Абу Бакр аль-Бакиляни
(338-403 х/949-1013 м)
Кади Абу Бакр Мухаммад ибн Тайиб ибн Мухаммад ибн Джа’фар ибн Касим аль-Бакиляни аль-Басри аль-Малики аль-Аш’ари, имам мусульман, получивший прозвище “сайфу сунна ва лисан уль-умма” – Меч Сунны и язык Уммы, один из великих ученых на пути ахлю-Сунна валь-Джама’а.
Родился в 338 году хиджры (949 г.) в городе Басра. Жил в Багдаде.
Получал знания у известных ученых своего времени. Среди них: Абу Абдуллах ибн Муджахид ат-Таи аль-Басри и Абуль-Хасан аль-Бахили аль-Басри, ученики имама Абуль-Хасана аль-Аш’ари, известный хадисовед, хафиз ад-Даракутни, Абу Бакр ибн Малик аль-Кати’и, Абу Мухаммад ибн Маси, Абу Ахмад Хусейн ибн Али ан-Найсабури, Абу Сахль ас-Са’люки, Абу Абдуллах Мухаммад ибн Хафиф аш-Ширази, Абу Бакр Мухаммад ибн Абдуллах аль-Абхари, Абу Мухаммад Абдуллах ибн Аби Зейд аль-Кайравани и другие.
Среди тех, кто получал у него знания были такие крупные ученые как: Хафиз Абу Зарр аль-Харави аль-Малики, Кади Абу Мухаммад Абдул-Ваххаб ибн Наср аль-Багдади аль-Малики, Абу Абдуллах аль-Азди, Абу Тахир ибн аль-Анбар, Абу Джа’фар ас-Симнани, Абу Имран аль-Фаси, Абуль-Касим Убайдуллах ибн Ахмад ас-Сайрафи, Абуль-Фадль Убайдуллах ибн Ахмад аль-Мукри и другие.
Кади Ийяд аль-Малики (476-544 гг. по хиджре) писал в «Тартиб аль-Мадарик»:
«Абу Зарр сказал: “Я ходил к нему и получал у него знания. От него знания взяла группа людей, которых не сосчитать. У него учились основам фикха (усуль аль-фикх) и основам религии (усуль ад-дин)”. Из тех, кто обучались у него вышли такие имамы как Абу Мухаммад Абдул-Ваххаб ибн Наср аль-Малики, Али ибн Мухаммад аль-Хараби, Абу Джа’фар ас-Симнани, Абу Абдуллах аль-Урди, Абу Тахир аль-Ваиз, да смилуется над ними Аллах. Из Магриба к нему поехали и получили у него знания были Абу Умар ибн Са’д, Абу Имран аль-Фаси. Абу Имран сказал: “Я поехал в Багдад, а до этого учился в Магрибе, в Андалусии возле шейха Абуль-Хасана аль-Кабиси и Абу Мухаммада аль-Усили. Они оба знали науку усуль. А когда же я пришел на собрание кади Абу Бакра и увидел его речь в науках усуль и фикх, то посчитал себя низким человеком и сказал себе: “Я ничего не знаю из знаний”. Затем я стал учиться у него как начинающий”. Также у него учились кади Абу Мухаммад ибн Наср, и он рассказал в своих книгах то, что ему посчастливилось увидеть из его дискуссий по фикху и о его жизни».
Кади Абу Бакр написал много книг, которые получили известность, с опровержением на рафидитов, мутазилитов, джахмитов, хариджитов, каррамитов, мушаббиха и других сект. Среди его книг: «аль-Милал ва ан-нихал», «ат-Такриб валь-иршад», «Хидаят аль-мустаршидин», «Кайфият аль-истишхад», «Манакиб аль-аиммат», «ат-Табсират», «Накд ан-накд», «аль-Касб», «аль-Фарк байна му’джизат аль-Анбияъ ва карамат ас-Салихин», «Дакаик аль-калям», «Тамхид ад-даляиль ва талхис аль-аваиль», «И’джаз аль-Куръан», «аль-Инсаф» и другие.
Хафиз аль-Хатыб аль-Багдади (392-463 гг. по хиджре) передает в «Тарих аль-Багдад» следующий случай:
«Передается, что шейх рафидитов, ибн Му’аллим, пришел вместе со своими последователями на дискуссионное собрание. Когда туда пришел кади Абу Бакр аль-Аш’ари, ибн Му’аллим обратился к своим последователям и сказал: “Поистине пришел к вам шайтан”. Эту речь услышал кади, так как он находился недалеко от них. И когда он сел, то обратился к ибн Му’аллиму и его последователям со словами: «Всевышний Аллах сказал: «Мы послали к неверующим шайтанов, чтобы те подстрекали их». То есть, если я шайтан, то вы неверующие, и я послан к вам».
