Шейх родился в Кашмире, 27 шавваля 1292 г. по хиджре (25 ноября 1875 г.)
Умер в Деобанде, 3 сафара 1352 г. по хиджре (27 мая 1933 г.)
«За последние пять веков исламской истории еще не было ни одной личности, подобной маулане Кашмири». Мухаммад Икбаль
Разве найдется тот, кто смог бы объяснить превосходство мауланы Анвара Шаха Кашмири лучше, чем поэт Востока Мухаммад Икбаль? Маулана Кашмири был учителем учителей и являлся олицетворением исламских знаний. Универсальное послание Ислама всегда производило на свет личностей, которые полностью посвящали себя общему делу Ислама и на протяжении всей своей жизни выполняли миссию Аллаха на Земле. Из века в век, известные мусульманские ученые использовали различные методы для того, чтобы донести послание Ислама и бороться со злом, неверием, лицемерием и притеснениями. Алимы из Деобанда могут поистине считаться теми, кто сохранял подлинное учение Ислама, полностью соответствующее Корану и хадисам; теми, кто с помощью знаний боролся со злом и гнетом.
Считалось, что с помощью знаний мусульманские сердца и разум возродятся с теми же чувствами и намерениями, которыми обладали их предшественники — истинные защитники Ислама. Продолжая защищать Ислам, Дар уль-Улюм Деобанд смог одновременно произвести на свет таких благородных ученых и исключительных мусульманских интеллектуалов, которые стали славой и честью мусульманского прошлого. Одной из таких знаменитых личностей был хазрат маулана Мухаммад Анвар Шах Кашмири.
Рассказывает муфтий Таки Усмани: «Когда мой отец слышал имя хазрата Шаха сахиба, его лицо озарялось исключительной радостью, и он вспоминал о нем с огромным уважением и любовью» («Акабир Деобанд Киа Зэй?», стр.41). Аллама Кашмири был любимцем своих учителей и учеников. Коллеги любили его, и все без исключения приходили к нему для разрешения таких академических разногласий, разбор которых был под силу только одному из самых мудрых ученых всех времен. Можно только удивляться, узнавая примеры проявления его блестящей эрудиции, феноменальной памяти и глубокого понимания религии. Такие праведники, как маулана Абдулкадир Райпури, были свидетелями его высоких качеств. «Поистине, хазрат Шах сахиб является знамением из знамений Аллаха», — говорил он («Акабири-Улама Деобанд», стр.98).
Великий исламский ученый и реформатор, живший в 14 столетии по хиджре, маулана Ашраф Али Танви говорил: «Я считаю, что одним из великих доказательств истинности Ислама является наличие мауланы Анвара Шаха Кашмири в рядах мусульманской уммы. Если бы в Исламе присутствовала хоть толика кривизны или недостатка, маулана Анвар Шах никогда бы не принял его» («Акабири-Улама Деобанд», стр.98). Если такая выдающаяся личность как хазрат Танви считает Шаха сахиба великим доказательством Ислама, то разве можно еще что-то добавить к этому? И всё же, глаза, ставшие свидетелями видения его благородной личности, никогда не забывали этого олицетворения света и знаний.
Тех, кто хоть однажды видел его, настолько переполняют чувства исламской гордости и энтузиазма, что они не могут об этом молчать, они чувствуют, что должны поведать об этом миру хотя бы в нескольких словах, нескольких предложениях. Они должны поведать другим о том, что они видели уникальное и божественное знамение Аллаха, настолько исключительное, что подобное этому никто не видел за последние пять столетий исламской истории. Так, мы обнаруживаем, что целые поколения мусульман — одно за другим — славят Шаха сахиба. Они осознали, кто он и что он сделал. Такую выдающуюся личность как он нельзя не вспоминать, а его учения, которые являются ничем иным как разъяснением Корана и хадисов, должны быть перенесены на поступки, отпечатаны на бумаге и донесены до общества. Он являл собой древо из первейших садов Ислама, был цветком из первоначального букета религии.
Создавалось ощущение, что его академические соратники были из самой ранней эпохи Ислама. Как отметил Саид Атаулла Бухари: «Караван сахабов совершал переход и оставил позади себя алламу Анвара Шаха Кашмири» («Акабири-Улама Деобанд», стр.99). Для кого, для чего его оставили? Он был великолепием первых дней Ислама, который был спасен Аллахом, чтобы обучать творения Аллаха религии и защищать Ислам от всех врагов. Если кто-то пытается дать неверную трактовку Корана, то его блистательный труд «Мушкилат-уль-Коран» уже здесь, чтобы защитить Священную Книгу. Если вдруг появляются те, кто неправильно трактует хадисы, то защитными стражами высказываний Величайшего из Посланников Аллаха (салляллаху алейхи уа салллям) служат две книги-комментария мауланы к «Сахиху аль-Бухари»: «Файд аль-Бари» на арабском и «Анвар-уль-Бари» на урду.
Его книги по исламскому праву мазхаба имама Абу Ханифы являются причиной постоянного уважения и почтения к нему в сердцах всех ханафитов. Он выразил свою преданность Печати всех Пророков (салляллаху алейхи уа саллям), написав труд «Хатимун Набиин». Он доказал всем христианам мира, что настоящими почитателями Иисуса, сына Марии, являются мусульмане и отразил притязания лжемессии из Кадиана своими книгами «Акидат-уль-Ислам фи Хаятуль Иса (алейхиссалям)» и «Ат-Тасрих би ма Таваттар фи Назуль аль-Масих».
Передает муджаддид-миллат, маулана Ашраф Али Танви: «Когда хазрат Шах сахиб приходил и садился рядом со мной, мое сердце испытывало давление, вызванное величием его знаний» («Миллати-Ислам ки Мухсин Шахсиат», стр. 185). Знания хазрата Шаха сахиба были настолько уникальны, что они впечатляли даже таких великих алимов как хазрат Танви. Маулана Хабиб-ур-Рахман Азами всегда говорил об алламе Кашмири не иначе как о передвижной библиотеке. Муфтий Таки Усмани писал: «Мой уважаемый отец часто говорил, что Аллах благословил хазрата Шаха сахиба мастерством во всех видах знаний и навыков» («Акабир Деобанд Киа Зэй?», стр.44).
Любимым занятием хазрата Шаха сахиба в течение всей его жизни было чтение, познание и исследование. Ничто земное не могло его отвлечь от этого. Читая воспоминания о его жизни, написанные людьми, находившихся рядом с ним, создается ощущение, что он провел большую часть своей жизни за чтением книг и извлечением из них знаний, как если бы ему больше нечего было делать. Однако он был не только преподавателем наук о хадисах в Дар уль-Улюм Деобанде, но также являлся руководителем всех преподавателей (садр-аль-мударрис). Он также был автором большого количества книг, активно участвовал в движении Хатми-Нубувват, служил Исламу и на политической арене, занимая официальную должность в Джамиат-уль-Улама-Хинд. Он воспитывал своих детей, двое из которых (маулана Анзар Шах Кашмири и маулана Азхар Шах Кашмири) известны тем, что последовали по стопам своего выдающегося отца.
Несмотря на большую занятость мауланы, студенты неизменно обнаруживали его за книгой. Он никогда не прикасался к книге без тахарата и всегда уважительно садился перед религиозными книгами. Аллама Кашмири чрезвычайно уважительно относился к знаниям и книгам — источникам знаний. Если в книге встречались примечания, размещенные на полях страницы, он не поворачивал книгу для их прочтения, а перемещался сам. Какое же великое уважение было у него к божественному знанию! В результате такого невероятного почтения к религиозным книгам, Аллах одарил его несравненными знаниями и исключительным пониманием вещей.
Рассказывает муфтий Мухаммад Шафии: «Однажды хазрат Шах сахиб очень сильно заболел, и его болезнь продолжалась длительный период времени. В это время во время утреннего намаза пронесся ложный слух о том, что хазрат Шах сахиб скончался. Для нас это эта новость была подобна удару молнии. Сразу после утреннего намаза мы ринулись к его дому вместе с алламой Шабиром Ахмадом Усмани. Прибыв к его дому, мы поняли, что новость о его смерти была ложной. Однако болезнь его не отпускала. Войдя в комнату хазрата, мы обнаружили его сидящим на своем молельном месте. Напротив него на подушке лежала книга, которую он изучал, наклонившись к ней из-за недостатка света. Его учеников встревожила эта сцена, поскольку чтение в таком положении могло усугубить его болезнь. Тогда аллама Шабир Ахмад Усмани сказал:
«Хазрат! Мы не можем этого понять. Неужели еще существует научный труд, который не был Вами изучен? И если такой трактат, о котором Вы не ведаете и который Вам следует изучить? Существует, что за срочная необходимость сделать это именно сейчас? Неужели нельзя отложить его до того момента, когда Вам станет лучше? Если это действительно срочно, то разве мы не здесь, в Вашем распоряжении? Вы могли бы сказать об этом одному из нас, и мы бы прочитали этот материал и передали бы Вам его содержание. Мы не можем мириться с таким усердием и трудом в таком слабом состоянии».
