Запрет праздновать праздники не мусульман
Сказал имам, хафиз Джалалуддин ас-Суюти (849-911 х/ 1445-1505 м) в своей книге посвященной порицаемым новшествам:
ومن البدع المنكرات مشابهة الكفار في أعيادهم ومواسمهم الملعونة، كما يفعل كثير من جهلة المسلمين في مشاركة النصارى وموافقتهم فيما يفعلونه في خميس البيض الذي هو أكبر أعياد النصارى
Из порицаемых нововведений — это уподобление не мусульманам в отношении их праздников, как это делают многие из невежественных мусульман в обществе христиан и соответствие им в том, что они делают в «праздник рождества христова» который является самим большим праздником у христиан.
Далее он пишет:
النهي عن الاحتفال بما يسمى بليلة رأس السنة الميلادية
ومما يفعله كثير من الناس في فصل الشتاء، ويزعمون أنه ميلاد عيسى عليه السلام، فجميع ما يصنع أيضاً في هذه الليالي من المنكرات، مثل: إيقاد النيران، وإحداث طعام، وشراء شمع، وغير ذلك؛ فإن اتخاذ هذه المواليد موسماً هو دين النصارى، وليس لذلك أصل في دين الإسلام. ولم يكن لهذا الميلاد ذكر في عهد السلف الماضين، بل أصله مأخوذ عن النصارى
То, что некоторые мусульмане отмечают праздники зимой, считая, что празднуют день рождение Исы, а также все то, что совершается в эти ночи, является порицаемым. Это относится, например, к разжиганию огней, приготовлению пищи, покупке свечей и тому подобным приготовлениям. Празднование этих дней является частью религии христиан, а в Исламе этому нет никаких оснований. Этот день не упоминался у прежних поколений мусульман, и взят он у христиан.
النهي عن التشبه بالكافرين
ومن ذلك أعياد اليهود أو غيرهم من الكافرين أو الأعاجم والأعراب الضالين، لا ينبغي للمسلم أن يتشبه بهم في شيء من ذلك، ولا يوافقهم عليه، قال الله تعالى لنبيه محمد) : » ثم جعلناك على شريعة من الأمر فاتبعها ولا تتبع أهواء الذين لا يعلمون إنهم لن يغنوا عنك من الله شيئاً وإن الظالمين بعضهم أولياء بعض والله ولي المتقين). وأهواء الذين لا يعلمون هو ما يهوونه من الباطل، فإنه لا ينبغي للعالم أن يتبع الجاهل فيما يفعله من أهواء نفسه، قال تعالى لنبيه) : (ولئن اتبعت أهواءهم من بعد ما جاءك من العلم إنك إذا لمن الظالمين). فإذا كان هذا خطابه لنبيه (، فكيف حال غيره إذا وافق الجاهلين أو الكافرين وفعل كما يفعلون مما لم يأذن به الله ورسوله ويتابعهم فيما يختصون به من دينهم وتوابع دينهم؟ وترى كثيراً من علماء المسلمين الذين يعلمون العلم الظاهر، وهم منسلخون منه بالباطن، يصنعون ذلك مع الجاهلين في مواسم الكافرين بالتشبه بالكافرين، وقد جاء عن النبي ( أنه قال: » من أشد الناس عذاباً يوم القيامة عالم لم ينفعه الله بعلمه » . والتشبه بالكافرين حرام وإن لم يقصد ما قصده، بدليل ما روي عن ابن عمر عن رسول الله) : » من تشبه بقوم فهو منهم » . رواه أبو داود وغيره في السنن. فهذا الحديث أقر أحوالاً تقتضي تحريم التشبه بهم.
روى عمر بن شعيب، عن أبيه، عن جده أن رسول الله ( قال: » ليس منا من تشبه بغيرنا، لا تشبهوا باليهود ولا النصارى » . وعن أبي هريرة رضي الله عنه، قال: قال رسول الله) : » خالفوا المشركين، احفوا الشوارب، وأعفوا اللحى » فأمر رسول الله ( بمخالفة المشركين مطلقاً.
وقال عمر بن الخطاب رضي الله عنه إياكم ورطانة الأعاجم، وأن تدخلوا على المشركين في كنائسهم.
وقال عبد الله بن عمر: من بنى بأرض المشركين وصنع نيروزهم ومهرجانهم وتشبه بهم حتى يموت حُشر معهم يوم القيامة.
