ИБНИ АБИДИН (1198-1252/1784-1836, Дамаск, да будет милостив к нему Аллах)
(Саййид Мухаммад Амин б. Умар б. Абдулазиз б. Ахмад б. Абдуррахим ад-Димашки)
Один из крупных ученых Ислама, продолживших передачу знаний мазхаба Ханафи в 13-м столетии по хиджре от алимов первых поколений. Его духовным наставником был самый знаменитый ученый того времени Мавляна Халид аль-Багдади (1192-1242/1826). С малых лет Ибни Абидин был помощником отца в торговых делах и одновременно заучивал на память аяты Корана. Однажды, будучи на работе отца, он читал вслух из Священного Корана. Проходящий мимо мусульманин сделал ему замечание, что не следует в таком месте читать вслух Священное Писание, так как это вводит в грех всех, кто не слушает его. К тому же, сказал он, ты там-то и там-то читаешь неверно. После этого Ибни Абидин стал брать уроки чтения Корана у Шайх-уль-Курра Саида аль-Хамеви. С помошью этого учителя он прочитал и запомнил такие произведения, как: «аль-Майданиййа», «аль-Джазариййа» и «аш-Шатибиййа» — книги по таджвиду (правильному чтению Корана). Ибни Абидину не было в это время и 15 лет. Усвоив правильное чтение Корана, начал обучаться фикху и другим религиозным наукам по мазхабу Шафии. После изучения основных положений этой школы, перешел в мазхаб Ханафи по настоянию своего духовного наставника Халида аль-Багдади. Учитель предложил ему произвести тщательный анализ рукописей ученых мазхаба, выявить искажения текстов переписчиками, а также определить согласованное мнение алимов по основным вопросам фикха мазхаба Ханафи.
Несмотря на свой юный возраст, Мухаммад Амин смог усвоить иджтихады главных Имамов мазхаба Ханафи. Упорные занятия основами фикха и собственно фикхом этой школы, позволили ему уже с 17-ти лет комментировать книги этого мазхаба. С этого возраста Ибни Абидин и начал писать свои ценные произведения. Паралельно занимался у известного ученого Мухаммада Шакира эс-Салими аль-Урмави аль-Аккада.
Кроме знаний по фикху, хадисам, тафсиру, и другим религиозным наукам, прошел полный курс общественных и естественных наук. Занимался так же по книгам «Бахру-р-Раик» и «аль-Хидайа». После смерти своего учителя в 1222-м году, обучение продолжил у Мухаммада Саида аль-Халеби аш-Шами. Через учителя ас-Салими, ознакомился с тарикатом «Кадириййа». Следующими учителями были: Ахмад аль-Аттар и шейх Амир аль-Кабир аль-Мисри.
Его огромная работоспособность давала ему возможность в это же время учиться у мухаддиса Дамаска Мухаммада аль-Кузбари и получить диплом об окончании полного курса предварительных наук по хадисам. Далее, будущий ученый успешно освоил и другие разделы Исламских наук. Только после такой основательной подготовки Ибни Абидина, его наставник Мавляна Халид Багдади начал заниматься с ним основами богословия и тасаввуфа. Продолжительные занятия и личные беседы с обладателем глубочайших духовных знаний Халидом Багдади настолько подняли общий уровень Ибни Абидина, что он стал известным ученым уже при жизни своих учителей.
Генеалогические исследования сына ученого показали, что род Ибни Абидина восходит через Джафара ас-Садыка, Мухаммада аль-Бакыра и святого Хусайна к святой Фатыме (да будет доволен ими всеми Аллах субхана ва тааля). Еще, будучи в утробе своей матери, ученый получил свое имя Мухаммад Амин. Это имя, на случай если родится мальчик, было предложено его дядей, изобретателем Салихом. По описанию сына, Ибни Абидин был человеком широкоплечим, высокого роста, со светлой кожей. Черные волосы его были слегка тронуты сединой. Богобоязненность его была такова, что многие ночи он проводил в молитвах. Часто со слезами на глазах. Всегда сразу же восстанавливал нарушенное омовение. Для сна уделял очень мало времени. Большую часть ночного времени работал над своими книгами, а днем занимался с учениками. Средства на жизнь получал от доходов коммерческой группы, в которой принимал долевое участие.