Также аль-Хатыб аль-Багдади передает другой случай, который произошел с Абу Бакром аль-Бакиляни:
«Нам рассказал Абул-Касим Али ибн Хасан ибн Али Абу Усман ад-Даккак и другие, что правитель по прозвищу ‘Адуд ад-Дауля отправил Абу Бакра аль-Бакиляни с письмом к правителю римлян. Когда тот прибыл в город, правитель узнал о нем, о его знаниях и его высоком положении. Правитель поразмыслил о нём и узнал, что тот не станет проявлять почтение при входе к нему, как это было принято у его подданных – целовать землю, находящуюся перед правителями. Он решил поставить кресло, на котором он сидит, позади маленькой двери, через которую невозможно зайти, не совершив поясной поклон, для того, чтобы и Кади Абу Бакр зашел через дверь, таким образом, чтобы этот (его поклон) заменил приветствие (которым обычно приветствовали правителя его подчинённые). Когда же он поставил свое кресло в том месте, то повелел впустить Кадия Абу Бакра с этой двери. Когда Кади дошел до этой двери и увидел её, он задумался и догадался по какой причине она такая маленькая. Он повернулся назад и склонив голову зашел через эту дверь задним ходом, так, что встретил правителя своей задней частью. Потом он поднял голову, выпрямил спину и повернулся к правителю лицом. Правитель удивился его проницательности, и в его сердце появилось почтение к Кадию Абу Бакру».
Хафиз Абуль-Касим ибн Асакир (499-571 гг. по хиджре) передает в книге «Табйин казиб аль-муфтари» передал следующее:
«Мне рассказал шейх Абуль-Касам Наср ибн Наср ибн Али в письме, которое отправил мне передавая от кади Абуль-Ма’али Азизи ибн Абдул-Малика, что он сказал: «Сказано, что Абу Бакр аль-Бакиляни пришел (как-то к римскому правителю) и увидел вместе с ними его архиепископов и монахов. Тогда он, издеваясь над ними, спросил их: “Как вы? Как ваши семьи и дети?” Римский правитель удавился и сказал ему: “Тот, кто тебя ко мне отправил, говорил, что ты “язык уммы” и первый из ученых общины. Разве ты не знаешь, что мы очищаем их (монахов) от наличия семьи и детей?” И сказал кадил Абу Бакр: “Вы не очищаете Аллаха, Свят Он и Велик, от семьи и детей и в то же время очищаете этих монахов. И выходит, что они для вас более святые и величественнее, чем Аллах, Свят Он и Велик”. И в этот момент в сердце римлянина появилось возвеличивание Абу Бакра».
До меня дошло, что римский правитель сказал аль-Бакиляни, намереваясь очернить его: “Расскажи мне историю Айши, жены вашего пророка и то, что было сказано о ней”. Кади Абу Бакр ответил: “Их было двое, и о них сказали то, что было сказано о них. Это жена нашего пророка и Марьям ибн Имран. Что касается жены нашего пророка, то она не родила дитя, а Марьям пришла с младенцем, и каждую из них очистил Аллах от того, в чем их обвиняли”. Правитель замолчал, так и не сумев найти ответ».
Хафиз аль-Хатыб аль-Багдади писал в «Тарих аль-Багдад»:
«Мне рассказал Абдуссамад ибн Салямат аль-Мукри передавая от кади Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Абдуллаха аль-Байдави, что он сказал: «Я увидел во сне как будто я зашел в мечеть, в которой я преподаю. И я увидел сидящего в михрабе человека, и другого который читал ему что-то, красивее чего не было ничего. Я спросил: “Кто этот чтец? И кому он это читает?” И мне ответили: “Что касается сидящего в михрабе, то – это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, а читающий – это Абу Бакр аль-Аш’ари который читает ему Шариат”».
Хафиз Ибн Асакир писал в книге «Табйин казиб аль-муфтари»:
«Передал нам Абуль-Касам аль-‘Акбари от Кади Абуль-Ма’али Абдуль-Малика, который сказал: я слышал как Кади Абуль-Фаррадж сказал, что слышал как ат-Таи сказал: «У меня было желание увидеть во сне Кади, Имама Абу Бакра, но я никак не мог увидеть его. Однажды я встал ночью и благословил Пророка, мир ему и благословение, и попросил Всевышнего Аллаха о том, чтобы Он помог мне осуществить то, что я желал, затем я уснул. Ближе к рассвету во сне я увидел группу людей в красивом одеянии с сияющими лицами, от которых исходил хороший запах, со сверкающими зубами. Я спросил у них: “Откуда вы пришли?”. Они ответили: “Мы прибыли из Рая”. Я спросил их: “Что вы там делали?”. Они ответили: “Мы навещали Кади? Имама Абу Бакра аль-Аш’ари”. Я спросил: “Как поступил с ним Аллах?” Они сказали: «”Он смилостивился над ним и возвысил его степень”». Далее он сказал: “На этом мы разошлись, и я пошел дальше. Затем я как будто увидел Абу Бакра. На нем была белая одежда, и он сидел в зеленном саду. Я хотел спросить у него о его положении, но услышал, как он громко читает вот это: «Тот, кому его книга будет дана в правую руку, скажет: «Вот! Прочтите мою книгу! Я верил в то, что мне предъявят счет». Для него будет отрадная жизнь в вышнем саду» (сура аль-Хакка, аяты 19-22), после чего я обрадовался сильно и проснулся».
