А ТЫ ЗНАЕШЬ — КТО ТАКОЙ АБУ ХАНИФА?
Биографии четырех имамов. Абу Ханифа, да будет доволен им Аллах
В одном из своих хадисов Пророк (мир ему) сказал: «Моя община никогда не сойдется на заблуждении». То есть, большинство нашей общины всегда будет на истине. Этим мы отличаемся от остальных общин, от христиан, от иудеев, большинство которых как раз сбилось с истины. Поэтому, если мусульманин хочет узнать, какое течение в Исламе стоит на истине, пусть изучает свою историю и смотрит – за кем, за какими учеными, всегда следовало большинство мусульман. И он увидит, что это были такие ученые как имам Абу Ханифа, имам Шафии, имамы Ашари и Матуриди (да будет доволен ими Аллах). Последующие ученые, даже такие великие люди, как имам Навави или Ибн Хаджар Аскаляни, были как дети по сравнению с этими великими имамами. Поэтому ученые Ислама единогласно сошлись на том, что верующие должны следовать прежде всего четырем имамам мазхабов. Остальные мазхабы исчезли и до нас их непрерывная цепочка не дошла.
Известно, что великий ученый-саляф Абдулла ибн Мубарак сказал «Иснад мин ад-дин» — «Иснад (то есть цепочка людей, которые передают знания по тем или иным вопросам от самого Пророка, мир ему, и его сподвижников) – из религии». Живая традиция является основой религии. Если такой преемственности знаний не было бы у нас в Исламе, тогда любой мог бы говорить все, что хочет, и мы не имели бы возможности проверить – соответствует ли это тому, с чем пришел Пророк (мир ему). Любой человек мог прийти и сказать: «Пророк (мир ему) сказал так и так», а проверить его слова никто не смог бы. Таким образом, мы можем отличить подлинных ученых от самозванцев. Если человек может назвать такой иснад у своих учителей, тогда ему можно верить. Если же он сам что-то где-то прочитал и выдумал из головы или на основе собственного разума толкует Коран и хадисы, не следуя традиции толкования Корана от великих ученых, ему верить нельзя. Это очень важный вопрос – религия это не философия или научная школа, где есть много разных мнений и все они равнозначны. Всевышний от нас требует, чтобы мы следовали тому, что принес Пророк Мухаммад (мир ему). Но мы сами его или его сподвижников не видели, поэтому мы должны брать знания у тех ученых, о которых вся умма свидетельствует, что они на истине. А самой высшей степенью доверия, в которой нет и тени сомнений, как раз и обладают имамы четырех мазхабов – Абу Ханифа, Шафии, Малик и Ахмад Ибн Ханбаль. Мусульмане на протяжении всех 1400 веков своей истории всегда следовали за ними. И только в последние лет 50-100 появилась такая бредовая идея, что можно отказаться от мазхабов и следовать своим собственным толкованиям Корана и Сунны или тем толкованиям, которые принесли выскочки, которые неизвестно у кого учились. Идея, что можно отбросить мазхабы, взять переводы Корана или переводы хадисов Бухари или Муслима и самим оттуда что-то выводить, появилась совсем недавно, хотя некоторые и пытаются доказать, что мусульмане мазхабам следовали только потому, что так им приказывала государственная власть, что это им было навязано, что это влияние правителей, режимов, которые это насаждали искусственно. Однако этих правителей уже давно нет, а мусульмане как следовали мазхабам, так и следуют. Если какую-то идею людям навязывать силой, она исчезнет, как только этот режим падет. Коммунистические идеи людям навязывали силой, но как только советская власть пала, эти идеи исчезли, им почти никто не следует. Если люди чему-то следуют искренне, то они будут следовать этому при любой власти.
В наше время многие люди говорят, что они ханафиты или шафииты, но ничего про своих имамов не знают. Поэтому причиной безмазхабности и является невежество, когда люди не понимают – кто были эти люди, не представляют себе уровень их богобоязненности, их знаний. Что мы не только не знаем эти науки, которые они изучали, мы даже названий их толком не знаем, не то чтобы в них разбираться. Изучение биографий этих ученых увеличит нашу любовь к ним. В хадисе сказано – «в будущей жизни вы будете с теми, кого вы любите». И инша Аллах, Аллах нас воскресит с этими людьми, если наша любовь к ним будет искренней.
Первый имам мазхаба – это имам Абу Ханифа, да будет доволен им Аллах. Ханафитский мазхаб на сегодняшний день – самый распространенный в мире, большинство мусульман мира следуют именно за Абу Ханифой.
Нуман ибн Сабит (которого впоследствии стали называть Абу Ханифа), родился в 80 году по хиджре. По происхождению он был персом, родом из Ирана. Когда при халифе Умаре, да будет доволен им Аллах, Персидское государство было присоединено к исламскому халифату, многие жители Ирана стали принимать Ислам. Кто-то из жителей Ирана в результате войн оказывался в рабстве, потом принимал Ислам, и его освобождали. По одной версии, отец, по другой – дед Абу Ханифы и был таким человеком, который получил свободу после принятия Ислама.