Некоторое время маулана Анвар Шах Кашмири смотрел добрым, невинным взглядом на алламу Шабира Ахмада Усмани, а потом ответил: «Ты прав, брат, но к книгам тоже испытывают страстное желание, что же я могу поделать с этим?» Днем и ночью хазрат Шах сахиб был настолько поглощен изучением исламских знаний, что казалось, весь этот мир не имеет к нему никакого отношения. Хазрат Шах сахиб был попросту неспособен беспокоиться по поводу земных дел» («Акабир Деобанд Киа Зэй?», стр. 43).
Аллама Кашмири не только покорил вершины мастерства во всех исламских науках, но и достиг высокого духовного уровня. Знания Шаха сахиба носили отнюдь не сухой, сугубо теоретический характер. Его внешний вид был столь прекрасен благодаря его возвышенному внутреннему состоянию. Помимо всего этого, он был преемником хазрата мауланы Рашида Ахмада Гангохи, от которого он научился наукам о хадисах и тасаввуфу. Рассказывает маулана Абдулкадир Райпури: «Однажды я зашел в мечеть Сунехри при медресе «Аминия» (в Дели) и увидел, что хазрат Шах сахиб занимается громким зикром в комнате с закрытыми дверями. Долгое время он продолжал повторять: «Аллах! Аллах! Аллах! Аллах!» Когда хазрат Шах сахиб направлялся на рынок, он накрывал свои глаза кусочком ткани, чтобы его взгляд не обратился на женщину» («Акабир Деобанд Киа Зэй?», стр.101).
Те, кто по пятницам видели, как аллама Кашмири шел из своего дома в мечеть на пятничную молитву, говорят, что эта сцена была практическим выполнением приказа Аллаха: «Фас-ау иля зикриллях» («Устремляйтесь к поминанию Аллаха»).
Его ученики рассказывали, что слова «Хасбуна-Аллах» («Нам достаточно Аллаха») всегда были на его языке. Как же повезло таким людям, как муфтий Мухаммад Шафии, маулана Мухаммад Идрис Кандехлеви, маулана Бадр Алам Мераси, маулана Саид Маназир Ахсан Гилани, маулана Юсуф Бинори, маулана Хифзур-Рахман Сеухари, муфтий Мухаммад Хасан Амритсари, маулана Асер Али Силхати и кари Мухаммад Таиб Касми, которым удалось утолить свою природную жажду к божественной мудрости из этого чудесного фонтана знаний и просвещения. Его ученики видели на практике, в его исполнении все те учения, которые были в его речах и на его уроках.
Учеником, который извлек наибольшую пользу из учений хазрата Шаха сахиба, был аллама Шабир Ахмад Усмани. Передает маулана Саид Ахмад Реда Сахиб Биджнаури: «Во время моего 16-летнего пребывания в «Маджлис Ильми» в Дабхеле (где многие годы был аллама Кашмири), я пришел к заключению, что наибольшую пользу от знаний и достоинств хазрата мауланы Кашмири получил аллама Шабир Ахмад Усмани. Маулана Шабир Ахмад Усмани обращался к Шаху сахибу по всем научным проблемам и вопросам и имел обыкновение учиться и исследовать днем и ночью».
В своих комментариях к Священному Корану («Тафсир-Усмани») и его знаменитой работе «Фатх аль-Мульхим» (комментарии к сборнику «Сахих Муслим») он многое позаимствовал из учений хазрата Шаха сахиба» («Анвар-уль-Бари», т.2, стр.234).
Маулана Анвар Шах сахиб относился с большим уважением к своим учителям, старшим и Дар уль-Улюм Деобанду. Рассказывает аллама Кашмири: «Мы приехали сюда, в Индостан, из Кашмира и увидели воплощение религии в хазрате Гангохи. После смерти хазрата Гангохи мы учились религии у Шейхуль-Хинда и хазрата Райпури. А сейчас практикование религии можно увидеть в обществе хазрата, хакима аль-умма, мауланы Ашрафа Али Танви» («Акабири-Улама Деобанд», стр.101).
Маулана Мухаммад Идрис Кандехлеви называл хазрата алламу Кашмири Имамом Зухри нашего времени. Он имел обыкновение говорить: «Память хазрата Шаха сахиба была такой острой, что если он что-то читал или слышал однажды, то это не терялось, а сохранялось и отпечатывалось в его памяти» («Акабири-Улама Деобанд», стр.91). Передает шейхуль-Ислам, маулана Шабир Ахмад Усмани: «Если бы уроженец Египта или Сирии спросил меня, видел ли я хафиза Ибн Хаджара Аль-Аскалани, шейха Такиуддина Ибн Дакика Аль-Ида и шейха Азизуддина бин Абдуссаляма, я бы ответил, что видел, потому что я видел алламу Кашмири».
Единственным отличием были разные века, в которых они жили. Если бы он жил в шестом или седьмом веке по хиджре, повествования о нем и его времени, качествах и достоинствах дошли бы до нас в той же мере (как и у вышеуказанных личностей). В тот день, когда скончался Шах сахиб, я чувствовал себя, как если бы сегодня умерли хафиз Ибн Хаджар Аль-Аскалани, шейх Такиуддин и шейх Азизуддин» («Акабири-Улама Деобанд», стр.98).
Маулана Саид Ахмад Реда Сахиб Биджнаури пишет: «Уроки по хадисам у хазрата Шаха сахиба были похожи на уроки ранних мухаддисов. Его урок начинался с разъяснения времен Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи васаллам) и далее его сподвижников и табиинов, эпохи Имамов иджтихада и великих мухаддисов и включал все доводы и суждения, сделанные по рассматриваемому вопросу учеными до настоящего дня» («Анвар-уль-Бари», т.1, стр.9).
Однажды маулана Ашраф Али Танви присутствовал на лекции алламы Кашмири. После этой лекции хазрат Танви сказал: «Каждое предложение Шаха сахиба можно обратить в книгу» («Анвар-уль-Бари», т.2, стр.235). Хазрат Танви также сказал: «Я получил столько пользы от хазрата Шаха сахиба, что уважение к нему в моем сердце занимает то же место, что и уважение к другим моим учителям, хотя я и не был его учеником» («Анвар-уль-Бари», т.2, стр.235).
Такова скромность хазрата Танви, которого при жизни называли муджаддид-миллат (великий реформатор мусульманского общества). Безусловно хазрат Шах сахиб также извлек пользу от хазрата Танви. Именно прочтение перевода Корана на язык урду, составленного мауланой Ашрафом Али Танви, воодушевило Шаха сахиба на прочтение океанов исламской литературы на этом языке.
После кончины этого великого ученого и праведника Ислама, алимы Дар уль-Улюм Деобанда стали считать себя сиротами. Они признавали, что будут отвечать на вопросы людей, но кто будет отвечать на их вопросы? Кто будет удовлетворять их жажду к знаниям? Аллама Рашид Реда Аль-Мисри называл Дар уль-Улюм Деобанд индийским Аль-Азхаром, а о хазрате Кашмири он говорил: «Я никогда не видел более выдающегося ученого, чем хазрат Шах сахиб» («Анвар-уль-Бари», т.2, стр.237). Жизнь хазрата мауланы Мухаммада Анвара Шаха сахиба Кашмири, безусловно, полна примеров и уроков для нас. Да дарует нам Аллах сил следовать за Любимцем Аллаха (саллаллаху алейхи уассалям) и за теми, кто украсил себя его прекрасным жизненным примером. Аминь.
Central-Mosque.com
Перевод: Askimam.ru
Просто как мнение :
Говорит Имам Анвар Шах Кашмири(1292-1352), в своем «Файд уль-Бари» — комментарии к «Сахиху» Имама Бухари, рахматуллахи ‘алейхима:
أما محمد بن عبد الوهاب النَّجْدِي فإنه كان رجلاً بليداً قليلَ العلمِ،
«Что касается Мухаммада Ибн ‘Абдуль-Ваххаба ан-Наджди — поистине, был он человеком глупым, и знания у него было мало.»
