Имам Даруль-Хиджра, имам Лучезарной Медины – так величали имама Малика, рахимахуллах. Будучи великим мухаддисом и муджтахидом, имам Малик, рахимахуллах, был также известен своим набожным, воздержанным, богобоязненным и правдивым характером.
Большое количество ученых и мухаддисов выделяли богатство знаний имама Малика, рахимахуллах, и величие написанных им трудов, самым известным из которых является «Китабуль-Муватта».
Имам Шафии, рахимахуллах, так говорил о «Китабуль-Муватта»: «На всей земле нет более достоверного сборника (китаб), чем «Муватта»». Следует, однако, учесть, что имам Шафии, рахимахуллах, умер в 204-м году (по хиджре), т. е. до составления сборника «Сахих» Бухари. Ныне общепризнанно, что «Сахих» Бухари — книга №1 в своей области.
Имам Малик, рахимахуллах, родился в эпоху табиинов. Он приобрел знания у известных представителей этого поколения, а также у многих факихов и мухаддисов.
Уже к 17-ти годам, благодаря развитым умственным способностям, а также старанию, стремлению и тяге к обучению, имам Малик,рахимахуллах, приобрел большой багаж исламских знаний самого высокого качества. Именно в это время с разрешения своих учителей и ученых имам Малик, рахимахуллах, начал преподавать и давать фетвы.
Родословная:
Малик ибн Анас ибн Малик ибн Аби Амир ибн Умар ибнуль-Харис ибн Гайман ибн Джушайль ибн Амр ибнуль-Харис аль-Асбахи
Также известен как
Абу Абдулла и имам Даруль-Хиджра.
Год и место рождения:
Наибольшего доверия заслуживает сообщение о том, что имам Малик, рахимахуллах, родился в 93-м г. (по хиджре) в районе Зи Марва в Джарфском регионе.
Особенности:
Имам Малик, рахимахуллах, был табиу-табиином, и поэтому он приобрел большое количество знаний у табиинов.
Приобретение знаний:
С самого младенчества имам Малик, рахимахуллах, был окружен садами Лучезарной Медины. Имам Малик, рахимахуллах, не покидал Лучезарную Медину с целью получения знаний. Его собственный дом был средоточием знаний.
Имам Малик, рахимахуллах, обучался Корану у Нафи’ и Абдуррахмана. Он также старался получить знания и от других людей, в частности, у Абдуррахмана ибн Хурмуза, Сафвана ибн Сулайма, ибн Шихаба Зухри и др.
Некоторые из учителей имама Малика, рахимахуллах:
Раби’атур-Ра’и, Нафи’ Маула ибн Умар, Мухаммад ибн Муслим ибн Шихаб Зухри, Амир ибн Абдулла ибн Зубайр, Зейд ибн Аслам, Саид Макбари, Абу Хазим, Салма ибн Динар, Шарик ибн Абдулла ибн Абу Нумайр, Салих ибн Кайсан, Абуззинад, Мухаммад ибн Мункадир (да будет доволен ими Аллах).
Некоторые из учеников имама Малика, рахимахуллах:
У имама Малика, рахимахуллах, обучалось большое количество мусульман. Кади Ияд, рахимахуллах, говорит, что их было более 1300. Среди них были даже учителя самого имама Малика, рахимахуллах, а также ученые, его коллеги и молодые ученики. Так, у имама Малика, рахимахуллах, обучались Ибн Шихаб Зухри, Яхья ибн Саид аль-Кари, Язид ибн Абдулла, Суфьян Саури, Ауза’и, Суфьян ибн Уяйна, Абдуррахман ибн Махди, Абдулла ибн Мубарак, имам Шафии, Ибн Касим, Абу Асим и многие другие (да будет доволен ими Аллах).