Абу Бакр аль-Бакиляни умер в 403 году хиджры (1013 г.) и похоронен в Багдаде.
Хафиз Ибн Асакир писал в «Табийн» следующее:
«Шейх Абу Абдуллах сказал: «Шейх Абуль-Фадль ат-Тамими аль-Ханбали присутствовал в день его смерти на соболезновании вместе со своими братьями и учениками, и был очень опечален. Он повелел, чтобы они, стоя перед его джаназой сказали следующее: «Это помощник сунны и религии, это имам мусульман, это тот, кто защищал шариат от языков противников, это тот, кто составил 70 000 листков в опровержении безбожников». Он сидел для соболезнования со своими учениками три дня, не покидая места, и посещал его могилу каждую пятницу».
Абуль-Фадль Убайдуллах ибн Ахмад ибн Али аль-Мукри сказал: «Я, Абу Али ибн Шазан и Абуль-Касим Убайдуллах ибн Ахмад ибн Усман ас-Сайрафи пошли к могиле кади Абу Бакра аль-Аш’ари молиться о ниспослании на него милости. Это было через месяц после его смерти. Я взял Коран, который лежал на его могиле, и произнес: “О Аллах, поведай мне посредством этого Корана о состоянии Кади Абу Бакра и чем обернулись его дела для него”. Затем я открыл Коран, и мой взгляд упал на слова: «О мой народ! А что, если я опираюсь на доказательство от моего Господа, и Он даровал мне милость от Себя, которая недоступна вашим взорам? Неужели вы полагаете, что тогда мы стали бы принуждать вас к ней (к этой милости), несмотря на то, что вам она ненавистна?» (сура Худ, аят 28).
Кади Абуль-Маали сказал: Он был похоронен в близи могилы имама Абу Абдуллаха Ахмада ибн Ханбаля, да будет доволен им Аллах, и на его могиле высечено следующее: “Эта могила кади, имама, благополучного, гордости уммы, языка нации, меча сунны, опоры религии, защитника ислама, Абу Бакра Мухаммада ибн Тайиба аль-Басри, да освятит Аллах его душу и присоединит к нашему господину Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует. Его могилу посещают и ищут посредством него благодать (табаррук)».
Известный мухаддис, хафиз Абу Бакр аль-Хатыб аль-Багдади (392-463 гг. по хиджре) писал в биографии аль-Бакиляни:
المتكلم على مذهب الأشعري من أهل البصرة، سكن بغداد، وسمع بها الحديث من: أبي بكر بن مالك القطيعي، وأبي محمد بن ماسي، وأبي أحمد الحسين بن علي النيسابوري.خرج له: محمد بن أبي الفوارس، وحدثنا عنه: القاضي أبو جعفر محمد بن أحمد السمناني.وكان ثقة.فأما علم الكلام فكان أعرف الناس به، وأحسنهم خاطرا، وأجودهم لسانا، وأوضحهم بيانا، وأصحهم عبارة، وله التصانيف الكثيرة المنتشرة في الرد على المخالفين من الرافضة، والمعتزلة، والجهمية، والخوارج، وغيرهم.