По одной версии Абу Ханифа был из числа табиинов (то есть, второго поколения после сподвижников), по другой – из табиут-табиинов (третьего поколения). Известно, что наш Пророк (мир ему) сказал: «Самое лучшее поколение – это мое, потом те, кто будет за ними, затем те, кто будет за ними, а затем начнется фитна». Первое поколение – это сахабы, второе – табиины, которые брали у них знания, третье – табиут-табиины. Имам Абу Ханифа как раз относился к этим поколениям, которым было засвидетельствовано благом.
Известно, что во время Абу Ханифы были живы четыре сподвижника. По одним сообщениям, он с ними встречался, по другой – не встречался. Этими сподвижниками были Анас ибн Малик, который жил с Басре, Абдулла ибн Абу Ауфа, который жил в Куфе, Сахль ибн Саад, который жил в Медине и Абу Туфейль Амир ибн Василь, который жил в Мекке. По одной версии Абу Ханифа ни с кем из них не встретился, по другой – он встречался с Анасом ибн Маликом и слышал от него хадис «стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина». Также есть история о том, что в 91 году по хиджре, еще мальчиком, он совершал со своим отцом хадж и видел в Масджид аль-Харам сподвижника Абдуллу ибн аль-Харриса и слышал от него хадис «тот, кто стремится изучать религию, получит ризк (пропитание) оттуда, откуда не ожидает» (Правда, другие ученые подвергают этот рассказ критике, так как считается, что этот сподвижник скончался еще в 86 г. хиджры, поэтому в 91 году Абу Ханифа его видеть никак не мог). Следовательно, по этому мнению, Абу Ханифа был из табиинов.
Известно, что Абу Ханифа учился у многих известных ученых своего времени. Так, знания по хадису он брал у Ата и от Нафиа, это были известные передатчики хадисов своего времени. Нафиа был вольноотпущенным рабом Абдуллы ибн Умара, сына халифа Умара, да будет ими доволен Аллах. Он находился рядом с ним и получал от них знания по хадису. Также от него брал знания по хадису и имам Малик. Ученые по хадису говорят, что самый сильный иснад, который есть в религии – это те знания, которые передает имам Малик от Нафиа, от Ибн Умара. Также он брал хадисы от Катады и Хаммада ибн Абу Сулеймана. У последнего он учился порядка 18 лет (!) Не три или четыре года каких-то непонятных институтов, после чего человек начинает отвергать половину исламского наследия, а 18 лет человек находился рядом с учителем, который сам видел сподвижников. Мы даже не можем вообразить себе знания этих людей, тем более, как мы можем говорить, что в таком-то вопросе Абу Ханифа ошибся, он не знал достоверных хадисов и т.д. По фикху он брал знания от Ибрахима Нахии, от Алькамы, и Асвада ибн Язида, который брал знания от сахаба Абдуллы ибн Масуда. Основные ученики Абу Ханифы – это Абу Юсуф и Мухаммад, а также Зуфар. Последний – менее известный ученик Абу Ханифы, он рано умер, но говорят, что он превышал по знаниям двух первых. От самого Абу Ханифы хадисы передают Вакиа ибн Джарах и Абдулла ибн Мубарак. Первый ученый был учителем имама Бухари, известного собирателя хадисов. Поэтому странно слышать, когда кто-то пытается опровергать Абу Ханифу хадисами, которые собрал имам Бухари, хотя его учителем был ученик Абу Ханифы.
О знаниях Абу Ханифы свидетельствуют его многочисленные современники. Как говорил тот же Абдулла ибн Мубарак: «я не видел людей, более знающих фикх, чем Абу Ханифа». Также имам Шафии, который учился у шейха Мухаммада, ученика Абу Ханифы, говорил, что ученые фикха подобны детям по сравнению с Абу Ханифой, все факихи ему обязаны. Назр ибн Абу Шамиль говорил, что до Абу Ханифы люди в плане фикха были подобны спящим, а он пришел и разбудил их. Вот так саляфу-с-салих, наши праведные предки оценивали этого человека.
Он не был просто знатоком фикха, который выносил фетвы, он также был величайшим абидом, аскетом, который проводил ночи в поклонении. Рассказывают, что Абу Ханифа шел с кем-то по рынку и услышал, как один человек говорит другому – «смотри, вот идет сам Абу Ханифа, он проводит всю ночь в поклонении». После этого он не оставлял ни одной ночи без поклонения, он говорил, что не хочет, чтобы про него говорили то, чего он не делает.
Также про него рассказывают такую историю. По роду занятий имам был довольно богатым торговцем шелком, он унаследовал это занятие от своего отца. Он всю жизнь тратил свое имущество на своих друзей и учеников – поддерживал их, помогал им, благодаря собственному заработку он не нуждался в чьей-то помощи. Так, однажды он отправил своего ученика на рынок продать какую-то дорогую вещь. Ученик принес ему большую сумму денег. В это же время в мечеть, где был имам, зашел человек, просящий милостыню. Имам взял у своего ученика деньги и не глядя на них, отдал просящему. Ученик удивился: «ты же даже не посмотрел – сколько тут денег». Имам ответил: «это неважно, пусть забирает». Такой аскетизм и богобоязненность были у этого человека. Разве кто-то из современных людей способен отдать первому встречному большие деньги, не зная, кто он и почему просит денег, не требуя у него документов, подтверждающих его нужду?