Будучи крупнейшим ученым Ислама 19-го века, Ибни Абидин способствовал росту большого количества ученых следующего поколения.
Среди его воспитанников были:
Йахйа ас-Сердаст, Абдулгани аль-Ганими аль-Мейдани (автор комментариев «Кудури», «Акидат-уль-Тахави»), Хасан аль-Бейтар (зав. отделом Фетв Дамаска), его брат Саййид Абдулгани, его сын Ахмад (зав. отделом Фетв Дамаска), Саййид Хасан эр-Ресаме, Йусуф Бадруддин аль-Магриби, Абдулкадир аль-Джаби, Ахмад Исламболы, Мухаммад аль-Сакли, Мухаммад аль-Мунир, Абдулкадир аль-Халяси (комментатор «ад-Дурру-ль-Мухтар»), Али аль-Муради (был муфтием Дамаска), Абдулхалим Молла (был кадыаскером в Анатолии и кадием Дамаска), Хасан б. Халил, Мухаммад Талу, Мухйиддин аль-Йафи, Ахмад аль-Махлави, Абдуррахман аль-Джамал аль-Мисри, Аййуб аль-Мисри, Молла Абдурразак аль-Багдади, Мухаммад Джабизаде (был кадием Медины), Мухаммад аль-Хальвани (был кадием Бейрута).
Его произведения:
1) «Рэдду’ль-Мухтар аля’д-Дурри’ль-Мухтар Шархи Танвири’ль-Эбсар» — самая известная и часто используемая работа ученого, более известная под названием «Ибни Абидин». Это произведение, — комментарии в 5-ти томах на книгу «Дурр-уль-Мухтар» Алауддина аль-Хаскафи (1021-1088/1612-1677), которая в свою очередь является комментариями к книге «Танвиру-ль-Эбсар» имама ат-Тимурташи аль-Газзи (ум. в 1004/1595). По единодушному мнению ученых Ислама, «Ибни Абидин» является в наше время самой достоверной, самой ценной книгой по фикху мазхаба Ханафи. Например, Имам Саййид Абдулхаким Арваси (1281-1362/1865-1943), знаток 4-х мазхабов, обладатель глубоких духовных знаний науки ат-Тасаввуф, говорил по поводу этого произведения:
«Среди книг по фикху мазхаба Ханафи самой ценной, самой полезной является «Ибни Абидин». Здесь каждое слово, каждое предписание опирается на достоверный источник…»
При работе над этим произведением, Ибни Абидин изучал труды более чем 320 ученых Ислама, начиная от 2-го века Хиджры и до своего времени. Из работы Ибни Абидина видно, что ученый тщательно исследовал работы по фикху предшественников имама Хаскафи, а затем сравнивал их работы с трудами более поздних авторов. Среди произведений, к которым ученый уделил наиболее пристальное внимание можно выделить следующие:
40 работ Ибн-и Нуджейма (ум. в 970/1562) и 60 работ — аш-Шернблали (ум. в 1069/1658).
А так же различные работы имамов:
Алламе Касым (ум. в 879/1474); Ибну-ш-Шельби (ум. в 947/1540); Алийу-ль-Кари (ум. в 1014/1605); Хайруддина ар-Ремли (ум. в 1081/1671); ар-Рахими (ум. в 1104/1692); Шейха Исмаила (ум. в 1113/1701); Абдулгьани ан-Наблуси (ум. в 1143/1731);
Смерть не позволила ученому отредактировать и переписать свою работу. И «Редд-уль-Мухтар…» доводил до конца его сын Алауддин Мухаммад (1244-1306/1828-1889, Дамаск) дав этому произведению в память о своем отце название — «ИБНИ АБИДИН». Перевод этой работы на тур. язык был напечатан с комментариями в Стамбуле в 1982-1988 годах в 18-ти томах.402 Среди других произведений имама:
2) «Хашияту-т-Тафсиру-ль-Байдави», 3) «Аль-Ибана», 4) «Аль-Укуд-уд-Дурриййа», 5) «Итхаф-уз-Заки», 6) «Бугъяту-ль-Менасик», 7) «Тахрир-уль-Ибара», 8) «Тахрир-ун-Нукуль», 9) «Шифа-уль-‘алиль», 10) «Аль-Укуд-уль-Ле’али», 11) «Иджабат-уль-гавс», 12) «Сельль-уль-хисам-иль-Хинди ли Нусрети Мавляна Халид ан-Накшибанди», 13) «Аль-Ильм-уз-Захир», 14) «Аль-Фаваид-уль-Аджиба», 15) «Манхаль-уль-Варидин», 16) «Аль-Укуду Ресм-иль-муфти», 17) «Несемат-уль-Эшар»…
{ (IAA, XVII: 45-54).
