Первый, кто был назван вождём правоверных. Сподвижник, о котором сейчас мы поведём речь, был связан тесными узами с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и одним из его первых сторонников в Исламе. Он являлся сыном тёти посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так как его мать Умайма, дочь Абдель Мутталиба, была тётей Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Он был также шурином посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поскольку его сестра Зайнаб, дочь Джахша, была женой благородного Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и одной из матерей правоверных. Ему первому было поручено знамя Ислама, после чего его первым назвали вождём правоверных. Это был Абдулла Ибн Джахш аль-Асади.
* * *
Абдулла Ибн Джахш принял Ислам ещё до того, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вступил в дом аль-Аркама, и был, таким образом, одним из первых мусульман. Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, позволил своим сподвижникам переселиться в Медину, чтобы спасти свою религию от зла курайшитов, Абдулла Ибн Джахш стал вторым переселенцем (мухаджиром), и в этой заслуге его смог опередить только Абу Салама. Переселение во имя Аллаха, расставание с родными и родиной ради Него не было чем-то новым для Абдуллы Ибн Джахша. Ранее он с некоторыми близкими уже переселялся в Эфиопию. Однако на этот раз переселение было гораздо более масштабным, так как с ним уходили уже все его родные и близкие, а также и другие дети его отца со своими домочадцами, пожилыми и молодыми, с мальчиками и девочками. Ислам стал его домом, а вера его племенем. Как только они покинули Мекку, их оставленные дома показались унылыми и заброшенными, как будто они всегда были необитаемыми, и в них не ступала нога живого человека. Прошло совсем немного времени после ухода Абдуллы со своим родом, как вожди курайшитов начали объезжать мекканские кварталы, чтобы выяснить, кто из мусульман покинул город, а кто остался. Среди оставшихся были Абу Джахль и Утба Ибн Рабиа. Окинув взором жилища бану Джахш, где гулял пыльный ветер и хлопали двери, Утба произнёс: — Похоже на то, что опустевшие дома бану Джахш оплакивают их. Абу Джахль возразил ему: — А кто они такие, чтобы дома оплакивали их? После этого Абу Джахль вошёл в дом Абдуллы Ибн Джахша, который был самым красивым и богатым из всех домов, и начал распоряжаться там всем имуществом, как будто был его собственником. Когда Абдулле Ибн Джахшу сообщили, что сделал Абу Джахль с его домом, он рассказал об этом посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: — Разве тебя не устраивает, о Абдулла, что ты получишь от Аллаха прекрасный дом в Раю? — Нет, это меня вполне устраивает, — сказал Абдулла. — Ну, так тому и быть, — произнёс Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. После этого душа Абдуллы успокоилась. Не успел Абдулла Ибн Джахш обосноваться в Медине после перенесённых горестей во время первого и второго переселений и не успел он насладиться заслуженным отдыхом у заботливых ансаров после всех козней курайшитов, как судьба по воле Аллаха приготовила ему самое жестокое испытание в жизни и тяжелейшую проверку с тех пор, как он принял Ислам. Послушаем же историю этого сурового и горького испытания.
* * *
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, избрал из состава своих сподвижников восьмерых человек для того, чтобы они провели первую военную акцию в истории Ислама. Среди этих восьми были Абдулла Ибн Джахш и Саад Ибн Абу Ваккас. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим избранникам: “Я назначаю вашим командиром того, кто лучше всех и стойко переносит голод и жажду”. Затем он вручил знамя Абдулле Ибн Джахшу, который стал, таким образом, первым военачальником в мусульманской общине.
* * *
Благородный Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, определил Абдулле Ибн Джахшу направление движения и вручил ему письмо с условием, чтобы он прочитал его только через два дня похода, но никак не ранее. Когда истекли два дня секретного похода, Абдулла прочитал в письме следующее: “Ознакомившись с этим письмом, продолжай движение до Нахлы, что находится между Таифом и Меккой, а затем веди наблюдение за курайшитами и передавай нам сообщения о них…” Прочитав письмо, Абдулла воскликнул: “Слушаюсь и повинуюсь Пророку Аллаха!”, а затем обратился к своим спутникам: — Посланник Аллаха повелел мне выдвигаться к Нахле, чтобы наблюдать за курайшитами и докладывать ему об их действиях. При этом он запретил мне принуждать кого-нибудь из вас идти со мной. Кто стремится и желает пасть геройской смертью, пусть следует со мной. Тот же, кто не хочет этого, может возвращаться обратно без всякого позора. Люди сказали: — Мы слушаемся и повинуемся посланнику Аллаха. Мы пойдём за тобой туда, куда приказал тебе следовать пророк Аллаха. Достигнув Нахлы, небольшой отряд начал вести активную разведку, наблюдая за передвижениями и другими действиями курайшитов. Как-то раз они заметили курайшитский караван, в котором было четыре человека: Амру Ибн аль-Хадрами, аль-Хукм Ибн Кайсан, Усман Ибн Абдулла и его брат аль-Мугайра. При них были обычные для курайшитов товары: кожи, изюм и o.a., которыми они торговали. Обнаружив караван, бойцы начали совещаться между собой. Это случилось как раз в последний день месяцев, в течение которых война была под запретом. Они говорили друг другу: “Если мы их убьём, то это случится в запретный месяц. Тем самым мы нарушим запрет, и нас будут ненавидеть все арабы… Если же мы их не тронем, то за этот день они успеют достигнуть запретной территории Мекки и окажутся в безопасности от нас”. Они совещались подобным образом, пока не пришли к единому мнению о необходимости напасть на караванщиков, убить их и захватить трофеи… В течение нескольких мгновений они убили одного, захватили в плен двоих, а четвертый ускользнул и спасся бегством.