Тогдашние правители долгое время пытались заставить имама занять пост судьи халифата. Он знал, что правители будут давить на него, вынуждая его принимать выгодные им решения, поэтому, боясь гнева Всевышнего за несправедливый суд, отказывался от этого поста, несмотря на тюремное заключение и неоднократные избиения. В конце концов, он умер в тюрьме, считается, что тоже не без чьего-то участия. Однако он предпочел наказание в этой жизни, боясь наказания в будущей жизни.
Часто приходится слышать от современников, что Абу Ханифа не знал хадисов, он знал только 18 хадисов (некоторые вообще говорят про три хадиса). На самом деле от него передается множество хадисов, из них 215 хадисов, которые передает только он, и 118 хадисов, которые он передает вместе с другими шейхами. Наряду с другими великими имамами, он составил целый сборник хадисов — «Муснад» Абу Ханифы. Муснад – это такой сборник хадисов, который составлен по алфавиту по именам сподвижников, которые эти хадисы передают. Также о нем многие говорили, что он был имамом не только в фикхе, но и в хадисе.
Также многие невежды пытаются доказать, что ханафитский мазхаб – это некая философия, где все основано на доводах разума, у него нет основания в Коране и Сунне. В частности, муджасимиты, которые буквально понимают Коран и Сунну, особенно ненавидят ханафитский мазхаб. Хотя в своем усуле (основах) ханафитский мазхаб не противоречит источникам шариата, которых, как известно, четыре: Коран, хадисы, иджма (единогласное согласие муджтахидов своего времени о каком-то решении) и кыяс (суждение по аналогии. К примеру, в Коране и хадисах ничего не сказано про наркотики, но есть правило, что все опьяняющее запретно, поэтому ученые запрещают наркотики). Абу Ханифа брал решения из всех этих источников. Если решения не было ни в Коране, ни в Сунне, ни в иджме ученых, то в этом вопросе Абу Ханифа брал мнение какого-то сподвижника, если и этого не было, он делал кыяс. Так что те, кто говорит, что он следовал только своему мнению, создал собственную философию, ничего не смыслят в шариате и усуле.
Также известно, что имам Абу Ханифа создал такую отрасль фикха как «аль-фикх ат-такдири». Это такая часть фикха, где ученый пытается смоделировать какие-то ситуации, которые еще не произошли, пытается ответить на вопросы, которых в данное время еще никто не ставил. Имам Абу Ханифа был первым в этом разделе фикха, поэтому ханафитский фикх — самый проработанный, самый детализированный и самый сложный. Этот подход очень помог мусульманским ученым в будущем, когда им пришлось решать какие-то новые вопросы.
Его ученик Ибн Мубарак говорил про его мазхаб: «не говори, «это мнение Абу Ханифы», говори «Это понимание Абу Ханифы»», имея в виду, что он не высказывал частное мнение, это не его личное мнение а это его понимание источников.
Кто-то может спросить – разве может человек, следуя за хадисом, ошибаться? Сам хадис, разумеется, правилен, но наше понимание может быть неправильным. Разумеется, лучшим будет предпочесть понимание великих имамов, а не свое собственное понимание. Если же человек считает, что он знает больше, чем они, то уже тут, конечно, сказать нечего. Если собрать знания всех ученых нашей уммы, то, наверное, они не перевесят знания каждого из четырех великих имамов.
Известно, что однажды Пророк, мир ему, сказал Абдулле ибн Умару: «Твоя религия – это твоя плоть и кровь, поэтому смотри, у кого берешь знания по религии». Изучая биографии великих ученых, иншаАллах, мы будем знать – у кого мы берем знания. И для нас не будет вопроса – за кем следовать.
Абу Али ад-Дагестани
Священный Кур’ан 32:24
وَجَعَلْنَا مِنْهُمْ أَئِمَّةً يَهْدُونَ بِأَمْرِنَا لَمَّا صَبَرُوا۟ ۖ وَكَانُوا۟ بِـَٔايَٰتِنَا يُوقِنُونَ
Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения.
Красиво написано ма шаАллах! Наши деды не зря выбрали ханафитский мазхаб! Аллаху Акбар.
Передают, что у Абу Ханифы было около 4 тысяч учителей. И эти учителя как правило были табиинами, которые учились у сподвижников пророка салляллаху алейхи ва саллям. Надо иметь весьма изощренную фантазию, что бы предположить что эти люди не передавали между собой то, как молился или совершал другие акты поклонения пророк салляллаху алейхи ва саллям, вследствии чего Абу Ханифа так и не узнал об этом, несмотря на огромное количество учителей и огромную одаренность.
Кто изучает мазхаб у знающих людей сразу поймет, что тезис «до Абу Ханифы не дошел этот хадис»- очень слабое утверждение, на деле не имеющее под собой никакой основы.
Ма шаАллах
ма шааАллах! Аллаху Акбар!
441 ЗНАЮТ)
Внешний вид имама
Имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах Всевышний, был смугловатым человеком выше среднего роста. Он отличался приятной и внушающей уважение внешностью, имел длинную бороду и носил красивую одежду, чалму и сандалии. Он имел красивый голос, был красноречив и часто пользовался благовониями, по запаху которых можно было узнать о его появлении. Он отличался крайней худобой, ибо из-за страха перед Аллахом Всевышним и долгого поклонения на костях его почти не осталось мяса, не говоря уже о жире.
