы. Для определения наступления остальных лунных месяцев в случае пасмурной погоды необходимо свидетельство двух свободных мужчин, обладающих качеством «адаля», либо одного свободного мужчины и двух свободных женщин, которые не были ранее наказаны за «аль-казф» (ложное свидетельство о прелюбодеянии). В ясную погоду свидетельство должно исходить от большой группы людей.
Согласно самому верному мнению в ханафитском мазхабе, если в какой-либо местности было засвидетельствовано наступление или окончание месяца Рамадан7, на всех мусульман в мире ложится обязанность соблюдения поста либо обязанность закончить пост. Тем не менее, имам аль-Кудури в книге «Ат-Таджрид» высказал мнение, что обязанность соблюдения или прекращения поста лежит только на мусульманах той местности, где было засвидетельствовано наступление нового месяца.
В ситуации, когда для свидетельства необходимо большое количество людей, не ставится условием, чтобы они обладали качеством «адаля». Свидетельство в данном случае принимается от грешников и даже от кяфиров.
Если люди увидели луну нового месяца в дневное время суток, такое свидетельство в расчёт не принимается, при этом не имеет значения, произошло это до времени солятуль-зухр или после. Если люди увидели луну утром (до наступления времени солятуль-зухр), следует отнести эту луну ко следующему дню, и начинать поститься только на следующий день. И это мнение является самым сильным в мазхабе. Однако существует мнение имама Абу Юсуфа, да будет доволен им Аллах, согласно которому луну, увиденную в дневное время суток до наступления времени зухра, следует относить к прошлой ночи. Согласно этому мнению, если люди не соблюдали пост, но днём увидели луну нового месяца, они обязаны сделать вывод, что Рамадан уже начался, и возместить пропущенный день поста.
1.Сура «Аль-Бакара», аят 185.
2.Приводят имам Абдур-Разак, имам Тирмизи, имам Даракутни и имам аль-Байхаки.
3.Так как свидетельства одного человека в данном случае недостаточно.
4.На это указал шейх Абдуль-Джалиль Ата в книге «Аль-Хайруль Баки».
5.Т. е. должен начаться Шавваль.
6.Приводится в книге «Аль-Хайруль Баки» шейха Абдуль-Джалиля Ата.
7.Мусульмане увидели луну нового месяца.
Автор: Имам аш-Шурунбуляли
Книга: Мараки аль-Фалях, шарх Нур аль-Идах