سمعت أبا الفرج محمد بن عمران الخلال، يقول: كان ورد القاضي أبي بكر محمد بن الطيب في كل ليلة عشرين ترويحة، ما تركها في حضر ولا سفر.قَالَ: وكان كل ليلة إذا صلى العشاء وقضى ورده وضع الدواة بين يديه وكتب خمسا وثلاثين ورقة تصنيفا من حفظه، وكان يذكر أن كتبه بالمداد أسهل عليه من الكتب بالحبر، فإذا صلى الفجر دفع إلى بعض أصحابه ما صنفه في ليلته، وأمره بقراءته عليه، وأملى عليه الزيادات فيه. قَالَ أبو الفرج: وسمعت أبا بكر الخوارزمي، يقول: كل مصنف ببغداد إنما ينقل من كتب الناس إلى تصانيفه سوى القاضي أبي بكر، فإن صدره يحوي علمه وعلم الناس حَدَّثَنَا علي بن محمد بن الحسن الحربي المالكي، قَالَ: كان القاضي أبو بكر الأشعري يهم بأن يختصر ما يصنفه، فلا يقدر على ذلك؛ لسعة علمه، وكثرة حفظه، قَالَ: وما صنف أحد خلافا إلا احتاج أن يطالع كتب المخالفين غير القاضي أبي بكر، فإن جميع ما كان يذكر خلاف الناس فيه صنفه من حفظه حَدَّثَنَا القاضي أبو حامد أحمد بن محمد بن أبي عمرو الأستوائي، قَالَ: كان أبو محمد البافي، يقول: لو أوصى رجل بثلث ماله أن يدفع إلى أفصح الناس لوجب أن يدفع لأبي بكر الأشعري
«Мутакаллим на мазхабе аль-Аш’ари из Басры. Жил в Багдаде и слушал там хадисы от Абу Бакра ибн Малика аль-Кати’и, Абу Мухаммада ибн Маси, Абу Ахмада Хусейна ибн Али ан-Найсабури. У него учился Мухаммад ибн Абуль-Фаварис. От него передавал кади Абу Джа’фар Мухаммад ибн Ахмад ас-Симнани. Он был надежным человеком. Что касается науки калям, то он был самым знающим ее среди людей. Также был лучшим среди них в умственных способностях, щедрым языком, самый достоверный речью. Ему принадлежит много распространенных книг написанных в опровержении рафидитов, мутазилитов, джахмитов, хариджитов и других сект.
Я слышал, как Абуль-Фарадж Мухаммад ибн Имран аль-Халял говорил: «Обычаем Кади Абу Бакра Мухаммада ибн Тайиба было совершение 20 ракаатов таравих намаза, и не оставлял он их ни в пути, ни дома». Он также говорил: «Каждую ночь после совершения ночного намаза и исполнения своего вирда, он ставил перед собой чернила и писал тридцать пять листов книги по памяти. Он также упоминал, что писать чернилами ему легче, чем писать красками. После совершения утреннего намаза он отдавал то, что написал ночью к своим ученикам и повелевал прочитать их ему, и добавлял к этому (то, что упустил)». Абуль-Фарадж также сказал: «Я слышал, как Абу Бакр аль-Хаваризми говорил: «Всякий автор книг из Багдада только и делает, что копирует из книг других в свои книги кроме кади Абу Бакра. Его грудь полна своими знаниями и знаниями людей».
Нам рассказал Али ибн Мухаммад ибн Хасан аль-Харби аль-Малики, сказавший: «Кади Абу Бакр аль-Аш’ари хотел сократить то, что сам написал, но не смог это сделать, так как знания у него были обширными и запоминал он много». Он также сказал: «Никто не привел разногласие (хиляф) по какому-нибудь вопросу не нуждаясь в просмотре книг тех, кто упоминает это разногласие, кроме кади Абу Бакра. Поистине все разногласия, которые он приводил, он приводил по своей памяти».
Нам рассказал кади Абу Хамид Ахмад ибн Мухаммад ибн Абу Амр аль-Аставаи, что Абу Мухаммад аль-Бафи говорил: «Если человек напишет в своем завещании, чтобы треть его имущества отдали самому красноречивому человеку, то его нужно будет отдать Абу Бакру аль-Аш’ари».
[Абу Бакр аль-Хатыб аль-Багдади, «Тарих аль-Багдад», 3/364]
Маликитский ученый Кади Ийяд (476-544 гг. по хиджре) писал в его биографии:
الملقب بشيخ السنة، ولسان الأمة، المتكلم على مذهب المثبتة، وأهل الحديث، وطريقة أبي الحسن الأشعري خرّج له ابن أبي الفوارس. حدثنا عنه السمناني، قال: وكان أبو الحسن بن جهضم الهمداني، وذكره في كتابه، فقال: كان شيخ وقته، وعالم عصره، الرجوع إليه فيما أشكل على غيره. قال غيره: وإليه انتهت رئاسة المالكيين في وقته. وكان حسن الفقه، عظيم الجدل، وكانت له بجامع المنصور ببغداد حلقة عظيمة. وكان ينزل الكرخ. ذكر أبو عبد الله بن سعدون الفقيه، أن سائر الفرق رضيت بالقاضي أبي بكر في الحكم بين المتناظرين. قال ابن عمار الميورقي: كان ابن الطيب مالكياً، فاضلاً متورعاً، ممن لم تحفظ له قط زلة. ولا نسبت إليه نقيصة. وكان يلقب بشيخ السنة. ولسان الأمة، وكان فارس هذا العلم مباركاً على هذه الأمة. قال: وكان حصناً من حصون المسلمين، وما سرّ أهل البدع بشيء كسرورهم بموته. وليَ القضاء بالثغر. وذكره أبو عمران الفاسي فقال: سيف أهل السنة في زمانه، وإمام متكلمي أهل الحق في وقتنا. قال أبو عبد الله الصيرفي: كان صلاح القاضي أكثر من علمه، وما نفع الله هذه الأمة بكتبه، وبثها فيهم، إلا بحسن نيته واحتسابه بذلك. قال: وكان يدر نهاره، وأكثر ليله. وذكر من فضله كثيراً.