Нравственные качества имама
Обычно нравственные качества человека являются плодом веры и указывают на то, в какой степени сердце его наполняют вера, благочестие и богобоязненность. Чем сильнее вера, чем прочнее она утверждается в сердце и чем больше наполняет его своим светом, тем более достойными будут нравственные качества человека, что окажет своё воздействие на все стороны жизни, ибо из любого сосуда выливается лишь то, что в нём есть.
Абу Ханифа, да помилует его Аллах Всевышний, относился к числу улемов первых трёх веков существования ислама, которые посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, назвал наилучшими, и поэтому неудивительно, что он относился к числу достойнейших из наших праведных предшественников, если говорить о его взаимоотношениях с Аллахом и с людьми.
Мы считаем полезным привести некоторые из примеров из жизни имама Абу Ханифы, из высказываний о нем и его собственных изречений, да будет доволен им Аллах Всевышний, ибо помимо того, что это был великий ученый исламской уммы, он также являл собой пример истинной богобоязненности, благонравия и аскетизма.
Поклонение Аллаху
Сообщается, что Хафс бин ‘Абд ар Рахман сказал: “Я поддерживал деловые отношения с Абу Ханифой в течение тридцати лет. Он прочитывал Коран один раз в каждые три дня и ежедневно раздавал садаку [1]”.
[1] Садака – милостыня, добровольное даяние.
Аль Муваффак передал, что Букайр бин Ма‘руф сказал: “Я не расставался с Абу Ханифой ни во время его путешествий, ни тогда, когда он находился в городе, видел, чем он занимался у себя дома ночью, и мало что оставалось от меня скрытым, и не приходилось мне встречать человека, который отличался бы большим рвением, чем он! Днём он соблюдал пост, а ночью молился и читал Коран. Он отличался смирением, никогда не выходил из повиновения Аллаху и искренне стремился обучать и просвещать людей в том, что им было трудно понять. Да окажет ему Аллах Свою великую милость!”
Таким был имам Абу Ханифа, поклонявшийся и покорявшийся Аллаху, читавший по ночам Священный Коран и сделавший его своим собеседником, страшившийся Аллаха и скрывавший всё это от людских взоров, постившийся долгие дни, ежегодно совершавший хадж с тех пор, как отец взял его с собой в хадж в первый раз, и ежедневно раздававший садаку.
С учётом всего сказанного неудивительно, что улемы так часто воздавали ему хвалу. Когда аль Фадль бин Сувайд прибыл в Куфу и его спросили об Абу Ханифе, он сказал: “Мы часто сопровождали его и видели, что он часто постился и молился по ночам”.
Абу Мукатиль сказал: “Я долгое время не расставался с Абу Ханифой ни во время его путешествий, ни когда он жил у себя дома, и я не видел, чтобы кто-нибудь молился и поклонялся Аллаху больше, чем он, или отличался большим благочестием; что же касается фикха, то не видел я человека, более осведомлённого в этой области”.
‘Ата бин Джабаля сказал: “Я не встречал ни одного улема, который был бы не согласен с тем, что Абу Ханифа лучше всех разбирался в вопросах фикха, являлся самым благочестивым из людей и больше всех молился и поклонялся Аллаху”.
Сообщается, что однажды Абу Ханифа, да помилует его Аллах Всевышний, читавший ночью Коран, дошёл до того айата, в котором сказано: “ … но Аллах оказал нам милость и защитил (нас) от мук огненного вихря!” (Гора,27), после чего повторял эти слова до тех пор, пока муадзин не возгласил призыв на утреннюю молитву. А однажды он всю ночь напролёт повторял слова Всевышнего: “ … но Час этот (День воскресения), который является назначенным им сроком, (окажется) ещё ужаснее и горше!” (Луна,46), совершая молитву. Передают, что наложница Абу Ханифы, являвшаяся матерью его сына, сказала: “С тех пор, как я узнала его, он никогда не спал на удобной постели, а уделял сну время между полуденной и послеполуденной молитвами летом; зимой же он спал на том месте, где он обычно молился, в начале ночи”.
О степени богобоязненности имама
Аль Кардари передал, что Йахйа бин Са‘ид аль Каттан сказал: “Мы проводили время с Абу Ханифой и слушали его, и, клянусь Аллахом, когда я смотрел на него, по лицу его мне было видно, что он боится всемогущего и Великого Аллаха”.
Аль Кардари передал также, что Ибн аль Мубарак сказал:
«Приехав в Куфу, я спросил людей, кто из жителей города является самым осведомлённым в вопросах фикха, и мне сказали: “Абу Ханифа”. Потом я спросил, кто из них в наибольшей мере отстраняется от мира дольнего, и мне сказали: “Абу Ханифа”, а потом я спросил, кто из них отличается наибольшим благочестием, и мне снова сказали: “Абу Ханифа”».