Труды имама Малика, рахимахуллах:
Кади Ияд приводит следующий список произведений имама Малика, рахимахуллах:
1. «Китабуль-Муватта»,
2. «Рисаляту Малик иля ибн Вахаб филь-Кадр»,
3. «Аль-Мудавванат-уль-Кубра»,
4. «Рисаляту Малик филь-Ак’дыя»,
5. «Рисаляту Малик иля Гассан ибн Мухаммад ибн Мутарриф филь-Фатва»,
6. «Рисаляту Малик иля Харун-ир-Рашид аль Машхурату филь-Адаби валь-Маваиз»,
7. «Тафсиру Гариб-иль-Коран»,
8. «Китаб-ус-Сирр»,
9. «Рисаляту Малик иля Ляйс фи Иджма’и Ахлиль-Мадина».
Характер имама Малика, рахимахуллах:
— Имам Малик, рахимахуллах, был очень осторожен в вынесении фетв.
— Имам Малик, рахимахуллах, был очень строг в выполнении Сунны.
— Имам Малик, рахимахуллах, презирал дурные новшества.
— Он самым религиозным образом следовал вероучениям (акыде) в полном соответствии с Кораном и Сунной.
— Хотя в эпоху имама Малика, рахимахуллах, появилось большое количество различных сект, имам Малик, рахимахуллах, не приближался ни к одной из них.
— Когда упоминалось имя Священного Пророка , имам Малик, рахимахуллах, даже менялся в лице.
— Имам Малик, рахимахуллах, никогда не произносил хадис без омовения,
— Халиф Харун Рашид предложил выставить книгу имама Малика, рахимахуллах, «Муватта» в Каабе и обязать всех мусульман следовать имаму Малику, рахимахуллах, во всех правовых вопросах. Имам Малик, рахимахуллах, отказался, ответив: «Воздержись от этого, ибо сами сподвижники Пророка придерживались разных мнений по второстепенным вопросам. Простой народ уже следует этим различным мнениям. Все находятся на прямом пути».
Метод обучения имама Малика, рахимахуллах:
Имам Малик, рахимахуллах, назначал своего писаря Хабиба читать хадисы из «Муватты» (прославленного сборника хадисов, составленного имамом Маликом, рахимахуллах). Ученики и другие присутствующие внимательно и безмолвно слушали Хабиба из страха и уважения к имаму Малику, рахимахуллах. Ни один ученик не осмеливался заглянуть в его сборник и задать вопрос. Когда Хабиб ошибался при чтении, имам Малик, рахимахуллах, сразу же исправлял ошибку. Если ученики толпились у порога, имам Малик, рахимахуллах, приглашал их войти внутрь. Время от времени, имам Малик, рахимахуллах, сам читал из «Муватты». Яхья ибн Букайр говорил: «14 раз я слышал, как сам имам Малик, рахимахуллах, читал из «Муватты»».
Дочь имама Малика, рахимахуллах, Фатима знала «Муватту» наизусть. Во время уроков она обычно вставала за дверью, и, если чтец совершал ошибку, она стучала ногтями по двери. Имам Малик, рахимахуллах, понимал намек и исправлял ошибку.
Сын имама Малика, рахимахуллах, Яхья впоследствии также стал великим ученым. Он ездил в Египет и давал уроки по хадисам.
Дети и внуки имама Малика, рахимахуллах:
Ибн Хазм, рахимахуллах, писал: «У имама Малика, рахимахуллах, было два сына: Яхья и Мухаммад. А также один внук – Ахмад ибн Яхья ибн Малик».
У имама Малика, рахимахуллах, была также и дочь Фатима.
Смерть имама Малика, рахимахуллах:
В последние годы жизни имам Малик, рахимахуллах, предпочитал оставаться в одиночестве. Он даже не посещал пятничные молитвы и говорил, что не каждый может открыто назвать причину своего поведения.
Согласно другому сообщению, имам Малик, рахимахуллах, говорил, что у него слабый мочевой пузырь. Он считал, что в таком состоянии находиться в Масджид-Набави было бы неуважительно. Он также сообщил, что не хотел бы открыто заявлять о своей болезни, так как это было бы подобно тому, что он жалуется на то, чем его наделил Аллах. Имам Малик,рахимахуллах, оставался болен в течение 22-х дней. В понедельник, 14-го Рабиуль-Авваля 179-го г. (по хиджре) имам Малик, рахимахуллах, покинул этот мир.
