Жизнь этого великого учёного является ярким свидетельством тому, как может возвыситься человек благодаря знаниям. Бедный сирота, которому негде было ночевать, превратился в султана алимов. Так его прозвали выдающиеся ученые того времени, и под этим именем он известен в исламском мире.
Шейх-уль-Ислам Иззуддин Абу Мухаммад Абдулазиз бин Абдуссалам, прозванный за глубокие познания султаном алимов, родился в 577 или 578 году по хиджре.
Он был султаном не только ученых и своим авторитетом превзошел даже правителей исламского мира своего периода. Одно его слово могло лишить их власти, об этом свидетельствуют высказывания правителя Египта и Сирии, султана Захира Бейбарса. «Только теперь я утвердился во власти, ибо если бы он (Ибн Абдуссалам) повелел людям выполнить любую его волю, то они поспешили бы исполнить его веление», – так сказал султан Бейбарс, когда Ибн Абдуссалам покинул бренный мир.
Его отец был очень бедным человеком, поэтому еще с детства ему пришлось перенести очень много трудностей и лишений. Еще будучи ребенком он остался сиротой без дома и средств к существованию и решил отправиться в мечеть в поисках выхода из сложившейся ситуации. Известный учёный Ибн Асакир помог ему и устроил работать сторожем в мечети, за что Ибн Абдуссалам получал пропитание. В дальнейшем, заметив его безудержную тягу к изучению наук, Ибн Асакир оказывал ему всяческую моральную и материальную помощь на пути обретения знаний.
По прошествии нескольких лет благодаря своим познаниям и аскетизму никому неизвестный нищий мальчик превратился в популярного в исламском мире учёного. Правитель Египта султан Камиль, который сам был очень просвещенным в вопросах религии человеком и любил учёных, написал своему брату правителю Сирии, чтобы последний оказывал должный почет и внимание этому корифею исламских наук – Ибн Абдуссаламу, проживающему в его владениях.
Но как водится в этом мире, с достижением высоких степеней ученый подвергается испытаниям. Всевышний Аллах испытывает своего раба, и благодаря терпению и стойкости он возвеличивается над остальными. Подобное случилось и с имамом Ибн Абдуссаламом.
Козни недругов имама
Правитель Сирии султан Аль-Малик Ашраф Муса, который много слышал о глубоких познаниях и религиозности Ибн Абдуссалама, очень уважал и хвалил его. Но сколько бы султан ни просил имама посетить его во дворце, он не отвечал на его приглашения. В то время приближенными к султану были некоторые псевдоучёные, причислявшие себя к Ханбалитскому мазхабу, и с которыми он был знаком с детства. Они следовали ошибочным взглядам, но убедили султана, что находятся на правильном пути и что только их убеждения соответствуют убеждениям предыдущих имамов, и в особенности имама Ахмада бин Ханбала и его приверженцев.
Этим заблудшим людям удалось уверить султана в том, что всякий, чьи убеждения противоречат их учениям, является заблудшим и, более того, неверным (кяфир). Зная всё это, завистники, которые не взлюбили Ибн Абдуссалама, решили очернить его в глазах султана. В один из дней священного месяца Рамазан они отправились к имаму с некоторыми вопросами. Хотя имама и предупреждали об их интригах, кознях и грязных целях, он все же решил стойко перенести испытание и не стал скрывать истину.
Написав ответы на их вопросы, он вручил им письмо. Они же, зная какой гнев султана вызовет это письмо, с великой радостью поспешили к нему. В тот вечер во дворец на ужин к султану было приглашено множество известных учёных Сирии, и письмо принесли прямо на ужин. Прочитав письмо, султан пришел в ярость и при всех начал ругать великого имама. Дело дошло до того, что он назвал его кяфиром. Присутствовавшие молчали, и никто из учёных не осмелился сказать султану, что ответ Ибн Абдуссалама соответствует истине, и что они тоже придерживаются его мнения. Только один из них встал и обратился с просьбой проявлять снисходительность к имаму и простить его в этот священный месяц.
После того, как ученые покинули дворец султана, они стали обсуждать произошедшее во дворце. Известный учёный Маликитской богословско-правовой школы Ибн Хаджиб, который в свое время являлся признанным главой учёных этого мазхаба, обратился с возражением и укором к учёным и сказал: «Удивительно, что вы все, зная о том, что находитесь на истинном пути, а те отщепенцы впали в заблуждение, но, тем не менее, никто из вас не осмелился высказать это султану. А тот, кто осмелился, начал просить, чтобы султан был снисходителен к имаму и простил его. Но разве имам заблуждался, чтобы просили простить его? Ведь убеждения имама – это убеждения, которым следуете вы все, и которым следовало подавляющее большинство тех, кто был до вас!»
Домашний арест
Он был султаном не только ученых и своим авторитетом превзошел даже правителей исламского мира своего периода. Одно его слово могло лишить их власти.