Аль Муваффак передал, что Мис‘ар бин Кудам сказал:
«Однажды, когда я шёл по улице вместе с Абу Ханифой, он случайно наступил на ногу какому-то мальчику, который сказал ему: “О шейх, разве не боишься ты воздаяния равным в День воскресения?” – и, услышав эти слова, Абу Ханифа лишился чувств. Я остался рядом с ним, а когда он пришёл в себя, сказал: “О, Абу Ханифа, как сильно подействовали на тебя слова этого мальчика!” – на что он ответил: “Я боюсь, что эти слова были внушены ему”».
Аль Муваффак передал, что Ибн аль Мубарак сказал:
«Однажды я сказал Суфйану ас Саури: “Сколь далёк от поношения других Абу Ханифа! Я никогда не слышал, чтобы он плохо отзывался даже о своём враге”, на что он ответил так: “Клянусь Аллахом, он слишком умён для того, чтобы предоставлять власть над своими добрыми делами тому, что уничтожит эти дела”».
Аль Муваффак передал, что ‘Абд ар Раззак сказал: “Когда бы ни смотрел я на Абу Ханифу, я всегда замечал на его глазах и щеках следы слёз”.
Аль Муваффак приводит слова Дирара бин Сурада, передавшего, что он слышал, как Йазид бин аль Кумайт, которого Дирар считал одним из лучших людей, сказал:
«Абу Ханифа очень боялся Аллаха. Однажды во время вечерней молитвы муаззин ‘Али бин аль Хасан, позади которого находился Абу Ханифа, прочитал нам суру, в которой сказано: “Когда сотрясена будет земля … ” (Землетрясение,1). Когда мы закончили молиться и люди разошлись, я взглянул на Абу Ханифу, который сидел на своём месте, размышляя и вздыхая, и сказал: “Уйду-ка я, чтобы не отвлекать его”. Уходя, я оставил там светильник, в котором было только немного масла, а, когда вернулся незадолго до зари, увидел, что он стоит, держась за свою бороду и произнося такие слова: “О, Тот, Кто воздаст благом за совершение благого весом с пылинку и воздаст дурным за совершение дурного весом с пылинку, защити раба Твоего ан Ну‘мана от огня и того дурного, что приближает к огню, и окажи ему милость Твою!”. После этого я произнёс слова азана и увидел, что светильник горит, а он стоит, а когда я вошёл внутрь, он спросил меня: “Ты хочешь забрать светильник?” Я сказал: “Я уже призвал на утреннюю молитву”. Он попросил: “Никому не рассказывай о том, что ты видел”, после чего совершил добровольную молитву в два ракаата и сидел, пока я не объявил о начале молитвы обязательной, которую Абу Ханифа, совершивший предыдущее омовение в начале ночи [2], совершил вместе с нами».
[2] Имеется в виду, что всё это время Абу Ханифа оставался в состоянии ритуальной чистоты
О благочестии имама, да помилует его Аллах Всевышний, и степени его отречении от мирского
Аль Муваффак передал, что аль Файд бин Мухаммад ар Ракки сказал:
«Направляясь в Куфу и находясь в Багдаде, я встретился там с Абу Ханифой, который сказал мне: “Найди Хаммада [3] и передай ему от меня следующее: “Ты ведь знаешь, что за месяц я съедаю савика [4] на два дирхема, а ты задерживаешь его”, и поторопи его”».
[3] Хаммад — сын Абу Ханифы.
[4] Савик — походная еда быстрого приготовления. Её основу составляла собой пшеничная или ячменная крупа, проваренная с жиром, мёдом или финиками, которую перед употреблением увлажняли.
Аль Муваффак сказал: “Возможно, что это было в то время, когда Абу Ханифа находился в Багдаде в заключении из-за отказа занять должность кади [5]. В силу своего искреннего благочестия он отказывался от еды, которую присылал ему халиф, и просил, чтобы еду ему присылали из Куфы”.
[5] Эту должность, от которой Абу Ханифа решительно отказался, предлагал ему занять халиф аль Мансур (754-775).
Аль Муваффак приводит рассказ Хафса бин ‘Абд ар Рахмана, являвшегося компаньоном Абу Ханифы, который снабжал его товаром. Хафс рассказывал, что однажды Абу Ханифа прислал ему товар, предупредил, что в какой-то из одежд имеется недостаток, которые он назвал, и велел ему указать на это покупателям, если тот будет продавать её. Хафс продал товар, но забыл указать на эти недостатки и ничего не сказал тому, кто купил у него это, когда же об этом узнал Абу Ханифа, он раздал в качестве садаки все полученные деньги, а было там тридцать тысяч дирхемов.
Шейх Мансур бин Шайба сказал: “О достоинствах имама, да будет доволен им Аллах, свидетельствует то, что, когда умер его отец Сабит, оставивший ему двести тысяч дирхемов, не считая имущества, он всё израсходовал на поиски знания и на своих учеников, а сам тратил себе на еду по два дирхема в месяц”.
Шейх Мансур бин Шайба передал также, что Сахль бин Музахим сказал: “Мы часто приходили к Абу Ханифе, но не видели в его доме ничего, кроме циновок”.
О взаимоотношениях имама с людьми.
Имам аль Халяби, Ахмад аль ‘Аскари и ас Саймари сообщают, что Мис‘ар сказал: “Когда Абу Ханифа, да помилует его Аллах Всевышний, покупал что-нибудь для своих детей или когда ему доставляли первые фрукты, он всегда покупал это и для шейхов из числа мухаддисов, расходуя на них больше, чем он расходовал на своих детей и на самого себя, и он всегда проявлял великодушие в торговых делах и своих взаимоотношениях с людьми”.