Введение
Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб ибн Сулейман ат-Тамими ан-Наджди (1703 – 1792 гг. по григорианскому календарю 1115 – 1206 гг. по хиджре) был основателем одноименного движения за возрождение (религии) в Аравии. Он родился и вырос в деревне Уяйна в провинции Неджд в центральной Аравии. Он дважды посещал Хиджаз (Мекку и Медину), где брал уроки у некоторых ученых, а также нанес краткий визит в Шам. В конце концов, он вернулся в Неджд и поселился сначала в Хурамале, а после этого вернулся в свой родной город Уяйну, где в 1143 году хиджры начал свою проповедь. Он призывал к чистому таухиду (единобожию) и выступал против распространения ширка среди мусульман. Амир (правитель) (области) Дир’ийя, Мухаммад ибн Сауд поддержал его в политическом и военном отношении, и вместе они (подняв восстание) взяли под контроль большую часть Аравии. Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб умер в Дир’ийе, а его потомки до сегодняшнего дня известны как «семья шейха», они в большом почете у королевской семьи саудитов. Ибн Абдуль-Ваххаб был автором ряда (научных) работ, в основном, это короткие трактаты, такие как «Китаб ат-Таухид» и «Кашф аш-Шубухат» (1).
Основные разногласия между Мухаммадом ибн Абдуль-Ваххабом и учеными Деобанда
Движение, начатое Мухаммадом ибн Абдуль-Ваххабом, обычно называют «ваххабитским». Согласно нашим исследованиям, есть три основных вопроса, в которых ученые Деобанда расходятся с идеологией Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба.
Во-первых, в вопросах акыды (вероубеждения) Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб полностью осудил и отверг богословов школы ахлюль-калям или мутакаллимов (богословов-диалектиков — то есть, опирающихся на доводы разума в своих исследованиях), несмотря на то, что он сам признавал, что эта школа была распространена в мусульманском мире (2). Особенно он нападал на благородных ученых ашаритской школы (3). Со своей стороны, ученые Деобанда являются защитниками и последователями идей ашаритской школы (4): в частности, таких великих ученых прошлого, как Ибн Асакир, аль-Байхакы, Ибн Хаджар аль-Аскаляни, аль-Куртуби, Фахруддин ар-Рази, ан-Навави, аль-Касталляни и других.
Во-вторых, ученые Деобанда осуждают посеянные Мухаммадом ибн Абдуль-Ваххабом в своих работах семена неквалифицированного (неумелого, невежественного) иджтихада. Он сам и его последователи считали себя вправе свободно толковать тексты Корана и Сунны, и выбирать того имама (мазхаба), который, по их мнению, был наиболее близок к правильному их (Корана и Сунны) пониманию (5). Ученые же Деобанда считают, что человек, который не достиг степени иджтихада (и не имеет на него права), должен прибегать к помощи ученых и не может сам выбирать (между их мнениями), основываясь на своих собственных предпочтениях и представлениях, поскольку его личные мнения (невежды, неученого) не принимаются в шариате (6).
В третьих, Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб проявил экстремизм (крайности) в некоторых вопросах. Хотя мы и согласны с тем, что такая практика как забой животных не во имя Аллаха; принесение обетов (клятв) кому-то другому, помимо Аллаха; а также обращение к умершим за помощью (считая самого умершего источником пользы и вреда) является отвратительным заблуждением, однако мы не согласны с его решением, что такие действия всегда есть «большой ширк», и мусульмане, которые повинны в них (этих действиях), автоматически становятся кафирами и мушриками (7).
Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб зашел так далеко, что утверждал, что мусульмане, виновные в подобных действиях, хуже, чем идолопоклонники времен Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)! (8) Ученые его времени осудили и опровергли этот экстремизм в его идеологии (9). Улемы Деобанда также осуждают подобные крайности и доказали, что мусульмане, повинные в таких практиках, не равны идолопоклонникам времен Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) (10).
Мнение ученых Деобанда относительно Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба
Хотя существует множество ученых, писавших о Мухаммаде ибн Абдуль-Ваххабе и его движении (11), мы сосредоточимся здесь на мнении ученых Деобанда. Большинство основных алимов Деобанда имеет негативное мнение о нем, однако, причина несколько различных взглядов на его личность и учение состоит в том, что они получали различную информацию о нем.
Подобное довольно распространено в исламской истории научной мысли – когда ученые имели разное мнение о какой-то личности, поскольку к ним поступала разная информация о нем. Для более подробной информации можно обратиться к работам Риджаля, чтобы увидеть примеры этому.
Мауляна Рашид Ахмад Гангохи
Мауляна Рашид Ахмад Гангохи пишет: «Люди называют Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба «ваххаби» (ваххабитом). Он был хорошим человеком, и я слышал, что он следовал ханбалитскому мазхабу и действовал в соответствии с хадисами. Он предостерегал людей от ширка и новшеств, однако он был грубым (жестоким) в своих действиях».
Он также пишет: «Последователи Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба известны как ваххабиты. Они имеют правильные убеждения и следуют ханбалитскому мазхабу. В их действиях есть некоторые строгости (по отношению к противникам), но он и его последователи были хорошими людьми. Те из них, кто перешел границы (дозволенного) в своих действиях, действовали по невежеству. Их убеждения одинаковы (с нашими), а разница в действиях подобна разнице между четырьмя мазхабами» (13).
Муфтий Махмуд аль-Хасан Гангохи пишет в своей (работе) «Фатава», что мауляна Рашид Ахмад Гангохи первоначально был в неведении об идеологии Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, поскольку тот был известен на (Индийском) субконтиненте как тот, кто возрождает Сунну и стремится к отказу от новшеств. Таким образом, мауляна Рашид Ахмад Гангохи пишет, что его мнение основано на том, что он слышал, поскольку мусульманину следует иметь хорошее мнение о другом мусульманине, пока не будет доказано обратное. Но через некоторое время учителя мауляны Рашида Ахмада Гангохи послали ему копию книги «Раддуль-Мухтар», написанную ученым Ибн Абидином, где опровергались убеждения Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба.
Алляма Ибн Абидин пишет: «…как это произошло в наше время с последователями Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, который появился из Неджда; они захватили контроль над двумя Священными мечетями. Они относили себя к ханбалитскому мазхабу, но считали, что лишь они являются мусульманами, а все, кто выступает против их убеждений, — многобожники. Так что, по их мнению, убийство мусульман Ахлю-с-Сунна и их ученых было дозволенным, пока Аллах Всевышний не разрушил их силу и власть» (14).
Муфтий Махмуд аль-Хасан утверждает, что если бы мауляна Рашид Ахмад Гангохи прочитал то, что алляма Ибн Абидин написал в «Раддуль-Мухтар» о Мухаммаде ибн Абдуль-Ваххабе и его движении, он, разумеется, не утверждал бы того, что он изложил в своей «Фатава».
Кроме того, ученики мауляны Рашида Ахмада Гангохи четко опровергли идеологию и действия Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба и его движения. Как будет сказано (дальше), мауляна Халиль Ахмад Сахаранпури, ученик мауляны Рашида Ахмада Гангохи, пишет в своей книге «Аль-Муханнад аля аль-Муфаннад», что он и его учителя имеют такие же взгляды на Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба и его последователей, что и алляма Ибн Абидин. С этим (мнением) были согласны и его подписали почти все основные ученые Индийского субконтинента, в том числе: Шейх аль-Хинд мауляна Махмуд аль-Хасан Деобанди; мауляна Азиз ар-Рахман; Хакимуль-Умма мауляна Ашраф Али Санави; мауляна Хабиб ар-Рахман Деобанди и другие.
Мауляна Халиль Ахмад Сахаранпури
Мауляна Халиль Ахмад Сахаранпури пишет:
«(Наше) решение относительно Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба и его последователей соответствует тому, что написал автор «Ад-Дурруль-Мухтар (Ибн Абидин)»:
«Хавариджи были жестокой группой, которая выступила против Али (радыАллаху анху) вследствие неправильного понимания, из-за которого они считали его (Али, радыАллаху анху) лжецом и неверующим; борьба с ним признавалась обязательной в соответствии с этим пониманием. Они считали дозволенным кровь и имущество мусульман и захватывали (в плен) их женщин».
Далее он (Ибн Абидин) пишет: «Правило (в отношении) их такое же, как в отношении бунтовщиков (против законного исламского правителя)», а затем он сказал: «Мы не считаем их неверующими, поскольку их действия основаны на ложном понимании».
Аш-Шами (Ибн Абидин) пишет в своем комментарии (к этим событиям): «…Как это произошло в наше время с последователями Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, который появился из Неджда; они захватили контроль над двумя Священными мечетями. Они относили себя к ханбалитскому мазхабу, но считали, что лишь они являются мусульманами, а все, кто выступает против их убеждений, многобожники. Так что, по их мнению, убийство мусульман Ахлю-с-Сунна и их ученых было дозволенным, пока Аллах Всевышний не разрушил их силу и власть»
«Затем я (мауляна Халиль) говорю: «Ни он (Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб), ни его последователи не принадлежат к нашим машейхам (наставникам) в преемственности (цепи) знаний по фикху, хадису и тасаввуфу» (15).