(Аллаху мы принадлежим, и к Нему мы вернемся)
Ибн Канана и Ибн Зубайр совершили гусль. Сын имама Малика, рахимахуллах, Яхья и его ученик (каллиграф) Хабиб поливали тело водой. Как и пожелал имам Малик, рахимахуллах, его обернули в белую ткань. Эмир Медины Абдуль-Азиз ибн Мухаммад ибн Ибрахим возглавил джаназа-намаз. Перед смертью имам Малик, рахимахуллах, произнес ташаххуд (слова подтверждения единственности Аллаха) и после этого сказал:
«Аллах принимал решения до этого и будет принимать их после этого» (Коран, 30:4)
Пример любви и преданности знаниям , да обрадует Аллах Раем учителя и ученика
Имам Малик однажды сидел в мечети и читал хадисы Пророка, алейхи саляту ва салям, а вместе с ним был Яхья ибн Яхья аль-Лейс, передатчик Муватты, и другие ученики.
Внезапно прибежал человек с криком: Слоны! Огромные слоны пришли в Медину!
Люди Медины не видели слонов, потому что слоны не жили в этой земле. Все ученики поспешили увидеть слонов и оставили Малика. Все, кроме Яхьи ибн Яхьи аль-Лейса.
Малик спросил его: Почему ты остался? Ты видел слонов до этого?
Он ответил: Я путешествовал, чтобы увидеть Малика, а не слонов.
По этой причине Всевышний Аллах наградил его так, что его риваят (передача) сегодня распространилась с Востока на Запад, и считается самым надежным и достоверным в отношении Муватты имама Малика, даже несмотря на то, что Яхья ибн Яхья аль-Лейс не был среди близких учеников имама Малика.
Существуют риваяты от людей, более великих чем он сам, но ни один из них не был столь же принят.
Таджуддин ас-Субки цитируя своего отца имама-муджтахида Такиюддина ас-Субки (683-756 г.х.) пишет: «Мне известно, что все без исключений ученые-маликиты – ашариты в акыде. Также подавляющее большинство шафиитов – ашариты, исключая тех, на кого не обращает внимание Всевышний Аллах и кто примкнул к мазхабу таджсима (антропоморфистов) и му’тазилитам. Большинство шейхов-ханафитов — также ашариты, кроме тех [немногих], кто последовал за ахлю и’тизаль (мутазилиты). Что же касается ханабалитов, то большинство благочестивых ранних шейхов мазхаба имама Ахмада, рахимахуллах, являются ашаритами, исключая тех из них, кто примкнул к ахлю таджсим (антропоморфистам). И надо сказать, что в мазхабе ханбали муджассима больше, чем в других мазхабах…».
Одного из имамов шафиитского мазхаба Шейхуль Ислама Ибн Хаджара аль-Хайтами (909-974 г.х.), рахимахуллах, попросили дать фетву, определяющую «асхаб аль-бида’а», иначе говоря, заблудших. Он ответил: «Это те, кто идёт против последователей шейха Абу аль-Хасана аль-Аш’ари и шейха Абу Мансура аль-Матуриди – двух имамов Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а [в акыде]»
Аль-Хафиз Имам Абу Бакр аль-Байхаки (384-458 г.х.), рахимахуллах, алим третьего поколения последователей имама аль-Ашари, пишет [5]: «И очередь [в защите убеждений саляфов] дошла до нашего шейха Абуль-Хасана аль-Аш’ари. Он не вводил никаких новшеств в религию, а лишь разделял убеждения сподвижников, табиинов и других имамов саляфов касательно основ религии и объяснял их. Всё, что они исповедовали, соответствовало Шариату и не противоречило разуму, несмотря на то, что некоторые заблудшие утверждали, что, мол, убеждения саляфов противоречили разуму. В своих разъяснениях имам использовал сильные доводы. Он отстаивал убеждения имамов Куфы, таких, как Абу Ханифа и Суфьян Саври, имамов Шама, таких, как аль-Авзаи, имамов Хиджаза, таких, как Малик и Шафии, и имамов других исламских земель. [Он отстаивал] убеждения имама Ахмада и других ахлю-хадис: Лейса ибн Саада, Абу Абдуллы Мухаммада ибн Исмаила аль-Бухари и Абу аль-Хусейна Муслима ибн аль-Худжаджа ан-Несайбури (двух великих имамов ахлю-хадис) – а также прочих хранителей Сунны. Именно на этих ученых зиждется Шариат».