وقد شرط عليهم عمر بن الخطاب رضي الله عنه أن لا يظهروا أعيادهم في بلاد المسلمين، فإذا كانوا ممنوعين من إظهار أعيادهم في بلادنا، فكيف يسع المسلم فعلها؟ هذا مما يقوي طمعهم وقلوبهم في إظهارها، وإنما منعوا من ذلك لما فيه من الفساد، إما لأنه معصية، وإما لأنه شعار الكفر. والمسلم ممنوع من ذلك كله. وقال عمر بن الخطاب رضي الله عنه: اجتنبوا أعداء الله في دينهم، فإن السخط ينزل عليهم. فموافقتهم في أعيادهم من أسباب سخط الله تعالى لأنه إما محدث وإما منسوخ.
Такое же положение и у праздников иудеев, или же других не мусульман, прежних арабов и не арабов. Мусульманин не должен уподобляться им ни в чем из подобного, и не должен поддерживать их в этом. Аллах сказал своему пророку : «Потом Мы наставили тебя на путь из повеления. Следуй им и не потакай желаниям тех, которые не обладают знанием. Они нисколько не спасут тебя от Аллаха. Воистину, беззаконники являются помощниками и друзьями друг другу, а Аллах является Покровителем богобоязненных» (Cура аль-Джасия 18-19).
«А если ты станешь потакать их желаниям после того, как к тебе явилось знание, то тогда ты окажешься в числе беззаконников» (Сура аль-Бакара, 145).
И если таково обращение к Пророку то, что же можно сказать об остальных мусульманах, если они соглашаются с невежественными людьми и делают то, что делают они, в то время как это не разрешил Аллах своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует. Что можно сказать о мусульманах, которые следуют за тем, что является частью религии не мусульмани и тем что следует из нее?! И мы видим сегодня, как многие из мусульманских ученых обучают людей внешним положениям религии, а сами отделяются от ее сути и уподобляются не мусульманам отмечая их праздники.
Передается, что Пророк сказал: «Больше всех мучениям в Судный день будет подвергаться ученый, которому Аллахе не дал пользы от его знаний».
Уподобление не мусульманам ( в их обрядах и религии) запрещено, даже если не преследовать тех же целей, что и они. Доказательством этого является приведенное от ибн Умара : «Кто уподобился народу, то он из них» (привели Абу Дауд и другие). Самое меньшее, на что может указывать этот хадис это запретность данного уподобления.
Умар ибн Ша’б привел от своего отца, от деда: «Воистину Посланник Аллаха сказал: «Не из нас тот, кто уподобляется не нам (мусульманам). Не уподобляйтесь иудеям и христианам».
От Абу Хурайры передается, что Посланник Аллаха сказал: «Изменяйте седину и не уподобляйтесь иудеям» (привел ат-Тирмизи, посчитав его достоверным).
Посланник Аллаха сказал: «Отличайтесь от многобожников — укорачивайте усы и отпускайте бороду». Пророк велел полностью отличаться от многобожников (язычников).
Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Не используйте говор не арабов, и не входите в храмы многобожников».
Абдулла ибн Умар сказал: «Кто живет на земле многобожников, отмечает их Навруз и другие их праздники, и будет уподобляться им до смерти, тот будет воскрешен с ними в Судный день» (привел аль-Байхаки).
Умар ибн аль-Хаттаб поставил перед многобожниками условие, чтобы они не праздновали открыто свои праздники в городах мусульман, и если им запрещено открыто отмечать свои праздники в наших городах, то как же это можно делать мусульманам!!! Это усиливает их стремление открыто отмечать свои праздники, в то время как им запрещено это, так как это приводит к нечестию, либо потому что это является грехом, либо потому что это проявление неверия (куфра), а мусульманину запрещено и то и другое.
Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Отстраняйтесь от врагов Аллаха в их праздники, воистину на них снисходит гнев Аллаха» (привел аль-Бухари).
Участие в их праздниках — причина гнева Аллаха, поскольку эти праздники являются либо новшеством, либо отмененными нормами.
مقاطعة المتشبه بهم وعدم جواز بيع العنب لمن يصنع الخمر منهم
والمسلم لا يقر على واحد منها. وكما لا يحل التشبه بهم في أعيادهم، فلا يعان المسلم المتشبه بهم في ذلك، كما لا يحل بيع العنب لمن يعصرها خمراً. ومن صنع في أعيادهم دعوة لم يجب إليها، ومن أهدى من المسلمين هدية في هذه الأعياد مخالفة العادة، وهي مما فيه تشبه بهم، لم تقبل هديته.