* * *
Вместе с двумя пленными и захваченным имуществом отряд Абдуллы Ибн Джахша вернулся в Медину. Когда они предстали перед посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он узнал об их действиях, то самым суровым образом осудил их. Он сказал: “Клянусь Аллахом, я не приказывал вам вести боевые действия. Я повелел вам собирать и передавать сведения о курайшитах, а также следить за их передвижениями”. Обоих пленных Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставил у себя до решения их судьбы, а что касалось захваченных товаров, то он категорически отказался взять что-нибудь себе. И вот тогда у Абдуллы Ибн Джахша и его товарищей опустились руки, так как они осознали, что нарушили приказ посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Дело усугублялось ещё и тем, что их дружно осудили многие их мусульманские братья, которые, проходя мимо, говорили: “Они нарушили приказ посланника Аллаха”. Ещё больше возросла их растерянность, когда они узнали, что курайшиты использовали это происшествие в качестве предлога, чтобы избавиться от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и дискредитировать его среди арабских племён. Они говорили при этом: “Мухаммад нарушил запрет священных месяцев, пролив в них кровь, захватив имущество и взяв в плен людей…” Поистине, неописуемым было отчаяние Абдуллы Ибн Джахша и его товарищей, когда они осознали результаты своих действий, и в какое неудобное положение они поставили тем самым посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
* * *
Когда они все переживали тяжесть отчаяния и беды, обрушившейся на них, вдруг пришла добрая весть о том, что Всевышний Аллах удовлетворён их действиями, по поводу чего Он ниспослал соответствующие аяты Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует. И даже не спрашивайте о том, какая радость охватила их всех. На улице к ним подходили люди, обнимали и поздравляли их, а у всех на устах были ниспосланные аяты Корана. Всевышний Аллах ниспослал следующее Откровение Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует: “Они спрашивают тебя про войны во время священного месяца. Скажи: “Война во время его есть великое беззаконие, но удерживать людей на пути Аллаха и быть неблагодарными Ему и удерживать людей от Священной Мечети, и изгонять народ из неё есть ещё больший грех пред Аллахом, и преследование хуже убийства…””. (Ei?iaa, 217).
* * *
Успокоилась душа благородного Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, когда ему были ниспосланы эти возвышенные аяты. Тогда он, да благословит его Аллах и приветствует, принял добычу и выкуп за пленных, с удовлетворением восприняв действия Абдуллы Ибн Джахша и его товарищей, поскольку этот поход явился важным событием в жизни мусульман. Это были первые трофеи, захваченные в эпоху Ислама и был убит первый язычник, кровь которого пролили мусульмане. Это были первые в истории Ислама двое пленных, попавших в руки мусульман. Это был первый поход, в котором было поднято руками Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, знамя Ислама, а его командир Абдулла ибн Джахш стал первым исламским военачальником. Затем была битва при Бадре, где Абдулла Ибн Джахш проявил себя с самой лучшей стороны, как это и подобает истинному правоверному. После этого была битва при Ухуде, где с Абдуллой Ибн Джахшем и его товарищем Саадом Ибн Абу Ваккасом произошла незабываемая история. Предоставим же слово самому Сааду, чтобы он рассказал то, что произошло с ним и его товарищем. Саад Ибн Абу Ваккас рассказывал: “Перед битвой при Ухуде меня встретил Абдулла Ибн Джахш и спросил: “Разве ты не взываешь к Аллаху?” — Да, конечно, — ответил я. Уединившись, я начал взывать к Аллаху: “О Владыка! Если мне суждено встретиться с врагом, то пошли мне сильного, жестокого и злобного противника, чтобы я сразился с ним, а он бы сразился со мной. А затем ниспошли мне победу над ним, чтобы я убил его и взял бы у него трофеи””. После меня к Аллаху воззвал Абдулла Ибн Джахш: — О Аллах! Ниспошли мне сильного, жесткого и злобного врага, с которым я буду сражаться во имя Твоё, а он будет сражаться со мной. Затем он одолеет меня и отрежет мне нос и ухо. Если я встречусь с Тобой завтра, Ты спросишь: “Во имя чего отрезаны твой нос и ухо?” — а я отвечу: “Во имя Твоё и Твоего посланника”. “Ты прав”, — скажешь Ты”. Саад Ибн Абу Ваккас продолжал: “Призыв Абдуллы Ибн Джахша был лучше моего. В конце дня я обнаружил его убитым и изуродованным. Его нос и ухо были подвешены за нитку к дереву”.
* * *
Аллах ответил на призыв Абдуллы Ибн Джахша и даровал ему мученическую смерть шахида. Такая же награда была дарована и его дяде — главному мученику Хамзе Ибн Абдель Мутталибу. Благородный Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, похоронил их обоих в одной могиле, а его чистые слезы капали на место их последнего упокоения, придавая чудесный аромат праведной смерти в бою.