Имам Захид аль-Кяосари, да будет доволен им Аллах Таала (умер в 1371 году по хиджре в Египте), взял знание ханафитского фикха от своего отца, а также от устазов аль-Хафиза Ибрахима Хакки аль-Акини и Али Зайнуль Абидина аль-Альсуни.
Цепочка (иснад) шейхов-ханафитов, в которую входит отец имама — шейх Хасан аль-Кяосари (умер в 1345 году по хиджре), следующая:
1. Шейх Ахмад Дыяуддин аль-Кямушханаави (умер в 1311 году);
2. Шейх ас-Сайид Ахмад ибн Сулейман аль-Арваади (умер в 1275 году);
3. Шейх Амин, известный как ибну Абидин (умер в 1275 году);
4. Шейх ХибатуллАх аль-Баали (умер в 1224 году);
5. Шейх Салих Ибрахим аль-Джайнини (умер в 1170 году).
А также прочие великие шейхи ханафитского мазхаба, да будет доволен ими всеми Аллах Таала.
Цепочка шейхов-ханафитов, в которую входят устаз аль-Альсуни (умер в 1336 году) и устаз аль-Акини (умер в 1318 году), следующая:
1. Шейх аль-Хафиз Ахмад Шакир (умер в 1315 году);
2. Шейх аль-Хафиз Мухаммад Галиб (умер в 1286 году);
3. Шейх Сулейман ибн Хасан аль-Кяриди (умер в 1268 году);
4. Шейх Ибрахим ибн Мухаммад аль-Исбири (умер в 1255 году);
5. Шейх Али Фикри ибн Мухаммад Салих аль-Ахисхави (умер в 1236 году);
6. Шейх Мухаммад Муниб аль-Интааби (умер в 1238 году);
7. Шейх Исмаил ибн Мухаммад аль-Кунуви (умер в 1195 году);
8. Шейх Абдул-Керим аль-Кунуви аль-Амиди (умер в 1150 году);
9. Шейх Мухаммад аль-Ямани аль-Азхари (умер в 1135 году);
10. Шейх Абдул-Хай аш-Шурнубуляли;
11. Шейх Абуль-Ихлас Хасан аш-Шурнубуляли (умер в 1069 году);
12. Шейх АбдуллАх ибн Мухаммад ибн Нихрири и Шамсуддин Мухаммад ибн аль-Мухибби аль-Кохири (умер в 1041 году);
13. Шейх Али аль-Макдиси (умер в 1004 году);
14. Шейх Ахмад ибн Юнус Шаляби (умер в 947 году);
15. Шейх Абдул-Барр ибн аш-Шухна (умер в 921 году);
16. Имам Камалуддин ибн аль-Гумам (умер в 861 году);
17. Шейх Сираджуддин Умар ибн Али, известный как чтец книги «аль-Гидайя» (умер в 829 году);
18. Шейх Аляуддин ас-Сайраами (умер в 790 году).
19. Шейх Джалялуддин аль-Карляни, являющийся комментатором книги «аль-Гидая»;
20. Шейх Абдул-Азиз аль-Бухари, автор великого труда по основам фикха ханафи «Кяшфуль асрар» (умер в 730 году);
21. Шейх Хафизуддин АбдуллАх ибн Ахмад ан-Насафи, автор книги «аль-Кянз» (умер в 701 году);
22. Шейх Мухаммад ибн Абдус-Саттар аль-Кардари;
И взял Шейх Сираджуддин Умар ибн Али, известный как чтец книги «аль-Гидайя» знание ханафитского фикха от следующих шейхов:
23. Шейх Акмалуддин Мухаммад ибн Махмуд аль-Баберти, автора книги «аль-Иная» (умер в 796 году);
24. Шейх Кавваму ддин Мухаммад аль-Кяки, автор книги «Миираджу ддирая» (умер в 749 году);
25. Шейх Хусейн ас-Сагнаки, автор книги «ан-Нихая» (умер в 711 году);
26. Шейх Хафизуддин аль-Кябир Мухаммад ибн Мухаммад ибн Насруль Бухари (умер в 693 году);
27. Шейх Мухаммад ибн Абдус-Саттар аль-Кардари (умер в 642 году);
28. Шейх Али ибн Абу Бакр аль-Маргинани, автор книги «аль-Гидая» (умер в 593 году);