из книги:»Люди Сунны и Согласия – Кто Они» Абу Асада аль-Ханафи.}
Ибн Абидин. Книга: Радд аль-Мухтар (Хашият ибн Абидин). Фундаментальный труд по ханифитскому фикху
Сам Ибн аль-Абидин заявляет, что в акыде придерживается матуридитского мазхаба
الحمد لله رب العالمين والصلاة و السلام علي رسولنا محمد و علي اله و صحبه اجمعين
А затем…
Кто же такой Ибн аль-Абидин? Это великий ученый, факих, усули, потомок Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) так как его род восходит к имаму Зейн аль-Абидин, его полное имя Мухаммад Амин бин Умар бин Абдуль-Азиз ад-Димашки, он известен как «Ибн аль-Абидин». Он родился в Дамаске в 1198 году по хиджре. В раннем детстве он выучил Коран, затем изучил такие науки как ханафитский и шафиитский фикх, арабский язык и кыраат, тафсир, хадис, усуль, тасаввуф и другие науки. Он был известен своей щедростью, жаждой знаний. Даже были такие ученые, которые, подчеркивая его степень, говорили, что он является последним словом ханафитского мазхаба, указывая на его труд «Радд аль-Мухтар».
Он всегда умел подобрать нужные слова наставляя правителей и простых людей. Он также занимался торговлей, что и являлось его доходом. Днем он преподавал, а ночами писал научные труды. Он (рахматуллахи алейх) написал очень много книг, если быть более точными, то 54 книги и среди них: «Радд аль-Мухтар аля ад-Дурр аль-Мухтар», «Шарх Манзума Укуд расми аль-Муфти», «Фатава филь фикхи аль-Ханафи». Также у него очень много толкований (хаваши) на различные книги: «Шарх Манар», «аль-Мутавваль», «шарх Мультака аль-Абхур», «Ифадатуль Анвар» и другие.
Что же касается мазхаба, которого придерживался сам имам, то в начале шарха на «Укуду расми Муфти» (эта книга относится к «Усулю Ифта», в ней рассказывается, на какие книги можно ссылаться при вынесении фетв, а на какие нет. В общем, в ней дается методология, которой должен овладеть муфтий, т.е. выносящий фетвы) Ибн аль-Абидин (рахматуллахи алейх), рассказывая о книге, называет себя Мухаммад Амин бин Умар Абидин аль-Матуриди аль-Ханафи. Обратите внимание, что сам Ибн аль-Абидин свой мазхаб в вероубеждении упоминает раньше, чем мазхаб фикха, тем самым он подчеркнул важность этого.
Когда мы читали это место с устазом, я подчеркнул слова «аль-Матуриди» и «аль-Ханафи». Устаз обратил на это внимание и поинтересовался, почему я так сделал. Мне пришлось объяснить, что в наших краях есть те мусульмане, которые не признают мазхабы в акыде, и говорят, что они ханафиты, но в акыде следуют саляфам (праведным предшественникам). Устаз улыбнулся и, искренне удивившись, сказал: «А разве возможно следовать саляфам в акыде, не следуя мазхабам Матуриди и Ашари?!»