Хафиз ас Сулами сказал:
«Абу Ханифа, да помилует его Аллах Всевышний, занимался торговлей, а когда в конце года собирал деньги, полученные в качестве прибыли, то покупал на них то, в чём нуждались мухаддисы, после чего отдавал оставшиеся дирхемы им же».
Сообщается, что Абу Йусуф, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:
«Не приходилось мне встречать никого щедрее Абу Ханифы, которому я часто говорил: “Не видел я никого щедрее тебя”, на что он отвечал: “А что бы ты сказал, если бы увидел Хаммада?” Абу Ханифа кормил меня самого и всю мою семью в течение десяти лет, и не встречал я никого, в ком соединилось бы столько достойных качеств».
Сердечность и доброта имама к людям
Сердечность отношения к людям выражается в желании им добра, и вся жизнь имама, да помилует его Аллах Всевышний, являла собой пример именно такого отношения, ибо он всегда желал добра всем. Мы уже привели примеры проявления им доброты по отношению к его бедным ученикам и рассказали о том, как он расходовал на них свои средства в течение многих лет и какое уважение оказывал своим шейхам и тем из них, которые являлись мухаддисами, требуя от них лишь того, чтобы они благодарили Аллаха за то, что Он послал им через него. И мы рассказали о том, что все его собрания были посвящены поклонению, приобретению нового знания и повторению пройденного, а также о том, что он никогда ни о ком не отозвался плохо и никого не обидел, даже если кто-то плохо говорил о нём самом.
С учётом сказанного неудивительно, что за это с похвалой об имаме, да помилует его Аллах Всевышний, отзывались лучшие улемы, характеризовавшие его как человека редкой доброты, доброжелательности и благочестия, что является милостью Аллаха, которую Он оказывает, кому пожелает.
Сообщается, что Са‘дан бин Са‘ид сказал: “Абу Ханифа был врачевателем этой общины, ибо невежество является наихудшей болезнью, а знание является наилучшим лекарством, и Абу Ханифа дал этому знанию окончательное толкование, благодаря которому невежество исчезло”.
Сообщается, что аль Валид бин аль Касим сказал: “Ан Ну‘ман бин Сабит проявлял большую заботу своих последователях и тайно расспрашивал других об их положении. Узнав, что кто-нибудь из них испытывает нужду, имам утешал его; когда кто-нибудь из них или их близких болел, он навещал больного; когда кто-нибудь из них или их близких умирал, он приходил на его похороны, а когда с кем-либо из его последователей случалась беда, имам, отличавшийся щедростью и поддерживавший хорошие отношения с людьми, старался помочь ему”.
Сообщается, что Хафс бин Хамза аль Кураши сказал: “Иногда какой-нибудь человек, который проходил мимо Абу Ханифы, подсаживался к нему, не преследуя никакой цели и не принимая участия в беседе; когда же он поднимался со своего места, имам спрашивал о нём, и если тот испытывал нужду, Абу Ханифа что-нибудь дарил ему, а в случае болезни навещал его, что побуждало человека поддерживать отношения с имамом, который проявлял необыкновенную щедрость к своим знакомым”. Аль Хасан бин Сулейман сказал: “Имам отличался щедростью, и не встречал я подобного ему. Он ежемесячно выплачивал своим последователям их содержание и всегда поддерживал их”.
Терпение и кротость имама, да помилует его Аллах Всевышний
Терпением является способность сдерживать собственную душу, несмотря на то, что это ей не нравится, а сколь много терпения проявил имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах Всевышний, обучая людей и указывая им правильный путь!
В той части своей книги, которая посвящена имаму Абу Ханифе, да помилует его Аллах Всевышний, аз Захаби сообщает, что ‘Абд ар Раззак сказал:
«Никогда не встречал я человека более кроткого, чем Абу Ханифа. Однажды, когда мы вместе с ним находились в мечети аль Хайфа, один человек задал ему какой-то вопрос, на который он ему ответил. Тогда этот человек сказал: “А аль Хасан аль Басри говорит то-то и то-то”. На это Абу Ханифа сказал: “Аль Хасан ошибается”. После этого к имаму подошёл какой то краснолицый человек и жестоко оскорбил его за то, что он указал на ошибку аль Хасана. Люди хотели проучить его за это, а Абу Ханифа сказал: “Я говорю, что аль Хасан ошибся, а Ибн Мас‘уд прав”».
Мухаммад бин Суляйм приводит слова Вукай‘а, сообщившего, что Йазид бин Кумайт сказал:
«Однажды, когда я слушал Абу Ханифу, какой-то человек принялся поносить имама, говоря ему: “О, неверный, о, еретик!” на что Абу Ханифа ответил ему так: “Да простит тебя Аллах, Который знает обо мне совсем не то, что говоришь ты”».