29. Шейх Наджм Абу Хафс Умар ан-Насафи (умер в 527 году);
30. Шейхи Фахрул-Ислам аль-Баздави и Садруль-Ислам аль-Баздави;
Первый умер в 482 году и взял знание ханафитского фикха от следующих шейхов:
31. Шейх Шамсуль Аимма ас-Сарахси (умер в 483 году), комментатор книги «ас-Сияруль Кябир», а также автор 30-томника «аль-Мабсут»;
32. Шейх Шамсуль Аимма аль-Хальваи (умер в 448 году);
33. Шейх Хусейн ибн Худр ан-Насафи (умер в 424 году);
34. Шейх Мухаммад ибнуль Фадль аль-Бухари (умер в 381 году);
35. Шейх АбдуллАх ибн Мухаммад аль-Хариси (умер в 340 году);
36. Шейх Мухаммад ибн Ахмад ибн Хафс (умер в 264 году);
37. Шейх Абу Хафс аль-Кябир (умер в 217 году);
38. Имам Мухаммад убн Хасан аш-Шайбани, один из двух великих сподвижников имама Абу Ханифы (умер в 189 году );
И взял шейх Садруль Ислам аль-Баздави (умер в 493 году) знание фикха ханафи от следующих шейхов:
39. Шейх Исмаил ибн Абдул-Садик;
40. Шейх Абдуль-Керим аль-Баздави (умер в 390 году);
41. Имам пути Истины Абу Мансур аль-Матуриди (умер в 333 году);
42. Шейх Абу Бакр Ахмад аль-Джаузджани;
43. Шейх Абу Сулейман Муса ибн Сулейман аль-Джаузджани;
44. Имам Мухаммад ибн Хасан аш-Шайбани (умер в 189 году);
45. Имам мазхаба Абу Ханифа ан-Нуаман (умер в 150 году);
46. Имам Хаммад ибн Аби Сулейман (умер в 120 году);
47. Имам Имам Ибрахим ибн Язид ан-Нахаи (умер в 95 году);
48. Имам Алькама ибн Кайс (умер в 62 году), Имам аль-Асвад ибн Язид (умер в 75 году), Имам Абу Абдур-Рахман ибн Хубайиб ас-Сулями (умер в 74 году);
Затем первые двое взяли знание фикха от великого сподвижника Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует:
49. АбдулллАха ибн Масуда (умер в 32 году)
Что касается ас-Суллями, то он взял знание фикха от Сайидины Али ибн Аби Толиба (погиб шахидом в 40 году). И взяли имамы Али ибн Толиб и АбдуллАх ибн Масуд знание фикха от Господина первых и последних Печати Пророков Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует.
Мухаммад Захид аль-Кавсари (1296-1371 х/1878-1952 м).
Имам, аль-Алляма, шейх Мухаммад Захид ибн Хасан аль-Кавсари аль-Ханафи аль-Ашари ан-Накшубанди — ученик и соратник Мустафа-паши Сабри (последнего шейха аль-Ислам Османского давлята) и большой ханафитский ученый своего времени, которого шейх Мухаммад Абу Захра (1315-1394 х/1898-1974 м) охарактеризовал как «муджадида» (обновителя) 14-го века.
Он учился у своего отца, известного знатока Корана и Хадисов, Ибрахима аль-Хакки (ум. 1345 х), а также у шейха Зайна аль-Абидина аль-Алсуни (ум. 1336 х), шейха Мухаммада Халиса аш-Ширвани, Аль-Хасана аль-Азтува` и и многих других. Когда халифат пал из-за интриг сионистов, ваххабитов и младотурков, аль-Кавсари перебрался в Каир, затем в Шам, позднее вернулся обратно в Каир, где и провел всю оставшуюся жизнь, и где такие шейхи, как Абдуль-Фаттах Абу Гудда и Абдуллах аль-Гумари стали его учениками.