Важно отметить, что вышеприведенное было ответом мауляны Сахаранпури на один из двадцати шести вопросов, присланных учеными Медины. После завершения ответа ученых со всего исламского мира призвали подписать его в знак подтверждения (этой позиции). Ученые из Индии, Мекки, Медины, Каира, Дамаска и других мест подписали его и выразили одобрение по его поводу. Ответ вместе с подписями был закончен в 1325 году хиджры и назван «Аль-Муханнад аля аль-Муфаннад» (он также известен как «Ат-Тасдикат ли Даф ат-Таслибат») (16).
Двадцать четыре ученых Деобанда подписали его, что, в свою очередь, стало ответом на данный вопрос (об отношении к личности Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба). Ниже приведены имена и комментарии некоторых из них (17):
Шейх аль-Хинд, Махмуд Хасан Гангохи пишет (об ответе мауляны Халиля Сахаранпури):
«Он представил чистую правду и отвел ложные предположения от людей знания. Это наши убеждения и убеждения наших учителей…»
Мауляна Амир Хасан Ахмад Амрохи пишет:
«Это, несомненно, чистая правда. Это истина, и что остается вне истины, кроме как заблуждения? Это наши убеждения и убеждения наших учителей».
Муфтий Азиз ар-Рахман пишет:
«То, что он (мауляна Халиль) так изящно сформулировал в своем ответе, есть истина согласно моему мнению и мнению моих учителей».
Мауляна Ашраф Али Санави пишет:
«Мы подтверждаем то, что здесь записано, и вверяем дело этих лжецов Аллаху».
Муфтий Кифайятуллах пишет:
«Я просмотрел эти ответы и нашел, что они выявили правду, относительно которой не может быть никаких сомнений или неуверенности. Это мои убеждения и убеждения моих учителей…»
Мауляна Ашик Иляхи пишет:
«Я имел честь прочитать благородный трактат, который знаменитый ученый Халиль Ахмад так изящно написал в ответ на определенные вопросы. Это, несомненно, есть истина и правильное мнение. Это мои убеждения и убеждения моих учителей. Мы утверждаем это своими устами и верим в это сердцем».
Мауляна Мухаммад Яхья Сахаранпури пишет:
«Я просмотрел эти ответы и нашел, что они соответствуют действительности; это речь истины, которая (должна) приниматься каждым заблудшим и сомневающимся» (18).
В свете вышеприведенного: даже если и существуют ученые, которые поддерживают иную точку зрения, это проливает свет на принятую точку зрения (в отношении Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба и его последователей) среди ученых Деобанда.
Мауляна Анвар Шах Кашмири
Мауляна Анвар Шах Кашмири пишет: «Что касается Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба из Неджда, он, поистине, был бедным разумом человеком с малыми знаниями. Он был поспешным в вынесении решений о неверии других (мусульман). Не подобает каждому (желающему) вторгаться в пределы этой области (вынесения решения о неверии), за исключением тех, кто был усердным (ученым) и достиг высокого мастерства в отношении правил такфира и его причин» (19).
Мауляна Хусейн Ахмад Мадани
Мауляна Хусейн Ахмад Мадани пишет: «Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб появился в Неджде в 13-м веке по хиджре. Он скрывал (в себе) дурные мысли и поддерживал неправильные убеждения, вследствие которых он вел войну с мусульманами Ахлю-с-Сунна валь-Джамаа. Он старался распространить свои дурные убеждения на них (мусульман) и рассматривал их в качестве военных трофеев, а их убийство – как источник благословения и милости. Он был жесток с людьми Харамейна (двух Запретных мечетей) в частности, и с людьми Хиджаза в целом. Он плохо отзывался о благочестивых людях первого поколения. Из-за зверств, совершенных им, многие люди были вынуждены бежать на территорию священных городов Мекки и Медины, и многие из них были убиты его войсками. Иными словами, он был тираном, бунтовщиком и преступником, проливавшим кровь (мусульман)» (20).
Утверждается, что мауляна Хусейн Ахмад Мадани отказался от своего первоначального взгляда. Это основано на предполагаемом заявлении мауляны Хусейна Ахмада Мадани, которое было опубликовано в газете под названием «Заминдар» в 1925/1343 году (21). Тем не менее, после сравнения даты его предполагаемого опровержения (данного мнения) и других (его) утверждений, становится ясно, что его окончательное и единственное мнение было тем, что упоминается в «аш-Шихаб ас-Сакыб» (которое процитировано выше).
Мауляну Хусейна Ахмада Мадани спросили, изменил ли он свое мнение по поводу Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, и он ответил: «”Аш-Шихаб ас-Сакыб” была моей первой книгой, написанной для опровержения Ахмада Разы Хана. Я (в ней) лишь упомянул о секте ваххабитов для того, чтобы показать, что наши предшественники имели очень умеренный подход».
Кроме того, он пишет: «Я до сих пор придерживаюсь мнения, высказанного в этой книге, и это мнение моих предшественников».
Это заявление было датировано 1950/1370 годом, что гораздо позже, чем его предполагаемый отказ (от убеждений в отношении ваххабитов). Таким образом, ясно, что мауляна Хусейн Ахмад Мадани также разделял мнение, что Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб и его последователи не придерживались правильных убеждений (22).
Мауляна Манзур Н’умани
Мауляна Манзур Н’умани считал, что Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб и его последователи были на истине, и что обвинения, выдвинутые против них, были безосновательными. Он пишет: «После изучения его жизни, я понял, что Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб столкнулся с теми же проблемами, что и шейх Исмаил Шахид, т.е. с ложными обвинениями… Он призывал к таухиду (единственности Аллаха) и (прилагал) усилия по реформированию (уммы), заключавшиеся в джихаде мечом …» (23).
Кроме того, работа, где мауляна Манзур Н’умани выразил свое принятие (идей Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба) была одобрена мауляной Захарией Кандхляви и кари Мухаммадом Тайибом (24). С другой стороны, были и те, кто был не согласен (с его мнением) и возражал ему, например, мауляна Ахмад Биджнори.
Мауляна Ахмад Биджнори
Мауляна Ахмад Биджнори, после приведения доказательств, что существует множество различий между (мнением) салафитов и ученых Деобанда, пишет: «Уважаемый ученый Манзур Н’умани считает, что различие между (мнением) движения салафитов и ученых Деобанда состоит только в нескольких вопросах. Он также утверждает, что Шейх аль-Ислам мауляна Хусейн Ахмад Мадани отказался от своей первоначальной точки зрения относительно Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, тогда как в действительности он лишь стал отзываться о нем не столько резко».
Муфтий Махмуд Гангохи
Муфтий Махмуд Гангохи пишет: «Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб был последователем Сунны, но проявлял крайности в своих убеждениях, заявлениях и действиях. Он был человеком с очень малыми знаниями и пониманием…» (26).
Также он пишет: «Он утверждал, что следует Сунне, поэтому многие люди присоединились к нему. Тем не менее, многие его взгляды противоречат Сунне … Как только его истинная сущность стала проявляться, многие люди покинули его течение. Стало очевидным, что его целью было захватить власть, а призывы следовать Сунне были нужны, чтобы просто привлечь последователей» (27).
Как видно из приведенных выше утверждений лучших ученых Деобанда, что они придерживались негативного мнения относительно Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба. Единственная цель этого разъяснения состояла в том, чтобы развеять некоторые сомнения относительно правильной точки зрения алимов Деобанда в этом отношении, так как многие утверждали обратное тому, что было сказано выше.
Муфтий Мунтазир Заман
А Аллах Тааля знает лучше.