Прямой потомок Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) Имам Ибн Абидин (1198-1252 х/1784-1836 м), один из крупнейших ханафитских ученых позапрошлого века пишет в своей книге «Раддуль Мухтар аля д-Дурриль Мухтар» о последователях Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба:
مطلب في أتباع ابن عبد الوهاب الخوارج في زماننا: قوله: «ويكفرون أصحاب نبينا (صلّى الله عليه وسلّم)» علمت أن هذا غير شرط في مسمى الخوارج، بل هو بيان لمن خرجوا على سيدنا علي رضي الله تعالى عنه، والا فيكفي فيهم اعتقادهم كفر من خرجوا عليه، كما وقع في زماننا في أتباع محمد بن عبد الوهاب الذين خرجوا من نجد وتغلّبوا على الحرمين، وكانوا ينتحلون مذهب الحنابلة، لكنهم اعتقدوا أنهم هم المسلمون وأن من خالف اعتقادهم مشركون، واستباحوا بذلك قتل أهل السنّة قتل علمائهم حتى كسر الله شوكتهم وخرب بلادهم وظفر بهم عساكر المسلمين عام ثلاث وثلاثين ومائتين وألف
Важное место «О последователях ибн Абдуль-Ваххаба, хариджитах нашего времени»: «Что касается слов: («Они считали кафирами сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует»), то это не является условием для того чтобы называться хариджитами. Это разъяснение о тех, кто вышел против Али, да будет доволен им Аллах. Чтобы считаться хариджитами хватает того, что они считают кафирами (неверующими) тех, против кого они вышли, как это и произошло в наши времена с последователями ибн `Абдульваххаба ан-Наджди, который появился из Неджда и установил свой контроль над двумя священными Харамама (в Мекке и Медине). Они (последователи) имели обыкновение приписывать себя к мазхабу Ханбали, но они полагают, что только они были мусульмане и что, если кто выступает против их верований, то они мушрики (многобожники), таким образом они разрешили (сделали законным) убийство тех, кто является Ахлю-Сунна и их ученых, пока Аллаху Та`аля не разрушил их энергию и власть, и не разрушил их города и пока не получили в них победу войска мусульман в 1233 году»
[«Раддуль Мухтар аляд Дурриль Мухтар», 4/262, глава относительно последователей ибн `Абдуль-Ваххаба ан-Наджди]
Cказано в комментариях авторитетного маликитского ученого Имама Ахмада ас-Сави аль-Малики (1175-1241 х/1761-1825 г) на толкование Корана «Тафсир аль-Джалалайн», в котором он говорит относительно аята: «Поистине, сатана вам враг, считайте же его врагом! Он зовет свою партию, чтобы оказаться им обитателями огня» (Коран 35:6):
إِنَّ الشَّيْطَانَ لَكُمْ عَدُوٌّ فَاتَّخِذُوهُ عَدُوًّا إِنَّمَا يَدْعُو حِزْبَهُ لِيَكُونُوا مِنْ أَصْحَابِ السَّعِيرِ (فاطر — 6 )
«وقيل هذه الآية نزلت في الخوارج الذين يحرفون تأويل الكتاب والسنة ويستحلون بذلك دماء المسلمين وأموالهم كما هو مشاهد الآن في نظائرهم، وهم فرقة بأرض الحجاز يقال لهم الوهابية يحسبون أنهم على شىء ألا انهم هم الكاذبون، استحوذ عليهم الشيطان فأنساهم ذكر الله أولئك حزب الشيطان ألا إن حزب الشيطان هم الخاسرون، نسأل الله الكريم أن يقطع دابرهم » اهـ.
В комментарии сказано, этот айат был послан о Хариджитах [как предсказывание их появления], которые изменили интерпретацию Корана и Сунны, на основании чего они объявляли законным убийства и захват собственности Мусульман, то же самое теперь мы можем наблюдать в их современных копиях (двойниках); а именно, секте из Хиджаза по имени «Ваххабиты», которые думают, что они находятся на верном пути, в действительности они — лгуны. «Овладел ими сатана и заставил их забыть воспоминание об Аллахе. Они — партия сатаны. О да, поистине, партия сатаны, они — потерпевшие убыток!» (Коран 58:18-19). Мы просим Аллаха, Самого Щедрого искоренить их полностью.
[Ахмад ас-Сави: «Хашия аль-Сави `аля аль-Джалалайн», 3/255].