После обращения Ибн Хаджиба ученые вынесли фетву, подтверждающую фетву Ибн Абдуссалама, и отправили к султану. Правитель понял ошибочность убеждений противников имама, но все же не смог простить имама за его непоколебимость и дерзость и поставил перед ним следующие условия: первое, чтобы имам не издавал более фетвы; второе, чтобы он ни с кем не встречался; третье, чтобы имам не выходил из дома.
Когда имаму рассказали об этих условиях, он очень обрадовался, так как считал, что выносящий фетвы находится на краю адской пропасти, и если бы Всевышний не обязывал обладающих знаниями разъяснять людям религию, то он никогда бы не стал издавать фетвы. Теперь же посредством указа султана Всевышний избавил его от этой ответственной работы. Известно, что имам на радостях, не найдя в доме чего-либо стоящего, подарил человеку, принёсшему эту весть, свой молитвенный коврик.
Когда султан узнал о случившемся, он был поражен и воскликнул: «Что же мне сделать с человеком, который воспринимает наказание за благо?!»
Заступничество Джамалуддина
Но недолго пришлось великому имаму находиться под домашним арестом. Через три дня после указа султана, учёный-богослов Ханафитского мазхаба Джамалуддин, прославленный своими глубокими познаниями и религиозностью, сел на мула и отправился во дворец к султану. Когда султану доложили, что его хочет видеть шейх Джамалуддин, он повелел, чтобы его ввели во дворец верхом, а сам же вышел встречать его и, несмотря на свое высокое положение, помог учёному слезть с мула.
Султан предложил ему воду, так как наступило время разговенья. Однако учёный ответил ему, что он пришёл не за этим, и обратился к султану с такими словами: «Что же произошло между тобой и Ибн Абдуссаламом? Если бы этот человек находился в Индии или на другом конце света, то султану подобало бы добиваться того, чтобы он поселился в его владениях, дабы султан и его подданные имели возможность обрести его благодать (баракат). В чьих бы владениях он ни находился, правитель той страны должен был бы гордиться тем, что в его стране проживает подобный человек».
Султан ответил, что у него есть фетвы, вынесенные Ибн Абдуссаламом, которые и явились источником всех этих распрей, и предложил шейху Джамалуддину прочитать их и вынести свое решение, а также пообещал, что последует за решением шейха. Когда шейх прочитал ответы Ибн Абдуссалама, он воскликнул: «Все, что написано в этом письме, – истина, и это убеждения мусульман, за которыми они следуют. Тот же, кто противоречит этим убеждениям, является ни кем иным, как ничего не смыслящим в религии ослом!»
Услышав такой ответ от известного учёного, султан раскаялся в содеянном и пообещал, что добьется довольства имама. Затем он снял все запреты с имама Ибн Абдуссалама, но издал указ, чтобы никто более не выносил фетв по вопросам, из-за которых возникли все эти разногласия.
Окончательная реабилитация имама
Через некоторое время султана Ашрафа посетил его старший брат Камиль, который являлся правителем Египта. Камиль сам был учёным, очень уважал учёных мужей и был в подробностях осведомлён о случившемся. Когда султан Камиль услышал от брата о решении, которое он принял, то выразил ему свое недовольство этим решением, ибо тем самым тот препятствовал разъяснению истины. Поняв ошибочность своего решения, султан Ашраф отменил его и, таким образом, благодаря стойкости имама восторжествовала истина, а противники были разоблачены.
После этого случая султан Ашраф до самой смерти с глубоким почетом и уважением относился к имаму Ибн Абдуссаламу, всегда следовал его фетвам и даже стал изучать его книги и другим советовал читать их.
Когда же султан находился при смерти, он отправил гонца к Ибн Абдуссаламу с приглашением посетить его. На этот раз имам ответил на его просьбу. Увидев имама, султан Ашраф несказанно обрадовался, поцеловал его руку и попросил у имама прощения за то, что он причинил ему много неприятностей, а также попросил прочитать за него мольбу и дать совет, от которого он получил бы пользу в Судный день. Имам ответил ему, что нет ни одной ночи, чтобы он не прощал тех, кто причиняет ему зло, ибо знает, какое великое вознаграждение ожидает прощающих. Что же касается мольбы, то он и так делает ее султану при каждом удобном случае, так как знает, что если султан будет на истинном пути, то все его подданные также будут на истинном пути. А что касается совета, то он сказал султану: «Я вижу, что ты находишься при смерти, а твои подданные погрязли в грехах. Не будет для тебя ничего лучшего, чем встретиться с Аллахом, уничтожив все эти заведения, где совершаются непристойные деяния». Султан приказал сделать это, в результате чего в Сирии были закрыты многие места, где совершалось греховное.
Но в дальнейшем имама ждало ещё множество более тяжёлых испытаний, которые он перенес с достоинством и стойкостью, благодаря чему его величие признал весь исламский мир, и не только