Имам аш-Шафии был великим ученым своего времени. Уже в самом раннем детстве он приобрел большой объем знаний. Имама cахиба высоко ценили за его эрудицию и глубокое понимание фикха.
Его уроки оказывали такое воздействие, что специально ради них люди приезжали даже из далеких мест. Имам сахиб относился к своим ученикам с уважением и огромной добротой.
Имам сахиб не занимал себя земной суетой и был погружен в себя. Его перу принадлежит немало важных книг и трудов, которые, ввиду своей полезности, пользуются большой популярностью.
Родословная
Имам Абу Абдулла Мухаммад ибн Идрис ибн Аббас ибн Усман ибн Шафии ибн Саиб ибн Убайд ибн Абд Язид ибн Хашим ибн Мутталиб ибн Абд Мунаф Курайши Мутталиби Хашими.
Рождение и детство
Рассказывает имам сахиб: «Я родился в 150-м году (по хиджре) в сирийском городе Газа. Когда мне было два года, меня привезли в Мекку».
Благословенное предсказание
Мать имама сахиба рассказала об одном случае, произошедшим перед рождением имама Шафии. Тогда во сне ей приснилось, как из ее утробы вышла звезда, похожая на планету Юпитер, и как эта звезда отправилась в Египет. Лучезарный свет, исходящей от этой звезды, осветил весь город. Мать имама Шафии спросила у городских мудрецов, что бы это могло значить. Ей ответили, что скоро у нее родится ребенок, который станет выдающимся ученым и знания которого принесут пользу многим людям.
Начальное образование
Начальное религиозное образование имам сахиб начал получать в Мекке. Далее он продолжил обучение в Медине. В Мекке он проживал в племени Бану Хузайль и наряду с изучением религии обучался стрельбе из лука и езде на лошади. Имам Шафии также приобрел высокий уровень владения арабской поэзией. Кроме того, на протяжении всего этого времени, он слушал хадисы, передаваемые его дядей, Мухаммадом ибн Шафии, и Муслимом ибн Халидом Занджи.
Приобретение знаний
Рассказывает имам сахиб: «Я был сиротой, и моя мать помогала мне материально. У меня никогда не было достаточно денег, даже чтобы заплатить за свое обучение. Когда учитель обучал детей, я обычно слушал его и запоминал все сразу наизусть. Поэтому в отсутствие учителя уроки вел я, в связи с чем он был очень доволен мною. Взамен он согласился обучать меня бесплатно.
Моей матери было очень трудно платить за нужные мне писчебумажные изделия, поэтому я писал на костях, камнях и пальмовых листьях. В семь лет я знал весь Коран, включая его толкование, а в 10 лет я выучил «Муватту» имама Малика».
Некоторые из учителей имама Шафии
1. Мухаммад ибн Али ибн Шафии, дядя имама Сахиба. Он передал хадис от Абдуллы ибн Али ибн Саиба ибн Убайда.
2. Суфьян ибн Уяйна Макки, учитель имама сахиба из Мекки.
3. Имам Малик ибн Анас, самый старший учитель имама Шафии из Медины.
Среди других учителей имама Шафии были также Муслим ибн Халид Занджи Хатим ибн Исмаил, Ибрахим ибн Мухаммад ибн Аби Яхья, Хишам ибн Юсуф Синани, Марван ибн Муавия, Мухаммад ибн Исмаил Дауд ибн Абдуррахман, Исмаил ибн Джафар, Хишам ибн Юсуф и др.
Отличительные особенности
Имам Шафии старательно воплощал на практике все те качества, что восхвалялись в Коране и хадисах, и обладал безупречным характером, достойным подражания. Передано много случаев проявления им данных качеств.
Самостоятельность и щедрость
Имам Шафии вел отчужденный образ жизни, был независимым, великодушным и понимающим человеком, обладающим широким кругозором.