«Его прозвали “шейх сунны” и “язык уммы”. Он мутакаллим на мазхабе тех, кто утверждает Аллаху сифаты, “ахлю Хадис” и пути Абул-Хасана аль-Аш’ари. Ибн Абуль-Фаварис привёл хадисы с иснадом от него.
Нам рассказал о нем ас-Симнани, который сказал, что Абуль-Хасан ибн Джахдум аль-Хамдани упомянул его в своей книге и сказал: «Он был шейхом своего времени и ученым своего века. К нему обращались когда возникали вопросы». Другой сказал: «Главенство над маликитами перешло к нему в его время. Он был хорошо понимающим, умеющим вести дебаты. В «Джамиатуль Мансур» в Багдаде у него был большой кружок (уроков), он останавливался (проживал иногда) на рынке Карах в Багдаде». Факих Абу Абдуллах ибн Са’дун упомянул, что все течения были довольны Абу Бакром в решениях споров.
Ибн ‘Имар аль-Майюраки сказал: «Ибн Тайиб был маликитом, набожным и восхваляемым. Никто не помнит от него ошибок, и никто не приписал ему недостаток. Ему дали прозвище “шейх сунны” и “язык уммы”. Он был героем этой науки и благословенным человеком этой уммы. Он также сказал: «Он был крепостью из крепостей мусульман, и не обрадовались приверженцы нововведений ничему кроме как его смерти. Он возглавлял судейство в Сугре».
Абу Имран аль-Фаси сказал: «Он меч ахлю-Сунны своего времени и имам мутакаллимов, придерживающихся истины».
Абу Абдуллах ас-Сайрафи сказал: «Благого нрава кади Абу Бакра было больше чем его знаний. Аллах сделал его книги полезными и распространил их среди этой уммы из-за его благого намерения и того, что он делал это ради Аллаха». И он упомянул о его достоинстве много чего».
[Кади Ийяд, «Тартиб аль-мадарик» 7/44]
Великий хафиз Ибн Асакир (499-571 гг. х) писал о кади аль-Бакиляни:
وأنبأني أَبُو الْقسم الْوَاعِظ عَن الْقَاضِي أَبِي الْمَعَالِي أَيْضا قَالَ سَمِعت الشَّيْخ أَبَا الْقسم بن برهَان النَّحْوِيّ يَقُول من سمع منَاظرة الْقَاضِي أَبِي بكر لم يستلذ بعْدهَا بِسَمَاع كَلَام أحد من الْمُتَكَلِّمين وَالْفُقَهَاء والخطباء والمترسلين وَلَا الأغاني أَيْضا من طيب كَلَامه وفصاحته وَحسن نظامه وإشارته لَهُ التصانيف الْكَثِيرَة وَالرَّدّ على الْمُخَالفين من الْمُعْتَزلَة والرافضة والخوارج والمرجية والمشبهة والحشوي أَخْبَرنِي الشَّيْخ أَبُو الْقسم نصر بن نصر فِي كِتَابه إليَّ عَن الْقَاضِي أَبِي الْمَعَالِي بن عَبْدِ الْمَلِكِ قَالَ ذكر الشَّيْخ الإِمَام أَبُو حَاتِم مَحْمُود بن الْحُسَيْنِ الْقزْوِينِي أَن مَا كَانَ يضمره الْقَاضِي الإِمَام أَبُو بكر الْأَشْعَرِيّ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ من الْوَرع والديانة والزهد والصيانة أَضْعَاف مَا كَانَ يظهره فَقيل لَهُ فِي ذَلِك فَقَالَ إِنَّمَا أظهر مَا أظهره غيظا للْيَهُود وَالنَّصَارَى والمعتزلة والرافضة والمخالفين لِئَلَّا يستحقروا عُلَمَاء الْحق وَالدّين فأضمر مَا أضمره فَإِنِّي رَأَيْت آدم مَعَ جلالتهنُودي عَلَيْهِ بذوقة وَدَاوُد بنظرة ويوسف بهمة ومُحَمَّد بخطرة عَلَيْهِم السَّلَام وَكَانَ أَبُو الْحَسَنِ التَّمِيمِي الْحَنْبَلِيّ يَقُول لأَصْحَابه تمسكوا بِهَذَا الرجل فَلَيْسَ للسّنة عَنهُ غنى أبدا قَالَ وَسمعت