Обновители религии [или те, кто возрождал её], согласно ахль ас-сунна:
1-ое столетие: Умар ибн Абдуль-Азиз (62-101);
2-ое: Абу Ханифа (80-150), Ибн Малик (93-179), аш-Шафиъи (150-204);
3-е: Ахмад ибн Ханбаль (164-241), Абуль-Хасан аль-Ашъари (260-324);
4-ое: аль-Хаким ан-Нисабури (321-405);
5-ое: аль-Байхакы (384-458), аль-Газали (450-505);
6-ое: Фахруд-Дин ар-Рази (544-606);
7-ое: ан-Навави (631-676), Ибн Дакык аль-Ид (?-702);
8-ое: Такыйуд-Дин ас-Субки (683-756), аль-Булькыни (724-805);
9-ое: аль-Аскалани (773-852), ас-Суюты (849-911);
10-ое: аш-Шаърани (898-973);
11-ое: аль-Фарукы ас-Сирхинди (971-1034);
12-ое: Ибн Алави аль-Хаддад (1046-1132);
13-ое: Халид аль-Багдади (1193-1242);
14-ое: аль-Каусари (ум. 1371)
Ъисам Муса Хади, ученик Албани, в своей книге «Мухаддис века, Мухаммад Насруддин Албани, как я его знал» на стр. 66-67 привел, что он сказал Албани, что при всех отклонениях и имеющихся расхождениях с Ахмадом аль-Гумари не может не признать, что его (Ахмада аль-Гумари) знания в хадисе обширнее чем у Ахмада Шакира. На что Албани сказал, что чему удивляться, если познания Захида аль-Кавсари были более обширнее чем у них обоих.
يقول عصام موسى هادي تلميذ الالباني في كتابه (( محدث العصر الامام محمد ناصر الدين الالباني كما عرفته)) ص66-67مانصه:
((قلت للشيخ -اي الالباني- يا شيخنا اظن ان احمد بن الصديق الغماري رغم انحرافاته اوسع اطلاعا في الحديث من أحمد شاكر ، فاني اراه يستحضر للاحاديث من الشواهد والمصادر والنقول الشيء الكثير بل تراه في ابحاثه كما في » فتح الملك العلي» مع اختلافنا معه يأنتي بنقول يتعجب الواحد فيها من شدة استحضاره مما يدل على سعة في الاطلاع.
قال شيخنا: من يقول هذا؟ قلت: أنا ، قال: كيف لو رأيت زاهدا الكوثري فهو أوسع اطلاعا منهما.
Имам Захид аль-Кавсари об имаме Шафии
«Так же имам Шафиии, алим Мекки, отправился в Медину, что бы учиться у имама Малика, и прослушал Мувату. После возвращения в Багдад из Йемена в 184 г. он учился фикху у Мухаммада ибн аль-Хасана и прошел с ним такие книги, которые не прошeл никто другой. Так же обучался у Юсуфа ибн Халида и у других учеников Абу Ханифы. Это было объединением ираской и медискиой школы в фикхе. Затем составил свой мазхаб «кадим», а после переезда в Египет составил мазхаб «джадид». И заполнилось бытие его книгами и книгами его учеников».
Макалят кавсария стр. 99 «Дар ас-Салям»
Так же Захид Кавсари говорит о 4 имамах: «Эти имамы(Абу Ханифа, Малик, Шафии, Ахмад) были как одна семья в служении шариату Аллаха» там же стр.100.
Захид аль-Кавсари — ученый, гордость потомков
Человек сотворен таким, что ему приятно ощущать свою причастность к чему либо хорошему- если у нас в роду был достойный мужчина, мы ведь помним об этом. Да что там, в роду – если кто-то, оставивший о себе добрую память вышел из нашего села или вообще- нашего народа , мы испытываем чувство гордости и радости.
Беда в том, что годы оторванности от исламской традиции, шариатских знаний, жизни в обществе, где на черное говорят что оно белое, а на белое говорят «черное», все это в совокупности произвело глубокий отпечаток на сознании наших людей. Не зная своей подлинной истории, мы вынуждены слушать как нам навязывают выдавая за «национальное достоянии» откровенных грешников или вовсе неверующих. Толкаемые комплексом народа побывавшего в колониальной зависимости, отдельные деятели готовы откопать «черкесские корни» у самых пустых и темных личностей, а потом кричать об этом со всех трибун.
Любой здравомыслящий человек не может не возмутится, когда кучка идеологов спекулирует на имени его народа, пытаясь навязать ему свои взгляды. Их инсинуации привели к тому, что имена подлинных героев пребывают в забвении. Ощущая на себе часть ответственности , считаю необходимым рассказать об одном нашем, вне сомнения, выдающемся соплеменнике, озарившем своими знаниями Запад и Восток, шейхе Мухаммаде Захиде аль-Кавсари, Свете Черкессии.
Двое уроженцев Северного Кавказа путешествовали по Индии, с цель распространения даавата (исламского призыва). Узнав, что в местности, куда они прибыли, проживает крупный знаток шариатских наук, они посчитали нужным нанести ему визит. Шейх, глубокий старец, принял их у себя дома – друзья почтительно поздоровались с ним, и тот который владел арабским языком начал представляться:
— Я из Дагестана…
Шейх утвердительно кивает – эта земля ему известна. Гость продолжает, указывая рукой на своего спутника:
-А этот- черкес… Как Мухаммад Захид Кавсари.