«Мы не считаем, что Абуль-Хасан аль-Аш’ари создал пятый мазхаб [помимо уже существовавших ханафитского, маликитского, шафиитского и ханабалитского]. Наоборот, он отстоял мазхаб Ахлю-с-Сунна и разгромил убеждения сторонников дурных новшеств. Он разъяснил убеждения предшествовавших четырех имамов и других алимов Ахлю-с-Сунна. Он разъяснил и отстоял ту часть Сунны, которую многие отрицали и опровергали. В таухиде мы не следуем за ним слепо, но опираемся на его доказательства в вопросах вероубеждения и причисляем себя к его мазхабу, чтобы отделиться от заблудших течений. Например, мутазилитов, джахимитов, каррамитов, мушаббиха и других заблудших. Именно имам Аш’ари опроверг и разгромил их, и то, что они заблуждаются, стало очевидно даже тем, кто раньше этого не понимал. Мы не считаем, что акыда четырёх имамов [в фикхе] отличается от акыды имама Аш’ари. Мы считаем, что у них одна акыда: они исповедуют истинный таухид и убеждены, что Аллах ни в чём не подобен творениям.
Таким образом, имам следовал в акыде методу этих четырёх имамов. И каждый, кто считает себя ашаритом, обретет счастье, и каждый, кто отвернется от этой акыды, не достигнет успеха. Все те, кто утверждает абсолютное неподобие Аллаха творениям (а их очень много!), по сути, являются ашаритами. И муваххид[7] не вредит то, что ему приписывают заблудшие, ведь это ложь».
Вчитайтесь в эти слова. Этот великий имам сказал, что сунниты называют себя ашаритами, чтобы отделить себя от заблудших групп, поскольку имам Аш’ари и его последователи следуют за четырьмя имамами и другими саляфами.
Также Ибн Асакир, рахимахуллах, пишет [8]: «Они, ашариты, неукоснительно следуют Корану и Сунне и отказываются от всего, что приводит к фитне. Они проявляют терпение во время трудностей и испытаний, опровергают врагов религии и всегда следуют за Кораном и достоверными хадисами. Следуя за разумом, они не доходят до отрицания сифатов, как это делали джахимиты, но сочетают в основах следование Откровению с доводами разума, подтверждающими положения Корана и Сунны. В отличие от мутазилитов, они не усердствуют в отрицании положений Корана и Сунны, и не халатны, как муджасима, [которые из-за этого впали в заблуждение таджсима]. Они опровергают заблудших джахимитов и нечестивых карамитов, разоблачают доводы кадарритов и развеивают сомнения джабаритов… Их мазхаб – это мазхаб золотой середины. Их источник знаний – это самый чистый источник. У них наивысший уровень. И ничья критика не сможет подорвать их авторитет, и никакой критик не сможет очернить их».
Имам Ассафараини аль Ханбали сказал: Ахлисунна ва аль-Джамаа – это три группы: Асария – их имам Ахмад б. Ханбаль (радыАллаху анху), аль-Ашария – их имам Абуль Хасан аль-Ашари (радыАллаху анху), аль-Матуридия – их имам Абу Мансур аль-Матуриди (радыАллаху анху)…
Ашаритами называют последователей имама Абуль-Хасана аль-Аш’ари (260-324 г.х.), разыАллаху анху, в вопросах вероубеждения, однако не тех, кто слепо за ним следует, а тех, кто получает хидаят, опираясь на достоверные доказательства
…В таухиде мы не следуем за ним слепо, но опираемся на его доказательства в вопросах вероубеждения и причисляем себя к его мазхабу, чтобы отделиться от заблудших течений. Например, мутазилитов, джахимитов, каррамитов, мушаббиха и других заблудших