الشَّيْخ أَبَا الْفضل التَّمِيمِي الْحَنْبَلِيّ رَحمَه اللَّه وَهُوَ عبد الْوَاحِد بن أَبِي الْحسن بن عبد الْعَزِيز بن الْحَرْث يَقُول اجْتمع رَأْسِي وَرَأس الْقَاضِي أَبِي بكر مُحَمَّد بن الطّيب على مخدة وَاحِدَة سبع سِنِين قَالَ الشَّيْخ أَبُو عَبْدِ اللَّهِ وَحضر الشَّيْخ أَبُو الْفضل التَّمِيمِي يَوْم وَفَاته العزاء حافيا مَعَ إخْوَته وَأَصْحَابه وَأمر أَن ينَادى بَين يَدي جنَازته هَذَا نَاصر السّنة وَالدّين هَذَا إِمَام الْمُسلمين هَذَا الَّذِي كَانَ يذب عَن الشَّرِيعَة أَلْسِنَة الْمُخَالفين هَذَا الَّذِي صنف سبعين ألف ورقة ردا على الْمُلْحِدِينَ وَقعد للعزاء مَعَ أَصْحَابه ثَلَاثَة أَيَّام فَلم يبرح وَكَانَ يزور تربته كل يَوْم جُمُعَة فِي الدَّار
«Мне рассказал Абуль-Касам аль-Ваиз от кади Абуль-Ма’али, что он сказал: я слышал, как шейх Абуль-Касам ибн Бурхан ан-Нахвий говорил: «Тот, кто слышал дискуссии кадия Абу Бакра, не насладится после этого речью ни одного мутакаллима, факиха, хатыба и даже певцов, из-за его красивой речи, красноречия, красивого порядка. Ему принадлежит много книг и опровержений тем, кто противоречит нам из рафидитов, мутазилитов, хариджитов, мурджиитов, мушаббиха и хашавитов».
Кади Абуль-Ма’али ибн Абдул-Малик сказал: «Шейх, имам Абу Хатим Махмуд ибн Хусейн аль-Кизвини упомянул что то, что скрывал Абу Бакр аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, из набожности, веры, отчуждения, было намного больше, чем то, что он выявлял. Его как то спросили об этом и он сказал: “Я выявляю то, что выявляю, вызывая гнев у иудеев, христиан, мутазилитов, рафидитов и других противоречащих групп, чтобы они не призирали истинных ученых, а скрываю то, что скрываю, потому что увидел Адама, мир ему, с его величием, прозванным испытанным, Давуда рассудительным, Юсуфа усердным, а Мухаммада серьезным, мир им всем и благословение”».
Абуль-Хасан ат-Тамими аль-Ханбали говорил своим ученикам: «Следуйте за этим человеком, потому что Сунна не может не нуждаться в нем». Он сказал: «Я слышал как Абуль-Фадль ат-Тамими аль-Ханбали, да смилуется над ним Аллах, он же – Абдуль-Вахид ибн Абуль-Хасан ибн Абдуль-Азиз ибн Харис, говорил: «Объединилась моя голова с головой Кади Абу Бакра ибн Мухаммада ибн Таййиба на одной подушке 7 лет (образное выражение)».
[Ибн Асакир, «Табйин казб аль-муфтари», стр. 221]
Хафиз Шамсуддин аз-Захаби (673-748 гг. х) писал о нем:
الإمام العلامة , أوحد المتكلمين , مقدم الأصوليين , القاضي أبو بكر , محمد بن الطيب بن محمد بن جعفر بن قاسم , البصري , ثم البغدادي , ابن الباقلاني , صاحب التصانيف , وكان يضرب المثل بفهمه وذكائه . وكان ثقة إماما بارعا , صنَّف في الرد على الرافضة والمعتزلة , والخوارج والجهمية والكرامية
«Имам, великий ученый, единственный среди мутакаллимов, первый из ученых усуля, Кади Абу Бакр, Ибн аль-Бакиляни, автор множества книг. Его ум и проницательность приводили в пример. Он был надежным (сикат), преуспевшим имамом. Он составил книги в опровержении рафидитов, мутазилитов, хариджитов, джахмитов и карамитов».