Индиец несколько мгновений молчит, а затем медленно, словно уносясь в воспоминания, отвечает:
— Ах, Захид Кавсари… Помню его…
Так кто же этот человек, о котором знают даже в Индии, в домах где горячий и влажный воздух лениво рассекают лопасти вентиляторов и время тянется от одной чашки чая с молоком до следующей чашки, но о котором мало кто знает на родине его предков?
Родился будущий ученый в Османской Империи в 1879 году, в семье переселенцев с Кавказа. Его полное имя Мухаммада ибн Хасан аль- Кавсари аль-Ханафи аш-Шаркаси. Первым учителем мальчика стал его отец Хасан, бывший ученым Ислама и знатоком ханафитского мазхаба, которого издавна придерживались наши предки, и который легкомысленно оставили их потомки
Шейх Хасан аль-Кавсари был учеником Зияуддина Гумушханави, ученика потомка Пророка Мухаммада (салляЛлаху алейхи ва саллям) саййида Ахмада Арвади, который взял науки от имама , муфтия Османского Халифата, шейха Ибн Абидина Ханафи, по книгам которого выносятся фетвы.
Затем молодой Мухаммад Захид продолжил свое обучение у шейха Ибрахима Хакки и шейха Зайн аль-Абидина аль-Алсуни, учеников специалиста по хадису Ахмада Шакира, который был пятидесятым в цепочке передачи знаний, идущей через Ибн Мас’уда и Праведного Халифа Али (да будет доволен ими всеми Аллах) к нашему господину, Пророку Мухаммаду (салляЛЛаху алейхи ва саллям), Печати Пророков и Посланников (алейхим ссалям).
Передают, что он достиг высот в своем образовании в возрасте всего восемнадцати лет.
Что же является показателем учености человека? Его усердие в следовании приобретенным знаниям и их распространении! Вот оно, настоящее мерило! Но в наше время учеными стали считать тех, чье имя чаще можно услышать на устах людей. Доходит до того, что человек может не доверять словам Ибн Хаджара, но слепо следовать за каждым популярным в интернете студентом… А спросишь «что ты нашел в нем, что заставило выбрать его для следования?» то получишь ответ в стиле «брат, в смысле он конкретно обьясняет, его все слушают же»
Имама Кавсари все свое время посвятил написанию книг, делая особый упор на комментирование и разъяснение классических работ по акыде, хадису, фикху. Также он написал много рукописей, в которых он анализирует и опровергает убеждения сторонников нововведений, защищая позиции Приверженцев Сунны. Книги такого типа могут быть интересны только студентам, решившим углубится в эти вопросы, и хорошо знающим арабский язык. Поэтому я не привожу полный список, чтобы не утомлять читателя.. Общее число его работ по акыде, хадису, фикху и истории приближается к тридцати. Отдельно хотелось бы выделить обобщенный текст «Макъалат» и комментарии к «Аль-Асмаа’ ва аль-Сифат» Байхаки», а также «Фикх и Хадис в Землях Ирака»
У него обучался известный сирийский шейх, преподаватель университет в Эр-Рияде, Абдуль-Фаттах Абу Гудда, а также крупный специалист по хадису, Абдуллах аль-Гумари из Морокко. Современники оставили о шейхе Кавсари множество слов любви и уважения, например вот как высказался о нем выдающийся ханафитский ученый из Индии, Йусуф Бинори:
«Обладатель опыта и эрудиции, великий учитель, шейх Мухаммад Захид Кавсари! Пусть Аллах продлит его дни!»
Нам же особенно будет интересно прочесть слова его ученика, профессора Шариата в Каирском Университете, шейха Мухаммада Абу Захра:
«Он был родом с Кавказа. Это нашло отражение в его силе, стойкости… Красоте его облика и духа, в верности и глубине его мысли…»
После падения Османского Халифата, шейх переселился со своей семьей в Египет, затем в Дамаск. Позже он вернулся в Египет. Его земная жизнь закончилась в 1951 году, в Каире. Книги и ученники (например живущий в Стамбуле шейх Мухаммад Амин) оставленные им, по сей день приносят пользу мусульманам.
Просим Аллаха простить грехи Его раба, который усердствовал на Его пути. Амин.
Источник: taalib.ru