Сообщается, что Абу Йусуф, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:
«Как-то раз я пришёл к Абу Ханифе, да помилует его Аллах Всевышний, и сел вместе с другими людьми, собравшимися у него, а через некоторое время появился какой то человек и принялся поносить и бранить Абу Ханифу. Что же касается Абу Ханифы, то он не прекратил говорить и не обращал внимание на слова этого человека, которому ничего не сказал также никто из присутствовавших на этой встрече. Так продолжалось до тех пор, пока Абу Ханифа не закончил говорить и не поднялся с места, желая войти в свой дом. Дойдя же до дверей дома, он остановился, повернулся к тому человеку и сказал: “Я собираюсь войти в свой дом, и если ты хочешь сказать ещё что-нибудь, говори, чтобы не осталось того, что ты боишься упустить”. Тогда этот человек устыдился и попросил: “Прости меня!” – а Абу Ханифа сказал: “Ты получил прощение”».
Сообщается, что Йазид бин аль Кумайт сказал:
«Я слышал, как во время спора Абу Ханифы с каким-то человеком по одному вопросу, этот человек воскликнул: “О, еретик, о безбожник!” на что имам ответил так: “Да простит тебя Аллах! Аллаху ведомо обо мне нечто противоположное тому, что ты сказал, и Он знает, что с тех пор, как я познал Его, я никого не приравнивал к Нему, и не желал ничего, кроме Его прощения, и не боялся ничего, кроме Его наказания”. И, упомянув о наказании, он заплакал и лишился чувств. Потом он пришёл в себя, и этот человек попросил его: “Прости меня!” – на что имам сказал: “Каждому невежественному человеку, который говорил обо мне то, что не соответствует действительности, простительно, но когда говорит обо мне подобное знающий, он совершает грех, ибо, поистине, хула, возводимая на улемов, будет иметь последствия!”
О проявлении имамом почтительности по отношению к его родителям
Указанием на проявление имамом Абу Ханифой почтительности по отношению к его родителям является то, что он обращался к Аллаху с мольбами за них и просил Аллаха о прощении для них и для его шейха Хаммада, а также ежемесячно раздавал за них садаку на сумму в двадцать динаров.
Мать Абу Ханифы намного пережила его отца, а об уважительном отношении к ней имама свидетельствует сообщение аль Кардари, который передал, что Хаджар бин ‘Абд аль Джаббар аль Хадрами сказал:
«Имам сказал: “При нашей мечети жил сказитель по имени Зур‘а. Как-то раз моя мать захотела что-то спросить по религии и спросила об этом меня, и я дал ей ответ, однако она сказала: “Меня удовлетворит лишь тот ответ, который даст Зур‘а”. Тогда я отвёл её к нему и сказал: “Моя мать хочет узнать твоё мнение по такому то и такому то вопросу”. Он сказал ей то же, что и я, и она осталась довольна”».
Ас Саймари передаёт, слова аль Хасана, сообщившего, что он слышал, как имам сказал:
«Не было для меня ничего тяжелее того горя, которое испытала моя мать, когда меня избили. Тогда она сказала мне: “О Ну‘ман, поистине, знание, которое привело тебя к этому, достойно того, чтобы от него бежать”, а я ответил ей: “Я приобрёл это знание ради Аллаха, а не ради мира этого”».
Скорее всего, мать имама пережила его, и да помилует Аллах имама и его родителей и да будет Он доволен ими.
Кончина имама, да помилует его
Аллах Всевышний Аль Муваффак передал, что Абу Йусуф сказал: “Абу Ханифа, да помилует его Аллах, скончался в середине месяца шавваль 150 года хиджры” (в возрасте 70 лет).
Аль Муваффак передал, что Абу Хаййан аз Зийади сказал: “Дошло до меня, что, когда Абу Ханифа, да помилует его Аллах, почувствовал приближение смерти, он совершил земной поклон, во время которого душа его покинула тело”.
Сообщается, что проводить имама в последний путь собралось очень много людей, количество которых достигало пятидесяти тысяч.
Драгоценные высказывания имама Абу Ханифы, да помилует его Аллах
Зуфар бин аль Хузайль передал, что имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах, сказал: “К числу потерпевших ущерб относится тот человек, которого знание не может удержать от совершения запрещённого Аллахом Всевышним и от ослушания Аллаха Всевышнего”.
Ибн аль Мубарак передал, что имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах, сказал: “Всю свою жизнь будет презираем тот, кто станет несвоевременно стремиться к главенству”.
Абу Шихаб аль Ханнат передал, что имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах, сказал: “Приобретавший знание ради мира этого будет лишён благодати знания, которое не утвердится в его сердце и не принесёт пользы многим. Для того же, кто приобретал знание ради религии, оно станет благословенным и утвердится в его сердце, а те, кто будет учиться у него, получат пользу благодаря его знанию”.
Раджа’ аль Харави передал, что имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах, сказал: “Человек, который стремится к изучению хадисов, но не стремится к их пониманию, подобен аптекарю, собирающему лекарства, но остающемуся в неведении о том, для чего они нужны, до тех пор, пока не приходит врач. То же самое можно сказать и о человеке, стремящемся к изучению хадисов, который не постичь их смысла, пока не придёт факих”.
Абу Йусуф передал, что имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах, сказал:«Пренебрегает самим собой и своей религией тот, кто говорит о знании, считая, что Аллах Всевышний не спросит его: “Как же мог ты давать фетвы о религии Аллаха Всевышнего?”»