[«Сияр а’лям ан-нубаля», 13/11]
Также хафиз аз-Захаби писал в биографии Абу Зарра аль-Харави:
قال أبو الوليد الباجي في كتاب «اختصار فرق الفقهاء» من تأليفه في ذكر القاضي ابن الباقلاني : لقد أخبرني الشيخ أبو ذر وكان يميل إلى مذهبه ، فسألته : من أين لك هذا ؟ قال : إني كنت ماشيا ببغداد مع الحافظ الدارقطني ، فلقينا أبا بكر بن الطيب فالتزمه الشيخ أبو الحسن ، وقبل وجهه وعينيه ، فلما فارقناه ، قلت له : من هذا الذي صنعت به ما لم أعتقد أنك تصنعه وأنت إمام وقتك ؟ فقال : هذا إمام المسلمين ، والذَّابُّ عن الدين ، هذا القاضي أبو بكر محمد بن الطيب . قال أبو ذر : فمن ذلك الوقت تكررت إليه مع أبي ، كل بلد دخلته من بلاد خراسان وغيرها لا يُشار فيها إلى أحد من أهل السُّنة إلا مَنْ كان على مذهبه وطريقه
قلت : هو الذي كان ببغداد يناظر عن السنة وطريقة الحديث بالجدل والبرهان ، وبالحضرة رءوس المعتزلة والرافضة والقدرية وألوان البدع ، ولهم دولة وظهور بالدولة البويهية ، وكان يرد على الكرامية ، وينصر الحنابلة عليهم ، وبينه وبين أهل الحديث عامر ، وإن كانوا قد يختلفون في مسائل دقيقة ، فلهذا عامله الدارقطني بالاحترام
قال الحسن بن بقي المالقي : حدثني شيخ قال : قيل لأبي ذر : أنت هروي فمن أين تمذهبت بمذهب مالك ورأي أبي الحسن ؟ قال : قدمت بغداد . فذكر نحوا مما تقدم في ابن الطيب . قال : فاقتديت بمذهبه
«Абуль-Валид аль-Баджи писал в своей книге «Ихтисар фурук аль-Фукаха» при упоминании Кади ибн аль-Бакиляни: «Мне рассказал шейх Абу Зарр – он был склонен к мазхабу аль-Бакилляни – когда я спросил его о причине того, что он выбрал его мазхаб. Абу Зарр ответил: “Мы вместе с хафизом ад-Даракутни шли пешком в Багдад и встретили Абу Бакра ибн Таййиба аль-Бакиляни. Абуль-Хасан ад-Даракутни подошел к нему и поцеловал его в лоб и в глаза. Когда же мы расстались с аль-Бакиляни, я сказал ад-Даракутни: “Кто же это такой, которому ты оказал такие почести? Я и не думал, что ты так сделаешь, ведь ты имам своего времени!” Он сказал: “Это имам мусульман, защитник религии – это Кади Абу Бакр Мухаммад ибн Таййиб”». Абу Зарр сказал: “С этого времени я часто начал ходить к нему с моим отцом и в каждом городе Хорасана в который бы я не вошел мне указывали на ученого из числа ахлю-Сунна, который держался мазхаба аль-Бакилляни (т.е. ашаритской акыды)”».
Я (аз-Захаби) скажу: «Он (аль-Бакиляни) тот, кто вел диспуты в Багдаде в поддержку Сунны и пути хадиса посредством доводов с лидерами мутазилитов, рафидитов, кадаритов и други приверженцев нововведений. У них была власть, и распространялись они посредством династии Бувейхия. Он также опровергал карамитов и помог ханбалитам против них. Между ним и учеными хадиса (ахлю хадис) были превосходные отношения, хоть они и разногласили в некоторых тонких вопросах. Из-за этого к нему очень уважительно и почтенно относился ад-Даракутни».
Хасан ибн Букай аль-Малики сказал: «Рассказал мне мой шейх, что спросили Абу Зарра: “Ты из племени аль-Харавиййя и как же ты стал следовать мазхабу Малика и придерживаться мнения Абуль-Хасана аль-Ашари?” И в ответ он рассказал ту историю про Багдад, где он узнал про аль-Бакиляни и сказал, что после этого начал следовать его мазхабу»».
[Аз-Захаби, «Сияр а’лям ан-нубаля», 17/588]
Ханбалитский факих, историк Ибн аль-Имад (1032-1089 гг. х) писал о нем:
وقال ابن الأهدل: سيف السّنّة، القاضي أبو بكر محمد بن الطيب، المشهور بابن الباقلّاني الأصولي الأشعري المالكي، مجدد الدّين على رأس المائة الرابعة على الصحيح، وقيل: جدد بأبي سهل الصّعلوكي. صنّف ابن الباقلّاني تصانيف واسعة في الرد على الفرق الضالّة.وكان ورعا لم تحفظ عنه زلّة ولا نقيصة، وكان باطنه معمورا بالعبادة، والديانة، والصيانة.وقال ابن تيمية: القاضي أبو بكر محمد بن الطيّب الباقلّانيالمتكلم، وهو أفضل المتكلمين المنتسبين إلى الأشعري، ليس فيهم مثله، لا قبله ولا بعده.
«Ибн Ахдал сказал: «Мечь сунны, кади Абу Бакр Мухаммад ибн Таййиб известный как Ибн аль-Бакиляни аль-Усулий аль-Аш’ари аль-Малики, обновитель религии четвертого века по достоверному мнению. Другие сказали, что обновителем был Абу Сахль ас-Са’люки. Ибн аль-Бакиляни составил множество книг в опровержении заблудших течений. Он был набожным человеком, от которого не передалась ни одна ошибка и недостаток. Его внутренняя сторона была обработанная поклонением, верой и сохранностью».