واعلم أن نفي مخالفتهم أمر مقصود للشارع؛ لأن الكفر بمنزلة مرض القلب وأشد، ومتى كان القلب مريضاً لم يصح من الأعضاء؛ وإنما الصلاح أن لا يشبه القلب في شيء من أمور الكافر أنها كلها إما فاسدة وإما ناقصة. فالحمد لله على نعمة الإسلام التي هي أعظم النعم، وأم كل خير كما يحب ربنا ويرضى. فموافقتهم فيما هو منسوخ بشريعتنا قبيح، وأقبح منه ما أحدثوه من العبادات أو العادات؛ فإنه مما أحدثه الكافرون، وموافقة المسلمين لهم فيه من أعظم المنكرات. فكل ما يتشبهون بهم من عبادة أو عادة، فهو من المحدثات والمنكرات. وقد مدح الله عز وجل من لم يشهد أعيادهم ومواسمهم ولم يشاركهم فيها بقوله: (والذين لا يشهدون الزور)، قال مجاهد والضحاك والربيع بن أنس: هو أعياد المشركين. وقال ابن سيرين: هو الشعانين. وتقدم قوله) : » خالفوا المشركين » وقال: » من تشبه بقوم فهو منهم » .
واعلم أنه لم يكن على عهد السلف السابقين من المسلمين من يشاركهم في شيء من ذلك. فالمؤمن حقاً هو السالك طريق السلف الصالحين المقتفي لآثار نبيه سيد المرسلين (، المقتفي بمن أنعم الله عليهم من النبيين والصديقين والشهداء والصالحين. فجعلنا الله منهم بمنه وكرمه إنه جواد كريم.
عدم الاغترار بكثرة الضالين واتباع أهل الحق ولو كانوا قلة
ولا ينظر الرجل إلى كثرة الجاهلين الواقعين في مشابهة الكافرين والعلماء والغافلين وموافقتهم، فقد قال السيد الجليل الفضيل بن عياض رضي الله عنه: عليك بطريق الهدى وإن قل السالكون واجتنب طريق الردّى وإن كثر الهالكون.
اللهم اجعلنا من المهتدين المتبعين لآثار سبيل الصالحين، ولا تجعلنا من الهالكين المتبعين لآثار سبيل الكافرين والضالين بمنك وكرمك، إنك جواد كريم.
Точно также, как запрещено уподобляться не мусульманам, также запрещено помогать другому мусульманину уподобляться им. Следует запрещать ему это, также как запрещено, продавать виноград тому, кто из него делает вино. И если кого пригласят на эти праздники, то он не должен отвечать на это приглашение. И если мусульманин будет дарить другому в этот день подарки, то не следует принимать их. Знайте же, что само по себе отличие от язычников является целью Законодателя, поскольку неверие подобно болезни сердца, и даже более того, а если сердце больно, то не приносят пользу поступки органов тела. Благочестие же в том, чтобы сердце не уподоблялось неверующим людям ни в чем, поскольку все, что они делают либо нечестие, либо недостаток. И хвала Аллаху, за то, что Он облагодетельствовал нас исламом, который является лучшим из благ, и матерью всего доброго.
Следование за тем, что отменил наш шариат порицаемо, и более порицаемым, чем это является следование за ними в том, что они придумали в поклонении или обычаях (на что нет никакого довода и является плодом их фантазии, но не основано на доказательствах) . Если бы эти обычаи ввели мусульмане, то они считались бы порицаемыми, а что же говорить тогда о том, что не установил Аллах и Его Посланник , а ввели не мусульмане? Уподобление не мусульманам один из худших грехов. В чем бы ни следовали мусульмане им, будь то поклонение или обычаи, все это нововведение и является порицаемым. Аллах восхвалил тех, кто не присутствует на их праздниках и собраниях, и не участвует в них: «Они не присутствуют при лживых разговорах» (сура аль-Фуркан, 72).
Сказали Муджахид, ад-Даххак, ар-Раби ибн Анас: «Это праздники многобожников». Ибн Сирин сказал: «Это вербное воскресенье».
Ранее мы уже упоминали слова Посланника Аллаха : «Отличайтесь от многобожников…», а также его слова: «Кто уподобился народу, то он из них».
Знай же, что не было во времена праведных предков мусульманина, который участвовал бы вместе с язычниками в чем-либо подобном, а истинный мусульманин это тот, кто идет по пути праведных предков, следуя хадисам Пророка господина посланников, следуя за теми, кого облагодетельствовал Аллах: пророками, правдивейшими, шахидами и праведниками, да сделает нас Аллах из их числа по Своей милости. И не следует человеку обращать внимание на большое количество невежд, погрязших в уподоблении, и на ученых забывших Аллаха, и на их разрешения.
Фудайл ибн Ияд сказал: «Следуй путем истины, даже если мало число идущих по нему, и остерегайся пути заблуждения, даже если многочисленны погибающие на нем».
О Аллах, по Твоей милости и щедрости, сделай нас из числа идущих по прямому пути, следующих за хадисами посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и не делай нас из числа погибших, следующих за путем неверных1.
1. Ас-Суюти, «Амру биль иттибаъ ва нахью ан ибтидаъ», стр. 67-69
Корректировать