Мунтазир Заман, студент Даруль-Ифта, США
Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи
[1] الأعلامللزركلي،دارالعلمللملايين،ج. ٦ص. ٢٥٧
[2] قالمحمدبنعبدالوهابفيأهلالكلام: مذهبهممعكونهفاسدافينفسه،مخالفاللعقول،وهوأيضامخالفلدينالإسلام،والكتابوالرسول،وللسلفكلهم…ثممعذلكراجتبدعتهمعلىالعالموالجاهلحتىطبقتمشارقالأرضومغاربها (الدررالسنيةفىالأجوبةالنجدية،ج. ١ص. ٥٢)
[3] قالفيكتابالتوحيد: إثباتالصفاتخلافاللأشعرية (مؤلفاتالشيخالإماممحمدبنعبدالوهاب،ج. ١ص. ١٥)
[4] ليعلمأولاأنابحمداللهومشايخنارضواناللهعليهمأجمعينوجميعطائفتناوجماعتنا…متبعونللإمامالهمامأبىالحسنالأشعريوالإمامالهمامأبيمنصورالماتريديرضياللهعنهمافىالإعتقادوالأصول (المهندعلىالمفندلمولاناخليلأحمدالسهارنپوري،نفيسمنزل،ص. ٢٥-٦)
[5] قالمحمدبنعبدالوهاب: ولاخلافبينناوبينكمأنأهلالعلمإذاأجمعواوجباتباعهموأنماالشأنإذااختلفواهليجبعليأنأقبلالحقممنجاءبهوأردالمسألةإلىاللهوالرسول…أوأنتحلبعضهمبغيرحجة؟…أناعلىالأول (الدررالسنيةفىالأجوبةالنجدية،ج. ١ص. ٤٥)
[6] نقلالعلامةكمالابنالهمامعنالمشايخ: المنتقلمنمذهبإلىمذهبباجتهادوبرهانآثميستوجبالتعزيرفبلااجتهادوبرهانأولى (فتحالقدير،ج. ٧ص. ٢٥٧)
وقالمولاناخليلأحمدالسهارنپوري: لابدللرجلفيهذاالزمانأنيقلدأحدامنالأئمةالأربعةرضياللهتعالىعنهمبليجب (المهندعلىالمفندلمولاناخليلأحمدالسهارنپوري،نفيسمنزل،ص. ٣٩)
[7] قالمحمدبنعبدالوهاب: فمندعاميتاأوغائبافقالياسيديفلانأغثنيأوانصرنيأوارحمنيأواكشفعنشدتيونحوذلكفهوكافرمشركيستتابفإنتابوإلاقتل (الدررالسنيةفىالأجوبةالنجدية،ج. ١١ص. ١١)
قالمحمدبنعبدالوهاب: وأماالمسائلالأخروهي…أنيأكفرالناذرإذاأرادبنذرهالتقربلغيرالله…وأنالذبحلغيراللهكفر…فهذهالمسائلحقوأناقائلبها (الدررالسنيةفىالأجوبةالنجدية،ج. ١ص. ٣٤)
[8] قالمحمدبنعبدالوهاب: واعلمأنالمشركينفيزمانناقدزادواعلىالكفارفيزمنالنبيصلىاللهعليهوسلمبأنهميدعونالملائكةوالأولياءوالصالحينويريدينشفاعتهموالتقربإليهموإلافهممقرونبأنالأمرلله… (الدررالسنيةفىالأجوبةالنجدية،ج. ١ص. ٦٧)
[9] قالالشيخسليمانبنعبدالوهابفىالردعلىمحمدبنعبدالوهاب: منأينلكمأنالمسلمالذييشهدأنلاإلهإلااللهوأنمحمداعندهورسولهإذادعاميتاأوغائباأونذرلهأوذبحلغيراللهأوتمسحبقبرأوأخذمنترابهأنهذاهوالشركالأكبرالذيمنفعلهحبطعملهوحلمالهودمه؟! (الصواعقالإلهية،مكتبةالحقيقة،ص. ٢٠)
[10] إمدادالأحكام،ج. ١ص. ١١٨–١٣١
[11] الصواعقالالاهيةفيالردعلىالوهابيةمقالاتالكوثريص 394-395،
[12] فتاوىرشيدية،عالميمجلس،ص. ٢٩٢
[13] المصدرالسابق
[14] كماوقعفيزماننافيأتباععبدالوهابالذينخرجوامننجدوتغلبواعلىالحرمينوكانواينتحلونمذهبالحنابلة،لكنهماعتقدواأنهمهمالمسلمونوأنمنخالفاتقادهممشركون،واستباحوابذلكقتلأهلالسنةوقتلعلمائهم،حتىكسراللهشوكتهم (ردالمحتار،دارعالمالكتب،ج. ٦ص. ٤١٣)
[15] قالمولاناخليلأحمدالسهارنپوري: الحكمعندنافيهمماقالصاحبُالدرالمختار:
وخوارجوهمقوملهممنعةخرجواعليهبتأويليرونأنهعلىباطلكفرأومعصيةتوجبقتالهبتأويلهم،يستحلوندمائناوأموالناويسبوننسائناإلىأنقال: وحكمهمحكمالبغاةثمقال: وإنمالمنكفرهملكونهعنتأويلوإنكانباطلاً
وقالالشاميفيحاشيته : كماوقعفيزماننافيأتباععبدالوهابالذينخرجوامننجدوتغلبواعلىالحرمينوكانواينتحلونمذهبالحنابلةلكنهماعتقدواأنهمهمالمسلمونوأنمنخالفاعتقادهممشركونواستباحوابذلكقتلَأهلالسنةوقتلَعلمائهمحتىكسراللهشوكتهم
ثمأقول : ليسهوولاأحدمنأتباعهوشيعتهمنمشايخنافيسلسلةمنسلاسلالعلممنالفقهوالحديثوالتفسيروالتصوف (المهندعلىالمفندلمولاناخليلأحمدالسهارنپوري،نفيسمنزل،ص. ٤٢)
[16] ‘Абдаш-Шакур, «‘Акаи’дАхлю-с-Суннаваль-Джамаа», с.2, Мактабат аш-Шайх 2009/1430.
[17] Для краткости нам достаточно (нескольких) конкретных отрывков из всего текста.
[18] Ас-Сахаранпури, «аль-Муханнад ‘аля аль-Муфаннад», с.79-81, Мактабат аш-Шайх, 2009/1430.]
[19] أمامحمدبنعبدالوهابالنَّجْدِيفإنهكانرجلًابليدًاقليلَالعلمِ،فكانيتسارعإلىالحكمبالكفرولاينبغيأنيقتحمفيهذاالواديإلامنيكونمتيقِّظًامتقِنًاعارفًابوجوهالكفروأسبابِهِ (فيضالباري،دارإحياءالتراثالعربي،ج. ١ص. ٢٩٤)
[20] الشهابالثاقبصفحه 221
[21] دارالعلومديوبندلمحمدعبيداللهالأاسعديالقاسمينقلاعندعاياتمكثفةضدالشيخمحمدبنعبدالوهابلمولانامنظورالنعمانيصفحه741
وكذافتاويشيخالإسلاممدنيوهذاالتصريحقدنشرتهصحيفة“زميندار”فيعددهاالصادر 17/ مايو 1925م،ونقلهعنهاالأستاذعزيزالدينالمرادآباديفيكتابه
“أكملالبيان”الذيألفهفيالردعلىكتاب“أطيبالبيانفيردتقويةالإيمان”لصاحبهالأستاذنعيمالدينالمرادآبادي (1) أحدالعلماءالمبتدعين.
البيانالصحفيللشيخحسينأحمدالمدني:
“أريدأنأعلنصريحاًدونتلعثمأنالرأيالذيكنتقدأبديتهضدأهلنجدفي“رجومالمدنيين”وفي“الشهابالثاقب”لميكنيستندإلىكتاباتهمومؤلفاتهم،بلإنماكانيستندإلىالشائعاتوإلىأقوالمخالفيهم،لكنمؤلفاتهمالموثوقبها–وقدتناولتهابالدراسة–تدلدلالةصارخةعلىأنهملايختلفونمعأهلالسنةوالجماعةذلكالاختلافالكبيرالذييتحدثبهالناس،بلالاختلافيقتصرفيمايتعلقببعضالقضاياالفرعية،ممالايجوزأبداًتكفيرهم،أوتضليلهم،أوتفسيقهم،واللهأعلم”
(أكملالبيانص 9،نقلاعنصحيفة“زميندار”اليوميةالصادرةمن“لاهور” 17/ مايو1925م)
[22] مكتوباتشيخالإسلام 343-346/2
[23] دعاياتمكثفةضدالشيخمحمدبنعبدالوهابص 25 “أكدتليدراستيهذهأنالشيخمحمدبنعبدالوهابالنجديرحمهاللهقدواجهنفسالموقف–منالافتراءواختلاقأنواعالأكاذيبوالأراجيف–الذيواجهالشيخإسماعيلالشهيدمنالمبتدعينوالخرافيينوالقبوريينومقدسيالأضرحة (التييتخذونهامنالقصبومنالأوراقفيذكرىسيدناالحسينبنعليبنأبيطالبرضياللهعنهما) .