Ибн Таймийя сказал: «Кади Абу Бакр Мухаммад бин Таййиб аль-Бакиляни, мутакаллим. Он был лучшим мутакаллимом которых относят к аль-Аш’ари. Среди них не было подобного ему ни до, ни после»».
[Ибн аль-Имад, «Шазарат аз-Захаб», 21/5]
Ханафитский ученый, историк Ибн Тагриберди (813-874 гг. х) писал:
القاضى أبو بكر الباقلانى البصرىّ صاحب التصانيف في علم الكلام، سكن بغداد وكان في وقته أوحد زمانه، صنّف في الردّ على الرافضة والمعتزلة والخوارج والجهميّة
«Кади Абу Бакр аль-Бакиляни аль-Басри, автор множества книг по науке калям. Жил в Багдаде. В свое время был единственным в своем роде. Написал книги с опровержением рафидитов, мутазилитов, хавариджей и джахмитов».
[Ибн Тагриберди, «ан-Нуджуму Захира», 4/234]
Шафиитский ученый, кади Ибн Халликан аль-Ирбили (608-681 гг. х), который по праву считается одним из авторитетных исламских историков писал о нем:
المتكلم المشهور؛ كان على مذهب الشيخ أبي الحسن الأشعري، ومؤيدا اعتقاده وناصرا طريقته، وسكن بغداد، وصنف التصانيف الكثيرة المشهورة في علم الكلام وغيره ، وكان في علمه أوحد زمانه وانتهت إليه الرياسة في مذهبه
«Известный мутакаллим, был на мазхабе шейха Абуль-Хасана аль-Аш’ари, подкрепил его убеждения и защитил его путь. Жил в Багдаде, составил много известных книг по науке калям и другим наукам. По степени знаний был единственным своего времени. На нем завершилось главенство в его мазхабе».
[«Вафият аль-а’йян», 4/269]
Исламский историк Ибн аль-Варди (691-749 гг. х) писал:
نَاصِر طَريقَة الْأَشْعَرِيّ ومؤيد مذْهبه، سكن بَغْدَاد وصنف الْكثير فِي علم الْكَلَام
«Он защитил путь аль-Аш’ари и подкрепил его мазхаб. Жил в Багдаде и составил много книг в науке калям».
[«Тарих ибн аль-Варди», 1/315]
Хафиз Ибн Касир (701-774 гг.х) сказал:
الْقَاضِي أَبُو بَكْرٍ الْبَاقِلَّانِيُّ، مُحَمَّدُ بْنُ الطَّيِّبِ رَأْسُ الْمُتَكَلِّمِينَ عَلَى مَذْهَبِ الشَّيْخِ أَبِي الْحَسَنِ عَلِيِّ بْنِ إِسْمَاعِيلَ الْأَشْعَرِيِّ
فَانْتَشَرَتْ عَنْهُ تَصَانِيفُ كَثِيرَةٌ، مِنْ جَيِّدِهَا كِتَابُ » التَّبْصِرَةِ «، وَ » دَقَائِقُ الْحَقَائِقِ » وَ » التَّمْهِيدُ » فِي أُصُولِ الْفِقْهِ، وَ » شَرْحُ الْإِبَانَةِ «، وَغَيْرُ ذَلِكَ مِنَ الْمَجَامِيعِ الْكِبَارِ وَالصِّغَارِ، وَمِنْ أَحْسَنِ تَصَانِيفِهِ كِتَابُهُ فِي الرَّدِّ عَلَى الْبَاطِنِيَّةِ، الَّذِي سَمَّاهُ » كَشْفَ الْأَسْرَارِ وَهَتْكَ الْأَسْتَارِ »
وَقَدْ قَبَّلَهُ الدَّارَقُطْنِيُّ يَوْمًا بَيْنَ عَيْنَيْهِ، وَقَالَ: هَذَا يَرُدُّ عَلَى أَهْلِ الْأَهْوَاءِ بَاطِلَهُمْ. وَدَعَا لَهُ.
«Кади Абу Бакр аль-Бакилляни, Мухаммад ибн Тайиб. Глава мутакаллимов, придерживающийся мазхаба шейха Абуль-Хасана Али ибн Исмаила аль-Аш’ари.
Многие его труды распространились и самые превосходные из них это «ат-Табсират», «Дакаикуль хакаик», «ат-Тамхид» по усуль аль-фикх, «Шарх аль-Ибана» и другие из больших и малых сборников. И наилучшее из его произведений это его книга, направленная на опровержение батынитов, которая называется «Кашфу аль-асрар ва хатка аль-астар».
Ад-Даракутни поцеловал его в знак уважения меж его двух глаз и сказал: “Это тот, кто опровергает заблудших последователей своих страстей”, и обратился с мольбой за него».[«Аль-Бидая ва ан-нихая», 15/548]
Источник: taalib.ru