Последнее слово ханафитского мазхаба, султан ханафитов Ибн-Абидин следовал матуридитской акыде
Ибн Абидин. Книга: Радд аль-Мухтар (Хашият ибн Абидин). Фундаментальный труд по ханифитскому фикху
Сам Ибн аль-Абидин заявляет, что в акыде придерживается матуридитского мазхаба
الحمد لله رب العالمين والصلاة و السلام علي رسولنا محمد و علي اله و صحبه اجمعين
А затем…
Кто же такой Ибн аль-Абидин? Это великий ученый, факих, усули, потомок Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) так как его род восходит к имаму Зейн аль-Абидин, его полное имя Мухаммад Амин бин Умар бин Абдуль-Азиз ад-Димашки, он известен как «Ибн аль-Абидин». Он родился в Дамаске в 1198 году по хиджре. В раннем детстве он выучил Коран, затем изучил такие науки как ханафитский и шафиитский фикх, арабский язык и кыраат, тафсир, хадис, усуль, тасаввуф и другие науки. Он был известен своей щедростью, жаждой знаний. Даже были такие ученые, которые, подчеркивая его степень, говорили, что он является последним словом ханафитского мазхаба, указывая на его труд «Радд аль-Мухтар».
Он всегда умел подобрать нужные слова наставляя правителей и простых людей. Он также занимался торговлей, что и являлось его доходом. Днем он преподавал, а ночами писал научные труды. Он (рахматуллахи алейх) написал очень много книг, если быть более точными, то 54 книги и среди них: «Радд аль-Мухтар аля ад-Дурр аль-Мухтар», «Шарх Манзума Укуд расми аль-Муфти», «Фатава филь фикхи аль-Ханафи». Также у него очень много толкований (хаваши) на различные книги: «Шарх Манар», «аль-Мутавваль», «шарх Мультака аль-Абхур», «Ифадатуль Анвар» и другие.
Что же касается мазхаба, которого придерживался сам имам, то в начале шарха на «Укуду расми Муфти» (эта книга относится к «Усулю Ифта», в ней рассказывается, на какие книги можно ссылаться при вынесении фетв, а на какие нет. В общем, в ней дается методология, которой должен овладеть муфтий, т.е. выносящий фетвы) Ибн аль-Абидин (рахматуллахи алейх), рассказывая о книге, называет себя Мухаммад Амин бин Умар Абидин аль-Матуриди аль-Ханафи. Обратите внимание, что сам Ибн аль-Абидин свой мазхаб в вероубеждении упоминает раньше, чем мазхаб фикха, тем самым он подчеркнул важность этого.
Когда мы читали это место с устазом, я подчеркнул слова «аль-Матуриди» и «аль-Ханафи». Устаз обратил на это внимание и поинтересовался, почему я так сделал. Мне пришлось объяснить, что в наших краях есть те мусульмане, которые не признают мазхабы в акыде, и говорят, что они ханафиты, но в акыде следуют саляфам (праведным предшественникам). Устаз улыбнулся и, искренне удивившись, сказал: «А разве возможно следовать саляфам в акыде, не следуя мазхабам Матуриди и Ашари?!»
Имам Абу Мансур Абдуль-Кахир аль-Багдади аш-Шафии, рахимахуллах, пишет в книге „Аль-асма ва ас-сифат“, как передает его слова в „Аль-Фатава“ имам Такиюддин ас-Субки аш-Шафии, рахимахуллах:
„Поистине, имам аль-Ашари, а также подавляющее большинство богословов-мутакаллимов высказалось за такфир всякого вводящего новшества (аль-мубтадиа), если его нововведение — явный куфр или ведет к куфру, как это имеет место в случае с теми, кто заявляет, что Аллах имеет образ (форму) или ограничение (хадд) и предел (ан-нигая), или допускают в отношении него движение (аль-харакя) и покой (ас-сукун).
Поэтому нет никакого сомнения для обладающего разумом, что необходимо выносить такфир группе аль-Каррамия и хурасанским антропоморфистам из-за их утверждений, что Аллах является телом (аль-джисм), имеет границу и предел с нижней стороны и что Он буквально соприкасается с Троном (Аршем), а также является местом для сотворенного (аль-махаллю лиль-хаваадис)“».
Далее имам аль-Кавсари пишет:
«Никто из истинных ученых не может отрицать высокой степени познания Абу Мансура ал-Багдади в науке усуль ад-дин (акыда), так как этот имам был учеником самого Абу Исхака аль-Исфараини, ученика Абуль-Хасана аль-Бахили, который, в свою очередь, был учеником имама Абуль-Хасана аль-Ашари»
(«Аль-Макалятуль-Кавсари», сс .322, 323, 327).