Когда имам сахиб покинул Йемен и прибыл в Мекку, у него было с собой 10 000 динаров. На окраине города располагался небольшой лагерь, и живущие там люди вышли на улицу, чтобы встретить имама сахиба. Среди них была группа бедных и нуждающихся людей. Он раздал им все свои деньги, а войдя в Мекку, попросил денег взаймы.
Раби передает, что имам сахиб обычно давал милостыню ежедневно, а в священный месяц Рамадан он раздавал бедным и нищим одежду и крупные суммы денег.
Эрудиция и красноречие
Рассказывает Абу Убайд: «Я никогда не встречал человека, равного по знаниям, таланту и гениальности имаму Шафии, и никого столь же безупречного, как он». Харун ибн Саид Айли говорил, что если бы имам сахиб захотел доказать, что каменный столб является палкой, то он бы смог это сделать.
Внешность
Рассказывает Музани: «Я никогда не видел никого, кто был бы столь же красив, как имам Шафии. Его щеки были светлыми, а когда он охватывал рукой свою бороду, она никогда не превышала длину его кулака. Имам сахиб обычно красил свои волосы хной. Ему нравились благоухающие ароматы. К какой бы колонне он ни прислонялся, давая свои уроки, благоухание от него обязательно передавалось этой колонне».
Ибадат
Каждую ночь имам сахиб совершал хатм Корана, а в месяц Рамадан он делал это дважды в сутки. Сообщается, что в Рамадан он успевал семь раз произнести весь Коран во время намазов.
Дата смерти
Имам Шафии умер в возрасте 58 лет в Египте, в 204-м году (по хиджре), в пятницу месяца Раджаб.
Похороны
Имам сахиб провел последние дни своей жизни вместе с Абдуллой ибн аль-Хакамом.
Правитель Египта возглавил джаназа-намазы. Двое его сыновей, Абуль-Хасан Мухаммад и Усман, присутствовали на похоронах. Имам Шафии, последователей которого можно встретить сегодня по всему миру, был похоронен рядом с горой Мукатрам.
«Держи свой язык от Имама Аш-Шафи`и и шафи`итов»
{ عالم قريش يملأ الأرض علما } ) وفي رواية : { لا تسبوا قريشا فإن عالمها يملأ الأرض علما } قال جماعة من الأئمة منهم الإمام أحمد : هذا العالم هو الإمام الشافعي رضي الله تعالى عنه ، لأنه لم ينشر في طباق الأرض من علم عالم ما انتشر من علم الإمام الشافعي
««…Учёный из курайшитов заполнит землю знанием», — также, в другом хадисе: «Не ругайте курайшитов, ибо, поистине, их учёный заполнит землю знанием».
Сказала группа Имамов, среди которых и Имам Ахмад бну Ханбаль, да помилует его Аллах:
«Этот учёный — Имам Аш-Шафи`и, да будет доволен им Аллах, потому что не распространилось ничего из знаний учёного какого-либо на земле так, как распространилось знание Имама Аш-Шафи`и».
وقد ذكر السبكي أنهم ذكروا أن من خواص الإمام الشافعي من بين الأئمة أن من تعرض إليه أو إلى مذهبه بسوء أو نقص هلك قريبا ، وأخذوا ذلك من قوله صلى الله عليه وسلم : { من أهان قريشا أهانه الله } .
Сказал Имам Таджу-д-Дин `Абду-ль-Ваххаб Ас-Субки (717-771 г.х.), да помилует его Аллах, что также упомянули среди особенностей Имама Аш-Шафи`и, да помилует его Аллах, перед другими Имамами, следующее:
«Тот, кто выступит против него или же его мазхаба со злом или умалением достоинств — вскоре будет погублен», — и они взяли это из слов Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Того, кто унизит курайшитов — унизит Сам Аллах» [Муснаду-ль-Имами Ахмади бни Ханбаль, 1/64, №462].
