Nabi.jpeg

Саляфу-с-салих (праведные предшественники) испытывали чувство, похожее на ненависть, к тому, кто чрезмерно выпячивал себя, стремясь выдать фетву, и желал этого.

Ибн Ляхи’я передает от Убайдуллы ибн Абу Джа’фара в виде мурсаля от Пророка , что он сказал:

«Тот, кто самый отважный из вас в выдаче фетв, будет самым отважным в отправлении в Огонь» (тот, кто больше всех спешит давать фетвы, больше всех поспешит в Огонь)1.

Алькама говорит:

«Они говорили: «Самый смелый из вас в выдаче фетв — это тот, у кого меньше всего знаний».

Аль-Бараа однажды сказал:

«Я встретил сто двадцать ансаров из сподвижников Посланника Аллаха , и каждый из них, когда его спрашивали о чем-то, желал, чтобы кто-то другой удовлетворил спрашивающего вместо него (ответом)2.

В другом хадисе встречается добавление:

«…и этот ссылался на другого, а тот ссылался на третьего, и так — до тех пор, пока не доходило снова до первого».

Передается от Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах:

«Тот, кто дает фетву людям по любому вопросу, — поистине сумасшедший»3.

Умара ибн Абдуль-Азиза спросили, и он ответил:

«Я не тот, кто спешит выдавать фетвы».

Он также написал своим правителям:

«Клянусь Аллахом, я не тот, кто жаждет выдачи фетв до тех пор, пока я могу избегать этого».

Ибн Ямина сказал:
«Это дело не для тех, кто любит, чтобы люди нуждались в них; это дело только для тех, кто любит, когда можно найти кого-то, чтобы занять его место».
Также от него передается:
«Больше всего знает о фетвах тот, кто большую часть времени молчит, а самый невежда – тот, кто все время говорит про них»4.
Суфьян ас-Саври однажды сказал:
«Однажды мы встретились с учеными, и им было ненавистно отвечать на вопросы и давать религиозные заключения до тех пор, пока они не могли найти какой-то другой способ, чтобы не давать фетву. И если их освобождали от этой обязанности, то это было для них счастьем».
Имам Ахмад однажды сказал:
Кто выходит вперед выдавать фетвы, тот выходит вперед навстречу чему-то очень серьезному, если только его не заставляет необходимость». Его спросили: «Так что же лучше для него: сказать или сохранить молчание?» Он сказал: «Нам больше нравится, когда он отстраняется». Тогда спросили: «А если есть необходимость?» Тогда он начал повторять: «Необходимость! Необходимость!» — и сказал: «Безопасней воздержаться».
Поэтому те, кто выдает фетвы, должны осознавать, что они передают повеления Аллаха и Его запреты и что они будут призваны к отчету и спрошены за это.
Ар-Раби ибн Хайтам сказал:
«О выдающий фетвы! Следи за тем, как ты выдаешь фетвы».
Амр ибн Динар сказал Катаду, когда тот стал давать фетвы:
«Ты понимаешь, во что ты пустился? Ты встал между Аллахом и Его рабами и говоришь: «Это верно, а это неверно»5.
Также передается от Ибн аль-Мункадира, что он сказал:
«Алим встает между Аллахом и Его творением, так пусть следит за тем, как он встает между ними»6.
Когда Ибн Сирина спрашивали о чем-то, касающемся разрешенного и запретного, он менялся в лице, причем так сильно, будто бы это был другой человек7.
Когда Ибрагим ан-Нахаи спрашивали о чем-то, на его лице появлялось недовольство, и он говорил:
«Вы что, не могли найти кого-то другого, кроме меня?» И он также говорил: «Я говорил, и если бы я мог найти способ не говорить, то я бы не говорил, и, поистине, то время, когда я был алимом Куфы, – плохое время8.
Передается, что Ибн Умар  сказал:
«Вы просите у нас фетвы так, как будто бы мы не будем спрошены о фетвах, которые мы вам давали»9.
Также передается от Мухаммада ибн Васи’а, что он сказал:
«Первые, кого призовут к отчету, – алимы». Передается о имаме Малике, рахимахуллах, что когда его спрашивали о чем-то, то он будто бы стоял между Раем и Адом10.
Один ученый также сказал человеку, который давал фетвы:
«Когда тебя спрашивают о чем-то, то пусть тебя беспокоит не удовлетворение спрашивающего, а свое спасение»11.
Другой сказал:
«Если вас спросили о чем-то, сначала размышляйте. Если знаете ответ – говорите, в противном случае – молчите».
Все же высказывания праведных предшественников слишком многочисленны, чтобы их собрать и процитировать.
Из труда «Зло стремления к богатству и положению».

  • 1.Дарими, т. 1, с. 57. Согласно мухаддисам, его цепочка передачи слабая, поскольку он – мурсаль (есть отсутствующее звено или звенья между последним рассказчиком и Пророком ).
  • 2.Это высказывание приводит Дарими (1/53) и Ибн Абдуль-Барр в Джами’ (2/163). Однако это высказывание Абдуррахмана ибн Аби Лейла, а не высказывание аль-Бараа, и его цепочка – сахих. Что касается высказывания аль-Бараа, то оно такое: «Я встретил 300 людей Бадра, и среди них не было никого, кто бы не любил, когда его освобождали от ответа, отвечая вместо него», — приводит Ибн аль-Мубарак в «Аз-Зухд» (номер 58), а также Ибн Са’ад (6/11), который считается приемлемым передатчиком (садук), однако он был мудаллис и передает его, не утверждая, что он слышал его напрямую.
  • 3.Приводит Ибн Абдуль-Барр (2/164-165), аль-Хатыб в «Аль-Факих Валь-Мутафакких» (2/197-198), Абу Хайтама в «Аль-Ильм» (№ 10), и его иснад – сахих.
  • 4.Приводит аль-Хатыб в  «Аль-Факих Валь-Мутафакких» (2/166), его иснад слабый.
  • 5.Приводит аль-Хатыб в «Аль-Факих Валь-Мутафакких» (2/168).
  • 6.Приводится с вариантами формулировок у Дарими (1/53). Приводит аль-Хатыб в «Аль-Факих Валь-Мутафакких», иснад – сахих.
  • 7.Приводит Ибн Са’д (7/195), аль-Хатыб в «Аль-Факих Валь-Мутафакких» (2/167), иснад – сахих.
  • 8.Приводит смысл Абу Хайсама в «Аль-Ильм» (№ 131).
  • 9.Приводит аль-Фасави (1/490) и аль-Хатыб в «Аль-Факих Валь-Мутафакких» (2/168), иснад – слабый.
  • 10.Приводит аль-Хатыб в «Аль-Факих Валь-Мутафакких» (2/167), иснад — слабый.
  • 11.Это сказал Умар ибн Хала аз-Зурки, когда говорил с Рабия ибн Аби Абдуррахман. Эту передачу с очень близкой формулировкой приводит аль-Фасави (1/556-557), Абу Ну’айм в «Аль-Хилья» (3/260-261) и аль-Хатыб в «Аль-Факих Валь-Мутафакких» (2/169), иснад – сахих.