Сказал Ахмад Шариф Наг1сан в фетве о «тавассуле и истигаса» :
رابعاً: إن أول من نقل مسألة التوسل والاستغاثة من فروع الفقه إلى أصول العقائد هو ابن تيمية رحمه الله تعالى, ولم يسبقه إلى ذلك أحد من السلف ولا الخلف, فابتدع ما لم يقله عالم قبله, كما جاء في رد المحتار لابن عابدين رحمه الله تعالى, قال: وَقَالَ السُّبْكِيُّ : يَحْسُنُ التَّوَسُّلُ بِالنَّبِيِّ إلَى رَبِّهِ, وَلَمْ يُنْكِرْهُ أَحَدٌ مِنْ السَّلَفِ وَلا الْخَلَفِ إلا ابْنَ تَيْمِيَّةَ فَابْتَدَعَ مَا لَمْ يَقُلْهُ عَالِمٌ قَبْلَهُ. اهـ.
فقد كانت مسألة التوسل والاستشفاع والاستغاثة لمدة ثمانية قرون مسألة فقهية, وكان الفقهاء في المذاهب الأربعة يبحثونها في باب الحج والزيارة وغيرها, حتى جاء ابن تيمية رحمه الله فنقلها إلى باب العقيدة, وحكم على المتوسل والمستغيث والمستشفع بالكفر, واستحلَّ دماءهم وأعراضهم وأموالهم.
«Поистине тот кто первый перенес вопрос тавассуля и истигасы из «фикха» к «основам вераубеждения» этто ибн Таймия, и ни кто из саляфов и халяфов раньше него не делали этого, он внес новшество которое не говорил до него ни один ученный, как об этом пришло в книге Ибн Абидина «раддуль мухтар» : «Сказал Субки : одобряется делать тавассуль посредством Пророка ( صلى الله عليه وسلم) к Всевышнему, и не отрицал это ни один из Саляфов и Халяфов кроме ибн Таймии, и он ввел новшество которое не говорил ни один ученный до него».
И поистине вопрос «тавассуля», «истигасы» и «истишфа» в течении восьми веков являлся вопросом фикха, и ученные четырех мазхабов разбирали эти вопросы в разделе «хадж» , «зиярат» и другие, пока не пришел ибн Таймия и отнес эти вопросы к разделу «акыда» и вынес хукм куфра в отношении того кто делает «истигасу» «тавассуль» «истишфа» и дозволил их кровь, честь и имущество»
http://www.naasan.net/index.php?page=97c10…id=49m57m48q52o
ФАВА’ИД | «Не путайте неукоснительный такълид с невежественным максимализмом!»
Сказал Имам Ибну ‘А́биди́н – выдающийся учёный-правовед – Мухаммад Ами́н бну ‘Умар ад-Димашкъи́ аль-Ханафи́ [1198-1252 х/ 1784-1836 м], да помилует его Аллах:
قال العلامة ابن عابدين ، رحمه الله ، في ” العقود الدرية في تنقيح الفتاوى الحامدية“ ٣٣٣/٢ : « قال فخر الإسلام ، لما سئل عن التعصب . قال : الصلابة في المذهب — واجبة ، والتعصب — لا يجوز
«Сказал Фа́хру-ль-Исля́м, – после того, как был спрошен по поводу фанатизма [та‘а́ссуб]:
Непоколебимо следовать мазхабу – обязательно [ва́джиб], а вот проявлять фанатизм – нельзя.
والصلابة — أن يعمل بما هو مذهبه ويراه حقاً وصواباً
Непоколебимое следование заключается в том, чтобы человек поступал соответственно являющемуся его мазхабом, соответственно тому, что он считает истинным и правильным.
والتعصب — السفاهة ، والجفاء في صاحب المذهب الآخر وما يرجع إلى نقصه ، – ولا يجوز ذلك
А проявление фанатизма является глупостью и слабоумием!
Грубость в адрес последователя иного ма́зхаба и то, что указывает на его недостатки, – подобное непозволительно;
فإن أئمة المسلمين كانوا في طلب الحق وهم على الصواب » ، – انتهى
Ввиду того, что Имамы мусульман – пребывали в стремлении к Истине и правда на их стороне!», – конец цитаты.
[См.: «Аль-‘Укъу́ду-д-Дурри́йя фи танкы́х аль-Фата́ва́-ль-Ха́миди́йя», 333/2]
© Канал «Daru al-Ittisoliyyah» | telegram.me/ittisoliyyah