[См. «Хашийату-ль-Буджайрами `аля-ль-Хатыб», 1/176]
Имам Абу Бакр аль-Байхаки пишет в своей книге «Манакиб аш-Шафии»: «Сообщил нам Абу Абдуллах аль-Хафиз, который сказал: «Я слышал, как Абу Мухаммад Джа’фар ибн Мухаммад ибн аль-Харис сказал: «Я слышал, как Абу Абдуллах аль-Хусайн ибн Мухаммад ибн аль-Бахр сказал: «Я слышал, как Юнус ибн Абдуль-А’ля сказал:
أخبرنا أبو عبد الله الحافظ قال: سمعت أبا محمد جعفر بن محمد بن الحارث يقول: سمعت أبا عبد الله: الحسين بن محمد بن بحر يقول: سمعت يونس بن عبد الله الأعلى يقول: سمعت الشافعي يقول: لو أن رجلاً تصوَّف من أول النهار لم يأت عليه الظهر إلا وجدته أحم
Я слышал, как аш-Шафи’и сказал: «Если человек в начале дня станет суфием, то до наступления обеда ты обнаружишь его умалишённым».
Далее имам аль-Байхаки (384-458 х/994-1066 м) поясняет слова имама аш-Шафии:
قلت: وإنما أراد به من دخل في الصوفية واكتفى بالاسم عن المعنى , وبالرسم عن الحقيقة , وقعد عن الكسب , وألقى مؤنته على المسلمين , ولم يبال بهم , ولم يرع حقوقهم ولم يشتغل بعلم ولا عبادة , كما وصفهم في موضع آخر . . . لا يكون الصوفي صوفيا حتى يكون فيه أربع خصال : كسول أكول نؤوم كثير الفضول .
وإنما أراد به ذم من يكون منهم بهذه الصفة , فأما من صفا منهم في الصوفية بصدق التوكل على الله عز وجل واستعمال آداب الشريعة في معاملته مع الله عز وجل في العبادة , ومعاملته مع الناس في العشرة , فقد حكي عنه أنه عاشرهم وأخذ عنهم
«Я говорю: он имел в виду тех, кто вошёл в суфизм и довольствовался лишь именем и внешней формой без истинной сути суфизма. Тех, кто уклонился от работы и бросил свои проблемы на мусульман, не думал о них, и не исполнял обязанности по отношению к ним, и не приобрел знания, и не занимался поклонением подобающим образом. А также он описал подобных суфиев в другом месте следующим образом: «Не будет суфий суфием, пока не соберутся в нём четыре качества: ленивость, обжорство, сонливость, излишество».
Здесь он критикует тех, кто обладает подобными качествами. Что же касается истинных суфиев, которые искренни в уповании на Аллаха и в следовании этике Шариата, будь то в поклонении Аллаху или же в отношениях с людьми — то было рассказано от него, что он дружил с такими суфиями и получил от них пользу».
[аль-Байхаки, «Манакиб аш-Шафи’и», 2/207, 208. Изд. Дар ат-Тарас]
Имам Захид аль-Кавсари об имаме Шафии
«Так же имам Шафиии, алим Мекки, отправился в Медину, что бы учиться у имама Малика, и прослушал Мувату. После возвращения в Багдад из Йемена в 184 г. он учился фикху у Мухаммада ибн аль-Хасана и прошел с ним такие книги, которые не прошeл никто другой. Так же обучался у Юсуфа ибн Халида и у других учеников Абу Ханифы. Это было объединением ираской и медискиой школы в фикхе. Затем составил свой мазхаб «кадим», а после переезда в Египет составил мазхаб «джадид». И заполнилось бытие его книгами и книгами его учеников».
Макалят кавсария стр. 99 «Дар ас-Салям»
Так же Захид Кавсари говорит о 4 имамах: «Эти имамы(Абу Ханифа, Малик, Шафии, Ахмад) были как одна семья в служении шариату Аллаха» там же стр.100.