وبماأندعوتهإلىالتوحيدوجهودهالإصلاحيةكانتتشتملعلىالجهادبالسيفوكانأنصارهوحماتهيلقونالنجاحتلوالنجاحويفتحونالمناطقإثرالمناطق–حتىتغلبواعلىالحجازالمقدسوالحرمينالشريفينبالإضافةإلىجميعمناطقنجد–فجعلرجالالحكموالسلطانوأصحابالدولوالحكوماتالمجاورةيستشعرونمنهمالخطر،ويخافونعلىأنفسهمالدائرة،ممادفعهمإلىأنيشاركو
االذينيختلفونمعالشيخعقيدةوتفكيراًمنالمبتدعينوالخرافيينوالساجدينللقبور،فيدعايتهمالكاذبة،وفيمايثيرونحولشخصيتهودعوتهمنغباركثيفمنالمكروالدهاء،ومنأنهيستهينبشخصالرسول
(وينتقصه،ويحمالضغينةوالحقدوالعداءضدالصالحينوالأولياء،ويستحلدماءجميعأفرادالأمةالإسلاميةممنسواه.
Мауляна Манзур был одним из немногих алимов Деобанда, который одобрял взгляды Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба. Тем не менее, многие ученые Деобанда возражали против этой его позиции, например, мауляна Ахмад Биджнори. Он возражал ему во многих местах в своих комментариях к сборнику Бухари, которые называются «Авар аль-Бари».
[24] شيخمحمدبنعبدالهاباورهندستانكےعلماےحقص 135 ،ص137
[25] انوارالباري 306-311/19
[26] فتاويمحموديه 370/4
[27] فتاويمحموديه 367/4
____________________
Перевод с английского: Azan.kz
http://www.darulifta.net
Мы приводим мнение ученых Деобанда, так как Ханафитская школа фикха и хадиса в Деобанде, является самой сильной.
Нам этого достаточно, а тем, кому и этого мало, пожалуйста:
Потомок пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) аль-Алляма, имам Ибн Абидин (1198-1252 х/1784-1836 м), один из крупнейших ханафитских ученых позапрошлого века пишет в своей книге «Раддуль Мухтар аля д-Дурриль Мухтар» о последователях Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба:
مطلب في أتباع ابن عبد الوهاب الخوارج في زماننا: قوله: «ويكفرون أصحاب نبينا (صلّى الله عليه وسلّم)» علمت أن هذا غير شرط في مسمى الخوارج، بل هو بيان لمن خرجوا على سيدنا علي رضي الله تعالى عنه، والا فيكفي فيهم اعتقادهم كفر من خرجوا عليه، كما وقع في زماننا في أتباع محمد بن عبد الوهاب الذين خرجوا من نجد وتغلّبوا على الحرمين، وكانوا ينتحلون مذهب الحنابلة، لكنهم اعتقدوا أنهم هم المسلمون وأن من خالف اعتقادهم مشركون، واستباحوا بذلك قتل أهل السنّة قتل علمائهم حتى كسر الله شوكتهم وخرب بلادهم وظفر بهم عساكر المسلمين عام ثلاث وثلاثين ومائتين وألف
Важное место «О последователях ибн Абдуль-Ваххаба, хариджитах нашего времени»: «Что касается слов: («Они считали кафирами сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует»), то это не является условием для того чтобы называться хариджитами. Это разъяснение о тех, кто вышел против Али, да будет доволен им Аллах. Чтобы считаться хариджитами хватает того, что они считают кафирами (неверующими) тех, против кого они вышли, как это и произошло в наши времена с последователями Ибн Абдуль-Ваххаба ан-Наджди, который появился из Неджда и установил свой контроль над двумя священными Харамама (в Мекке и Медине). Они (последователи) имели обыкновение приписывать себя к мазхабу Ханбали, но они полагают, что только они были мусульмане и что, если кто выступает против их верований, то они мушрики (многобожники), таким образом они разрешили (сделали законным) убийство тех, кто является Ахлю-Сунна и их ученых, пока Аллаху Всевышний не разрушил их энергию и власть, и не разрушил их города и пока не получили в них победу войска мусульман в 1233 году»
[«Раддуль Мухтар аляд Дурриль Мухтар», том 4, стр. 262, глава относительно последователей ибн Абдуль-Ваххаба ан-Наджди]
Сказал великий ученый, муджаддид (обновитель религии) 14 столетия хиджры, Имам Мухаммад Захид аль-Кавсари аль-Ханафи (1296-1371 г.х.), да смилуется над ним Аллах в предисловии к книге «Табйин казб аль-муфтари»:
نقد الشيخ الكوثري رحمه الله للوهابية
يقول الامام الكوثري عن الوهابية في مقدمة كتابه «تبيين كذب المفترى» ص (18) حيث قال :»و الحشوية يقصد الوهابية اسقطها الجهل و الجمود ,ترتئي آرارء جاهلية ورثتها من نحل كانوا عليها قبل الاسلام , وولهم راجت عليهم تمويهات المموهين من الثنوية و أهل الكتاب و الصابئة, لهم تقشف يخدعون به العامة و جهالات لا يتصورها عاقل , و هم غلاظ الطباع قساة جفاة يتحينون الفرص لاحداث القلاقل, لا يظهر لهم قول الا عند ضعف الاسلام , و يستفحل أمر الالحاد مع ظهور قولهم , هكذا في جميع أدوار التاريخ, خصومتهم متوجهة نحو العقل و العلوم النظرية و كل فرقة قائمة» كلام من ذهب رحمك الله يا سيدي. وقد رد على فرقة الوهابية منذ أكثر من مائتين سنة الى يومنا هذا مئات العلماء من أهل السنّة والجماعة الأجلاء ومنهم مفتي الشافعية الشيخ أحمد بن زيني دحلان في كتابه الذي سماه «فتنة الوهابية» ويتحدث فيها كيف تسلط الوهابية على الحرمين وقتلوا الأطفال والشيوخ باسم الدين كما يحصل في زماننا هذا في بلاد مختلفة. واقرءوا كتاب «النقول الشرعية في الردّ على الوهّابية» للشيخ مصطفى بن أحمد الشطي الحنبلي، الدمشقي. طبع في إستانبول 1406 هــ . وكذلك كتاب «يهودا لا حنابلة» للشيخ الأحمدي الظواهـري شيخ الأزهـر رحمهم الله
Хашавизм (ваххабизм) — их поразило полное невежество и косность, они придерживаются джахилийских возрений, которые были унаследованы ими из до исламских верований, их отличительные признаки: им могут заткнуть рты простые школьники или последователи других конфессий как христиане, иудеи или сабеи, но присущий им (показной) «аскетизм» обманывает простой неграмотный люд и невежд. Они черствы, грубы, жестоки, всячески пользуются моментом для создания волнений и беспорядков, и они имеют слово (силу) только в тех местах, где Ислам слаб. И там где они появляются, атеизм упрочивает свои позиции. Так было на протяжении всей их истории существования. А их врагом является разум и прикладные науки.
В опровержении ваххабитам (за более чем 200 летнюю историю их существования) с самого начало их возникновения и по сей день, было написано сотни и сотни книг великими учеными суннитами (Ахлю Сунна валь Джамаа).
Из их числа муфтий шафиитов Мекки в своей книге «Вахабитская смута» пишет, как ваххабиты захватили Мекку и Медину (2 Святыни Ислама). Как убивали детей и стариков именем Ислама. Подобно тому, как это происходит и в наше время в различных странах.
Также прочитайте книгу Шейха Мустафы ибн Ахмада аш-Шатти аль-Ханбали ад-Димашки «Шариатские доводы в отпор ваххабитам» напечатанную в Стамбуле 1406 году по хиджре. Также книгу «Как иудеи, но не как ханбалиты», автор Шейх аль-Ахмади аз-Завахири, 1348 год хиджры.
[аль-Кавсари, «Мукъаддимат, Табйин казб аль-муфтари», стр. 18]
Сказал аль-Алляма, шейх Джамил Сыдки аз-Захави (1279-1354 х/1863-1936 м), да смилуется над ним Аллах, в своей книге «аль-Фаджр ас-садык»:
قال العلامة جميل صدقي الزهاوي الذي واكب مسيرة الوهابية، يقول: الوهابية فرقة منسوبة إلى محمد بن عبد الوعاب، و ابتداء ظهور محمد هذا كان سنة 1143 هـ. و إنما اشتهر أمره بعد الخمسين فأظهر عقيدته الزائفة في نجد و ساعده على إظهارها محمد بن سعود أمير الدرعية بلاد مسيلمة الكذاب مجبرا أهلها على متابعة ابن عبد الوهاب هذا، فتابعوه، و ما زال ينخدع له في هذا الأمر حي بعد حي من احياء العرب حتى عمت فتنته، و كبرت شهرته و استفحل أمره فخافته البادية، و كان يقول للناس: (ما أدعوكم إلا إلى التوحيد، و ترك الشرك بالله تعالى في عبادته)، و كانوا يمشون خلفه حيثما مشى حتى أتسع له الملك.