Сообщается, что Мухаммад аль Вабри сказал:
«Как-то раз ‘Иса бин Муса спросил имама: “О, Абу Ханифа, почему ты не приходишь к нам вместе с другими?” На это имам, да помилует его Аллах, сказал: “Потому что, если ты приблизишь меня к себе, то введёшь меня в соблазн, если же удалишь меня от себя, то опечалишь меня. И нет у тебя того, в чём я бы нуждался, а у меня нет того, что я боялся бы потерять из-за тебя. Тот, кто приходит к тебе, приходит, чтобы благодаря тебе не нуждаться ни в ком, кроме тебя, а я обогатился благодаря Тому, Кто обогатил тебя, так зачем же мне приходить к тебе вместе с другими?”. А потом он прочёл такие стихи:
Кусок хлеба, чашка воды
и рваная одежда в безопасности
лучше, чем жизнь в блаженстве,
после которой придётся жалеть».
Сообщается, что Йазид бин аль Кумайт сказал:
«Как-то раз один человек, который вёл спор с Абу Ханифой, сказал ему: “Побойся Аллаха!” Услышав эти слова, имам помрачнел, лицо его пожелтело и он опустил голову, а потом сказал: “О, брат мой, да воздаст тебе Аллах благом! Более всего люди нуждаются в том, кто будет напоминать им об Аллахе в такие моменты, когда станет овладевать ими тщеславие из-за слов знания, слетающих у них с языка, чтобы совершали они дела свои ради Аллаха! Знай, что когда бы ни говорил я о знании, я всегда помнил о том, что Аллах потребует у меня ответа, и я всегда стремился к спасению!”».
Сообщается, что Бакр бин Джафар сказал:
«Иногда к Абу Ханифе, да помилует его Аллах Всевышний, приходил какой-нибудь человек и начинал что нибудь говорить, если же он был излишне многословен, имам говорил: “Оставь это, зачем говоришь ты о том то и том то?” – перебивая его. И имам часто говорил: “Ни в коем случае не передавайте дальше того, что не нравится людям! Да простит Аллах того, кто скажет о нас плохо, и да помилует Аллаха человека, который отзовётся о нас хорошо! Постигайте религию Аллаха и оставьте людей и то, чем они занимаются для себя, ибо это заставит их нуждаться в вас”».
Распространение мазхаба имама
Имам, да помилует его Аллах Всевышний, оставался искренним пред Аллахом, когда приобретал знание и передавал его другим, и только ради Аллаха Всевышнего он всегда и везде обучал людей фикху. Мы видели, сколь благословенными сделал Аллах Всевышний его жизнь и его труд, ибо искатели знания и люди, желавшие совершенствоваться в фикхе, стремились к нему отовсюду и получали от него знание, а потом возвращались в родные края и учили других. И благодаря этому мазхаб имама Абу Ханифы подобно сияющему свету распространился из Куфы по территории Ирака, Ирана, Афганистана, Пакистана, Индии, Китая, Японии, Туркестана, Шама, Египта, Магриба и Андалусии и получил распространение также и на территории всей Европы, а именно на Кавказе, в Крыму, в Польше, Румынии, Болгарии, Австрии, Турции, Греции, Югославии и Албании, в результате чего количество поклоняющихся Аллаху Всевышнему в соответствии с положениями ханафитского мазхаба составляет более половины от общей численности мусульман, и этого мазхаба придерживались в Халифате и других государствах. В аббасидском Халифате ханафитский мазхаб был официально признан со времени правления Харуна ар Рашида, а впоследствии получил такое же признание в государствах сельджуков и газневидов и в Османской империи, которая в течение шестисот лет существовала на территории Европы. Отдельные положения ханафитского мазхаба и ныне используются при вынесении фетв и в делах судопроизводства в Египте, Сирии, Иордании, Ираке, Ливане и других странах, и, если захочет Аллах Всевышний, свет этого мазхаба будет распространяться и дальше, охватывая всё новые и новые стороны юриспруденции и государственного управления.
Мы просим Аллаха Всевышнего даровать нам тауфик следовать путем Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, его сподвижников, да будет доволен ими Аллах и их праведных последователей, да смилуется над ними всеми Аллах и сделать нас наследниками их благородных качеств , даровать нам пользу от их знаний и любви к ним, и воскресить нас в Судный День под их знаменем. Амин!
Azan.kz
لقد زان البلاد ومن عليها
إمام المسلمين أبو حنيفة
بآثار وفقه مع حديث
كآيات الزبور على صحيفة
فما في المشرقين له نظير
ولا في المغربين ولا بكوفة
رأيت العائبين له سفاها
خلاف الحق مع حجج ضعيفة
يبيت مشمرا سهر الليالي
وصام نهاره لله خيفة
وصان لسانه عن كل إفك
وما زالت جوارحه عفيفة
يعف عن المحارم والملاهي
ومرضاة الإله له وظيفة
فمن كأبي حنيفة في نداه
لأهل الفقر في السنة الجحيفة
وكيف يحل أن يؤذى فقيه
له في الدين آثار شريفة
وقد قال ابن ادريس مقالا
صحيح النقل في حكم لطيفة
بأن الناس في فقه عيال
على فقه الإمام أبي حنيفة
ابن المبارك