«Ваххабиты – это секта, основателем которой является Мухаммад бин Абдулваххаб. Впервые он выступил со своими идеями в 1143г. (1730г.), а когда ему исполнилось пятьдесят лет, выступил с открытой агитацией в пользу своей секты. Распространение своих фальшивых идей он начал с Неджда. Его поддержал Мухаммад бин Сауд, эмир ад-Даргии, постепенно эта смута распространилась во многих арабских землях и охватила всю арабскую пустыню. Своим последователям он говорил: «Я призываю вас только к единобожию, отказу от язычества и поклонению одному Аллаху». И все они шли за ним, таким образом, постепенно он овладевал все новыми и новыми территориями».
[аз-Захави. «Аль-Фаджр ас-садык фи ар-радд галя мункири ат- тавассуль, ва аль-карамат, ва аль-хаварик». стр. 16]
Шейх Саид Абдул-Латыф Фуда сказал о ваххабитах:
لقد ظهر في هذا الزمان فرقة جديدة في مظهرها، قديمة في أصولها، لا يلتفتون إلى أحد من العلماء إلا ابن تيمية، فهم يقدسون كلامه ويدعون أنهم غير مقلدين، لأحد من المذاهب الأربعة ولا لأحد من العلماء المعلومين بالسداد والحق في الاعتقاد، ويدعون الاستقلال، وهم فعلاً لا يتبعون أحداً من هؤلاء العلماء الأجلاء، بل هم مخالفون لهم، وهم يقولون بما لا يقله واحد منهم، كل واحد منهم مذهب قائم بذاته، وهم أجهل من التيس في زريبته، وهؤلاء معطلون لعقولهم، لا ينظرون وليس فيهم أي قابلية للنظر مهما كان بسيطاً، ويحسبون أنهم على الحق المبين ويخرجون كل من خالفهم من أهل السنة، وهم أنفسهم خارجون.
ترى الواحد منهم يدعي أنه لا يأخذ أمراً من أمور الدين إلا بالدليل . وإذا سألتهم عند أصول الاستدلال تراهم أجهل من الحجارة، بل هم أيضاً ليس عندهم أي أصل من أصول العربية ولا يحترمون العلماء، وليس ذلك إلا لأنهم جاهلون . وفوق ذلك ترى الواحد منهم معتداً بنفسه وليس عنده من علم مقدار خردلة.
В наше время появилась группа людей, которая внешне, по форме своей, кажется новой, но в том, что касается основ вероубеждения, она стара. Одна из отличительных черт группы состоит в том, что эти люди практически не обращают внимания на слова кого-либо из учёных, кроме ибн Таймии, речи которого они считают чуть ли не непогрешимыми. Они заявляют, что не являются «мукаллидами» (следующими) за каким-либо «факыхом-муджтахидом», относящимся к одному из четырех известных мазхабов «фикха» (Ханафи, Малики, Шафии, Ханбали), а также о том, что не следуют за кем-либо из известных своим исповеданием истинной и правильной акыды ученых. Эти люди заявляют о независимости своего мнения от мнения авторитетных алимов. И действительно, они не следуют ни за одним из этих великих ученых и, даже более того, противоречат им, высказывая мнения, которые не озвучивал никто из этих авторитетных шейхов. Каждый из них претендует на обладание отдельным «мазхабом», независимым от других «мазхабов», несмотря на то, что люди эти могут быть порой более невежественными, чем пребывающий в загоне баран. Они отключили свой разум и не обладают способностью к анализу и размышлению, каким бы простым это размышление ни было. Однако при этом они полагают, что стоят на ясном пути Истины, и выводят из числа «Ахль Сунна» всякого, кто противоречит им. Хотя именно они и есть те, кто вышел из «Ахль Сунны». Например, часто можно наблюдать, как кто-то из них заявляет, что отказывается принять для себя то или иное предписание религии, если ему не представят доказательство (далиль), подтверждающее его законность. Однако если спросишь этого человека о правилах и основах выведения «ахкямов» с опорой на такие доказательства, понимаешь, что его невежество превосходит невежество камня. Более того, у них нет сколько-нибудь крепких основ в знании арабского языка, и они не уважают ученых. А причина всего этого в том, что они невежды. И, кроме того, можно увидеть, как человек из этой группы имеет чрезвычайно завышенное мнение о своей персоне, не обладая при этом даже знанием размером с горчичное зерно.
Родной брат Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, шейх Сулейман ибн Абдуль-Ваххаб писал в своем известном письме ему:
صفحة 31: يقول في رسالته ( و إلا فاتقوا الله و لا تلبسوا الحق بالباطل و تقيسوا الكافرين على المسلمين بآرائكم الفاسدة و مفاهيمكم الواهية )
«Так побойтесь же Аллаха и не смешивайте истину с ложью, приравнивая кафиров мусульманам вашими несостоятельными взглядами и вашими сомнительными пониманиями»
Также он говорил:
صفحة 60: يقول في رسالته ( أما في هذا عبرة لكم تكفرون عوام المسلمين ، و تستبيحون دماءهم و أموالهم ، و تجعلون بلادهم بلاد حرب
«В этом же для вас напоминание, когда вы такфирите большинство мусульман дозволяете их кровь и имущества и объявляете их города городами Дарул-Харб»
[Письмо Сулеймана, Фаслу аль-Хатаб фи радд аля Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб]
Также сказал Сулейман ибн Абдуль-Ваххаб в книге «Саваик алахийа рад аля ваххабия» которую написал против своего брата Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба:
كتاب الصواعق الألهية في الرد على الوهابية للشيخ لسليمان ابن عبد الوهاب للرد على أخيه قرن الشيطان)
صفحة 93: يقول في رسالته ( و مما يدل على بطلان مذهبكم ما روى أبو هريرة رضي الله تعالى عنه عن النبي
(ص) أنه قال ( رأس الكفر نحو المشرق ) و في رواية ( الإيمان يماني و الفتنة من ها هنا حيث يطلع قرن الشيطان ).
Из того, что указывает на ложность вашего мазхаба (ваххабия) то, что приводит Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Голова неверия со стороны востока», а также в передаче: «Вера в Йемене, а смута (фитна) отсюда, где появится рог Шайтана»
[Сулейман ибн Абдуль-Ваххаб, «Саваик алахийа рад аля ваххабия», стр 93]
В свое время муфтий ханбалитов в Мекке, шейх Мухаммад бин Абдулла ан-Наджди аль-Ханбали (ум. 1295 х/1878 г) в своей книге «Ас-Сухуб аль-вабиля аля дараих аль-ханабиля», рассказывая об отце Мухаммада бин Абдуль-Ваххаба, пишет:
قال مفتي الحنابلة بمكة المتوفى سنة ١٢٩٥ هـ الشيخ محمد بن عبد الله النجدي الحنبلي في كتابه «السحب الوابلة على ضرائح الحنابلة» في ترجمة والد محمد بن عبد الوهاب بن سليمان ما نصّه : «وهو والد محمّد صاحب الدعوة التي انتشر شررها في الافاق، لكن بينهما تباين مع أن محمدًا لم يتظاهر بالدعوة إلا بعد موت والده، وأخبرني بعض من لقيته عن بعض أهل العلم عمّن عاصر الشيخ عبد الوهاب هذا أنه كان غضبان على ولده محمد لكونه لم يرض أن يشتغل بالفقه كأسلافه وأهل جهته ويتفرس فيه أن يحدث منه أمر، فكان يقول للناس: يا ما ترون من محمد من الشر، فقدّر الله أن صار ما صار، وكذلك ابنه سليمان أخو الشيخ محمد كان منافيًا له في دعوته ورد عليه ردًا جيدا بالآيات والآثار لكون المردود عليه لا يقبل سواهما ولا يلتفت إلى كلام عالم متقدمًا أو متأخرا كائنا من كان غير الشيخ تقي الدين بن تيمية وتلميذه ابن القيم فإنه يرى كلامهما نصّا لا يقبل التأويل ويصول به على الناس وإن كان كلامهما على غير ما يفهم، وسمى الشيخ سليمان رده على أخيه «فصل الخطاب في الرد على محمّد بن عبد الوهاب» وسلّمه الله من شرّه ومكره مع تلك الصولة الهائلة التي أرعبت الأباعد، فإنه كان إذا باينه أحد ورد عليه ولم يقدر على قتله مجاهرة يرسل إليه من يغتاله في فراشه أو في السوق ليلا لقوله بتكفير من خالفه واستحلاله قتله، وقيل إن مجنونًا كان في بلدة ومن عادته أن يضرب من واجهه ولو بالسلاح، فأمر محمدٌ أن يعطى سيفًا ويدخل على أخيه الشيخ سليمان وهو في المسجد وحده، فأدخل عليه فلما رءاه الشيخ سليمان خاف منه فرمى المجنون السيف من يده وصار يقول: يا سليمان لا تخف إنك من الآمنين ويكررها مرارا، ولا شك أن هذه من الكرامات». ا.هـ.
«Он является отцом того Мухаммада, который распространил по миру свое учение, однако не следует отождествлять отца с сыном. Мухаммад не выступил со своим учением до тех пор, пока не умер его отец.
Некоторые ученые мне рассказывали, что шейх Абдуль-Ваххаб был сердит на своего сына (Мухаммада) за то, что он отказался изучать фикх, как это делали все его предки и друзья. Своим соплеменникам и прочим людям он говорил: «О (люди) то, что вы видите от Мухаммада является злом, но Аллах предписал случиться тому, что случилось».
Также и сын его Сулейман, брат шейха Мухаммада был отвергающим его призыв и опровергнул его опровержением достойным, аятами и асарами, из-за того, что опровергаемый не принимал ничего кроме них и не обращал внимания на слова ученных ни предшествующих, ни последующих кроме шейха Такъиюддина ибн Таймийи и его ученика Ибн Къайима. Он поистине видел их слова не приемлющими толкования и доводил это до людей, даже если их слова были противоположны тому, как он их понимает.
И назвал Сулейман свое опровержение на брата «Фаслул хит1аб фи ррадди `ала Мухаммадин бин Абдуль-Ваххаб» («Решающая речь в опровержении Мухаммада бин Абдуль-Ваххаба») и Аллах сохранил Сулеймана от его зла и коварства, при том, что была опасность, которая устрашала не только родственников.
Так как он (Мухаммад) если кто-то отделялся от него или выступал против и он не мог убить того открыто, он посылал того, кто его задушит в постели или на рынке ночью, из-за его такфира и дозволения убийства того, кто противоречил ему.
Cказано, что был один сумасшедший, привычка которого была бить всех кого он встречал даже оружием, и Мухаммад приказал дать ему меч и завести к его брату шейху Сулейману когда тот был один в мечети. Его завели к нему, и когда его увидел шейх Сулейман он испугался и тогда сумасшедший бросил меч из руки и стал говорить: «О Сулейман не бойся, поистине ты в безопасности». И повторял это многократно. И нет сомнения, что это из его караматов».
Cказано в комментариях авторитетного маликитского ученого Имама Ахмада ас-Сави аль-Малики (1175-1241 х/1761-1825 г) на толкование Корана «Тафсир аль-Джалалайн», в котором он говорит относительно аята: «Поистине, сатана вам враг, считайте же его врагом! Он зовет свою партию, чтобы оказаться им обитателями огня» (35:6):
إِنَّ الشَّيْطَانَ لَكُمْ عَدُوٌّ فَاتَّخِذُوهُ عَدُوًّا إِنَّمَا يَدْعُو حِزْبَهُ لِيَكُونُوا مِنْ أَصْحَابِ السَّعِيرِ (فاطر — 6 ) «وقيل هذه الآية نزلت في الخوارج الذين يحرفون تأويل الكتاب والسنة ويستحلون بذلك دماء المسلمين وأموالهم كما هو مشاهد الآن في نظائرهم، وهم فرقة بأرض الحجاز يقال لهم الوهابية يحسبون أنهم على شىء ألا انهم هم الكاذبون، استحوذ عليهم الشيطان فأنساهم ذكر الله أولئك حزب الشيطان ألا إن حزب الشيطان هم الخاسرون، نسأل الله الكريم أن يقطع دابرهم » اهـ.
В комментарии сказано, этот аят был послан о хариджитах [как предсказывание их появления], которые изменили интерпретацию Корана и Сунны, на основании чего они объявляли законным убийства и захват собственности Мусульман, то же самое теперь мы можем наблюдать в их современных копиях (двойниках); а именно, секте из Хиджаза по имени «Ваххабиты», которые думают, что они находятся на верном пути, в действительности они — лгуны. «Овладел ими сатана и заставил их забыть воспоминание об Аллахе. Они — партия сатаны. О да, поистине, партия сатаны, они — потерпевшие убыток!» (58:18-19). Мы просим Аллаха, Самого Щедрого искоренить их полностью.
[Ахмад ас-Сави, «Хашия ас-Сави аля аль-Джалалайн», том 3, стр. 255]
В начале своей книги шейх Сулейман ибн Абдуль-Ваххаб (ум. 1208 х/1793 м) перечисляет условия, которым должен соответствовать имам и настоящий мусульманский ученый, что же касается образовательного уровня своего брата, то он говорит:
يقول سليمان بن عبد الوهاب في كتابه الصواعق الإلهية في الرد على الوهابية: ابتلي الناس بمن ينتسب إلى الكتاب والسنة ويستنبط من علومهما ولا يبالي من خالفه. وإذا طلبت منه أن تعرض كلامه على أهل العلم لم يفعل بل يوجب على الناس الأخذ بقوله وبمفهومه ومن خالفه فهو عنده كافر. هذا وهو لم يكن فيه خصلة واحدة من خصال الاجتهاد، ولا والله ولا عُشر واحدة، ومع ذلك راج كلامه على كثير من الجهال
«На головы людей выпало тяжкое испытание, они последовали за человеком, связывающим себя с Кораном и Cунной, делающим из них выводы. Но если вы пригласите этого человека, чтобы он выступил перед учеными, то не дождетесь его. Он обязывает людей следовать за своими идеями, а того, кто с ним не согласен, обвиняет в неверии. Этот человек не только не способен совершать иджтихад, но даже не обладает десятой долей знаний, необходимых для этого, и при этом позволяет себе выступать перед людьми».
[«ас-Саваик аль-иляхият фи ар-радд аля аль-ваххабия», стр. 25, 26]
Алляма, кади Юсуф ибн Исмаил ан-Набхани (1265-1350 х/1849-1932 м) в книге «аль-Мадаих ан-Набавия» сказал о ваххабитах:
واعلم أن هؤلاء المفتونين يدَّعون الاجتهاد المطلق ، واستنباط الأحكام من الكتاب والسنة ، ويرفضون المذاهب الأربعة ؛ مع جهلهم المركَّب ، وفِسقِهم المحقَّق ، وتهتُّكِهم في أنواع المعاصي ؛ من الكبائر والصغائر وسائر المعاصي ، وتركِهم ما عدا الشهادتين من أركان الإسلام ؛ فلا صلاة ، ولا زكاة ، ولا حج ، ولا صيام ، ومع كونهم كالأنعام ، أو أضلَّ من الأنعام ، يَدَّعي كل واحد منهم أنه من أئمة الإسلام ، ويدعو الناس إلى الاجتهاد في الدين ؛ حتى العوامّ ، وهم مع كُلّ ذلك لا يتقَيَّدُون بالحلال والحرام ، وإنَّما دِينُهم كلام في كلام ، وصارت أحكام الدين عندهم ما خطر ببالهم ، ووافق أغراضهم ، وجرى على ألسنتهم وأقلامهم من الألفاظ المنمَّقة الملفَّقة
«Ты знай, что эти смутьяны притязают на совершенный иджтихад (мутляк) и на право извлечения решений прямо из Корана и Сунны. Они отвергают четыре мазхаба, хотя они и невежественны, но не знают о своем невежестве, их бесчестие и бесстыдство очевидны в грехах разного рода, будь то большие или маленькие. Они оставили все основы Ислама, кроме обеих частей шахады, у них нет ни намаза, ни закята, ни хаджа, ни поста. Они подобны животным, даже более заблудшие, чем животные, и каждый из них утверждает, что он из числа имамов в Исламе. Они призывают людей делать иджтихад в религии, даже простолюдинов. Вместе с тем, они не придерживаются строго халяла и харама, поистине их религия – это пустые разговоры. Основы религии для них – «то, что пришло им в голову и что соответствует их целям», на языке и в писанине их имеются выдуманные и разукрашенные фразы».
После этого он говорит:
فنصحي لكل المسلمين أن لا يلتفتوا إلى كلامهم ، يعتقدوا أنهم في هذا العصر من أعدى عداة الإسلام
«Мое наставление каждому мусульманину: не прислушивайтесь к их речам и будьте уверены, что они худшие враги Ислама в этом веке».
[Юсуф ан-Набхани, «аль-Мадаих ан-Набавия»; «Аль-‘Укуд аль-Люълюъйяту филь-мадаих аль-Мухаммадийя», стр. 400]
__________________________________
Источник: http://al-fatava.com/forums/index.php?showtopic=794&pid=4585&mode=threaded&show=&st=&#entry4585